Огненные ошибы и афонские искры

Прочитал тут в книге Судей о том, как Сампсон связал лисиц хвостами и запустил их на поле филистимлян  (15,4).  На церковнославянском это звучит: «связа ошиб к ошибу, и устрои едину свещу между двума ошибом…» Слово написано через омегу ударение на первом слоге. В словаре протоиерея Г. Дьяченко. Это слово написано через «о» и ударение на втором слоге, причем ссылка только на книгу Судей. Как же писать и произносить. Начал лазить по разным источникам, в которых было возможно и невозможно отыскать что-то на эту тему. Залез даже в двухтомный дореволюционный словарь «Ошиба» я не нашел, но взгляд мой случайно упал на обитель «Отрада и Утешение» основанное М.В. Орловой-Давыдовой в селе Щеглярьеве, в Московской губернии. Видно, любопытство двинуло дальше. Найти ничего не удавалось, потом выяснилось, что усадьба теперь называется Щеглятьево, но обитель была не там, а поблизости, в селе Добрыниха. За Домодедово уже ближе к  Чехову. И история его весьма примечательная, хотя бы по  масштабу забвения. Щеглярьево перешло к известному Владимиру Петровичу Орлову-Давыдову (1809-1887), значительное время проведшем на Афоне и  собравшем немало ценнейших рукописей. После возвращений служил в МИДе. Его дочь Графиня Мария Владимировна, фрейлина императрицы Марии Федоровны в Добрыниховской пустыни создала церковную общину и в 1893 году построила храм в честь иконы «Отрада и Утешение. Сообщается, что икону она привезла в 1893 году с Афона. Более того, без какого либо объяснения, кто привез, и где была написана. Сохранилась ли неизвестно. В 1894 году обратилась к Московскому митрополиту Сергию (Ляпидевскому) с просьбой организовать женскую общину, сестры которой носили бы   «одежду крестьянского покроя для сохранения простоты и свободы  служения ближнему» и готовы были «во всякое время дня и ночи на служение многоразличным нуждам больных и бедных и сирот окрестного крестьянского населения». В 1904 году митрополитом  Московским и Коломенским был освящен прекрасный Успенский собор обители по образу кремлевского собора. К 1913 году в обители проживало 130 монахинь и послушниц. В 1916 году обитель получила 41,5 тысячу рублей дохода, а расходы составили 9 тысяч рублей. Но пришла революция.  Общину пришлось переделать в   трудовую, потом в совхоз во главе с местным комитетом. Интересно, что в общине нашла приют княгиня П.А. Ширинская Шихматова (не знаю в какой степени  родства, она была по отношению  к иеросхимонаху Аниките (Ширинскому - Шихматову), афонскому подвижнику) и другие «враги» советской власти. Артель работала весьма успешно, по мнению краеведа Г.Ф. Гарина «благодаря коллективистским принципам, сложившимся со времени основания общины на основе монастырского устава». В 1925 году игуменью, священника 13 монахинь исключили из артели, понятное дело, по политическим причинам. Успешная работа артели оказалась маловажной – главной стала идеологическая борьба Затем артель закрыта, в 29 закрыт удивительный храм, в игуменью не посадили, просто выслали, видимо, по причине  возраста. Она умерла на свободе в 1931 году. В 1934 году в монастыре устроили психиатрическую лечебницу. В 1930 году Павла Александровна Ширинская-Шихматова была арестована и отправлена  в Серпухов И т.д., дальнейшая ее судьба неизвестна В те же места отправилась и монахиня-генеральша Языкова. Тут все ясно.
Неудивительно все-таки такое немыслимое забвение этого места, где помещица стали игуменью монастыря, растратила значительно количество средств на создание и поддержание этой общины милосердия, которая умудрилась работать успешно и в советское время, как артели. Причем успешно работали и «буржуи» и 2контрорревоционеры». Видимо, немало подобных мест в России, поэтому и забылось.  Меня удивила  другое
 Афон посылал и посылает по миру множество своих искорок,  из которых может разгореться пламя, никого не обжигающее, не наносящее урона, пламя молитвы Приехал на  Афон граф  Орлов-Давыдов и одна такая капля упала в российскую почву близ Домодедово и была потушена, как казалось, в 30-ые годы прошлого столетия. Но, удалось ли ее потушить? Или вновь  засветиться негасимый  необжигающий, нетварный огонь Афонской горы, огонь молитвы?


Рецензии