Прочитал тут в книге Судей о том, как Сампсон связал лисиц хвостами и запустил их на поле филистимлян (15,4). На церковнославянском это звучит: «связа ошиб к ошибу, и устрои едину свещу между двума ошибом…» Слово написано через омегу ударение на первом слоге. В словаре протоиерея Г. Дьяченко. Это слово написано через «о» и ударение на втором слоге, причем ссылка только на книгу Судей. Как же писать и произносить. Начал лазить по разным источникам, в которых было возможно и невозможно отыскать что-то на эту тему. Залез даже в двухтомный дореволюционный словарь «Ошиба» я не нашел, но взгляд мой случайно упал на обитель «Отрада и Утешение» основанное М.В. Орловой-Давыдовой в селе Щеглярьеве, в Московской губернии. Видно, любопытство двинуло дальше. Найти ничего не удавалось, потом выяснилось, что усадьба теперь называется Щеглятьево, но обитель была не там, а поблизости, в селе Добрыниха. За Домодедово уже ближе к Чехову. И история его весьма примечательная, хотя бы по масштабу забвения. Щеглярьево перешло к известному Владимиру Петровичу Орлову-Давыдову (1809-1887), значительное время проведшем на Афоне и собравшем немало ценнейших рукописей. После возвращений служил в МИДе. Его дочь Графиня Мария Владимировна, фрейлина императрицы Марии Федоровны в Добрыниховской пустыни создала церковную общину и в 1893 году построила храм в честь иконы «Отрада и Утешение. Сообщается, что икону она привезла в 1893 году с Афона. Более того, без какого либо объяснения, кто привез, и где была написана. Сохранилась ли неизвестно. В 1894 году обратилась к Московскому митрополиту Сергию (Ляпидевскому) с просьбой организовать женскую общину, сестры которой носили бы «одежду крестьянского покроя для сохранения простоты и свободы служения ближнему» и готовы были «во всякое время дня и ночи на служение многоразличным нуждам больных и бедных и сирот окрестного крестьянского населения». В 1904 году митрополитом Московским и Коломенским был освящен прекрасный Успенский собор обители по образу кремлевского собора. К 1913 году в обители проживало 130 монахинь и послушниц. В 1916 году обитель получила 41,5 тысячу рублей дохода, а расходы составили 9 тысяч рублей. Но пришла революция. Общину пришлось переделать в трудовую, потом в совхоз во главе с местным комитетом. Интересно, что в общине нашла приют княгиня П.А. Ширинская Шихматова (не знаю в какой степени родства, она была по отношению к иеросхимонаху Аниките (Ширинскому - Шихматову), афонскому подвижнику) и другие «враги» советской власти. Артель работала весьма успешно, по мнению краеведа Г.Ф. Гарина «благодаря коллективистским принципам, сложившимся со времени основания общины на основе монастырского устава». В 1925 году игуменью, священника 13 монахинь исключили из артели, понятное дело, по политическим причинам. Успешная работа артели оказалась маловажной – главной стала идеологическая борьба Затем артель закрыта, в 29 закрыт удивительный храм, в игуменью не посадили, просто выслали, видимо, по причине возраста. Она умерла на свободе в 1931 году. В 1934 году в монастыре устроили психиатрическую лечебницу. В 1930 году Павла Александровна Ширинская-Шихматова была арестована и отправлена в Серпухов И т.д., дальнейшая ее судьба неизвестна В те же места отправилась и монахиня-генеральша Языкова. Тут все ясно.
Неудивительно все-таки такое немыслимое забвение этого места, где помещица стали игуменью монастыря, растратила значительно количество средств на создание и поддержание этой общины милосердия, которая умудрилась работать успешно и в советское время, как артели. Причем успешно работали и «буржуи» и 2контрорревоционеры». Видимо, немало подобных мест в России, поэтому и забылось. Меня удивила другое
Афон посылал и посылает по миру множество своих искорок, из которых может разгореться пламя, никого не обжигающее, не наносящее урона, пламя молитвы Приехал на Афон граф Орлов-Давыдов и одна такая капля упала в российскую почву близ Домодедово и была потушена, как казалось, в 30-ые годы прошлого столетия. Но, удалось ли ее потушить? Или вновь засветиться негасимый необжигающий, нетварный огонь Афонской горы, огонь молитвы?
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.