Владимир Высоцкий, как проявление Бога

Поэтический текст – особый вариант сохранения культурного кода

Владимир Высоцкий, как проявление Бога или кто такой гений, дающий культурный (эволюционный) код народу и немного о спорте.

Поэт и Бог – сравнение уместно.

Есть поэты, вмещающие в свою поэзию жизнь всего человечества, а значит, жизнь, выстраиваемую Богом. Это может звучать парадоксально и вызывать недоумение у читателей, но тогда им стоит задуматься над тем, кому служат опекаемые государствами архиереи, раввины, муфтии и другие представители земной религиозной иерархии.

Поэт выше, часто много выше, носителей религии.  Один из таких поэтов, вместивших в себя всю жизнь человечества, несомненно, Владимир Высоцкий. Он очень точно описал перспективы, определил оси координат, заболевшей партхозноменклатурой, страны.

Культура решает две крайне важные для народа, для его кода, для национальной идеи задачи: поддерживает статику общества с помощью сохранения и воспроизведения традиций, и обеспечивает его динамику с помощью творческих инноваций. То есть культура обеспечивает обратную связь со средой при сохранении исторической памяти. Эта сторона культуры направлена на развитие народа, на его эволюцию. Другая сторона культуры, получившая название массовой, призвана стереть историческую память всех народов, сделать из каждого члена общества потребителя, и объединить индивидуальных потребителей по ритму жизни, формам социального поведения нужным мировой власти в тот или иной момент. Какова тенденция продолжающейся перестройки в России? ЕГЭ, которое уже разрушило традиционную русскую педагогику, похоронив воспитательные функции, никто отменять не собирается. О воспитание, в связи с началом СВО, вспомнили, но всё внимание сфокусировано лишь на детях, а само управление воспитанием предписано лишь одному департаменту Министерства просвещения, что ограничивает всеобщность воспитания лишь до воспитания в системе образования, что при наличии ЕГЭ теряет всякий смысл. Следовательно, из системы образования какой-либо культурный код исключён.  Следовательно, ЕГЭ в системе образования призвана уничтожать традицию и внедрять массовую культуру начиная со школы. У учителей, у врачей, у работников культуры, особенно связанных с её традиционными музейными, патриотическими гранями, состоялось мнение, что вся современная жизнь превращена в «шабашку». А эти профессии дают основу государству.

В связи с этим, наверное, нужно искать пути сохранения культурного кода страны, выработанного нашими предками. Но, кому и для чего это нужно? Наверное, низовому чиновничеству для всплеска энтузиазма в массах по тому или иному поводу. Но низовое чиновничество никаких решений не принимает. Для этой народной массы, что «Вера. Царь. Отечество», что «ЕГЭ», всё одно – служба. А верхам, поиск своего нового кода для страны, при наличии заимствований в других странах принципов образования, культуры, здравоохранения, науки, пенсионной системы, абсолютно не нужен, как и возрождение традиционного кода. Да и каков он?

На обломках СССР только один человек, депутат ГД РФ 4-х созывов, доктор физико-математических наук С.С. Сулакшин выдвинул и обосновал идею кода России словами: «Россия должна быть и должна быть всегда!». Он же предложил новый проект Конституции РФ, в который была включена эта идея, ибо если в конституции страны нет никакой идеологии, то о каком коде страны может идти речь.
               
 То есть верхи не хотят никаких изменений для страны в лучшую сторону, хотя, запросто могут запустить в действие ещё один национальный проект по выработки кода идентичности и т.д. России. Но, это ничего не изменит. И что делать?
   
 Есть такие люди, такие имена, такие поэты, ради которых, полезно бросить все дела и поразмыслить над своей собственной жизнью. Над тем, кто я, кто мы? 
Вся «забота» со стороны мировых элит о прочем человечестве всегда была направлена на то, чтобы быть в готовности мобилизовать его на бой, на труд, где и угробить, а затем пафосно произнести: «Вечная память… безымянный народ».
Попробуйте изменить этот порядок, и вас сразу обвинят во всех смертных грехах. А может это Бог? Может быть, для кого-то, обязательно должен быть народ, как козёл отпущения. Ведь и Владимир Высоцкий нащупал именно этот парадокс в своём стихотворении: «В заповеднике, вот в каком забыл, жил да был козёл, роги длинные…». А чтобы он, народ этот, в своём заповеднике, не задумывался над своей участью, его и заставляют работать, работать. А что ещё делать с народом, не сумевшим удержаться в райском саду?

Поразмыслить стоит, даже несмотря на то, что в основу жизни всего человечества поставлен быт, потребление, «золотой телец» и «золотой мешок», как писал Ф.М. Достоевский, сравнивая евреев и русских в молитвенных словах. Евреи молятся «золотому тельцу», на уровне веры, а русские «золотому мешку» на уровне куража, все прочие - последователи. Конечно, приспосабливаться к быту необходимо, но не нужно быть жертвой быта.
Эх, Матушка Россия! Одну грань твоей жизни объясняют идеологи. Эти за быт, а все грани - поэты. Эти за Дух, за Родину. Слушать надо поэтов.

Например, если бы современные российские спортсмены слушали и читали В.С. Высоцкого, у них бы, по-прежнему, была Родина, был флаг, был гимн и спортивная форма с символикой России, а не страны «приписки» к спорту. Разве не так? Поэт, в своей спортивной лирике, говорил ровно об этом.

Допустим, что в период жизни В. Высоцкого культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, но её качество было очень высоким.  Агитация и пропаганда были за дух советского народа, а не за потребление.

Высоцкий был и остаётся большой частью общей мировой культуры, но своей страны. Он продолжатель развития её духа, её кода. Он за Родину. Для него и спортивная и военная, и любовная, и криминальная тематика – это За Родину. Но, вся его лирика, как опыт прошлого, времени настоящего - устремлена в будущее. Увы, эту последовательность нынешние идеологи пытаются искоренить, забыть, заболтать и загнать весь народ в безвременье потребления.

В чём это проявляется. У русского народа, вместившего в себя все народы, проживающие на территории России, трудно найти общую для всех грань жизни, которую бы можно было назвать – счастливой. Это не новость. Об этом писали и пишут буквально все литераторы. Есть мнение, что, например, русские писатели привели процветающую страну - Самодержавную Россию к духовному распаду и социально-демографическому вырождению всех общественных групп от дворянства до крестьянства. Следовательно, всех этих Салтыковых-Щедриных, Грибоедовых, Достоевских, Чеховых, Толстых и прочую чепуховую литературу надо срочно сдать в макулатуру для духовного возрождения.  Мысль не нова, но есть проблема с её реализацией: по мере течения времени, просто вредные писатели - стали врагами народа, затем диссидентами, затем иноагентами и конца и края не видно, но они всё равно пишут и пишут об одном и том же. Может быть, это одни и те же писатели и кто их тогда оценивает? А главный вопрос в том, почему всё человечество радуется именно их мыслям или, уже не радуется никаким? Чёрт его знает. Пока ясно одно, что решётки для яиц, картонная тара, в России не может дёшево стоить, так как производится из сданных в макулатуру многотомников Ефремова, всех Толстых, Пушкина, Лермонтова, Мельникова-Печёрского, Горького, само-собой Ленина с Марксом и т.д.
   
А что читать, из современной литературы, чтобы расти над собой. Возьмём отстраненно любой современный литературный конкурс, в жюри которого входят мудрейшие, умнейшие, добрейшие и, если совмещают литературный труд с чиновничьей должностью, ещё и честнейшие люди. Пусть они светила из столицы или даже из двух столиц. Они принимают на конкурс литературные труды и на своих интимных собраниях отбирают самые гениальные тексты, как показатель для творческого равнения другим писателям. И что они могут выбрать? Всё тот же быт, всё тех же жертв быта. Всю ту же безнадёгу прошлого, либо будущего. Не верите, читайте труды победителей.

Почему так? Возьмём, для примера, спорт. Почему о всех россиянах пишут, как о жертвах быта? Современная идеология имеет только одну грань – грань потребления. Идеологи потребления, те, что за быт, по-прежнему, внушают, что участие в Олимпийских играх российских спортсменов – есть благо для России, пусть и с запретом исполнения гимна страны и поднятия флага, – это, всё равно, благо для её спортсменов, чей спортивный век короток, а алчные желания огромны. Поэты, современные поэты, тут же, объяснили, что-благо-то оно благо, но для чьих спортсменов? Один спортивный обозреватель, даже предрёк (оказался прав), что скоро российским спортсменам вообще откажут в участии на Олимпийских играх, ибо, прыгать они могут и за другие страны. Он так и сказал: «Все люди мира, все прыгают». И точно, сегодня многие бывшие российские спортсмены «прыгают» за все страны, кроме России, а Россию уже не пускают даже на многочисленные чемпионаты мира по всем видам спорта. Прыгайте без гимна и без флага, вам ведь всё равно, как и куда прыгать.

Владимир Высоцкий никогда не был за быт, он его высмеивал, а значит предвидел будущее. Наше современное место в спорте, через призму его стихотворений, предрекаемое ещё в середине ХХ века:

«Разбег, толчок… И стыдно подниматься:
Во рту опилки, слёзы из-под век, -
На рубеже проклятом два двенадцать
Мне планка преградила путь наверх….

Разбег толчок… Свидетели паденья
Свистят и тянут за ноги ко дну.
Мне тренер мой сказал без сожаленья:
«Да ты же, парень прыгаешь в длину!»…

Надо просто правильно понимать стихи. Надо уточнять! Если вам всё равно как прыгать: за страну – в высоту, или так просто – в длину, то вы всё равно допрыгаетесь.

Поэты всегда видят Родину в целом, без отрыва от всего человечества, и переживают за неё! Вот в чём истина, вот в чём код русского народа. Каждая отдельная грань жизни русского народа – это страдание. Только страдание. Но, если охватить все грани жизни русского человека, то это радость. Но, кто способен увидеть себя сверху. Для этого нужен масштаб мышления, стратегический масштаб. Для этого человек должен стать взрослым. А как им стать в современном мире, в котором мало того, что всё оценивается, даже дух, в количественном измерении, так ещё и насаждается компетенция, как благо каждого, которое должно нахлобучить юношу и девушку сразу после сдачи ими ЕГЭ. Каково? И куда мы с этим «величием» мысли придём? 
    
   Верный родной земле В.С. Высоцкий, как и А.С. Пушкин, М.Ю.  Лермонтов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок … писал и жил по законам бессмертия. Он видели все грани цивилизации, жизни, человечества.

Пока Высоцкий был жив, конечно, быт цеплял его, больно его кусал, но вот он умер и уже ничего не сдерживает его поэтическую свободу для народа и для Бога.
Откуда он – Владимир Семёнович Высоцкий? Почему народ его знает и хранит его стихи, слушает его песни, а труды его современников сдаёт в макулатуру. Не верите, пунктов сбора макулатуры полно. Сходите, проверьте.
 
Высоцкий – это продолжение человеческой эволюции, а значит, он Богом послан. За какими поэтами следом он пришёл?  За Есениным, за Маяковским. 
 
Маяковский, Есенин в 1917 году писали стихи – молитвы о новой жизни. Они её призывали, отвергая жизнь старую. Он создавали нового человека.

Сергей Есенин состязался с Иисусом Христом в создании нового, советского, человека. Это была его сверхзадача и народ её прекрасно понимал, распевая его стихи, как песни, и даже хулиганя его стихами.

Маяковский не отставал от него и в молитвенных стихах и в хулиганских:

Лежу на чужой жене,
Одеяло прилипло к жопе,
Штампую кадры советской стране
На зло буржуазной Европе…

Разве сегодня мы не возвращаемся к этим судьбоносным стихам, пытаясь прекратить вымирание населения России. А другие стихи Маяковского, например,

«Мускул свой,
Дыханье и тело,
Тренируй с пользой
Для военного дела»,

звучат, как код народа.   
   
Эти поэты, действительно, создали нового, советского, человека, и среди этого народа, поэта – Владимира Семёновича Высоцкого.
 
С кем состязался Высоцкий всю свою жизнь, кого создавал, и чем он занимался, как поэт, если высота Христа была уже, если не покорена, то оспорена?
Оттепель 1960–х годов дала повод для новых молитв. Советский человек перестал молиться, а без молитв мир гибнет!

Высоцкий – это автор новых молитв для народа. Он не трогал советскую власть, не критиковал её. Смысл? Любая власть не вечна, а её носители, часто, вообще никому не интересны, и исчезают со сцены жизни сразу после её утраты. Другое дело народ. Народ вечен.

Как Маяковский и Есенин, Высоцкий умел заглядывать и в прошлое и в будущее. Высоцкий восхищался прошлым советского человека, и ужасался будущему. Высоцкий состязался со временем, будучи его текущим моментом – равновесием между прошлым и будущим. Он был всеохватен.

Его стихи, вроде бы, об уходящем советском человеке, об уходящем времени большой, важной, тревожной советской эпохи, и приходе чего-то невнятного, полоумного, диковатого, но они о ВЕЧНОМ.

По сути, Высоцкий, предвидя перспективы советского человека – неудавшуюся попытку творения будущего без духа, без бога, под общим руководством «золотого тельца» и «золотого мешка», пытался успеть развоплотить этого человека обратно, хоть и в ущербного в мелочах, но в нормального, молящегося, большого, взрослого человека. 

Его стихи – это восхищение прошлым, созданным Маяковским, Есениным, и досада от того, что этого нового человека, стали тыкать мордой в такое дерьмо, как воровство, тотальное воровство и ложь:

Что за дом такой,
Как барак чумной
А народишко,
Каждый третий вор…   
       
Человечество должно было вновь осознать, что есть она -  божественная, поэтическая вечность. Есть, если оторваться от быта:

Детям вечно досаден
Их возраст и быт –
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

А вот если быт победил, если все стали грамотными потребителями, то есть ли у поэзии, живописи, литературы, музыки – вечность?  Нет. Только отдельные грани жизни, тоска и страдания. Жертвы быта, бесконечно борющиеся за своё тело, как за товар, бесконечно покупающие себе новые игрушки и ради этого, готовые идти, даже, на бой, на труд. Но, без духа, это всё чепуха.
   
Потребление – это культура абсолютного подчинения «золотому тельцу» и «золотому мешку». Это только страдание, причём чем выше вскарабкался по этой иерархии, тем больше страдание.
А если ты подчинён и подотчётен только Богу, как Высоцкий, то что с тобой делать? 

Если верить в Бога, то вечность есть, а если верить в быт, то её нет.
Поэты – это проводники информации бога. Поэтому, как и другие проводники его идей, действий, они не меняются в своём отношении к быту, как к прикладной жизненной необходимости. Их ведёт рука провидения. Ранее с этой рукой народы соотносили своё движение к богу по пути эволюции. А сегодня с чем и кем народы соотносят свой путь?

Меняются условия и среда существования поэтов. Если Радищев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, да, в общем-то, все литераторы мира, вплоть до ХХI мешали жизни мировых элит, мешали их безмятежному потреблению, мешали их быту, то, кому они мешают нынче? Вопрос не праздный.

Вопрос не в том, что мешали, вопрос шире: А почему мешали? Ведь связка: поэт и царь, поэт и король, поэт и президент, генсек и поэт - почти божественна. Те, кто находился на вершине власти, во время жизни В.С. Высоцкого, ещё чувствовали свою ответственность перед Богом и старались прилично выглядеть хотя бы в глазах народа, как настоящие божьи помазанники. Они ещё боялись своих неправедных поступков и правды сказанной о них.

Владимир Семёнович Высоцкий был последним поэтом, завершившим эпоху величия власти в ликах русских и мировых поэтов. Поэты остались богоизбранными, а вот власть измельчала до полного равнодушия ко всему, и к богу в первую очередь.
Кто сегодня может представить связку: канцлер и поэт, президент и поэт, губернатор и поэт? Не говоря уже о министрах культуры, просвещения и пр…. А это именно то, о чём Высоцкий досадовал весь свой короткий век, подводя итог целой человеческой эпохе, эпохе СССР, эпохе ХХ века, той эпохе, когда власть всё ещё считалась данной богом, и поэт был выше власти, ибо был наделён божьей искрой.

Все в масках, в париках – все как один,-
Кто - сказочен, а кто литературен…
Сосед мой слева – грустный арлекин,
Другой – палач, а каждый третий – дурень.

Один – себя старался обелить,
Другой – лицо скрывает от огласки,
А кто- уже не в силах отличить
Своё лицо от неприметной маски. 

Я в хор вступаю, хохоча, -
И всё-таки мне неспокойно с ними:
А вдруг кому-то маска палача
понравится – и он её не снимет? 

Мировые элиты, чиновники и политики, перестала стремиться к духовному росту, перестала верить в бога. Всё что их нынче интересует – это быт, деньги и делёж ресурсов.  Представить в современном мире связку: Екатерина II и Вольтер, Николай I и Пушкин, Сталин и Симонов, Брежнев и Высоцкий, невозможно. Пусть это было иногда комично, чаще страшно, но это были равновеликие фигуры в понимании самой власти, в её быту.

Конечно, все люди мира, все прыгают, и став выборными единицами, нынешние вожди уже не верят в божественное начало своей власти.  А если исходить из строк Высоцкого, что «А каждый третий – дурень», они, в общем-то, ни во что не верят. Нынешним вождям всё равно, в каких стихах и в какой прозе информация о них поступает к Богу!  Вожди перестали быть богоизбранными, перестали верить в это сами, что очень плохо, но их перестали считать богоизбранными и другие, что ещё хуже. А значит, они так… типа «дерьмо собачье», «отродье дьявольское».

Высоцкий был последний поэт ушедшей эпохи, ещё верящий в бога и в людей. Но поэт не может не верить, он от Бога, он дан Богом, и он писал:

«Свободный ли, тугой ли пояс – мне-то что!
Я пули в лоб не удостоюсь – не за что!
Я весь прозрачный, как раскрытое окно,
И неприметный, как льняное плотно...

Высоцкий… последний поэт, завершивший эпоху, начатую А.С. Пушкиным и Лермонтовым..., продолженную Есениным, Маяковским, и вот Владимир Семёнович Высоцкий! Всё!

Но, перспективы есть. Поэт не может просто сойти со сцены и унести с собой человечество. Человечество обязано развиваться. Господь велел трудиться.  Высоцкий написал для современных поэтов:

Я кричал: «Вы что ж там, оболдели? -
Уронили шахматный престиж?» -
Мне сказали в нашем спортотделе:
«Ага, прекрасно – ты и защитишь!...».

Мы редко обращаемся к истории страны, народа, мира, как к уже заложенному в каждого из нас Коду. Но, христиане верят во второе сошествие Христа. С чего бы? Зачем это сошествие потребителям, а по какой-то, дьявольской магии, основные потребители, именно, христиане.

Пройдите шаг за шагом историю Человека, описанную в мифах космических и переведённую поэтом Владимиром Семёновичем Высоцким на понятный язык. То есть, оттолкнитесь от обратного. Обычно, внимательный читатель, стихотворный текст, с поэтического языка, переводит на язык документов, а вы поступите наоборот: отдельные грани жизни, описанные Высоцким, соедините в полную, цельную жизнь, в которой всё что делает Человек, он делает для того, чтобы видеть себя … ЦЕЛОГО. Вы постигните радость осознанной жизни.

Дело, в общем-то, за малым – «спортивный отдел» должен наделить нацию мотивацией! Наделить интересом и мотивацией к жизни, несмотря на то, что черти из других отделов проворней. А человечество, для своего спасения, родит нового поэта, одухотворённого богом!


Рецензии
С интересом прочёл,пусть даже Вашего в публикации больше,чем творчества Высоцкого.Мы ведь обсуждаем его творчество,да и то по прошествии десятков лет.

Саша Немиров   08.04.2025 20:18     Заявить о нарушении
"Прихожу домой с работы, рашпиль ставлю у стены. Вдруг в окно мелькает кто - то из постели от жены! Кто таков, я вопрошаю. А она мне отвечает дух святой ...
Вот так Высоцкий ОПИСАл не порочное зачатие! Это же смешно утврждать, что Высоцкий как и Пушкин были верующими!
Выбий всю глупость религиозную из своей головы Сергей Минутин!

Николай Павлов Юрьевский   27.05.2025 18:27   Заявить о нарушении