Жизнь в ожиданиях

Мы ранее уже обращались к теме работы дофаминовой системы в организме человека. Узнали интересные факты, влияющие на процесс выработки гормона счастья. Ну а теперь подойдем к той же проблеме только несколько с другой стороны. Поскольку дофамин является мотиватором жизнедеятельности человека, то, понятно, почему в научном мире проводилось огромное множество наблюдений, исследований, изысканий на эту тему.
                Выяснились интересные тонкости. К примеру, сотрудникам сообщили, что по итогам некоторой работы руководством кампании планируется выплата премии. Сама премия только планируется и окончательное решение  не принято, сроки выплаты еще не установлены, равно как и размер поощрения. Между тем выброс дофамина имел место быть. Что же получается? Оказывается, гормон счастья отвечает не только за саму награду, но так же за ее ожидание.
                Вы скажете: «Ну и что? Какая разница, когда у меня начинается выработка дофамина? Главное что она идет полным ходом». Стоп! Вот здесь и начинаются сложности. Дело в том, что для людей удовольствие заключается, по большому счету, уже в ожидании удовольствия. С точки зрения физиологии сама награда вообщем-то уже не важна. Если вы страшно голодны и, возвращаясь домой, точно уверены, что вас там непременно накормят вкусно и сытно, то удовольствие не в насыщении организма, а в отменном аппетите. Это понимание исключительно важно.
                На самом деле чрезвычайно сложно работать с процессом ожидания. Особенно трудно приходится тем, кто когда-то пристрастился к пагубным привычкам. Я имею в виду подобные ситуации. К примеру, некий бывший алкоголик, что называется «завязал» с пьянством. Он долго злоупотреблял алкоголем и вот несколько лет назад с огромным трудом отказался. Семья переехала в другой район города, сомнительные «дружки» остались в прошлом. Однако волею судьбы он опять оказывается в прежнем месте, где много лет пил. Те синапсы, которые за продолжительное время запоев невольно обучились сигнализировать организму обо всем, что связано с употреблением алкоголя, радостно возбудились. От предвкушения происходит, как мы ранее установили, выброс дофамина - и волна желания получить то самое сомнительное удовольствие буквально накрывает несчастного.
                В лаборатории Шульца было доказано, что уровень получения гормона счастья зависит от двух параметров:
-   от размера ожидаемой награды;
-   от неопределенности ее получения. Это как раз тот самый случай, когда награда может быть, а может не быть. Уже само ожидание ответа сопровождается выбросом, именно в это время наблюдается «пик предвкушения».
                А как же с удовольствием от игромании? И опять нам отвечают ученые. Изучив тайны Лас-Вегаса, они пришли к выводу: сама игра не провоцирует дофаминовое ожидание. В данном случае срабатывает поведенческое манипулирование: игрок присутствует в некоем оживленном, разухабистом спектакле, замешанном на практически бесплатном алкоголе. Со всех сторон призывы сыграть, уверения на успех. И клиент, что называется «поплыл». Весь сценарий тонко отработан. Положение усугубляется искажением реальной оценки на успех. Дофамин взыграл, провоцируя игрока раз за разом повторять попытки обрести удачу.
                Отсрочка в получение награды играет значимую роль. У нетерпеливых людей заметно снижается выработка гормона в зависимости от продолжительности ожидания.
                Хотя дофаминовая система одинакова у всех видов живых существ, у человека она обрела новое свойство – мы способны откладывать получение удовольствия на невероятно продолжительный срок. Мы умеем включать дофаминовую радость, когда награда нас догонит уже после кончины: наши дети получат хорошее наследство, гарантия загробного рая. В действительности, пока не известны механизмы, которые срабатывают в наших головах. Разве хоть одно животное станет откладывать удовольствие на потом? А мы, люди, всю жизнь живем в ожиданиях. 


Рецензии