Дорогу осилит идущий XI

 
Единство и борьба противоположностей



 
                "Чтобы вывести какое- либо умозаключение
                относительно естественных явлений  - нужны
                факты и размышления над ними."
                Р.А.Грегори
 
               
 

                Обратился к теме, связанной с верой, поскольку, именно в период священного для мусульман месяца рамазан (рамадан), в период мусульманского поста (ораза) часто сталкиваюсь с невежеством и нежеланием служителей культа (имамов, мулл, наставников, учеников) прислушиваться к историческим фактам, достижениям науки, логике и здравому смыслу. Во-первых, стереотипное мышление, связанное с системой подготовки служителей культа в Казахстане, приводит к тому, что им легче твердить, что Бог есть и Он всё сущее и во всём есть «рука Бога», чем пытаться объяснить и убедить возможных последователей в существовании Бога на основании логики и знаний, ниспосланных им Книг,  например, на основе самого Корана. Да, именно в Коране даны доказательства существования Бога с точки зрения логики и здравого смысла и там же есть очевидные противоречия, которые ставят под сомнение Его существование. Такое ощущение, что закон единства и борьбы противоположностей действует и в духовном мире и распространяется на всех, включая Создателя. Если коротко и примитивно пояснить суть диалектического закона, всё в единстве и борьбе противоположностей: день и ночь, белое и чёрное, лето и зима, зло и добро и т.д. до бесконечности. И одно без другого не может быть и одно с другим борется.
            Во-вторых,  обо всём по порядку, прежде всего о своём отношении к религии и вере, что само по себе для меня разные понятия и смыслы. Исходя из нынешнего состояния человеческой цивилизации и науки, есть явления и факты, которые необъяснимы ни с точки зрения науки, ни с точки зрения логики и здравого смысла. Следовательно, на данном этапе отрицать наличие какой – то высшей силы непознанной нами, это значит отрицать очевидное. Неважно, как люди это называют Природа, Всевышний, Создатель, Бог, Тенгри, Аллах, Кудай, Христос, Будда и т.д. Такая сила есть и человечество пока не в силах стопроцентно доказать её существование или опровергнуть, значит у него, у человечества есть право верить или не верить, и право называть эту силу так, как ему угодно и как это сложилась. А высший здравый принцип самого человека должен быть в том, что он признаёт в равной степени право людей на свободу совести. Я лично придерживаюсь этого принципа, кстати, который исповедовали мои предки из глубин тысячелетия и большинство до ныне. Как говорили казахи: «Неважно во что ты веришь, главное в том, с чем ты пришёл в мой дом, с добром или злом». В третьих, я верю, что при всей неоднозначности фигуры Пророка Мухаммеда, наоборот даже то, что это была очень противоречивая личность, по моему пониманию и логике,  доказывает,  что он был избран. Коран был Мухаммеду ниспослан, и это действительно величайшая Книга. Это я принимаю, понимаю и признаю, исходя из того, что я сам понял, читая Коран (к сожалению, в переводе, не владею арабским) и слушая Его художественное чтение на арабском и читая другие ниспосланные Книги. Другой вопрос, что я убежден и в том, что в Коране очень много субъективного фактора влияния человека и это объективные исторические, осознанные и неосознанные воздействия тех или иных лиц, начиная с Пророка Мухаммеда. Никто наверно не будет отрицать, что все они обычные люди, хотя во многом гениальные.  Люди, как известно, без изъянов (в многогранном понимании этого слова) не бывают, такова их суть, как вам удобнее Природа или сущность с момента сотворения.   В – четвёртых, почему я различаю веру и религию, опять же это моё личное убеждения, я так мыслю и  к этому пришёл самостоятельно. Вера - это твоё внутреннее состояние души, твоя глубочайшая убеждённость, основанная на знаниях, опыте, генной памяти, воспитании, на характере и менталитете, психологии и философии твоих жизненных установок. Коротко об этом говорят, что «иман» внутри тебя, это очень глубокие, личные вещи, это  правда о себе самом. Признаюсь честно, я ещё не достиг этого уровня, чувствую, что ещё способен, мягко говоря, на то, что можно не простить, я грешен и мне это нравится на данном этапе жизни. Религия - это творение рук человеческих, это величайшие творения Человечества, но на ней и печать человечества и не всегда она, как бы выразить одним словом, «человечна по сути». В этом легко убедиться – она вся в истории нашей цивилизации и её не отретушируешь, она такая как она есть, в ней много всего и святого, и грешного, и белого, и чёрного, она вся как земной путь человека и, конечно, её роль бесценна, поскольку в ней уроки для человечества. Но однозначно в ней нет непогрешимости, чтобы признать её полным и безоговорочным произведением Бога. А посему у человека всегда есть выбор, и главное не осуждать за тот или иной выбор. Вот так вкратце я изложил свою позицию, чтобы читатель понимал мои умозаключения и рассуждения, зная, что я из себя представляю, думаю, это немаловажно. Это даст возможность вам критически и прагматически относиться и ко мне и к тому что я пишу, и к себе и даст возможность не углубляться в тему, если вы считаете неприемлемой мою позицию, так будет честнее. Порой бывает необходимо не искушать себя, чтобы не навредить, не все и не всегда хотят слышать то, о чём предполагают, но не хотят быть в этом уверенными.
               Итак, как же Коран подтверждает существование Бога? Сура Аль – Анбия (Пророки), аят 30: «Неужели не знают неверные, что единым целым были небеса и земля, и что разъединили Мы их, и всё живое из воды сотворили». В седьмом веке, откуда мог кто-либо знать, что клетка человеческого организма на 80% состоит из воды. Не могло это быть ведомо и Мухаммеду, который, как известно, не мог ни читать, ни писать.
             Раз уж мы начали с Суры о создании всего живого, обратимся к Корану по вопросу зарождения жизни человека. Сура Ал Му минун (Верующие), аят 12 – 14: «Мы сотворили человека из глиняной сути. Затем Мы превратили его в каплю и поместили в надлежащее место, прочно укоренив. Затем Мы превратили каплю в алак (пиявку), подвешенную вещь и кровяной сгусток. После чего Мы превратили алак в мудга (пережёванная масса)». Существуют разные переводы этой Суры, но целом схожие, мне понравился этот перевод, не знаю чей он, нашёл в интернете, при желании можно сопоставить с другими, хотя думаю нет необходимости. Современные знания развития человеческого эмбриона действительно доказывают, что на определённой стадии развития эмбрион похож на подвешенную пиявку. А также напоминает кровяной сгусток, так как на этой стадии содержит много крови. Далее он действительно становится похож на разжёванную массу, в связи с происходящими процессами развития эмбриона. И это установили с помощью микроскопа. Не думаю, что Пророк имел такой прибор или обладал каким-то сверхъестественным зрением. Хотя нужно признать, что во втором веке нашей эры был такой римский учёный Клавдий Гален Пергамский, который описал четыре стадии развития плода. Но откуда мог, тогда ещё не являясь Пророком, Мухаммед знать о трудах К. Галена Пергамского, тем более прочитать их?  Ведь человечество в 1667 году, тысячу лет после Пророка, считало, что мужской сперматозоид это мини - человек и попав в женскую яйцеклетку, он растёт до состояния сформировавшегося ребёнка. Один из самых авторитетных учёных в этой области профессор Кейт Мур сказал:  «Мне очевидно, что эти слова (Из этой Суры Корана, моё примечание) пришли Мухаммаду от Бога, поскольку все эти факты были обнаружены лишь через много столетий после этого. Это служит для меня доказательством того, что Мухаммад действительно был посланником Бога». Ему задали вопрос: Верите ли вы, что Коран является словом Бога? Он ответил: Я не вижу причин, мешающих это принять».
             Далее аят 32: «Неужели ли не знают они, что воздвигли Мы над ними небо кровом надёжным. И всё же не признают они знамений этих!» То, что атмосфера Земли выполняет защитные функции, без которых существование человеческой цивилизации невозможно, открыли в двадцатом веке. Кто же мог знать это в седьмом веке? Бог, более развитая цивилизация, инопланетяне, вселенский разум, опять же не важно, как мы это будем называть, для людей лучше уж Бог, который, надеюсь, любит человечество.
             Сура Аль Хадид (Железо), аят 25: «А также Мы низвели железо, в котором могучая сила и многочисленная польза для людей». Мог ли знать о неземном происхождении железа, даже самый высокообразованный по тем временам человек. Нет. И о том какую огромную пользу несёт этот металл для человечества.
               Сура Ан Наба (Весть), аят 6-7: «Разве не расстелили Мы землю ложем перед ними», «Разве Мы не возвели горы сваями для укрепления земли». Современная наука геофизика определяет роль гор как опор, которые корнями уходят вглубь земли на сотни километров. Вершина Эвереста 9 км, а вглубь уходит на 125 км. Не буду повторяться, то, до чего человечество добирается через столетия развитий, было кому – то известно изначально!
                Сура Аз Зарийат (Рассеивающие), аят 47: «Воздвигли Мы небо мощью Своею и Мы же расширяем её». В седьмом веке изучать Вселенную не было возможности, и только в двадцатом веке учёные установили, что Вселенная расширяется. Наверное, каждый понимает, что в данном тексте не тыканье пальцем в небо, а полная уверенность в том, что это так.
               Сура Аль – Анабия (Пророки), аят 33: «Именно Он сотворил ночь и день, солнце и луну. И все они плывут по небосводу по орбитам своим». Пророк Мухаммед не был астрономом, не мог он знать этого, и никто этого тогда не знал. Согласно современной астрономии солнце тоже движется, хотя мы многие века считали, что оно стоит на месте. Не зная такие вещи, не говорят, Кто вложил в уста Пророка, Тот знал.
               Сура Ан Нур (Свет), аят 40: «Или же деяния неверующих подобны мраку, в бурном море покрывает его волна, над которой густое облако, которое закрывает свет. Мрак один поверх другого. Когда он вытянет свою  руку, почти не видит её. И кому Аллах не устроил света, нет тому света!». Наука установила, что в океане есть внутренние волны, одна над другой и на глубине более 1000 метров полный мрак. Человек без специальных снаряжений не может опуститься на глубину более 70 метров. Кто же мог вытянуть руку на глубине, где мрак?
                Сура Ал Алак (Сгусток), аят 15-16: « Так нет! Если он Абу Джахль не прекратит причинять обиды Пророку. Мы схватим его за хохол (чуб) – хохол лживый грешный и выбросим в Ад». Современные научные исследования головного мозга человека показали, что лобная доля отвечает за ложь и движение. Как говорится, комментарии излишни.
                По моему пониманию, вот простые логические и вполне здравые объяснения, которые могли бы быть убедительными аргументами в проповедях священнослужителей, а не многочисленные «сказки», которые в подавляющем своём большинстве «творение рук и мозгов человеческих»  и постоянные стенания о загробном мире, о необходимости получения каждодневных «сауабов», говоря простым языком, очков, перед тем, как предстать пред ликом Всевышнего. Учёные, чтобы объяснить какое-либо историческое событие и состоявшийся факт, опираются на доказательства и источники и т.д. Нашим священнослужителям достаточно самые невероятные и невозможные вещи, противоречащие здравому смыслу, прочитать в хадисах, и они принимают это, словно собственными глазами видели. И при этом агрессивно встречают любое оппонирующее мнение.   Кроме того, они, являясь гражданами светского государства, вопреки Конституции страны, вопреки её законам устраивают как бы помягче «психолого – религиозные» эксперименты над детьми, понуждая их с раннего детства совершать религиозные обряды. Лишая их права выбора, фактически лишая их детства. Отрывая из общей детской среды, они тем самым наносят им психологическую травму. Такие дети чувствуют, что они какие-то другие, они становятся уязвимее и  отрешённее, чем их сверстники. Я ещё  не говорю о детях тех, кто исповедует ни традиционный ислам, а более радикальные его формы. Те устраивают над своими семьями религиозный диктат. Понимая кое – что в юриспруденции, считаю, что это грубейшее нравственно-психологическое насилие над детьми и полнейшее пренебрежение нравственными устоями нашего общества и грубое нарушение законодательства страны о семье и браке и закона о защите материнства и детства. Не понимаю, куда смотрит прокуратура и детский омбудсмен. Пора уже кричать – SOS!
                Теперь перейдём к теме противоречий в Коране, которые естественно не мной установлены, а учёными и богословами. А я идущий по дороге, чтобы осилить её  не могу пройти мимо каких-либо фактов, которые касаются религии и веры, потому что моя цель - пройти дорогу справедливо и прагматично, изучать всё, что касается этой темы.   
           Противоречия. Начнём с Суры Ал Бакара (Корова), аят 29: « Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле, затем занялся созданием неба и придал ему форму семи небес. Ведомо Ему всё сущее».
            Сура Ан-Назиат (Исторгающие), аят 27-30: «Вы ли прочнее созданы или небо, которое воздвиг Он, вознёс его кровлей и устроил его подобающе. Сделал Он небо темным ночью и породил рассвет, потом простёр землю ровной».
           Из Суры Корова выходит что Аллах сначала сотворил землю, потом небо, а из Суры Ан Назиат сначала небо, а потом землю. Что следует из этого, на основе элементарной логики: Если Бог может ошибаться и не помнить, что провозглашал, тогда  Бог …, выводы делайте сами. Или это вовсе не Бог, а ошибку совершили те, кто передавал эти аяты, начиная с Пророка, и так далее… Предположения могут быть различны, каждый сам сделает свои выводы, прежде всего для себя.
             Сура Ал Араф (Преграды), аят 54: «Воистину, Господь ваш – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней…», Сура Йунус, аят 3: «Воистину, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней и стал властвовать над нею, управляя ходом», также шесть дней указывается в Суре Худ, аят 7.
              Ни у кого, надеюсь, не вызывает сомнение число шесть, ниспосланное в нескольких аятах.
              Теперь же обратим внимание на Суру Фуссилат (Разъяснены), аят 9: «Скажи Мухаммад: Неужели вы веруете в Того, кто создал землю в течении двух дней, и равняете с Ним других», аят 10: «И воздвиг Он над землёй горы прочные, благоустроил её (водами, нивами и скотиной) и рапределил на ней поровну за четыре дня пропитание для страждующих», аят 12: «Завершил Он это, сотворив семь небес за два дня и внушил откровения каждому небу обязанности его».
               Думаю, что со школьной арифметикой проблем не будет, и каждый может посчитать до восьми, именно это количество дней ушло на сотворение земли и неба согласно Суре Фуссилат. Можно как угодно трактовать эти аяты, исходя из личного отношения к религии, к Корану, но факты вещь упрямая, между шестью и восьмью знак равенства не поставишь. И в седьмом веке и двадцать первом веке, цифры одни и те же. Вникаю в суть вопроса и всё больше убеждаюсь в том, что да Коран был ниспослан свыше, но люди, люди и во времена Пророка Мухаммеда и последующие столетия после Него, изрядно «трудились» над тем, что Он им передавал. Это моя сугубо личная точка зрения, и я также глубоко убеждён в том, что сам Пророк мог, что-то не так воспринять и передать. Почему? Потому что если мы хотим правильно понять и принять Всевышнего, то тогда в каждом человеке на земле заложены две стороны и оборотная сторона есть у всех, включая всех Пророков и Посланников и реальная история их жизни подтверждение моих слов, они Пророки и Посланники не потому что святые, а потому что живые люди со своими страстями и эмоциями. И то, что мы пытаемся их «равнять Богу» не даёт нам возможность их правильно понимать. А что уж говорить о других людях, которые имели отношение к запоминанию, записи и переводу и т.д. как утверждается прямого обращения Бога к людям. Я понимаю, что найдутся сотни, если не тысячи готовых обвинить меня в неуважении к этим по настоящему Великим людям, но я честен и перед собой, и перед вами, и перед Ними и прежде всего перед Создателем. Если Он посчитает нужным, Он простит меня за моё желание понять и читать, ведь Он несколько раз говорил Пророку Мухаммеду – читай, читай, читай! Я думаю, предполагая, не только то, чтобы Пророк принял, но и понимал. Ты начинаешь понимать тогда, когда читаешь и перечитываешь.
                Но вернусь к противоречиям в Коране. Обратимся к Суре Аль Кахф (Пещера), аят 86 «Шёл он пока не достиг места, где закатывается солнце, и обнаружил, что садится оно в источник мутный и горячий. Нашёл он около него людей неверных. Повелели Мы ему тогда: О Зу-л-Карнайн! Либо подвергнешь их наказанию, либо окажешь милость».
        Как нам всем известно, на данном этапе развития человечества и научных исследований солнце не опускается ни в какой источник, и люди не в состоянии находиться подле него.
               Дальше аят 90: « и прибыл наконец в место, где восходит солнце и обнаружил там народ, которому не даровали Мы никакого укрытия от лучей солнечных».
               Из этого аята следует, что земля должна быть плоской, чтобы достигнуть края земли, где восходит солнце. Как все мы понимаем, если мы, воспользовавшись современными средствами передвижения, поедем за солнцем, то со временем вернемся к месту откуда выехали. Из этого может следовать только один здравый и логический вывод, земля не плоская, поскольку мы можем двигаться по окружности. Что касается Зу-л-карнайна (Двурогий) это прозвище Александра Македонского, по мнению учёного Крачковского И.Ю., это реминисценция культа Амона с рогами у греков. Что касается Амона, то это срытый бог небес в древнем Египте, более поздние годы бог солнца Амон – Ра. Не правда ли информация к размышлению. Но давайте мы оставим каждому право на то, к каким выводам он придёт, зная в определённой степени историю, я прихожу к неутешительным для себя выводам. Не думаю, что это было ниспослано, ведь оно противоречит главному смыслу самой Книги.
                Мне же в поддержку, чтобы меня не обвинили в «плохом отношении» к Корану Сура Ан – Ниса (Женщины): аят 82: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то обнаружили бы они в нём уйму противоречий».
               То есть Всевышний призывает нас задумываться над Кораном. Я вполне могу предположить, что противоречия могли быть «вброшены» сознательно противниками Книги. Но на этом противоречия не заканчиваются, как нам известно, ислам толерантная религия и не принимает принуждения к вере, только самостоятельный и добровольный приход к Аллаху.
                Сура Ал-Бакара (Корова), аят 256: «Нет принуждения в Вере. Путь истинный уже давно отделён от ложного. Тот, кто не верует в идолов, а привержен Аллаху, уже ухватился за ветвь прочную, нервущуюся. Всеслышащий Он, Всеведущий».
              Ясно, как божий день, нет и всё, точка. Но не тут то было. Есть другие аяты, совершенно противоположные  слова и смысл.
              Убедитесь сами,  Сура Ат Тауба (Покаяние), аят 29: «Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в день Судный, кто не считает запретным то, что запретили Всевышний и Посланник Его, кто не следует Вере истинной, сражайтесь до тех пор, пока униженно не станут платить они джизйу собственноручно».
              Джизйа это подушная подать, налагаемая на не принявших ислам, как выкуп за сохранение жизни. Таким образом, можно всех загнать в ислам, но будет ли от этого польза самому исламу. Очевидно, что никакой пользы от этого нет, ведь это будет неискренняя вера, что по основным канонам веры в Аллаха не принимается, если я понимаю правильно Книгу, то это один из основных постулатов мусульманина.
               Есть и другие аяты, вот например Сура Ан Анфал (Добыча). Аят 65: «О Пророк! Воодушевляй верующих на битву с язычниками. Двадцать стойких из вас одолеют две сотни многобожников…» или Сура Мухаммад, аят 4: «Когда вступаете в сражение с теми, кто не уверовал. То рубите им головы, пока не сокрушите полностью…».
               В принципе комментировать нет необходимости. Всё перед глазами, любой может взять Коран и найти эти аяты, я лично перепроверял, в разных переводах немного звучит по - другому,  но смысл трудно исказить, всё достаточно однозначно и понятно. Если только не ставить задачу исказить содержание, исходя из исторического момента и так далее и тому подобное. Ведь мы люди, а значит будем стремиться трактовать так того требует наше понимание и отношение, я не против этого, это право каждого и он сам за это будет ответственен, как и я. Здесь не должно быть кого-то в роли судьи, это не теологический спор или научное исследование, это личное стремление разобраться и помочь другим разобраться.
              Просто в дополнение полезная информация от учёных. В ранних арабских текстах есть 26 согласных, из которых только 6 можно отличить, остальные сходны и распознаются в контексте предложения (текста Суры или аята). Только через несколько столетий после введения арабских диактрических символов была утверждена и канонизирована вокализация текста и основа чтения. Как вам такое, опять время и люди! При халифе Усмане (Османе) в 644-656 годы создан единый текст, а остальные якобы уничтожены. Уничтожали и позже, 1924 году утопили в Ниле иные варианты, выбрав текст Хафса, который Саудовская Аравия канонизировала более поздние времена, могу ошибиться, по моему, в 1956 году. В 1972 году обнаружена рукопись Саны в Йемене и она отличается от версии халифа Усмана.  Датируется от 568 до 645 года, то есть более ранними годами. Некоторые учёные пришли к выводу, что Коран в современном виде является «смесью текстов», некоторые из которых предшествуют времени Мухаммеда и тексты, которые развивались во времени. В одном из материалов, я уже писал о том, что известный исследователь, тюрколог Мурад Аджи писал о том, что древний Коран был написан куфическим письмом, то есть письмом Аршакидов, царей Парфии выходцев из Алтая тюркского происхождения и был позже переведён на арабский с созданием арабской письменности. И по его словам экземпляр такого Корана хранится в запасниках Эрмитажа в России. Я склонен верить словам учёных, поскольку у них нет корыстной цели, они говорят о фактах. В любом случае, чем замалчивать существующие проблемы и возникающие вопросы, необходимо пытаться найти на них ответы. Это, как мне видится, будет приближать нас к более правильному пониманию Бога. Фанатизм в этом вопросе не уместен. В любом случае неумение и нежелание священнослужителей принимать очевидные и доказуемые вещи, обсуждать их и искать возможные ответы, наносит исламу больше вреда, чем пользы. Я же всё ещё нахожусь в дороге и не могу сказать, что она меня привела к окончательной и незыблемой позиции. Можно сказать, что половина пути пройдена, хотя как говорят «пути господни неисповедимы» и мы не знаем, какие зигзаги ждут нас на этом пути. А теперь прощаемся, дорогие читатели, помните, место встречи изменить нельзя. Именно в единстве и борьбе противоположностей постигается истина.   
                Постскриптум. Слепое принятие канонов какой бы то не было религии, это прямой путь к фанатизму и мракобесию, всё всегда начинается с малого и приводит не только к неприятию другого мнения, но и, в конечном счёте, к агрессии по отношению к её носителям. И это обычно к добру не приводит в прямом понимании смысла этого слова. А значит, наоборот отдаляет вас от Бога. Вера это сугубо индивидуальное состояние души.
                Отказ от признания Бога только на основании логики, здравого смысла и знаний также, по моему мнению, не тот путь, который может привести к истине. Необходимо понимать, что уровень развития человечества не даёт нам основания сказать, что всему есть объяснение. Мы много не знаем и навряд ли узнаем всё. Следовательно, существует несколько вариантов возможного. Отрицание Бога может быть оборотной стороной медали, единства и борьбы противоположностей, то есть Признания Бога.   


Рецензии