О вырождении духовности

Спас на престоле в здании Лихова, 6 был написан иконописцами ПСТГУ точь в точь в одеянии святителя Тихона на иконе. При этом, ПСТГУ считает святителя Тихона своим небесным покровителем. Однако, допустимо ли изображать Христа, Бога, Царя Небесного, в облачении святителя Тихона?

В христианской иконографии существует строгая традиция, касающаяся изображения святых и божественных лиц. Иконописцы обычно следуют канонам, установленным Церковью.

Икона – не картина, а богословие в краске.

Недопустимо нарушение канонов, недопустимо использование святых образов ради заострения внимания одного кумовского кружка на их собственной вымышленной исключительности.

Или, ПСТГУ считает, что на земле Бога нет, и для иконописца, который позволил себе написать подобное изображение, Спас на престоле – это некая абстрактная концепция, сродни историческому авангардизму?

Быть может, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков, что столь громко сетовал на грузинский образ «Матерь Смирения», призывая отличать «новое» от «новенького», и утверждавший в том же интервью, что для создания нового иконописного образа необходима чистота души «ни больше ни меньше, чем у Андрея Рублёва», имеет решимость ответить – не здесь, а на Страшном суде перед Самим Царём Небесным, Спасом на престоле – за этот художественный, именно художественный образ?


2025


Рецензии