Сергей Лучишкин Шар улетел
Картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» многие искусствоведы называют самой примечательной работой мастера. Сюжет её на первый взгляд прост: воздушный шар улетел в небо и ребёнок сильно огорчился…
Сам Лучишкин через много лет напишет так: «Сюжет этой картины возник как бы изнутри от смутного чувства утраты желаемого, столь часто охватывающего нас в детстве и, увы, сопровождающего нас всю жизнь».
Вроде как печалиться пока ещё рано. Город не наступает на человека и выражение «каменные джунгли» пока не в ходу. Опять же, о репрессиях говорить тоже рановато, из окон дома на Берсеневской набережной ещё никто не выбрасывается. Но смотришь и задаёшься вопросом: почему так грустно смотреть на этот одинокий красный шар в высоком небе?
Шар улетел
Картину Сергея Лучишкина приобрёл тогдашний директор Третьяковки Игорь Грабарь. Прямо с третьей выставки «ОСТ» в 1927 году она попала в постоянную экспозицию.
Вообще такая реальность, какую изобразил художник на этой картине, для 1920-х годов не типична. Тогда в чести была станковая и монументальная живопись, исторический и историко-революционный жанр. Активно развивался авангардизм, абстракционизм, символизм, футуризм, кубизм, супрематизм. Здесь же художник предлагает зрителю реализм в чистом виде. Опять же, зажатое между домами тусклое небо символизирует не светлое будущее, к которому все стремились, а холодную равнодушную бесконечность.
Девочка, стоящая во дворе, стиснутом домами, сходящимися в перспективе, грустит об улетающем в бескрайнее пространство шарике. Ряд голых саженцев не украшает закатанную в асфальт землю. Отдельное внимание хочется уделить сценам за окнами. В одном можно рассмотреть мать с ребёнком. В другом — женщину, расчесывающую волосы. А в окне на 5-м этаже мы видим фигуру повесившегося человека.
История умалчивает, сильно ли досталось директору Третьяковки Игорю Грабарю за то, что он просмотрел самоубийцу на картине. Одно точно: с итоговой выставки «Художники РСФСР за 15 лет», проходившей в 1932 году, её сняли.
Булат Окуджава и улетевший шар
Когда готовила эту публикацию, с удивлением открыла для себя связь картины со стихами Окуджавы. Оказывается, в 1957 г. Булат Окуджава, вдохновленный картиной Сергея Лучишкина, написал одно из своих популярных стихотворений «Голубой шарик». Наверное, многие помнят эти стихи, ставшие потом песней:
Девочка плачет, шарик улетел.
Её утешают, а шарик летит.
Девушка плачет, жениха всё нет.
Её утешают, а шарик летит.
Женщина плачет: муж ушёл к другой.
Её утешают, а шарик летит.
Плачет старушка: мало пожила…
А шарик вернулся, а он голубой.
Я прожил счастливую жизнь…
Купеческий сын, коренной москвич Сергей Лучишкин прожил большую и, по-видимому, благополучную жизнь. По крайней мере, такой вывод можно сделать, прочитав его воспоминания «Я прожил счастливую жизнь».
Как и многие его коллеги по творческому цеху, рисовать любил с детства. В 1917-1923 гг. учился на курсах декламации и параллельно в Свободных художественных мастерских у Абрама Архипова (1919-1924 гг.). А затем, когда они были преобразованы во ВХУТЕМАС, у Любови Поповой, Александры Экстер и Надежды Удальцовой.
В 1922 г. на выставке в Музее живописной культуры и на «1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» (1924) показывал абстрактные композиции, выступая в рамках группы «Проекционисты». Затем отправился с ними на Первую русскую художественную выставку в Берлине и Амстердаме.
Как режиссёр руководил студией «Проекционный театр»; участвовал в постановках «Трагедия АОУ» (1923), «Заговор дураков» по пьесе Анатолия Мариенгофа (1924). Режиссировал и играл в капустниках, участвовал в представлениях, которые мы сегодня назвали бы перформансами. Даже был художником кинофильма Григория Александрова «Цирк».
Он много ездил по стране, зарабатывал заказной и оформительской работой, например, для ВСХВ. Писал панно в духе «соцреализма», в особенности на темы спорта.
Высоких наград не имел
В годы Великой Отечественной войны Лучишкин с группой художников был эвакуирован в г. Барнаул на Алтае. Там успел организовать три выставки. В Москву вернулся в 1944 году.
В послевоенное время Лучишкин под руководством Грабаря участвовал в реставрации росписей здания Академии наук СССР и старого здания МГУ им. М.В. Ломоносова на улице Моховая.
Много работал в области монументальной живописи. Его кисти принадлежит панно «Рига» для ресторана Рижского вокзала в Москве, роспись плафона гостиной Центрального Дома детей железнодорожников и др.
Совершил многочисленные зарубежные туристические поездки в ОАР, Италию, Англию, Югославию, Северную Африку, круиз вокруг Европы и др. Ездил на зимние Олимпийские игры в Гренобле в 1968 г. и Саппоро в 1972 г.
За свою долгую жизнь, а Лучишкин скончался на восемьдесят восьмом году, он не получил ни одной высокой премии. Но у него есть звание Заслуженного художника РСФСР и Орден Дружбы народов за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады в Москве в 1980 г.
Свидетельство о публикации №225032801111