Сергей Лучишкин Шар улетел

Многие посетители «Третьяковки» наверняка помнят картину «Шар улетел». Её сложно забыть. Глянешь и что-то внутри обрывается… Однако имя автора мало кто назовёт. Между тем написал её москвич Сергей Алексеевич Лучишкин, выходец из просвещённой купеческой семьи. 

Картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» многие искусствоведы называют самой примечательной работой мастера. Сюжет её на первый взгляд прост: воздушный шар улетел в небо и ребёнок сильно огорчился…

Сам Лучишкин через много лет напишет так: «Сюжет этой картины возник как бы изнутри от смутного чувства утраты желаемого, столь часто охватывающего нас в детстве и, увы, сопровождающего нас всю жизнь».

Вроде как печалиться пока ещё рано. Город не наступает на человека и выражение «каменные джунгли» пока не в ходу. Опять же, о репрессиях говорить тоже рановато, из окон дома на Берсеневской набережной ещё никто не выбрасывается. Но смотришь и задаёшься вопросом: почему так грустно смотреть на этот одинокий красный шар в высоком небе?

Шар улетел
Картину Сергея Лучишкина приобрёл тогдашний директор Третьяковки Игорь Грабарь. Прямо с третьей выставки «ОСТ» в 1927 году она попала в постоянную экспозицию.

Вообще такая реальность, какую изобразил художник на этой картине, для 1920-х годов не типична. Тогда в чести была станковая и монументальная живопись, исторический и историко-революционный жанр. Активно развивался авангардизм, абстракционизм, символизм, футуризм, кубизм, супрематизм. Здесь же художник предлагает зрителю реализм в чистом виде. Опять же, зажатое между домами тусклое небо символизирует не светлое будущее, к которому все стремились, а холодную равнодушную бесконечность.

Девочка, стоящая во дворе, стиснутом домами, сходящимися в перспективе, грустит об улетающем в бескрайнее пространство шарике. Ряд голых саженцев не украшает закатанную в асфальт землю. Отдельное внимание хочется уделить сценам за окнами. В одном можно рассмотреть мать с ребёнком. В другом — женщину, расчесывающую волосы. А в окне на 5-м этаже мы видим фигуру повесившегося человека.

История умалчивает, сильно ли досталось директору Третьяковки Игорю Грабарю за то, что он просмотрел самоубийцу на картине. Одно точно: с итоговой выставки «Художники РСФСР за 15 лет», проходившей в 1932 году, её сняли.

Булат Окуджава и улетевший шар
Когда готовила эту публикацию, с удивлением открыла для себя связь картины со стихами Окуджавы. Оказывается, в 1957 г. Булат Окуджава, вдохновленный картиной Сергея Лучишкина, написал одно из своих популярных стихотворений «Голубой шарик». Наверное, многие помнят эти стихи, ставшие потом песней:

Девочка плачет, шарик улетел.
Её утешают, а шарик летит.

Девушка плачет, жениха всё нет.
Её утешают, а шарик летит.

Женщина плачет: муж ушёл к другой.
Её утешают, а шарик летит.

Плачет старушка: мало пожила…
А шарик вернулся, а он голубой.

Я прожил счастливую жизнь…
Купеческий сын, коренной москвич Сергей Лучишкин прожил большую и, по-видимому, благополучную жизнь. По крайней мере, такой вывод можно сделать, прочитав его воспоминания «Я прожил счастливую жизнь».

Как и многие его коллеги по творческому цеху, рисовать любил с детства. В 1917-1923 гг. учился на курсах декламации и параллельно в Свободных художественных мастерских у Абрама Архипова (1919-1924 гг.). А затем, когда они были преобразованы во ВХУТЕМАС, у Любови Поповой, Александры Экстер и Надежды Удальцовой.

В 1922 г. на выставке в Музее живописной культуры и на «1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» (1924) показывал абстрактные композиции, выступая в рамках группы «Проекционисты». Затем отправился с ними на Первую русскую художественную выставку в Берлине и Амстердаме.

Как режиссёр руководил студией «Проекционный театр»; участвовал в постановках «Трагедия АОУ» (1923), «Заговор дураков» по пьесе Анатолия Мариенгофа (1924). Режиссировал и играл в капустниках, участвовал в представлениях, которые мы сегодня назвали бы перформансами. Даже был художником кинофильма Григория Александрова «Цирк».

Он много ездил по стране, зарабатывал заказной и оформительской работой, например, для ВСХВ. Писал панно в духе «соцреализма», в особенности на темы спорта.

Высоких наград не имел
В годы Великой Отечественной войны Лучишкин с группой художников был эвакуирован в г. Барнаул на Алтае. Там успел организовать три выставки. В Москву вернулся в 1944 году.

В послевоенное время Лучишкин под руководством Грабаря участвовал в реставрации росписей здания Академии наук СССР и старого здания МГУ им. М.В. Ломоносова на улице Моховая.

Много работал в области монументальной живописи. Его кисти принадлежит панно «Рига» для ресторана Рижского вокзала в Москве, роспись плафона гостиной Центрального Дома детей железнодорожников и др.

Совершил многочисленные зарубежные туристические поездки в ОАР, Италию, Англию, Югославию, Северную Африку, круиз вокруг Европы и др. Ездил на зимние Олимпийские игры в Гренобле в 1968 г. и Саппоро в 1972 г.

За свою долгую жизнь, а Лучишкин скончался на восемьдесят восьмом году, он не получил ни одной высокой премии. Но у него есть звание Заслуженного художника РСФСР и Орден Дружбы народов за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады в Москве в 1980 г.


Рецензии