Александру Строэ. Уильям Перкинс и Реформация
Александру Строэ
Введение
Уильям Перкинс жил во времена правления Елизаветы I, в период перемен
во многих сферах, но особенно в церковной. Мы видим здесь Англиканскую церковь, которая находится в процессе реформирования, и в связи с этим новый акцент на ценности и важности серьёзной и компетентной проповеди Слова, но с неподходящим и неподготовленным духовенством для выполнения этой задачи, часто стареющим священником, сбитым с толку историческими обстоятельствами, чья роль заключалась в совершении таинств, а не в проповедовании Слова. Ответом Перкинса на потребности своего времени было намеренное игнорирование церковной политики и подготовка компетентного поколения проповедников. По его мнению, реформирование приходит через обучение. В этом смысле Перкинс будет использовать все возможные инструменты: преподавательскую деятельность в Кембридже, свою проповедническую и издательскую деятельность, пастырское наставничество и пророческие встречи.
Историческая справка и состояние проповедей во времена Перкинса
Для более четкого понимания Уильям Перкинса и его деятельности краткое описание исторического, социального и духовного фона является необходимым. Следует принимать во внимание также оценку проповедников и гомилетической деятельности компетентными умами его времени. В 1513 году, примерно за 50 лет до рождения Перкинса, в англиканской церкви, которая была такой же католической, как Франция и Испания (Дэвис 1970: 3), король Генрих VIII инициировал реформу по политическим и
личным причинам, которая в конечном итоге изменила теологию и практику англиканской церкви. Хотя сам Генрих не стремился к теологической реформе церкви, его уважаемые советники, такие как Томас Кранмер, Томас Кромвель и Хью Латимер, находились под влиянием идей Реформации (Бремер, 2009: 5) и стали, «как
назвал их Скидмор, «главными архитекторами» Реформации в англиканской церкви (Скидмор, 2008: 3).
Восхождение на престол юного короля Эдуарда VI было воспринято как
настоящий небесный дар теми, кто стремился к продолжению Реформации, особенно с учётом того, что Эдуард был воспитан протестантом, получил образование и находился под влиянием людей, которые способствовали продвижению Реформации, включая герцога Сомерсетского, который был регентом и убеждённым сторонником Реформации (Гонсалес, 2010: 93), в первые три года его правления. Джеймс Мюррей пишет об этом времени, что «во время правления Эдуарда реформаторы имели возможность добиться значительного прогресса, потому что король желал таких изменений» (Мюррей, 1771: 10).
Всё изменилось, когда королевой стала Мария I. Обладая трагической и травмирующей историей (Уэйр, 1997: 3) и особенно сильной привязанностью к католической вере, унаследованной от матери, новоиспечённая королева Мария превратила восстановление веры своей матери в «крестовый поход всей своей жизни» (Уэйр, 1997: 6). Доран и Фримен заявляют, что “успех Марии в восстановлении католицизма был значительным”, таким образом, было восстановлено традиционное богослужение, увеличилось число тех, кто был принят на служение, финансы церкви были возвращены, а монастыри возродились (Doran and Freeman 2011: 11). Принимая во внимание жестокость действий Марии наряду с катастрофой в общественной жизни и экономическом состоянии, неудивительно, что когда о ее смерти было публично объявлено в 1558 году, лондонцы были готовы петь Te Deum Laudamus весь день напролёт, с восшествием на трон её сестры, Елизаветы I, которая была последним выжившим ребёнком Генриха (Николс, 1848:178).
Воцарение новой королевы возродило надежду на новый образ жизни для
населения Англии; её правление стало поворотным моментом в истории страны. Когда Елизавета умерла, Англия полностью изменилась. По словам Дэвида Лоудса, «Елизавета изменила Англию, которая никогда больше не будет прежней» (Лоудс, 2003: xi). С религиозной точки зрения Реформация окончательно встала на путь умеренного протестантизма. Акт о верховенстве и единообразии, 39 Статей и другие меры окончательно отделили Англиканскую церковь от Рима, в результате чего Англиканская церковь стала независимой и по большей части протестантской (Уайтинг, 2014: xvi).
С самого начала Реформации в Англии проповедь играла ключевую роль в Церкви. Например, важность проповеди была подтверждена в статье XIX 39 статей о религии, которая утверждает, что видимая Церковь Христова - это собрание верующих, в котором
проповедуется чистое Слово Божье, а таинства совершаются в соответствии с порядком, установленным Христом […] (Лейт, 1973: 273). Даже лидеры того времени считали проповедь важной. В 1641 году Палата общин приняла закон, который узаконил проповедническую деятельность лекторов (Сивер, 1970: 20). Проповедь также очень ценилась мирянами. Они очень любили письменные проповеди, хотя живые проповеди были еще более бесценны. Сивер упоминает, что у проповеди не было конкурентов в плане развлечений; люди часто проделывали большие расстояния, чтобы лично послушать проповедь (Сивер 1970: 5). Большой интерес к проповеди во времена Перкинса также подтверждался искусством ведения заметок. Записыванию проповедей обучали в школах, где учеников учили следить за содержанием и записывать библейский текст проповеди, доктрины, представленные проповедником, доказательства и предлагаемые применения (Митчелл, 1932: 33). В отличие от этого высокого уважения к проповедям, во время правления Елизаветы, которое совпало с периодом работы Уильяма Перкинса, проповеди не были в почете. Пуританские проповедники (и не только они) признавали недостатки в области надлежащей проповеди, указывали на упадок проповедничества и
поощряли формирование нового поколения служителей.
В 1552 году (за несколько лет до рождения Перкинса) Бернард Гилпин, также известный как «Апостол Севера», произнёс в своей проповеди при дворе Эдуарда VI следующие слова: «Тысячи кафедр в Англии покрыты пылью. За эти 15 или 16 лет некоторые не произнесли и четырёх проповедей, и лишь немногие из них были достойны называться «проповедью» (Карлсон, 2001: 249). Во время правления Елизаветы I, когда работал Перкинс, во многих церквях не было пасторов (Эмерсон, 1968: 7). Более того, их
квалификация оставляла желать лучшего (Херр, 1940: 18).Духовенство было «невежественным и неквалифицированным, многие не умели проповедовать, не говоря уже о том, чтобы читать для назидания слушателей» (Нил, 1977: 225).
Во времена Уильяма Перкинса Елизавета I пригласила Эдварда Деринга ко двору для проповедей. В своей проповеди он заявил об очевидной необходимости законов, которые бы решали беспокоящие духовенство проблемы, законов, которые бы
… удерживали от служения людей невежественных, которых Бог не призвал к
такому делу, лишали плохих епископов их полномочий, не позволяли им по своему усмотрению назначать священниками в своих приходах, кого им вздумается. (Деринг и Филд, 2010: iv). Кроме того, заслуживает упоминания объективный и компетентный анализ, проведённый Лоуренсом Чадертоном, проповедником, занимавшимся обучением других лидеров. Чадертон, который был наставником, соратником и ближайшим другом
Уильяма Перкинса, описывает проповедников того времени как ленивых, невежественных и нечестивых, которые «не могут и не хотят вести за собой дорогое стадо Христово в
здравом учении и праведной жизни» (Чедертон, 1580).
Сам Уильям Перкинс осознавал нехватку компетентных священнослужителей. В
проповеди на Иов 33:23–24 под названием «Призвание служения» Перкинс рассуждает о редкости компетентных служителей. Он считает, что выражение «один на тысячу» - это до боли точное описание, которое не требует доказательств для церквей в Англии его времени. Это выражение можно интерпретировать как «среди служителей», указывая на то, что среди служителей по-настоящему преданные своему делу люди встречаются редко, или, как говорится, редко можно найти человека, который стал бы хорошим служителем (Перкинс, 1996: 93).
На этом историческом, теологическом и церковном фоне начинает действовать Уильям Перкинс. Прежде чем мы рассмотрим, как он справлялся с пастырским кризисом, давайте познакомимся с Уильямом Перкинсом как человеком.
Перкинс и его лицо
Уильям Перкинс был совсем не щедрым человеком, когда дело касалось биографических подробностей. Источником биографических сведений о нём в конечном счёте является Томас Фуллер, благодаря его двум книгам: «Авель Воскрешённый, или Говорящий Мёртвый» (см. Фуллер 1651, переизд.1867), и «Священное и мирское государство» (см. Фуллер 1841). Историк Ян Брюард внес решающий вклад в
популяризацию и распространение жизни Перкинса благодаря своей неопубликованной докторской диссертации "Жизнь и теология Уильяма Перкинса" (см. Breward 1963).
Можно сказать, что он прожил относительно короткую, но примечательную жизнь, которая почти совпала с годами правления Елизаветы I (Перкинс 1996: 93).
Родина Перкинса - Марстон Джабет, графство Уорикшир, которое в то время было могущественным пуританским центром. Что касается его детства, то Уильям Перкинс
родился в семье Томаса и Ханны Перкинс в 1558 году, который совпадает с первым годом правления королевы Елизаветы I, и умер в 1602 году, на год раньше королевы Елизаветы I. О его детстве сохранилось мало сведений; Фуллер утверждает, что всё, что можно сказать о первых годах жизни Перкинса, - это то, что они были простыми. Фуллер также даёт его физическое описание: Рост у него был средний, цвет лица румяный, волосы светлые, тело склонно к полноте, которая была вызвана не ленью, а пульсом и болями, которые делают человека толстым там, где Бог даёт благословение. Он был хром на правую ногу, как другой Эхуд, но всё же создал инструмент, чтобы исправить множество ошибок Эглона в суждениях и пороков в разговорах. (Фуллер 1651: 153)
Бик и Юилл комментируют инвалидность Перкинса по правой руке и возможные
трудности, с которыми он столкнулся в обществе, где преобладал ручной труд. Его родители, Томас и Ханна Перкинс, принадлежали к среднему классу или мелкопоместному дворянству того времени, что указывает на то, что Уильям Перкинс вырос в в семье с хорошим экономическим положением. Однако из-за того, что в то время не было церковных книг регистрации, о генеалогическом древе Перкинсов никакой информации нет, см. Бик и Юилл 2015: 13).
В июне 1577 года, когда ему было 19 лет, соблюдая социальную норму, которой тогда придерживались, что означало зачисление детей в высшие учебные заведения
(Грей 1926: 106), родители Уильяма зачислили его студентом Кембриджского университета, Колледжа Христа. Выбор был обусловлен тем, что эта школа славилась своими пуританскими убеждениями и, следовательно, была местом, где сформировались многие пуританские лидеры, такие как Ричард Роджерс, Лоуренс Чадертон, Пол Бейнс и Джон Мильтон (Knappen 1933: 20). Хорошо известно, что наставником Перкинса был Лоуренс Чадертон (Бревард, 1963: 116), которого называли «отцом Кембриджского пуританства» (Лесли и Ли, 1887: 430), и что Перкинс получил степень бакалавра в 1581 году и магистра в 1584 году, когда он также стал наставником в школе, которую только что окончил, и занимал эту должность в течение следующего десятилетия своей жизни. (Бремер, 2006: 196).
В Кембридже Перкинс пережил период распущенности и расточительства (Брук, 1813: 129), а также интерес к оккультизму в сочетании со злоупотреблении алкоголем (Купер и Генри, 1913: 535). Степень, в которой Перкинс вникал в такое поведение, не поддается точному выяснению; Перкинс вовсе не щедр на личные подробности. Такой автобиографический момент упоминается Перкинсом, когда он признался в своем интересе к астрологии: “Я долго изучал это Искусство ... пока ... Богу не было угодно
показать мне ценность пророчества” (Perkins 1631b). Неизвестно, при каких обстоятельствах и в какое время произошла его внутренняя трансформация. Есть одна версия, согласно которой момент пробуждения сознания Перкинса и его возвращения к Христу Господу наступил, когда он услышал разговор между матерью и непослушным сыном. Мать, не зная, что Перкинс слышал обсуждение, сказала: “Придержи язык, или я отдам тебя пьянице Перкинсу, вон тому” (Брук 1813: 129), но правдивость этой истории признается не всеми авторами. Например, в биографии Перкинса, которая предваряет переиздание его работ, автор утверждает, что некоторые детали этой истории могут быть вымышленными (см. Перкинс и Юилл, 2014: ix). С другой стороны, голландский писатель Ян Якобус ван Барсел, цитируемый в книге Виктора Льюиса Прибе, считает рассказ достоверным и приписывает пиетистские акценты Перкинса его драматическому опыту обращения и отказа от пьянства и мелкого воровства (Priebe 1967: 10).
С теологической точки зрения Перкинс получил образование в области кальвинистского богословия, поскольку Кембридж известен этим аспектом. Профессора из Кембриджа обсуждали двойное предопределение в более строгих выражениях, чем
когда-либо предполагал Кальвин, вероятно, из-за влияния Безы в Кембридже
(Костелло 1958: 116-17). Среди наиболее важных личностей, повлиявших на его становление в эти годы, были Пьер Рамус и Лоуренс Чадертон. О влиянии Рамуса
на формирование учения Перкина и хотя, МакКим утверждает: "Таким образом, рамизм мощно и всесторонне функционировал в теологии Уильяма Перкинса. Он послужил основой почти для всех его опубликованных работ, большинство из которых изначально были устными выступлениями на лекциях или проповедях... Это помогло ему и другим найти основу для взаимодействия доктрины и жизни... Рамизм стал средством, с помощью которого Божия истина должна передаваться для образования и назидания людей. Она
обеспечивала рамки, в которых проповедь бросала вызов разуму и будоражила сердца... Она также предоставила инструменты, с помощью которых слово Божье могло быть
правильно истолковано. (Макким 1985, 516)
Лоуренс Чадертон был «центральной фигурой в Кембриджском пуританстве» (Лейк 1982: 4), будучи наставником, а затем и другом на протяжении всей жизни, «самым пуританским по направлению» (из Кембриджского университета) и «известным проповедником Евангелия», как его описывает Пакер (Картер 1753: 231). От Чадертона
Перкинс перенял умеренную, неконфликтную, примирительную версию пуританства и его интерес к глубокому пониманию библейского текста. Чадертон создал в Кембридже систему чтения Священного Писания на языках оригинала. Опыт Чадертона в этой области был подтвержден его участием в переводе Библии короля Якова (Картер, 1753: 231). Кроме того, Перкинс общался с Ричардом Гринхэмом, который был известен
своей пастырской деятельностью в Драй-Дейтоне. Что касается кембриджского периода Гринхэма, Джон Примус утверждает, что этот период относится к годам его становления и он поддерживал «важные дружеские отношения, например, с Уильямом Перкинсом, первым систематическим теологом английского пуританства, центральной фигурой в Кембридже в 1580 году» (Примус, 1998: 23). Наиболее очевидное влияние на Перкинса было в области духовного наставничества; Гринхэм много раз обсуждал эту тему даже у себя дома в Драй Дрейтоне. Пакер заявил, что Перкинс стал “таким же, как его старший современник Ричард Гринхэм” (Packer 2012), известный эксперт в области духовной патологии, который успешно выполнял свою роль духовного консультанта для тех, кто боялся, что они потеряны или духовно разрушены по той или иной причине.
Хорошо известно, что конец XVI века памятен по эскалации духовных расстройств, и многие люди испытывали серьезные сомнения относительно своего духовного состояния. Эта эскалация внутренних беспорядков была вызвана несколькими факторами. Первым фактором была неопределённость и страх перед будущим в елизаветинской Англии, которая испытывала враждебность со стороны католического мира, с одной стороны, и с другой стороны, это была борьба с анархическим индивидуализмом, который оказался фатальным как с экономической, так и с политической точки зрения. Вторым действующим лицом было постоянное призвание пуританских проповедников к самоанализу, чтобы верующий не жил в самообмане относительно состояния своего сердца; это призвание, естественно, вызывало беспокойство. Третьим фактором была работа Святого Духа в тот период через пуританскую проповедь Евангелия, которая естественным образом обличала людей в грехе, держа в страхе перед адом или Божественном осуждении (см. Пакер, 2012).
Рассказывая о факторах, повлиявших на жизнь Перкинса, мы не можем игнорировать то, что Перкинс много читал. Брукс пишет, что у Перкинса была особая склонность к чтению. Он читал с поразительной скоростью, как будто вообще не читал, но мог так хорошо пересказать содержание, что было очевидно, что он прочитал все целиком (Брук, 1813: 131). В своих работах Перкинс демонстрирует взаимодействие с различными авторами. Например, Дэвид Барби в своей докторской диссертации доказывает, что Перкинс серьёзно взаимодействовал с Отцами Церкви, читал их труды и заимствовал
их выражения (Барби, 2013: vii). Перкинс также был знаком с трудами Кальвина и писателями, находившимися под влиянием Кальвина, такими как Петр Мартир, Беза,
Франциск Юниус, Августин Марлоратус, Каспар Олевениус и Даниэль Тоссанус. Перкинс напрямую цитирует Лютера и других лютеранских писателей, Мартина Хемниция, Нильса Хеммингсена, Андреаса Герарда Гипериуса, Маттиаса Флация Иллирика и Викторина Стригеля (Маршалл, 2011).
Его учеба в Кембридже была успешно завершена в 1584 году со степенью магистра искусств, после чего Перкинс был рукоположен. В течение короткого периода он проповедует перед осужденными преступниками в Кембриджском замке, после чего получает звание “лектора” в церкви Св. Андрея, которая находится в непосредственной
близости от колледжа Христа. Перкинс участвовал в публичном катехизировании в колледже Корпус-Кристи, где он выступал на богословские темы каждый четверг вечером. Те ночи оставили неизгладимый след в жизни многих слушателей, таких как Джон Робинсон (Берджесс 1920: 48).
С 1584 по 1591 год Перкинс преподавал в Кембриджском университете и стал самым известным его сотрудником (Коллинсон 1967: 123). Более того, в течение года, с 1590 по 1591, он исполнял обязанности декана колледжа Христа (Бик и Педерсон, 2013). В
1595 году Перкинс уходит из Кембриджа, чтобы жениться на Тимоти Крэдок, молодой вдове, и Сэмюэл Уорд по этому поводу молился: «Боже милостивый, не допусти, чтобы в этой школе случилось что-то плохое» (Кнаппен, 1933: 109). Брак продлился семь лет, за это время в семье Перкинсов родилось семеро детей, трое из которых умерли в младенчестве. К сожалению, не сохранилось ни одного исторического документа, в котором Перкинс был бы упомянут как муж, глава семьи или отец. Более того, нет ни биографических, ни автобиографических сведений о том, как семья Перкинсов преодолела боль, вызванную смертью троих детей.
Несмотря на напряжённую жизнь, Перкинс был плодовитым писателем. До его смерти его труды выдержали 11 изданий, включающих около 50 небольших трактатов,
экзегетические работы по Посланию к Галатам, Посланию Иуды, Нагорной проповеди
и первым трём главам Откровения. Кроме того, Перкинс писал на множество тем: о предопределении, молитве «Отче наш», христианской жизни, католицизме, христианской безопасности, порядке спасения и, конечно, о проповедях. Его труды были очень хорошо приняты в Англии, что отразилось на продажах. Эти труды превзошли по количеству изданий и продаж таких известных авторов, как Кальвин и Беза; в Швейцарии было выпущено 50 изданий, почти 60 в Германии и более 100 в Нидерландах. Его труды были переведены и опубликованы во Франции, Венгрии, включая территорию современной Румынии, Богемии, Испании, Ирландии и Уэльса (Блэкитер, 2010: 48).
Перкинс умер в 1602 году, немного раньше окончания правления королевы Елизаветы, в возрасте 44 лет, из-за осложнений, вызванных камнями в почках. Он
оставил после себя большую семью - троих детей, которых должна была воспитывать миссис Перкинс, которая на момент смерти мужа была беременна, но также оплакивала потерю троих своих детей из-за различных болезней. Проповедь на похоронах произнёс Джеймс Монтегю, ближайший друг Перкинса. Проповедь была основана на книге Иисуса Навина 1: 2 и озаглавлена “Моисей, раб Мой, мертв”. Монтегю хвалебно отзывался об
образовании, характере, усилиях и влиянии Перкинса.
Намерения Перкинса: реформирование через обучение
Перкинс пережил сложные и деликатные времена, когда Реформация была применена к Англиканской церкви. Примечательно, что он не интересовался политикой и борьбой за церковную власть, его убеждения подтверждали, что обновление приходит разными путями. Главным оружием Перкинса было просвещение верующих в целом, но
особенно просвещение и подготовка церковных служителей. Во времена Перкинса пресвитерианское крыло пуританского движения столкнулось с самым ожесточённым сопротивлением и потерпело поражение от елизаветинской церкви и государства.
Неспособность навязать пресвитерианское церковное руководство и другие
идеалы привела к переориентации пуританских сил на Реформацию нравственного и духовного характера, «Уильям Перкинс был центральной фигурой этого изменения направления» (Лейф, 2016: 62-63). Что касается роли, которую Перкинс определил и присвоил себе, Блэктер утверждает: Уильям Перкинс был так же предан англиканской церкви, как и реформатскому богословию. Он с оптимизмом смотрел на потенциал здравой и энергичной проповеди, которая постепенно превратила бы англиканскую церковь в Реформированную Церковь, какой она должна быть на самом деле. Перкинс считал, что истинная реформа должна начинаться с человеческого сердца и совести; поэтому он очень серьёзно относился к своему призванию помогать готовить здравомыслящих и эффективных проповедников. Институциональная и литургическая реформа в Английской церкви должна была быть королевской, зависеть от установленных
властей, но духовная реформа народа должна была быть риторической, зависеть от проповедей. (Блэкитер, 2010: 216)
Таким образом, Реформация через наставничество стала делом, которому Перкинс
посвятил все свои силы и энергию. Что касается более широкой аудитории, он достиг своей цели благодаря своим богословским и практическим трудам, простым проповедям, адаптированным для аудитории, и пастырской помощи. Реформация через наставничество означала создание значительного количества богословских трудов. Перкинс понимал, что в основе обновления духовной и нравственной жизни общины лежит глубокое и
основанное на Писании понимание реформатской доктрины об оправдании только
верой. Поэтому неудивительно, что «в своей роли богослова Перкинс проявлял очевидную осторожность в формулировании и защите реформатской доктрины оправдания верой» (Приб 1967: 23). Моральная реформа не может развивааться до тех пор, пока люди считают, что в основе их спасения лежат человеческие усилия, выраженные в делах. По этой причине Перкинс планировал «возвеличить благодать Божью» и «уничтожить гордыню каждого человека или религии» (Перкинс, 2014: 645).
Перкинс понимал, что преподаванию может мешать недостаток у студентов технических и академических знаний, поэтому он использовал доступный язык и
упрощал богословские дискуссии, которые славились своей сложностью. Таким образом, богословские труды Уильяма Перкинса чрезвычайно практичны, чтобы верующему всегда можно было помочь в процессе обновления его жизни. Его труды затрагивают деликатные вопросы: борьба верующего с сомнениями, духовная война, восстановление духовной жизни после падения во грех, управление гневом, терпеливое несение креста, утешение перед лицом смерти. В В своей проповеди на тему Нагорной проповеди о необходимости глубокого понимания Священного Писания Перкинс утверждает, что её цель - наставить учеников и всех последователей, чтобы они могли «жить благочестивой, праведной и благословенной жизнью» (Перкинс, 1631: xxxviii), что и было целью Перкинса как богослова.
Для Реформации посредством наставлений Перкинс использовал не только свои труды, но и проповеди. В этом отношении примечательно жгучее желание Перкинса
применять обещания Господа конкретно и лично к своим слушателям (Приб 1967: 24). С той же целью Перкинс проповедовал и продвигал простой стиль, тем самым облегчая понимание, взаимодействие и усвоение послания мирянами (Мосс считает, что именно этот элемент философии проповедей Перкинса обеспечил ему известность и влияние, см. Мосс 1957: 48). Фуллер, комментируя эту способность, заявил, что и эксперт, и мирянин могут извлечь уроки из его проповеди благодаря тому факту, что “Перкинс перенес школу на кафедру и, отбросив сложные термины, предложил людям полезную пищу доступным
языком” (Fuller 1841: 831).
Однако проповеди Перкинса были не только понятными, но и глубоко актуальными. Перкинс удовлетворял нужды прихожан того времени. Лонг заявил, что Перкинс был “глубоко актуален”, стремясь применить Священные Писания “ко дню и эпохе своей жизни”, разнообразие затронутых тем было доказательством искреннего желания быть актуальным. Перкинс проповедовал о колдовстве, спасении, эсхатологии, семейной жизни или проповеди и избегал тенденций своего времени, чрезмерно озабоченных бесконечными церковными дебатами, особенно о том, как управляется Церковь, см. Лонг 1989: 3). Для Перкинса проповедь означала создание моста между Словом и миром. Перкинс категорически отказывался отделять теологию от повседневной жизни (Лонг, 1989: 4).
Чтобы достичь своей цели, Перкинс использовал помимо своих трудов и проповедей пастырскую деятельность. Будучи пастырем, он был занят тем, что поддерживал и утешал тех, у кого была нечистая совесть. Его пастырскую заботу
и компетентность в этой области можно наблюдать в его трудах «Утешение для смущённых и терзающихся совестью кающихся грешников» и в его более сложном и известном труде «Дела совести». Искусный справляться с подобными затруднениями благодаря влиянию Гринхэма, Перкинс стал полезным духовным наставником для многих обеспокоенных душ, помогая им обрести покой, надежду, доверие, верой и новым измерением ученичества и личной преданности. Его мудрость в том, чтобы давать советы и утешать людей с нечистой совестью, стала настолько известной, что отчаявшиеся
приезжали издалека, чтобы найти утешение в его мудрых советах (Брук 1813: 130). Фуллер не зря назвал его «отличным хирургом для тяжёлых сердец и совести, отмеченной недоверием» (Фуллер 1841: 90).
Уильям Перкинс был убежден, что Реформация, которая была так необходима Англиканской церкви, не могла быть привита необученными или плохо наставленными проповедниками. Поэтому одной из его главных забот было наставление нового поколения пастырей. В его времена студентов, готовившихся к пастырскому служению, не обучали проповеди, поэтому проповеди в значительной степени зависели от ораторского мастерства и содержания, и оно было чрезвычайно сложным, что Перкинс планировал изменить. Лонг заявляет, что Перкинс справедливо настаивал на том, что обновление служения должно начинаться с кафедры. Перкинс понял, что Церковь больше всего нуждается в проповедниках, а не в абстрактных богословах! Церкви необходимо заново запечатлеть библейское убеждение в том, что Бог оживляет, питает и направляет Свой народ Своим Словом. Упадок проповедм всегда шел рука об руку с упадком духовной жизни и активности в Церкви. Если Церковь хочет процветать, должна быть восстановлена истинная библейская проповедь от теологического колледжа до кафедры. (Лонг 1989: 5)
Перкинс усердно работал для достижения этой цели, используя все возможные средства. Во-первых, в меру своих способностей он использовал свою должность научного сотрудника в колледже Христа в Кембридже и свою должность преподавателя в церкви Св. Андрея, которая находилась в непосредственной близости от школы. Перкинс всем сердцем верил в роль университета в инициировании и поддержании пастырской Реформации, в которой нуждалась Церковь. Брюард утверждает, что как коллега и лектор Перкинс “оказал большое влияние на проповедь и пастырское служение, а также на
многих студентов, приехавших на обучение в Кембридж» (Брюард 1965: 77). Спустя много лет в Новой Англии Джон Коттон заявил, что причина, по которой так много компетентных служителей прошли обучение в Кембридже, а не в Оксфорде, заключается в присутствии и влиянии Уильяма Перкинса, который учил их, что и как проповедовать (Мезер 1820:41). Стив Пойнтер в своих трудах о втором поколении пуритан, в которое входил и Перкинс, утверждает, что они направили энергию на формирование группы высокообразованных служителей, способных тщательно и ясно излагать Священные Писания, провозглашая протестантскую теологию благодати, “Перкинс, несомненно,
иллюстрировал эти идеалы в качестве сотрудника Колледжа Христа в 1584-1595 годах
и читая лекции в церкви Св. Андрея с 1584 года до своей смерти в 1602 году” (Pointer 2001: 68).
Перкинс внес свой вклад в обучение служителей с помощью своей проповеди. Другими словами, он использовал проповедь как дидактический инструмент
для обучения компетентного духовенства. В Кембридже студенты стекались послушать проповеди Перкинса, и он обучал их больше всех талантливых пуританских проповедников даже следующего поколения (Глисон и Капич 2004: 19). Помимо своей академической и лекторской деятельности, Перкинс серьезно способствовал наставлению проповедников, в частности, в своих трудах, адресованных служителям. Лишер утверждает, что главный вклад Перкинса заключается именно в том факте, что “обеспокоенный отсутствием наставлений у экклезиастов, он планировал исправить этот недостаток путем написания учебников” (Лишер 2002: 298).
Что касается пастырской помощи, которую компетентный служитель должен оказывать верующим, Перкинс опубликовал две основополагающие статьи в то время, когда на английском языке вообще не было подобных материалов. Первая из них, «Утешение для обеспокоенных и страдающих душой кающихся грешников», написанная в форме диалога между пастором и прихожанином, впавшим в грех, представляет собой пастырскую помощь в таких случаях, помогая верующим преодолеть сомнения и страхи и радоваться миру и уверенности, которые они обретают в своём Спасителе. Вторая книга, более обширная и известная, «Дела совести », помогает пастырям, предлагая им практические рекомендации во многих ситуациях. Пасторы, если они озабочены предложением пастырской помощи, могут найти здесь совет о том, как поставить точный диагноз духовных и нравственных проблем и о том, как применять общие принципы к конкретным ситуациям.
Что касается его наставлений в проповеди, Перкинс написал и опубликовал книгу "
Искусство пророчества и Призвание к служению" - учебник, который более века оказывал влияние на пуританскую проповедь (Холл 2006: 270), и содержит информацию, необходимую для формирования способностей, которые Перкинс считает незаменимыми для становления проповедника. Речь идёт не только об экзегетических и практических способностях, но и о теологических концепциях, которые важны для проповедника и проповеди. В полном соответствии с заботой Перкинса о развитии характера, в учебник включён серьёзный призыв к созиданию и развитию здорового характера.
В своём трактате «Призвание» Перкинс также вносит свой вклад в философию служения. Иначе говоря,, в этом трактате Перкинс представляет, как следует относиться к делу пастыря, какова его личность и роли, которые он должен выполнять. В то время, когда пастырская работа не считалась престижной или финансово выгодной, Перкинс способствовал формированию нового поколения проповедников, обучая их тому, как думать о себе, помогая им осознать свою уникальную роль и представляя им вознаграждение, связанное с этой работой.
Перкинс и пуританские проповедники использовали собрания пророков для обучения нового поколения проповедников. На этих собраниях присутствовали люди, интересующиеся Словом Божьим, и опытные проповедники. Начинающие пасторы представляли свои проповеди, после чего им помогли усовершенствовать свои экзегетические способности и компетентность в гомилетике. Пророчество или осуществление пророчества, по обычаям елизаветинской церкви, включало в себя разработку двух, трех или даже четырех проповедей, основанных на одном и том же тексте, в присутствии паствы, добровольно собранной из окрестностей (больше, чем обычно), и местных служителей. Процедуры проводились под председательством модератора; встреча завершилась частными беседами между младшими проповедниками и старшими служителями, в ходе которых корректировались доктрины, представленные публично (Коллинсон, Крейг и Ашер, 2003: xxvii).
Очевидной целью этих собраний было искоренение посредственности
среди церковных служителей и формирование нового поколения компетентных проповедников, благодаря которым Церковь могла бы процветать Другим инструментом, который Перкинс успешно использовал для достижения своей цели, которой он посвятил свою жизнь, было ученичество или обучение под строгим присмотром опытного проповедника. Крэгг описывает, как при схоластическом обучении упор делается на интеллектуальное формирование проповедника, в то время как практические компетенции были исключены из академического контекста. Предполагалось, что эти практические навыки могли быть приобретены в приходе - метод, который вызывал много проблем и которого не хватало. Метод, практикуемый пуританами, Перкинс считал тем, что сегодня называется “ученичеством" под опекой опытного и компетентного пастора”. Практически, выпускник университета, страстно желающий служить Церкви, буквально переезжал и жил рядом с опытным пастором, чьи пастырские способности подтверждались временем. Друг и соратник Перкинса, Ричард Гринхэм разработал эту модель и распространил её не только в Англии, но и в колониях, позже основанных пуританами в Новой Англии (Крэгг, 1968: 228).
Перкинс не только видел необходимость в церковной реформе, но и понимал,
что достижение и успешная реализация реформы зависят от общего просвещения верующих, но в большей степени от просвещения служителей кафедры. Поскольку образ мысли, созданный этими служителяи, порой был мрачным и, таким образом, порождал чувство безысходности, Перкинс планировал внести свой вклад в смену парадигмы. В этом смысле он не только писал учебники, но и добросовестно выполнял свою роль в качестве стипендиата и преподавателя в Кембридже и лектора в Сент-Эндрюсе. Более того, он использовал практику пророческих конференций и ученичества под руководством опытного проповедника. Как свидетельствует история, Реформация посредством обучения оказала значительное влияние, которое ощущается и по сей день.
Barbee DM (2013) A Reformed Catholic: William Perkins and the Use of the
Church Fathers. PhD Dissertation from the University of Pennsylvania.
Beeke JR and Pederson RJ (2013) Meet the Puritans. Grand Rapids, MI:
Reformation Heritage Books.
Beeke JR and Yuille S (2015) William Perkins. Grand Rapids, MI: Evangelical Press.
Blacketer RA (2005) “William Perkins” (1558-1602). In Lindberg C (ed) The
Pietist Theologians. An Introduction to Theology in the Seventeenth and Eighteenth
Centuries, 48. Oxford: Blackwell.
Blacketer RA (2010) “The Rhetoric of Reform. William Perkins on Preaching
and the Purification of the Church.” In Wisse M, Sarot M and Otten
W (eds) Scholasticism Reformed, 216. Leiden: Brill.
Bremer FJ (2009) Puritanism: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press.
Bremer FJ and Webster T (eds) (2006) Puritans and Puritanism in Europe and
America. A Comprehensive Encyclopaedia. Santa Barbara, CA: ABC-CLIO.
Breward I (1963) Life and Theology of William Perkins, 1558-1602. Doctoral
Dissertation from the University of Manchester.
Breward I (1965) “William Perkins and the Ideal of the Ministry in the English
Church”. Reformed Theological Review 24.3: 77.
Breward I (1966) “The Significance of William Perkins.” Journal of Religious History 4.2: 116.
Brook B (1813) The Lives of the Puritans, vol. 3. London: James Black.
Burgess WH (1920) The Pastor of the Pilgrims: A Biography of John Robinson.
New York, NY: Harcourt, Brace & Howe.
Carlson J (2001) “The Boring of the Ear: Shaping the Pastoral Vision of
Preaching in England, 1540-1640.” In Taylor L (ed) Preachers and People
in the Reformations and Early Modern Period, 249. Boston, MA: Brill.
Carter E (1753) The History of the University of Cambridge, from Its Original, to
the Year 1753. London: Fletcher, Davis, and Woodyear.
William Perkins and Reformation through the Instruction of Preachers 57
Chaderton L (1580) An Excellent and Godly Sermon Most Needful for This Time.
London: Printer to the Queenes Most Excellent Maiestie.
Collinson P (1967) The Elizabethan Puritan Movement. Oxford: Clarendon.
Collinson P, Craig J, and Usher B (eds) (2003) Conferences and Combination
Lectures in the Elizabethan Church: Dedham and Bury St Edmunds, 1582-
1590. Rochester, NY: Boydell & Brewer.
Cooper T and Henry C (1913) Athenae Cantabrigiensis, vol. 2. Cambridge:
Deighton, Bell and Company.
Costello WT (1958) The Scholastic Curriculum at Early Seventeenth Century
Cambridge. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Cragg G (1968) “Training the Ministry—The Older Tradition.” Andover Newton Quarterly 223-234.
Davies H (1970) Worship and Theology in England, vol. 1. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Dering E and Field J (2010) A Sermon Preached before the Quenes Maiestie, by
Maister Edward Dering, the 25. Day of February, 1569. London: Richard Field.
Doran S and Freeman T (2011) Mary Tudor: Old and New Perspectives. Ashgate: Palgrave.
Emerson EH (1968) English Puritanism from John Hooper to John Milton.
Durham, NC: Duke University Press.
Fuller T (1651) Abel Redivivus: Or the Dead yet Speaking. [Edited by W Nichols.]
London: William Tegg.
Fuller T (1841) The Holy State, and the Profane State. London: Thomas Tegg.
Gonzales JL (2010) The Story of Christianity, vol. 2. New York, NY: Harper Collins.
Gray A (1926) Cambridge University: An Episodical History. Cambridge: Heffer.
Hall DD (2006) The Faithful Shepherd. A History of the New England Ministry in
the Seventeenth Century. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Herr AF (1940) The Elizabethan Sermon. Cambridge: Cambridge University Press.
Knappen MM (ed) (1933) Two Elizabethan Puritan Diaries. Chicago, IL:
American Society of Church History.
Lake P (1982) Moderate Puritans and the Elizabethan Church. Cambridge: University Press.
Leif D (2016) Practical Predestinarians in England, c. 1590-1640. Abingdon Routledge.
Leith JH (1973) Creeds of the Churches: A Reader in Christian Doctrine from the
Bible to the Present. Atlanta, GA: John Knox Press.
Leslie S and Lee S (1887) “Laurence Chaderdon.” Dictionary of National Biography,
430. London: Smith, Elder & Co.
Lischer R (2002) The Company of Preachers: Wisdom on Preaching, Augustine to
the Present. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Loades D (2003) Elizabeth I. London and New York: Bloomsbury Academic.
Long J (1989) “William Perkins: Apostle of Practical Divinity.” Churchman 103.1: 3-4.
Marshall P (2011) Biblical Authority According to William Perkins. Kindle Edition.
Mather C (1820) Magnalia Christi Americana or The Ecclesiastical History of New
England II: 41. Hartford: Silas Andrus.
McKim DK (1987) Ramism in William Perkins’ Theology. American University
Studies 7: Theology and Religion, vol. 15. New York, NY: Peter Lang.
Mitchell WF (1932) English Pulpit Oratory from Andrews to Tillotson: A Study of
Its Literary Aspects. London: SPCK.
Mosse GL (1957) The Holy Pretence: A Study in Christianity and Reason of State
from William Perkins to John Winthrop. Oxford: Blackwell.
Murray J (1771) A History of the Churches in England and Scotland, vol. 2.
Newcastle: T. Saint.
Neal D (1977) The History of the Puritans, I: 225. Stoke-on-Trent: Tentmaker Publications.
Nichols JG (ed) (1848) The Diary of Henry Machyn, Citizen and Merchant-Taylor
of London, from A.D. 1550 to A.D 1563. New York and London: Camden.
Packer JI (2012) Puritan Portraits. Kindle Edition.
Pastoor C and Johnson GK (2007) Historical Dictionary of the Puritans. Langham: Scarecrow.
Perkins W (1605) A Treatise on Vocations or Calling of Men with the Sorts and
Kindes of Them, and the Right Use Thereof. London: John Legatt.
Perkins W (1996) The Art of Prophesying. Edinburgh: Banner of Truth.
Perkins W (1626) The Works of William Perkins I: 645 London: John Legatt.
Perkins W (1631a) “A Godly and Learned Exposition of Christ’s Sermon in
the Mount.” In Works III: xxxviii. London: John Legatt.
Perkins W (1631b) “A Resolution to the Country-Man Proving It Uterly Unlawful
to Buy or Use Our Yearly Prognostications. A Treatise on Horoscopes.”
In Works, vol. 3. London: John Legatt.
Perkins W and Yuille JS (2014) The Works of William Perkins, vol. 1. Grand
Rapids, MI: Reformation Heritage Books.
Pointer S (2001) “Puritan Identity in the Late Elizabethan Church.” Fides et Historia 33.2: 65-68.
Priebe VL (1967) The Covenant Theology of William Perkins. A Thesis Submitted
to the Division of Theological Studies in the Graduate School of
Drew University in Partial Fulfilment of the Requirements for the Degree
Doctor of Philosophy. Doctoral Thesis from Drew University.
William Perkins and Reformation through the Instruction of Preachers 59
Primus JH (1998) Richard Greenham, Portrait of an Elizabethan Pastor.
Macon, GA: Mercer University Press.
Seaver PA (1970) The Puritan Lectureships: The Politics of Religious Dissent
1560-1662. Palo Alto, CA: Stanford University Press.
Skidmore C (2008) Edward VI: The Lost King of England. London: Orion Books.
Van Baarsel JJ (1912) William Perkins; Eene Bijdrage Tot de Kennis Der Religieuse
Ontwikkeling in Engeland, Ten Tijde van Koningin Elisabeth. The Hague: H.P. De Swart & Zoon.
Weir A (1997) The Children of Henry VIII. New York, NY: Random House Digital.
Whiting R (2014) The Reformation of the English Parish Church. Cambridge: Cambridge University Press
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №225032801150