Цирки Алматы
- Люди родившиеся после 1970 г. ответят однозначно - Один.
Более старшее поколение вспомнит цирк шапито на левом берегу Весновки (Есентай), чуть ниже проспекта Абая. А оказывается, "цирковая" история города насчитывает свыше 100 лет.
Первыми циркачами посетившими наш город были велофигуристы братья Мечислав Осипович и Станислав Осипович Баранские.
С 1901 года братья Баранские выступали в Варшаве в цирке Чинизелли с аттракционом "Корзина смерти".
Разгоняясь внутри огромной корзины они ездили по ее вертикальным бортам.
В 1903 году велотрюкачи отправились на гастроли по Центральной Азии с собственной антрепризой (сборным выступлением артистов из разных цирков).
Стоит напомнить, что в известном нам нынешнем виде велосипед с цепной передачей появился только в 1884 году, и для провинциального Верного даже сами по себе велосипеды были в диковинку, можно себе представить, какой братья Баранские произвели фурор.
Вскоре на Гостинодворской площади (современная территория Зеленого базара) появляется утепленный шатер цирка шапито Ивана Ивановича Хойцева.
До 1911 года в цирке Хойцева выступал всемирно знаменитый силач Александр Иванович Зас "Удивительный Самсон".
При росте ниже 170 см. и весе около 70 кг. Александр - "Самсон" удивлял своими трюками, многие из которых неповторимы:
- "Человек снаряд". Александр ловил руками ядро весом 90 кг, выстреливаемое из пушки.
Позже ядро было заменено пятидесятикилограммовой партнершей.
- "Чёртова кузница" Самсон ложился спиной на гвозди, ассистенты ставили ему на грудь камень весом 500 кг, по которому желающие из зала били кувалдами.
- Засс поднимал и носил по арене площадку с установленным на ней роялем с игравшей пианисткой и танцующей на крышке рояля танцовщицей.
- Голой рукой забивал, а позже просто вдавливал, гвоздь в трёхдюймовую доску, затем переворачивал доску, несколькими ударами расшатывал гвоздь и вцепившись в шляпку пальцами, вытаскивал его из доски.
- Пальцами, напряжением мышц груди или пресса разрывал стальные цепи.
- Зубами отрывал от пол и удерживал стальную балку весом 220 килограммов.
- Ложился, и по нему проезжал грузовик.
Также "Удивительный Самсон" участвовал в борцовских турнирах.
Цирк Хойцева, как и все цирки мира, периодически выезжал на гастроли, и тогда в Верном выступали другие труппы, такие как цирк Филиппа Афанасьевича Юпатова, знаменитый своими борцами и "Паровозиком Дурова", или цирк Александра Гавриловича Коромыслова, владельца стационарных цирков по всей Сибири.
Осенью 1913 года в газете «Семиреченские областные ведомости» несколько месяцев подряд публиковались объявления о цирке Д. И. Гаворина.
Представления давались ежедневно, при этом программа регулярно обновлялась. Так, 1 октября в репертуаре значилось представление с участием заграничного артиста Гарри Флекмооре, прозванного за свой «бесконкурентный» номер «человеком-лягушкой». На следующей неделе зрителям уже предлагали посмотреть 15-минутную «интересную русско-швейцарскую борьбу между здешним любителем Тимофеем Щербининым и цирковым атлетом г. Ивлиевым на премию 10 рублей». Еще через неделю — благотворительное представление «эквилибристов и велосипедиста по проволоке г.г. Голясре» в пользу Семиреченского областного музея.
В конце декабря 1914 г. в Верный на гастроли приехал цирк «Интернационал» – 60 артистов и артисток с дрессированными лошадьми.
Неизвестно, что случилось с цирком Хойцева, но в 1916 г. в Верный приезжает цирковая труппа Александра Иосиофича Сосина, выстроившая на Гостином дворе собственное деревянное помещение.
Цирк А. И. Сосина пережил в нашем городе Великую октябрьскую социалистическую революцию и встретил установление Советской власти.
Декретом от 26 августа 1919 г. цирки и театры были национализированы и в статусе народных включены в систему Наркомпроса.
В анонсе на 15 ноября цирк А. Сосина уже называется - «Народный цирк».
Труппа, в основном, осталась прежняя. Александр Иосифович сложил с себя звание директора, но продолжал выступать как клоун со своим партнером Жаном в составе номера «Акробаты-прыгуны Сосины».
В Верном Александр Сосин совершил единственный в своем роде прыжок — двойное сальто в партере через карету и лошадь. Затем он усложнил номер и сумел перепрыгнуть через 24-х красноармейцев, которые стояли в ряд с винтовками с примкнутыми к ним штыками.
В программе появились крупные пантомимы историко-революционного содержания — "Борьба труда с капиталом" и "Жертвы нужды".
В 1920 году к труппе А. Сосина присоединился «Народный цирк» под управлением Джери Кларка, и в представлениях с политическим подтекстом появились дрессированные слоны.
С их участием связан курьезный случай.
В одну из первых годовщин Октябрьской социалистической революции по улицам города
двигалась массовая манифестация с оркестром и флагами.
Путь демонстрантов лежал мимо цирка Сосина.
То ли революционные песни, то ли кумачовые полотнища,
но что-то в этой демонстрации не понравилось индийским цирковым слонам.
Гиганты джунглей снесли часть деревянного цирка, и волоча за собой тяжелые бревна, к которым были прикованы, вырвались на улицу.
До самого вечера пара слонов гоняла по улицам горожан, пока наконец не была водворена в цирковой загон.
В 1927 году Гостиный двор переименовывают в Центральный колхозный рынок, отметив это событие сносом Часовни иконы Божией Матери "Знамение", посвященной жертвам землетрясения 28 мая 1887 года.
Но сохраняют деревянное здание цирка, очевидно как храм одного из важнейших пролетарских искусств.
В ноябре 1934-го в газете «Красное знамя» (будущей "Казахстанской правде") появляется заметка некоего А. П. под названием «Зритель столицы желал бы лучшего». Корреспондент весьма критично оценил первое после ремонта цирка-шапито выступление циркачей: «Вовсе не собираясь умалить хорошую работу отдельных артистов, как, например, безупречно показавших высокие образцы циркового искусства в области гимнастики четверых Ильичевых на двойном турнике, троих Жандетских, аттракцион пятерых Денисовых и, наконец, трио велосипедистов, все же программа ввиду ее однообразия была скучной. Зритель столицы не увидел здоровой сатиры и юмора...» Вместе с тем цирковая программа и по сегодняшним меркам была довольно насыщенной. Помимо акробатов и велосипедистов выступали эквилибристы, человек-оркестр, наездники на шести лошадях и клоун «Чаплин».
В 1937 году на углу улиц Калинина и Интернациональной(Кабанбай батыра и Мауленова), рядом с сосновым парком, возникает новый деревянный цирк.
В 1939 году здесь были популярны номера «воздушная рамка» и «римские кольца». Их исполняли акробаты-эксцентрики братья Семен и Иван Шепетковы. Кстати, в 1941 году Иван Алексеевич ушел из Алма-Аты на фронт и погиб в числе 28 гвардейцев-панфиловцев при отражении танковой атаки у разъезда Дубосеково под Москвой. Позже ему присвоили звание Героя Советского Союза и назвали его именем улицу.
Правда в названии улицы Иван Алексеевич указан как Щепетков...Почему? - вопрос к ономастической комиссии.
В 1962 году, на месте цирка будет построен Дворец пионеров и шапито переедет на левый берег речки Весновки (Есентай), ниже проспекта Абая, где и просуществует до открытия в 1972 году здания стационарного каменного цирка.
Свидетельство о публикации №225032801203