Воронежский и тамбовский герой
Поэтому уроженца села летчика Служеникина Василия Дмитриевича считают своим земляком жители Воронежской и Тамбовских областей.
Он родился в многодетной семье 16 октября 1918 года Член ВЛКСМ с 1937, кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года. Женат. После Окончил 8 классов школы в Борисоглебске. В январе 1938 года он поступает в Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова. Через год, получив воинское звание младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 32-го иап Забайкальского ВО.
С 19.05.1940 утвержден в должности младшего лётчика, а с 28.06.1940 назначен помощником адъютанта 32-го иап 2-й авиабригады ВВС Забайкальского ВО.
Участник Великой Отечественной войны в составе 282 иап на Юго-Западном фронте.
Из наградного листа на пилота Василия Служеникина от 28.12.1941:
«...За период войны показал себя как бесстрашный лётчик, волевой командир. Предан делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине. Свою преданность доказал своими боевыми действиями. Имеет 90 боевых вылетов, из них на прикрытие военных объектов 57, на разведку со штурмовкой – 25, на сопровождение бомбардировщиков – 8, потерь бомбардировщики и истребители не имели. Все разведданные подтверждались штурмующими экипажами 282 иап и 230 сбап
23.11.1941 г. в паре с младшим лейтенантом т. Коровкиным в районе Моспанова штурмовал вражескую колонну пехоты до 300 чел. После 3-х заходов колонна полностью была рассеяна.
26.11.1941 г. обнаружил во время разведки, по дороге Харьков-Чугуев до 30 автомашин с вражеской пехотой и грузами. 4 раза колонну атаковал, в составе колонны зажег 2 автоцистерны с горючим. Колонну рассеяли.
27.11.1941 г. при выполнении задания на разведку, по дороге Каменная Яруга – Рогань атаковал вражескую автоколонну до 10 машин, в результате 3-х атак уничтожено 4 автомашины, а остальные прекратили движение. При повторном вылете в этом же районе атаковал в составе 4 самолетов автоколонну до 60 автомашин с пехотой и грузами. Колонна рассеяна. Экипажи наблюдали взрывы по дорогам, где двигалась колонна.
5.12.1941 г. в составе звена штурмовал Харьковский аэродром. Находящийся вражеский самолет на аэродроме «Хенкель-111» был сожжен. На обратном маршруте в районе Лосева атаковал до роты вражеской пехоты, которая была полностью рассеяна. Экипажи наблюдали много убитых и раненых.
6.12.1941 г. при разведке в районе Змиев-Безлюдовка атаковал обнаруженный паровоз с двумя крытыми вагонами. Поезд движение прекратил, много солдат, выпрыгнувших с поезда, прятались под вагоны.
7.12.1941 г. атаковал автоколонну до 30 автомашин, движущихся по дороге Рогань-Чугуев. Колонна расстроена.
9.12.1941 г. обнаружил и атаковал по дороге Чугуев-Рогань до 30 автомашин с пехотой и грузами. Колонна была рассеяна.
10.12.1941 г. В составе звена штурмовал Харьковский аэродром, находящихся на аэродроме 2 вражеских самолета сожжены.
11.12.1941 г. Во время разведки по дорогам Терновая-Байрак и Рогань-Чугуев атаковал в составе двух звеньев 40 автомашин, до 10 повозок и роту пехоты. Вражеские колонны были рассеяны.
13.12.1941 г. В паре с младшим лейтенантом т. Коровкиным атаковал в районе Терновая-Байрак до 50 всадников и 5 повозок. Группа рассеяна.
При выполнении задачи прикрытия ж.д. узла Купянска и движения наземных войск на допустил бомбометания стервятниками прикрываемых объектов.
Аварий, поломок и блудежек т. Служеникин не имеет. За отличное выполнение боевых заданий имеет благодарности от командующего ВВС 38 Армии и 2 благодарности от командования 75 Авиадивизии.
Тов. Служеникин достоин награждения орденом КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
Командир 282 иап майор Минаев Алексей Васильевич»
С 03.01.1942 назначен командиром звена 282 иап. 12.02.1942 присвоено воинское звание лейтенант.
18 февраля 1942 года командир звена 282 иап лейтенант Служеникин Василий Дмитриевич погиб при выполнении боевого задания над Харьковским аэродромом, был подбит зенитной артиллерией противника. Лётчик направил горящий истребитель на стоянку самолётов противника. Своим горящим И-16 сжег 10 немецких самолетов.
Как это было рассказывал корреспондент газеты «Красная Армия» ст. политрук Салеев Николай Петрович в статье «Бессмертный подвиг»:
«Это был обычный полёт, каких за время войны Василий Служеникин со своими боевыми друзьями совершил десятки. Сколько раз он шестёркой «ястребков» обрушивался на немецкие колонны и поливал их шквальным огнём! Сколько раз, он как молния, появлялся над фашистскими аэродромами и тогда самолёты врага горели как свечи, разлетались в щепки!
Храбрость, мужество этого молодого, ещё юного парня сочеталась с исключительным мастерством, хладнокровием и выдержкой. Старые опытные лётчики, видавшие виды, с уважением и любовью называли его нежно «наш Вася». Молодёжь не чаяла в нём души. Когда на аэродроме появлялся этот среднего роста, крепко сложенный русский парень – среди лётчиков царили веселье, смех, шутки. Любили Василия Служеникина за чистое, искреннее сердце, любили за храбрость, за высокое летное мастерство.
И на этот раз задание была очень важное. Командир части вызвал Служеникина. Приказ был краток:
«– В городе Харькове», – сказал он, – сконцентрировано много вражеских самолётов. Разбить, сжечь!
– Есть! – отчеканил Служеникин и посмотрел на своих товарищей, стоящих здесь же – пилоты мл. лейтенанты Новиков Владимир Алексеевич и Коровкин Борис Иванович , пилот ст. сержант Мальков Иван Александрович, командир звена лейтенант Орешин Василий Александрович. Улыбнулся. Улыбнулись и друзья.
Через несколько минут шестёрка истребителей чётким строем шла на запад. На этот раз Служеникин решил зайти на цель с западной стороны, чтобы быть незамеченным. Он знал, что аэродром врага сильно защищен не только зенитками, но с воздуха. «Зениток придётся испробовать, – думал ведущий, – а уж «хейнкелей» мы обдурим»
Вот вражеский аэродром. Как и следовало ожидать, патрулирующие ХЕ -111 проворонили.
Они кружились на большой высоте и даже не заметили наших «ястребков», но зато зенитная артиллерия открыла бешеный огонь.
Искусно маневрируя, ведущий Служеникин проскочил завесу, за ним – остальные. Как по сговору, наши "ястребки" разом пустили огненные мечи по обезумевшим фашистам. То тут, то там уже горели самолёты, горели ангары. Фашистские зенитки сосредоточили весь свой огонь на самолёте Служеникина, но он продолжал поливать стервятников пулеметным дождём.
Но вот Вася почувствовал резкий удар. Снаряд попал прямо в мотор. Самолёт дрогнул, загорелся и перестал повиноваться умелой руке героя.
Посадка на вражеском аэродроме казалось неизбежной. Совершить посадку – значит отдаться в руки бандитов. Нет не таков Василий Служеникин!
Не человеческими усилиями лётчик на секунду поднял свой любимый «ястребок» вверх. Он увидел, что вот совсем рядом стоят ещё уцелевшие юнкерсы и мессершмитты и повёл свой горящий самолёт прямо на скопище вражеских стервятников. Секунда, и раздался оглушительный взрыв. Больше десятка самолётов врага разлетелись в щепки.
Так умирают русские люди, пламенные патриоты своей матери – родины. Никогда советский народ не забудет светлый образ своего верного сына, прекрасного лётчика, сталинского сокола Василия Служеникина.
24 февраля (по телеграфу от нашего корреспондента).
За подвиг на аэродроме Харьков Василий Дмитриевич награжден не был. Приказ о награждении за подвиги, совершенные в 1941 году, орденом Красного Знамени поступил после гибели летчика 12.02.1942 г.
Свидетельство о публикации №225032801264