Герой Советского Союза Лукьянов Сергей Иванович
С 16 декабря 1931 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1935 году - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
С 10 августа 1941 года лейтенант С. И. Лукьянов воюет в составе 40 иап на Южном фронте. На самолете И-16 Сергей Иванович выполняет задания командования по разгрому группы генерала Клейста, сражается с немцами в Ростовской операции, бьет врага в Барвенковской операции, сдерживает немцев штурмовыми ударами Изюм- Барвенковской операции, сражается в воздушных боях по уничтожению Моздокско - Прохладненской группировки противника. В 40 иап воевало много уроженцев Воронежской области.
Лукьянов вместе с боевыми друзьями воюет с большим напряжением сил, производя по 3-5 боевых вылетов в день на разведку врага, штурмовку его наземных войск, на сопровождении своих бомбардировщиков и прикрытие своих наземных войск.
За сентябрьские бои 1941 года командир эскадрильи Лукьянов получил первую награду орден Красного Знамени. В составе 5 РАГ Южного фронта его эскадрилья уничтожала фашистов на подступах к Ростову на Дону. Сергей Иванович «произвел три вылета на штурмовку, 7 на прикрытие наших частей на поле боя, 2 вылета на сопровождение. В сложных погодных условиях он лично сбил в районе Большекрепинская самолет ХЕ-126 24 сентября, а 25.11.41 г. вдвоем с ведомым Ю-88 »
В июле 1942 года на груди у комэска Лукьянова второй орден Красного Знамени 130 боевых вылета. Его И-16 поднимается в небо и днем и ночью. На счету один лично сбитый самолет и шесть в группе с товарищами.
19 августа в воздушном бою сбито два самолёта противника. Один МЕ-109 на счету капитана Лукьянова, а другой командира звена лейтенанта Николая Михайловича Наумова, тоже нашего земляка.
В оперативной сводке №84 от 25 августа 1942 г. штаба 217-й истребитель авиационный дивизии отмечается: «В период 16:05-17:00 9 И-16 и 6 ЛаГГ-3 прикрывали 6 бомбардировщиков Бостон-3 При увеличении скорости бомбардировщиками истребители И-16 отстали. Этим воспользовались 2 МЕ-109, которые сбили 2-х Бостон-3.
Группа И -16 пошла на перехват ушедшим бомбардировщикам в направлении Прохладный и встретила четыре Бостона в хвосте у которых было два Ме-109.
Два И-16 с моторами М – 63 ведущий командир авиаэскадрилий капитан Лукьянов внезапным ударом отрезал двух мессершмиттов и завязал с ними воздушный бой. Бомбардировщики, воспользовавшись этим ушли через Прохладный на юго- восток. Группа И- 16 продолжала ввести воздушный бой с оттягиванием на свою территорию, но враги вышли из боя.
В результате воздушного боя на лобовой атаке И-16 капитана Лукьянова получил пять пробоин центроплана и, фюзеляжа у шасси, вследствие повреждения снарядом шасси при посадке на аэродроме оно не выпускалось. Лукьянов произвёл посадку самолёта на фюзеляж. Самолёт требует ремонта, лётчик невредим.
7 сентября 1942г. в 10:30 при перелёте лётчика мл. лейтенанта Ильи Ивановича Сухинина с капитаном Лукьяновым на самолёте У-2 с аэродрома Бапашев на площадку Акки- Юрт, когда до посадочной полосы оставалось 500 метров, из-за хребта с двух сторон появились два Ме-109. Заметив самолеты противника, летчик Сухинин умело и быстро посадил свой самолет у взгорья хребта. Заметив при посадке У-2, фашистские стервятники шесть раз атаковали самолет и зажгли его. В это время был ранен капитан Лукьянов в левую ногу, летчик Сухинин остался невредим.
После выздоровления Лукьянова направляют командиром эскадрильи в 16 гв. иап 9 гв. иад, где стал бить врага на «Аэрокобре»P-39D в ходе «Битвы за Кубань». Заместителем командира полка воевал Герой Советского Союза Покрышкин Александр Иванович, будущий трижды Герой.
Летая в паре с мл. лейтенантом Торбеевым Лукьянов сбивает три самолета противника. 27 мая и 31 мая два МЕ-109, которые упали в районе восточнее Киевское, 14 июня мессершмидтт упал 2-3 км южнее аэродрома Славянская.
Один из таких боев описывает боевой журналл полка: «31 мая 1943г. капитан Лукьянов вместе с ведомым мл. лейтенантом Александром Петровичем Тарбеевым в 17:40 вылетели на перехват самолётов противника в район патрулирования Свобода, Благодарный. Задание выполнили. В районе патрулирования севернее Крымская обнаружено два Ме-109. Имея превышение на 1000 м наши самолёты с пикированием произвели атаку по ведущему сверху слева. Огонь открыли в момент разворота Ме-109 влево, который стал увеличивать разворот со снижением. После второй очереди самолёт противника перешёл в беспорядочное падение. По предположению экипажа лётчик был убит.
В орде капитан Лукьянов, имея большую скорость, сблизился с самолётом противника и протаранил его правой плоскостью. Ме109 перевернулся и медленно пошёл вниз, упал 2 км западнее Киевское. После выхода из атаки севернее Киевская заметили два Ме-109, пытавшихся атаковать Лукьянова. Самолёт капитана Лукьянова требуют ремонта».
К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор С. И. Лукьянов совершил 356 боевых вылетов, лично сбил 14, в группе 15 и уничтожил на земле 2 самолёта противника.
2 октября 1943 г. он становится командиром 100 гв. иап, которым командует до конца войны. На груди летчика засияли третий орден Красного Знамени и орден Отечественной войны 2 степени, медаль «За оборону Кавказа»
13 апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
За отличие в боях за овладение городами Ченстохова, Пшедбуж и Радомско Приказом НКО №013 от 19 февраля 1945 года на основании Приказа ВГК №225 от 17 января 1945 года 100-му Гвардейскому истребительному авиационному полку присвоено почетное наименование «Ченстоховский». 9 мая летчики Лукьяновского полка провели последний воздушный бой. В нем командир эскадрильи гв. майор Василий Андреевич Пшеничников сбил один из символов люфтваффе самолет-разведчик FW- 189 широко известный как «Рама», который упал на окраине города Прага.
Журнал боевых действий 16 гв. иап
Описывает период с 02.04.1943 по 29.12.1943 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 29.12.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 21990, Опись: 0206868с, Дело: 0001, Лист начала документа в деле: 2
Свидетельство о публикации №225032801289