Ремесло Короля L Art du Roi
Сир, вы еще не родились, но вы после тяжелой и судьбоносной судьбы вы станете таким великим, что весь блеск других правителей будут тускнеть при свете твоей славы и величия, но истинная величие придет к вам после смерти, вам будут подвластны страны и народы, и многие к вам придут и будут приклоняться, прино-сить дары, решил и я, приношу этот труд к вашим ногам. Мой дар не блестит, как алмаз, которых богатые бу-дут дарить вам, и не так чист, как золотой слиток высшей пробы, мой дар — это то, чем я больше люблю и умею делать, а я могу писать. Хотел словами Фемистокла выразить вам вот что. «Я не могу настроить арфу или сыграть на лире, но я знаю, как превратить городок в великий город!» И я решил посветить свой скромный труд под названием «РЕМЕСЛО КОРОЛЯ» вам, Сир. Думаю, понравится мой труд, если нет, то жгите его в печь, и имя мое пусть забудут навечно.
Автор.
ГЛАВА 1. О ТОМ, КАКИЕ ПУТИ ЕСТЬ В ЖИЗНИ.
Сир! Вся наша жизнь — это путь от рождения к его конечной цели, к смерти. И твоя задача — достойно прой-ти этот путь до конца, чтобы ни случилось, хорошее или недоброе, главное, не дай себе быть как животное, которое и только знает, что живет оно бесславно. Живи, как будто будешь жить вечно, и одновременно готовь-ся, как будто сегодня твой последний день жизни, стремись к бессмертию, чтобы остаться в памяти всего че-ловечества. Жизнь не совершена, как и человек, хотя мы творения Бога нашего, а Бог совершенен во всем, что он делает, как он управляет. Мир наш лишь инструмент в руках Бога, Спасителя нашего, и через этот инстру-мент он и правит нами, хотим это или нет. После долгих раздумий о путях в этой жизни я пришел к выводу, что есть принципиальной четыре пути: Путь Монаха, Путь Правителя, Путь Воина, Путь Обывателя.
Путь Монаха, на мой взгляд, самый совершенный, хотя об нем не с кем говорить, ибо все избрали путь живо-та, самого порочного и позорного из путей в погибели духа. Ибо понять путь небо надо не быть жабой в соб-ственной болоте, которой не видит рядом океан, ибо жаба привязана к своей болоте, или теми же насекомыми, живущим только одно лето, нельзя говорить о льде, оно ограничено временем свой краткой жизни, с ограни-ченным грамотеем нельзя говорить об пути небо, ибо он скован своим образованием, о пути небо можно го-ворить лишь с тем, кто видит океан и не ограничен временем и не скован образованием. Путь Монаха изби-рают только те, кто ищет Бога, а ищет Бога только люди, уверившие в его веру, и эти люди простые миряне или святые.
Путь Правителя — это предназначим тем людям, которые управляют нас по воле Бога нашего, а не по воле князя от мира сего. Этот путь короля или государя или же царя, помазанного Богом. Путь во благо, во имя забо-ты о народе, чтобы был духовно здоров и не страдал. Уберечь народ от врагов Бога и от произвола богачей и судей, которые берут мзду от тех, кто платит.
Путь Воина — трудный путь, ибо он жертвует своей жизнью ради других, чтобы те спали мирно и жили счастливо. Он как пес сторожит хозяйства от алчных и голодных волков.
Путь Обывателя — самый низкий путь в жизни, где главная цель — жизнь в развлечем и купаться в роскоши, этот путь никуда, этот путь богачей, который берет этого мира всё, что им хочется, и не думают о своей судь-бе, не говоря о своей чистоте духа и души. У них нет ничего святого, они торгуют всем: телом, вещью, душой.
ГЛАВА 2. О ТОМ, КТО ИМЕЕТ ПРАВО УПРАВЛЯТЬ.
О! Сир, прежде чем решить управлять людьми, сначала сумей самого подчинить, все твои страхи, пороки, привычки и т. п. Кто сможет по-настоящему, сумеет подчинить себя и поставить себя в стояние по пути служе-ния добра и вере бога, только тот достоин иметь право подчинять других, ибо пока ты не поймёшь самого себя, как понять других людей. Еще, сир, мужествен не тот, кто побеждает врагов, а тот, кто господствует над своими страстями. Ибо монархи служат долгу, аристократы — чести, а демократы ничему не служат, ибо они — серая масса, которой нужен только глаз до глаз и держать их крепко, демократия — это цирк или театр, где править бал князя от мира сего. Они — правители на час, которые продадут страну кому угодно, только лишь бы платили. Мы имеем прекрасный пример современной истории, кому демократы на самом деле служат.
ГЛАВА 3. О ТОМ КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРАВИТЕЛЬ.
Образ идеального Правителя, должен быть подобно штурману корабля, который умеет сориентироваться по компасу, читать карты и знать звездное небо, по какой звезде ночью найти путь куда корабль (страна) вместе с командой (народ) должно прийти. Ибо только это качества дают в жизни правильные инструменты для ориен-тира по жизни которой полно невзгод и страдании. Король для того, чтобы управлять государство то государь должен быть подобному самому искусственному мастеру всех ремесел, который имеет метод. Мастеровые всех ремесел, чтобы сделать квадрат, применяют угломер, чтобы начертить круг, используют циркуль, чтобы прямую используют отбойный шнур, чтобы установить предмет вертикально, используют отвес. Искусный мастер и простой ремесленник —все они применяют в своей работе эти четыре вещи как метод. Искусный мастер владеет в совершенстве этими методами, а не обладающий таким искусный ремесленник хотя и не мо-жет полностью овладеть методом работы, но, подражая образцу, он все больше совершенствует свое мастер-ство. Поэтому во всех ремеслах есть свой способ для измерения.
Сир, король должен быть честен, держать свое слово, и исполнять его, иметь долг служить правде и в добре перед страной, которой он управляет по воле Бога и управлять им, и со-хранить народ от произвола других народов и честью служить им, не смотря ни не каких препятствии в жизнь, капканы которых в жизнь кишит как логово змеев. Иметь свое кредо, иметь собственное Я, он должен иметь стержень и хребет. Быть сильным духом чтобы не упасть в уныние, ибо уныние один из тяжких грехов. Быть высоконравственным человеком, ради народа и страны пожертвовать собой для одной общей благе страны. Верен истине и Богу, судить люто тех преступников, которые это заслужили, и помиловать тех тоже самое. Быть примером для всех, для себя, для родных, для друзей, для знакомых, для людей, для народа и даже для целого мира. Во всем ищи равнове-сия, ибо люди уравновешенные как весы, когда масса веса равно массе продукта достигается равновесия. Не ходи в крайность. Познай себя и тогда познаешь других. Сир! Не бойся, что тебя народ не знает, а бойся, что ты их не знаешь.
ГЛАВА 4. О ТОМ, КАК ПОНЯТЬ ВЛАСТЬ.
Каждый народ достоин того правителя, который он достоин, и пусть не жалуется народ, что доверился не тому государю. Будь то государственная власть, чиновническая, судейская, церковная — каждая заслуживает именно теми людьми, из которых масса этих людей составляет. Каков народ — таков и правитель. Каков пра-витель — таков и народ, две стороны одной медали. И это ты должен помнить, мой Сир. Сир, хорош тот ко-роль, который народ знает, что он есть. Менее хорош король тот, кто заставляет народ его любить и возвы-шать. Плох тот король, если его боятся, и худший король, который народ презирает его. Самая страшная отрава для правителя, даже мудрого и сильного, — это постоянное восхваление его и его деяний. Искусство короля не только в том, чтобы находить нужные решения, но — в еще большей степени — убеждать народ в их пра-вильности. Если он не видит пути, то он слеп в государственном управлении, такой король слаб по своей при-роде. Сила власти не во власти, а в правде, кто владеет правдой, тот сильный и свободный человек. Как истин-ный король, он не может полностью принадлежать себе, как господин дома принадлежит его семье и его род-ным, так и король принадлежит его народу, и как семья имеет право требовать отчёта о его деятельности, так и народ имеет полное право знать, чем занимается его главный кормилец и опекун. Сир, при правильной управ-лении государством король должен быть королем, а сапожник — сапожником, при неправильной управления вчерашний сапожник становится королем, и вчерашний король — сапожником. Вот и суть между правильно-стью и неправильностью, при нормальном и уравновешенном правлении все должны быть на своих местах, и ни в каком случае наоборот.
ГЛАВА 5. О НАЧИНАНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ.
Сир, вы должны знать когда-либо чем должны начинать, вы должны знать это начинание. Ибо чем начать вы должны подумать, а подумав быстро действовать, вот молниеносная правильная решения задач, будь то в жиз-ни или в политики. При этом ваш ум должен быть чист, подобному как кристаллу, чтобы правильное принять решение, когда ум не чист, и здесь и поспешность, и крах всех планов. Сир, к примеру, притча о важность каждой мелочи в планирования великих задачи, будь в жизни каждого человека или в управление государства. Вот познайте это притчу. В большом деле не надо спешить. Вот жил один кузнец при правлении одного воин-ственного государя, который всегда торопился, чтобы всё успеть и довершить дело до конца. В той стране началось война по захвату чужих территории. И государь дал приказ приготовиться и подготовить всё для армии. И вот один кузнец был очень похож на своего государя, та же спешка в делах. И вот приходит приказ к нему от государя. И просил подковать лошадь для гонца с важнейшим приказом для армии того воинственного государя. Кузнец торопился, ибо его торопили царские слуги, и забыл забить один гвоздь в одну подкову. Из-за не забитого гвоздя лошадь потерял одну подкову, и за потери подкову лошади сломал ногу, и сломанной ло-шадь ногу не смогли достать донесение, из-за не доставленной донесение, полководец потерпел поражения, из-за поражения проиграли войну, а из-за проигрывания войны враг захватил страну, из-за потери страны во-инственный царь потерял свой трон. Уже ясно этой морали вам, Сир, никогда не спешите, как говориться в народе, поспешишь людей насмешишь. Сир, народу должен дать свободу в том ком виде, чтобы не было во вреду или ущерба других. Дать столько в рамках народных традиции и закона, не больше, чтобы не было в ущерб власти, и не меньше в ущерб народа. Надо соблюдать золотую середину. За нравы народа надо наблю-дать, что те не развратились полностью. Если потеряешь бдительность, то потеряешь и власть. А во стране воцариться хаос. А хаос — это анархия.
ГЛАВА 6. О НРАВСТВЕННОСТЬ.
Сир, не будьте ленивы и не живите в празднестве это путь к падению нравственность даже у самых стойких из великих. Если вы достигли все возможно в жизни ищете выход что не остановится на пути, самосовершен-ствоваться, но не в погоне за деньгами, а в нравственность и укрепления духа, ибо чем чист дух, тем он креп-че.
Вот пример Александр Македонский после завоевания античного мира, который в те времена они его знали, он от нечего не делая начел пить безрассудна и подался роскошной восточной жизни полном наслаждение и блаженстве, а кончил свои путь тем, что умер от большего количество выпитого вина, не правда позорная смерть для такого как он?
Сир! Не будьте скотиной которой склонной к животу, а богу, у которого есть высокий дух и чистый разум. Ведь жизни в наслаждение и жизни в подвигах такие разные, у первой подобно животному человеку, а второе к герою и полубогу.
Сир! Знайте себе цену своей жизни и не жгите его в празднества и развлечение. Не будьте горделивый, ибо гордость признак падения величия что приведет к позору в глазах у всего народа.
ГЛАВА 7. О ВЛАСТИ.
Сир! Не ищите себе власть, ибо настоящий лидер не ищет власть, власть сама находит, кто ему подходит. Вы не должны форсировать события, просто подождите, будьте готовы и, как только придет время, отвечайте на его призыв. И к тому же власть призывает лидера исполнять свой долг, когда это необходимо. Но да будет из-вестно вам, Сир! Что власть начинает уходить от вас тогда, когда вы, Сир, усвоите привычку нарушать закон. Ибо неуважением к общественному закону ты, Сир, этим способствуешь граждан к призыву действовать, и от этого призыва, от беспредела в законах и попрания прав граждан и происходит революции в стране!
ГЛАВА 8. О ПОЛЕЗНОСТИ ИСТОРИИ.
Каждая жизнь — это история. А история — зеркало, в которое смотрится современность. И каждый из нас вправе смотреть в это зеркало своими глазами. К чему я склоняю, Сир, а к тому, что кто знает историю, суметь видит ясно настоящее и предвидеть будущее, которое еще не наступило. Сир! История описывает поступки людей, их взаимоотношения. Поэтому исследование прошлого даёт нам знания о природе человечества и по-могает лучше понять события, происходящие в мире сегодня. Цель исторической книги — понять и описать прошлое его собственным языком, что и составляет главную задачу любого историка, когда он пишет свой исторический труд. Сир! Вся история, в конечном счете, рассказывает о людях — то есть об их поступках, чувствах, взаимодействиях друг с другом и отношении к выполняемому делу. Изучая прошлое, Сир! Следует сначала устанавливать, что на самом деле произошло, а потом выяснять, почему всё случилось именно так, а не иначе. И только когда одна история начинается и кончается плохо, уже тяжело судить отстранённо. Пре-успевающий на своем пути правитель забывает, что он всего лишь ученик, идущий одним из множества по-знания. Забывает необходимость оставаться зрячим, храня в памяти древнее, сопоставляя с ним новое. Сир! Знайте, познание исторических истин даётся трудом, и редко можно узнать подлинную исторических истин. Порой вообще не познаётся. История — это всё равно что вечно познавать божественную истину. Приведу наглядный пример из истории. Юм, сидя возле окна, писал очередной том истории человечества, когда с ули-цы вдруг послышался отчаянный гвалт. Юм послал горничную узнать, что там случилось, и та сказала, что ничего особенного, просто поссорились прохожие. Но пришел лакей, сообщивший, что на улице произошло злодейское убийство. Затем прибежал почтальон и сказал историку, что сейчас была на улице большая потеха — подрались две голодные собаки, заодно покусав мужчину и двух женщин. Юм в раздражении швырнул пе-ро на стол. — Это невыносимо! — воскликнул он. — Как же я могу писать историю прошлого человечества, если не в силах выяснить даже того, что творится у меня под самым носом — напротив моего дома! Однако он все-таки продолжил работу. Так что, Сир, поиск исторических истин — это вечный поиск. Вот что я вам скажу, Сир. Всякая эпоха имеет право на собственное представление об истории, и это равно к отношению ко всякой стране. Еще, Сир, знай! Что история не учительница, а надзирательница, она ничему не учит, а только наказы-вает за незнания уроков. Это подобно как закон: незнание закона не освобождает от наказания, это знали еще римляне.
ГЛАВА 9. О ПЛАНАХ В УПРАВЛЕНИИ.
Сир! Горе правителю, который приходит на политические баталии с готовой системой. Великое искусство управления политикой и государством заключается в том, чтобы во время действия изменять свою операци-онную линию, это надо делать для того, чтобы политический враг не смог предвидеть твою стратегию. И трудно в великих делах сразу же всем угодить. Недовольных всегда найдутся. В политике надо знать отклады-вать, но и брать быстрые решения. Но знай, Сир! Если в политической баталии или на полях сражения пришли к патовой ситуации, то вам надо пожертвовать малое ради получения большого. К примеру, когда мы играем в шашки, когда оба игрока заняли самые хорошие ходы, но при этом не хотят быть битыми, надо дать одной шашке быть битой, и только тогда кто это сделает первым и освободит поле битвы от безвыходности, тот и выиграет всю партию в конце.
ГЛАВА 10. ОБ УПРАВЛЕНИИ.
Сир! Когда правитель только начинает управлять государством, он должен сначала обустроить и укрепить дом, а потом расширить его. Но помните, чем больше власти вы приобретёте, тем сильнее побуждает ваша страсть злоупотреблять ею. А вырезаться короче, чтобы вы поняли, абсолютная власть развращает абсолютно! Если благородные и мудрые люди управляют низкими, чернью, то в государстве царит порядок, а если низкая чернь управляет благородными и мудрыми, то будет смута. Сир! Когда государь желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда государь желает быть впереди, он должен ставить себя позади других. Еще, Сир! Великое дело состоит из малого, а многое — из немногого.
ГЛАВА 11. О КУМИРАХ.
Сир! Не ходите путями кумиров, ибо сказано в священном писании: «Не создавайте себе кумиров». Не ходи по тропам своих кумиров, ибо они свой путь прошли. У каждого государя есть особый путь, и ты должен следо-вать своей дорогой и жить своей жизнью, а не чужой. А если вздумаешь ходить по их тропам, то ты рискуешь наступить на те же грабли в своем пути. Ты должен прокладывать свою дорогу в густой чаще лесов под назва-нием жизнь, а не по тем, которые уже есть. Те, которые уже есть, уже прошлое, и по ним ходят только дикие животные, у которых отсутствует разум, и они ходят по ним по своему животному инстинкту. И не будь скоти-ной, которую природа создала, склоненной к земле и покорной животу.
ГЛАВА 12. О ЗОЛОТОМ ТЕЛЬЦЕ.
Сир! Когда вы достигнете могущества и богатства, стараетесь не стать жертвой Золотого Тельца, не служите им, пусть сам Телец служит вам. Не ищите удовольствие в богатстве, а ищите удовольствие в истине, богатство приходит и уходит, и оно не вечно, а вот истина остается, и она вечна. Ибо в этот мир пришел с ничем и уй-дешь с ничем. Богатство не возьмёшь в небеса, а вот после смерти память о всех твоих жизни и опытах оста-ются, и для этого ищете Бога в сердце твоем, а не материальном мире. Бог есть сущее всего, что нас окружает, он свет без тела. Сир! Старайтесь ничего не иметь, и тогда вы ничего не теряйте. Чем меньше тебе нужно, тем ближе к Богу, и наоборот, чем больше хочешь иметь, тем отделяешься от Бога. Господь Бог ни в чем не нужда-ется, ибо Он — всё, а должны стремится в ничем не нуждаться, только в Боге, ибо Он есть истина.
ГЛАВА 13. О ПРАВДЕ.
Сир! Вы подумали, в чём сила? Сила не в могуществе, которое ты имеешь, и не в богатстве, которым ты владе-ешь. Сила в правде, у кого правда, тот и сильнее, а правду можно узнать, если познал Бога. Сир! Говорите народу правду, даже если она против вас самих. Только кто познал правду, по-настоящему свободен. Рано или поздно правда восторжествует над миром благодаря твоей верности Богу и народу, который тебе верен управ-лять. Перед каждой тьмой всегда воссияет свет. С правдой живут, её не преподают. Ибо божество в тебе, а не в понятиях и книгах.
ГЛАВА 14. О БОРЬБЕ.
Сир! Когда начинаешь свой путь к служению, то тебе придется столкнуться с двумя вещами: с враждебной партией и враждебным ее лидером. А для этого надо победить партию без лидера, а потом лидера без партии. Но знай, Сир! Ты должен вовремя прийти во власть и вовремя уйти, и только тогда, Сир! Вы достигнете у народа память и бессмертие. Если вас после смерти народ будет помнить, то вы стали бессмертными. Знай, Сир! Чем вы кажетесь слабей, тем вы победите сильных, как мягкое преодолевает твердое. Если вы крепко стоите, то вас не опрокинут. А если вы умеете опираться, то вас нельзя свалить.
ГЛАВА 15. ОБ ОПЫТЕ.
Сир! Лидером становятся благодаря умению действовать в реальной ситуации, а не в результате чтения книг и конспектирования их. Но это вовсе не означает, что будущие лидеры не нуждаются в обучении и подготовке. Сир! Практика — лучший учитель, а любая система подготовки является всего лишь попыткой передать зна-ния и навыки другим. Древние римские правители не проходили никакой специальной подготовки перед назначением на высокие посты: а все знания приобретали благодаря опыту, частным беседам и самообразова-нию. Их решения основывались на практическом опыте и здравом смысле — двух слагаемых, которыми не должна пренебрегать ни одна система подготовки руководителей. Опыт, свой или чужой, пригодится как дей-ствующему лидеру, так и тому, кто только готовится им стать. Самое трудное — умело пользоваться получен-ными знаниями. Сир! Люди, имеющие опыт, знают только то, что надо делать, но не знают почему, не зная причину. Люди, имеющие знание, знают причину, но не знают, как это делать. Только мудрецы знают причину и знают, как это делать.
ГЛАВА 16. О ВРЕМЕНИ.
Сир! Знайте, что пока вы не пришли к власти, то время работает на тебя, но помните один закон власти: как вы пришли к власти, время безжалостно будет против тебя, ибо оно жрет, кого их породил. И чтобы не стать ее жертвой, уходи вовремя и красиво, и ты останешься в памяти людей. Чтобы ты понял лучше, расскажу эпизод из ранних период жизни Фемистокла. Когда Фемистокл был молод, отец брал его с собой прогуляться по бере-гу моря в надежде убедить сына не заниматься политикой. Они проходили к месту, где догнивали триеры, вы-тащенные некогда на сушу и брошенные там. — Взгляни! — говорил Неокл, указывая на обнаженные кораб-лей-сирот. — Видишь, как люди обращаются со своими лидерами, когда в них отпадает нужда. Сир! Народ есть народ: сегодня восхваляет тебя, а завтра они тебя на кресте прибьют и осудит. Помни о жизни Христа, который народ так хорошо встречали в вход в Иерусалим, но через несколько недели тоже народ распяли его. Вот истинный урок. Сир! Помните, что мы все смертные, да, человек смертен, но парадокс в том, что он вне-запно смертен. Помните об этом.
ГЛАВА 17. О РЕВОЛЮЦИИ.
Сир! Помни о народе. Не позволяй твоим врагам довести её до нищеты. Нищета ведет народы к революциям, а революция приводит к нищете. Сир! Не тяготите народ законами, знайте, чем беднее страны, тем больше зако-нов и запретов, и наоборот, чем богаче, тем меньше законов и запретов. И еще знай, что революция пожирает собственных детей. Такова её логика, она требует жертв – и получает их непременно. Если революционное колесо завертелось, остановить его не под силу никому. И тех, кто его запускал, оно же и перемалывает. Но еще знай, что каждая успешная революция приводит к жесткой диктатуре. А те, кто против революции или хотя бы колеблется, она режет их. Чем больше, тем лучше. А если нужно – хоть миллион. Сир! Если не подни-мешь благосостояния народа, это будет чревато опасности, ибо неудовольствия растёт, как бы поставил бочки с порохом в погребе, и для того, чтобы воспламенить порох революции, теперь достаточно одной искры, и всё взорвется и снесет весь фундамент государства.
ГЛАВА 18. О ВЕРЕ.
Сир! Как уже вам известно, фраза: «Религия — это опиум для народа». Но она верна лишь тогда, когда вместо веры происходит толкование, вместо праведной жизни — обряды, и всё кончается лицемерием попов в их борьбе за сытую и почетную жизнь. Знай еще, Сир, что этот процесс цикличен и вечен, сначала приходит в мир новая вера или учение, и она на протяжении 2000 лет начинает деградировать, и опять приходит новая вера, и этот процесс не остановить. Чтобы государство и народ не пали в разврат, ты должен сохранить им веру в истине, а не обряд и толкование, те, кто толкуют священные писания, они сами не веруют, и Христос проклял их, ибо они есть книжники, которые пришли спорить с самим Богом об истине, сами не зная, что та-кое истина и в чем её суть.
ГЛАВА 19. О ВЛИЯНИИ ЖЕНЩИН.
Сир! Я хотел вас предупредить: не позволяй быть управляемым своей женой. Ибо знай: правитель же правит над страной, и в то же время правитель подчиняется своей женой. Тот, кто имеет влияние над женой правителя страны, тот и правит реально над страной. Если хочешь управлять или подчинить чужую страну, то сумей подчинить жену того правителя чужой страны, и ты будешь одновременно управлять двумя государствами. Народ управляется государем, а государь управляется своей женой, ибо народ слушает государя, а государь слушает свою жену. Но я хотел, сир, вам сказать одну притчу. Однажды царь вышел прогуляться со своей же-ной по городу и видит одного бездомного. Этот бездомный в юности встречался с женой царя. И вот царь го-ворит своей жене: — Видишь, жена, если ты бы вышла замуж за этого бездомного, то ты была сейчас бездом-ная! А жена отвечает своему царю: — Нет, муж мой, если я вышла замуж за этого бездомного, то он бы стал царём, а ты был бездомным!
ГЛАВА 20. ВОСПИТАНИЕ НАРОДА.
Сир! Чтобы народ был здоров и имел крепкий дух, его надо воспитывать. Правитель похож на гончара, кото-рый придает форму горшку из глины. К примеру, если глина мягкая, правитель вылепит из нее что угодно, если же ее обожгут, поздно тогда с ней что-либо делать. Изъянов ее уже не выправить, можно только разбить этот сосуд, если он негодный, а народ не разобьёшь, если стал негодный, уже ничего невозможно исправить. Учи-телей, Сир! Надо чтить учителя наравне со своими родителями, так как если родителям ты обязан жизнью, то учителям — тем, что дает ей цену.
ГЛАВА 21. О ВЕРНОСТИ.
Сир! О, верность политика к народу познаётся, когда народ даёт власть этому политику. Это так верно, как познаётся верность жены к мужу, когда он бедный, а мужа к жене, когда он богат.
ГЛАВА 22. О ПОЛИТИКЕ.
Сир, государство в руках умелого политика будет процветать, а процветание его зависит от двух рычагов. Первый — внутренняя политика, и второе — внешняя политика, в первой государь должен думать о благосо-стоянии граждан, а во второй — о благосостоянии страны. Сир, помните, что каждая политическая комедия начинается с неразберихи и заканчивается восстановлением порядка.
ГЛАВА 23. ОБ ИСТИНЕ И О БОГЕ.
Сир! Чтобы вы имели в виду, в каком мире мы живем, то я вам скажу, что в том мире, где истина относительна. Современный мир — это античный мир софистов, где есть только свое мнение, и что человек придерживается этому, а истины он не хочет познать, и для него это неважно. А Бог против относительной истины, есть только одна истина, и она абсолютна, а кто абсолютен, только Господь Бог. Истина должна быть универсальной, если она относительна, то это не истина. Но как показать им, невеждам, что они, которые считают, что всё знают, на самом деле ничего не знают и не хотят знать, ибо они горды, что они самые умные из людей. Сир! Мудрец только Бог, который знает всё, он сама истина, а мы только можем быть только любители этой истины — это равно, что любить Бога во всём. В Боге ты возлюбишь истину, и ради истины должны пойти даже на смерть, если понадобится. А как, Сир, объяснить невеждам, что Бог существует? Первое, показать им, что эту истину они не знают. Надо очистить душу от самомнения, очистить от какой-то гордыни, все говорят, что я знаю, а на самом деле ничего не знают и не хотят знать, если знали, так они не говорили. Для этого надо очистить душу от мусора, которой засоряет её. Истине Бога мы не можем учиться, мы можем только познать, а учиться и по-знать — это две разные вещи. Учиться можно физике, химии, математике, но истину не сможешь познать. А познать можно, только если веришь в него всем сердцем, кто верует, тот и увидит, и познает истину. А познать сможешь, когда страдаешь, как страдал наш Господь Бог. И путь к познанию божественной истины лежит че-рез страдание, и кто милосерден. А как познать Бога, если ты не веришь ни в Него, ни в себя, ибо уверишь в Нем, уверишь в себя. Человек делает зло по незнанию, а если знал, то он делал добро. Сир! Вот пример: Напо-леон Бонапарт, гениальный человек, так верят в Европе, он был, а в России в то время считали просто его дья-волом во плоти, этого умнейшего злодея, как это сочетается? А мы попытаемся поразмышлять. Наполеон счи-тал, что он делает благое дело, что он просвещает Европу идеалами философов, просвещением. И что надо русских покорять, этих невежд, варваров, этих крестьян-дураков с вилами и топорами, которые убивают его умных своих воинов, он уверен, что делает добро, когда начал войну, и он в этом уверен! Но не знает, что де-лает зло, он делает от незнания истин. Даже в католической церкви, которой поддалась не вере, а толкованию и догматике, дошли до извращений концепции на вопрос: что есть благо? Для них, по Фоме Аквинскому, благо — это то, к чему стремятся, вот пример: даже насильник какой-то, который овладел юной девушкой, считали, что он это сделал, ибо он стремился для блага, ибо он любит. Здесь действительно надо знать истину, но знать относительную истину и создать концлагеря, пытать людей, то мудрый человек, который знает божественную истину, никогда не сделает, ибо он знает, что есть добро. Бог есть, и что его истина, как математика, когда че-ловек знает из математики, что тот, кто знает 2х2=4 или сумма углов треугольника равно 180°, он никогда не скажет, что 2х2=5 или тоже же самое, сумма углов треугольника имеет разные углы, что как кому-то так ка-жется. Ведь математика учит только абсолютной истине, что 2х2=4, а не иначе, или же сумма углов треуголь-ника равна 180°, а не имеет разные углы, так и с познания Бога, когда познал Его через сердце свое. Открой сердце, и Он войдет, ибо перед этим надо верить, и Он откроется, и насыщайся из Его вечного источника ис-тины, света. Где свет — это (Отец), слово Его (Сын), а истина Его (Святой Дух) — это и есть значения Трои-цы. Сир! Вам известна фраза, что в споре рождается истина, но это не так, в споре получишь синяки на твоем лице, а не истину. Истина рождается в страдании, ибо жизнь есть страдание, это нам досталось от Адама и Евы после изгнания из рая, и после как познали, что такое добро и что такое зло от дерева познания. Сир! Вот вам пример: даже если человек приведет лошадь к водопою и заставит напиться его из источника, если ло-шадь не хочет, ничем ее не заставишь. Или другой пример: сто профессоров собрать вместе, самых умных и талантливых, не смогут заставить студента-лентяя учить и познать предмет, ибо если сам студент не захочет. Этому студенту надо внутренние силы его, чтобы он сам захотел познать предмет, так и с истиной и верой в Бога, если человек не хочет открыть сердце Богу, то он не узнает Его. И хотел в конце, Сир, вам сказать, и что-бы вам легче понять суть, приведу одну сцену из предсмертной жизни Наполеона. А он уже в конце своей жизни понял, в чём суть, и так сказал: — Великие полководцы собирали великие армии, чтобы железом и кро-вью завоевать мир! А вот Господь Бог завоевал мир одной лишь любовью к нам, хотя мы Его распяли за это.
ГЛАВА 24. О ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Сир! Вы когда-нибудь задумывались о главной проблеме человека такого и в обществе, где он живет? Навер-но, нет! Так слушайте и познай. Главная проблема человека и общества, где он живет, состояться в том, что в человеке заложено зло, а если в человеке заложено зло, то зло существует и в обществе. А как мы знаем, что человек — это животное, но животное разумное, а в разуме человека заложены мысли, отсюда вытекает, что наши мысли о зле — это уже зло, а как зло — это грех, то мысли о грехе — уже свершившаяся зло (грех). При-веду к вам, Сир, пример из книги (Быт. Гл. 4,6:8) всем известная сцена разговора Бога с Каином, где Бог преду-преждает: не думай о грехе, а если не дает покоя, то изгони от себя, ибо если будешь думать о нем, то она за-владеет тобой, и ты совершишь этот грех перед Богом. А дальше, Сир! Вам известно, к чему привело Каина, когда завладела его мысли о недоброе или грехе или то же самое зле к своему брату Авеля. Из этой боже-ственной мудрости ясно, что мысль о грехе (зло, недоброе) — уже грех перед Господом, а чтобы не думать о грехе, надо перестань думать, ты должен покоиться в тихой тишине, чтобы разум был чист, очищаете свой разум, освободи разум от мысли, и ты увидишь свет.
ГЛАВА 25. О ВЕЛИЧИИ ПРАВИТЕЛЕЙ.
Сир! Знай, что правитель не должен стать идолом для народа, ибо его власть превратится в слепое идолопо-клонство, ибо еще любой правитель должен помнить, что монархия поклоняется Богу, аристократия — идеалу, демократия — идолам. Сир! Знай, что главная и единственная сила — это познания Бога, а ее достаточно, что-бы снискать себе славу и авторитет. Если вы, Сир, хотите превратить свое государство в идеальный образец для подражания для других государств, то разве не ясно, что ваша личная репутация должна быть безупреч-ной. Средний путь или путь служения — это как при стрельбе из лука, суть дела не в том, чтобы попасть в центр мишени, а чтобы вообще попасть в мишень, потому что силы не у всех одинаковые. Знай, Сир! Траге-дия героев заключается не в том, что они без остатка тратят свои жизненные силы, свершая великие подвиги ради истины, которую они познали от Бога. Беда и в другом, герои не могут прийти к согласию с собой, не умея соизмерять свои дерзания с возможностями, отпущенными им судьбой. Силой и умом они похожи на Бо-га, а склонность подвергать все сомнению делает их схожими с людьми. Как герой-творец в этом плане он по-хож на Бога, когда он создаёт свое идеальное государство, то он должен или обязан соответствовать своему творению. Это можно понять так, герой должен соответствовать своим делам. Чем он лучше, его дела, тем хорошо для народа. Помни одну простую вещь: народ — это лицо государя, а государь — это лицо народа, что ты видишь в народе, то видишь и в государе, и что видишь в государе, то видишь в народе.
ГЛАВА 26. О ЗАКОНАХ.
Сир! Нет ничего могущественнее той республики, где законы соблюдаются не вследствие страха или разум-ных соображений, но вследствие страстной привязанности к ним, как это было в Риме и Спарте, ибо тогда к мудрости хорошего правительства присоединяется вся та сила страсти, которой может обладать народ. Сила и правда в законе не в том, что они запрещают что-то делать, а в их соблюдении. За соблюдения закона народ должен биться, как на войне за свою страну. Но правитель тоже должен соблюдать законы государства, ибо несоблюдение законов государства приводит страну к смуте. Если в стране или мире хаос, это значит всё в порядке, в порядке для перемен, огромных важнейших перемен. А если в мире всё стабильно и жизнь течет без перемен, то он должен беспокоится о масштабных переменах в его государстве, которые в скором произой-дут. Сир, знай, что сила закона божественной истины в том, если ты видишь, что должно произойти доброе или недоброе, то ни в коем случае не старайся изменить волею судьбы, если мы попытаемся изменить волею Бога, то мы только приблизим неизбежный конец судьбе. Сир, бороться надо лишь за то, что любишь, любить надо лишь то, что уважаешь, а уважать лишь то, что по крайне мере знаешь, а знаешь истину от Бога, который ты познал, открыв сердце твое ему. Закон истории в том, что она не столько учит, сколько наказывает тех, кто плохо помнит ее уроки. Знание закона истины — это главная ценность для человека, и государь должен умно-жать и познавать по мере роста этого законы истины, как растут его года. О государстве, которой государь правит от имени народа своего, судят не только на основании законов, по которым оно живет, но и по людям, которые им управляют. Закон на то и закон, что он есть закон, и он суров, подобна сурового отца к отношение своему сыну. Как отец наказывает своего сына за проделки, так и закон должен наказывать своих граждан и в то же время самих правителей или государей, кто нарушает закон, будь этот закон государственный или боже-ственный.
ГЛАВА 27. ОБ АЛЧНОСТИ.
Сир, со времен великих правителей до наших дней минуло и утекло много веков. Что же, желающих достичь той же славы было несметное число. Но отчего же не возвращается эпоха великих мужей? А всё из-за того, что правители позабыли законы и обуреваемы эгоистичными желаниями. Увлечены самыми необычными деяния-ми и полностью позабыли любовь к богу и к врагам своим и справедливости. Сир! Знай, если хочешь быть великим мужем, то должен подчиниться и чтить закон, служить ради народа и для народа, быть справедливым со всеми, кто окружает тебя, будь ли близкий тебе человек или же чужой для тебя. Только так сможешь прибли-зить эпоху великих свершений. Сейчас мы живем в веке маленьких пигмеев при демократах, которые не ду-мают о благе своей родины, они думают только о наживе.
ГЛАВА 28. О РЕЗУЛЬТАТЕ.
Сир! Помните, что если думаете получить быстрый результат, то твои усилия будут похожи на растение, что распускается поутру, могут полностью увянуть уже к вечеру. Если чтобы твои дела помнили и не увяли, как цветок, то действуй медленно, но уверено, как сосна, что растет медленно, не увядает даже в зимние холода. Сир! Не будьте арабским скакуном, который скачет быстро по дороге в жизни, но быстро устает, даже не про-бежав и часть самого этого пути. Тут должен быть подобно верблюду, на которых арабские купцы пересекали бескрайние пустыни, ибо только верблюд сможет пересечь пустыню, ибо он идет медленно и уверено к своей цели. Вот также, Сир, и благородный муж – он не стремится достичь результатом слишком быстро.
ГЛАВА 29. О ВЛЕЧЕНИИ.
Сир! Не увлекайся редкими и сиюминутными вещами, они как пять цветов, которые слепят глаза, или как тона музыки, от которых притупляются слух, или как от много сразу вкусов ранят рот. Так как сиюминутные влече-ния влекут человека к необдуманным поступкам.
ГЛАВА 30. О РОСКОШИ.
Сир! Не живи в роскоши, ибо увидишь, что внутри обуреваемы плотскими страстями, а снаружи увлечены охотой, если увидишь государя, что упиваются сладкими винами и очарованы музыкой, живут в роскошных домах с высокими заборами, то обязательно он приведет свое государство к гибели. Таких примеров много, но я вам расскажу два: один давний и один недавний. При первом примере хотел сказать, к чему царствование Людовика XV привело, а ведь он имел много любовниц, что стоило лишь одна из них, всем известно, мадам Помпадур, который главный девиз для нее был: «После нас — хоть потоп». И уже при внуке Людовика XV — Людовике XVI — во Франции вспыхнула Французская революция. При втором примере недавно случившая на Украине, при президенте Януковиче, который воровал до беспредела, и делал он нужду на золотом унитазе, его выходки привели Украину к свержению его режима, а страну привели к смуте.
ГЛАВА 31. О ЗАВОЕВАНИЯХ.
Сир! Не дай бог быть агрессором по захвату чужих земель. Помни одно, Сир! Правитель, чья политика ведет к разрушению государства, стремится лишь к расширению территории и не стремится к установлению челове-колюбия и справедливости, он творит себе погибель.
ГЛАВА 32. О ПРОСЛАВЛЕНИЕ.
Сир! Знай, что ничто не может столь же сильно навредить правителю, как прославление его имени! Как только начинается прославление имени правителя, тотчас толпа чиновников узнает, чего он желает, и будет стремится ему угодить.
ГЛАВА 33. О ГОСУДАРСТВЕ.
Сир! Государство для правителя так же, как земля для землевладельца: если он прекращает обрабатывать, то кто-то будет страдать от голода. Если ткачиха прекращает ткать, то кто-то будет страдать от холода. Всё, что рождается, имеет свой срок жизни, но если использовать это без всякой меры, то и все вещи вскоре придут в упадок. Если ты, Сир, хочешь процветания твоего государства, то рассчитывай всё тщательно и до конца, этому способствовать, чтобы хватило на всё в полной мере. Государство должно быть богато, но и народ дол-жен быть счастлив.
ГЛАВА 34. О ГНЕВЕ.
Сир! Никогда не гневайся, это большой порок для правителя. В гневе можно надробить много дров. Помни, чтобы избавиться от мышей, не надо снести дом, ибо останешься на улице.
ГЛАВА 35. ОБ ОШИБКАХ.
Сир! Если совершил ошибку в управлении государством, то исправляй. Знай, когда благородный муж делает ошибку, она подобна затмению солнца и луны. Когда он ошибается, все люди тотчас видят это. Но когда он исправляет ошибку, все люди склоняются перед ним с уважением, и понимают одно: совершать ошибки и не исправлять их – вот настоящая ошибка. Сир! Знай, самая серьезная ошибка – это узнать о совершенном тобой зле и не исправить этого, пока совершенные нами проступки не приведут к гибели. Вот это и есть великой ошибкой. Еще знай, Сир! Существует две вещи, которых труднее всего достичь человеку в его жизни, – труд-ность радостного познания своих ошибок и трудность исправления зла, причиненного другим. Сир! Если хо-чешь узнать, какие ошибки ты совершил, управляя государством, можешь услышать на обочине дороги или на рынке.
ГЛАВА 36. О НРАВСТВЕННОСТИ.
Сир! Если ты чтишь традиции в своей семье, то ты никогда не посягнешь на традиции народа, а те правители, кто не ценит традиции в семье, — нелюди, они скот, который, как собаки, совокупляются на глазах у прохо-жих.
ГЛАВА 37. О ПРАВЕДНОСТИ.
Сир! Если сердце твое праведное, то и твои дела праведные. Если дела твои праведные, министры станут праведными. А если твои министры праведные, то и народ будет праведным, и отсюда и государство процве-тает. Сир! Если правитель недобродетелен, то навлечет он опасности на свое государство и принесет хаос в народ. Если же правитель мудр, то и в государстве воцарится покой, а в твоем царстве – справедливое правле-ние. А это значит, что падения и взлеты государства зависят от правителя, а не от предначертания. Знай, Сир! Если ты совершишь грех, вина будет лежать не на народе, а исключительно на тебе самом. Если народ совер-шит грех, вина все равно ляжет на тебе, так как ты не сумел их воспитать. Если согрешил ты, Сир, то вину бери на себя, ибо и поэтому твое царство процветает. А вот если возлагаешь вину на других людей, то и правление твое стремительно и позорно закончится. Из этого видно, что успех долговременного правления народом за-ключен исключительно в качествах самого правителя.
ГЛАВА 38. ОБ ОТНОШЕНИИ.
Сир, помни: когда ты относишься к своим поданным, как к своим рукам и ногам, то кадры относятся к тебе, как к своему животу и сердцу. Если же ты относишься к своим кадрам, как к собакам и птицам в клетке, то кад-ры смотрят на тебя, как на тирана. Когда ты же относишься к кадрам, как к глине и пылинке, то и кадры смот-рят на тебя, как на грабителя и недруга.
ГЛАВА 39. ОБ УПРАВЛЕНИИ.
Сир! В искусстве управления страной надо знать прежде всего четыре недостатка и знать и принять пять пра-ведных принципов.
Первый недостаток – это лицемерие, которое приводит в хаос людские нравы.
Второй недостаток – это взяточничество, которое искажает закон.
Третий недостаток – это утрата управляемости, которая сбивает с пути.
Четвертый недостаток – это тяга к роскоши, которая ведет к нарушению установлений.
Если эти четыре недостатка не устранены, то невозможно проводить правильную политику. Всё потому, что когда людские нравы пришли в хаос, то праведный путь нарушается, и даже небо и земля не способны сберечь чистоту их изначальной природы. Когда искажаются законы, то и весь мир начинает крениться, и даже прави-тель не может удержать его в должном порядке. Когда Путь нарушен, то умирают и традиции, и даже мудрецы не способны в полной мере свершать свои деяния. Когда нарушены установления, то и желания правителя возрастают настолько, что даже четырех сторон света будет недостаточно, чтобы удовлетворить их. Вот это и зовется четырьмя недостатками.
Сир, о пяти праведных принципах управления ты должен знать и принять. Первое – развивай сельское хозяй-ство и промышленность, чтобы накормить народ и обуть, одеть. Второе – отличай доброе от дурного, чтобы воспитать нравы народа, третье – распространяй гражданские науки и образование, дабы стали они осу-ществляться повсеместно, четвертое – делай военные приготовления, дабы усиливать могущество государ-ства, пятое – сделай очевидными поощрения и наказания для того, чтобы осуществления законов стало все-общим.
ГЛАВА 40. О СОВЕТНИКАХ.
Сир! Знай, что правитель, равного которому нет в мире, должен использовать чиновников и советников, рав-ных которым нет. И, используя таких чиновников и советников, он сможет свершать деяния, равных которым нет в мире. Знай еще: нельзя не проявлять уважения к великим чиновникам, поскольку они являются выраже-нием народа. Нельзя не проявлять осторожность к наиболее приближенным чиновникам, поскольку являются они путем в жизнь для народа. И помни одну простую истину, Сир! Нет государства, в котором бы вечно царил мир, и нет народа, который был бы вечно послушен. Если нанимаешь умного советника, то и в государстве воцаряются мир и процветание. А когда у них заканчивается мандат, то и государство движется к гибели. Этот принцип знали все великие мужи.
ГЛАВА 41. О КАДРАХ.
Сир! Существует десять препятствий к тому, чтобы назначать умных и способных кадрах. Первое – это не знать о таком человеке; второе – не распознать достойного; третье – не назначать его на должность; четвертое – не дать ему дослужить; пятое – из-за мелких обид не увидеть больших добродетелей человека; шестое – из-за мелких ошибок не увидеть больших достижений; седьмое – за мелкими недостатками не узреть большую красоту человека; восьмое – понапрасну ранить преданность и честность человека; девятое – слухами иска-жать праведный порядок; десятое – из-за оговоров и зависти отстранять от должности мудрых и способных кадров.
ГЛАВА 42. О СОВЕТАХ.
Сир! Знай, если правитель умен, то и государство находится под надежным управлением. Если правитель недалек, то и в государстве царит анархия. Тот правитель, кто умен, слушает самые разные мнения. Если же он недалек, то слушает лишь суждения одной стороны. А поэтому мудрость умного правителя, который слушает все разнообразие мнений, прибавляется день ото дня. Тот же, кто слушает лишь односторонние суждения, лишь прибавляет в своей глупости. Знай еще, что многие несчастья случались в истории из-за того, что чест-ных и преданных обвиняли в преступлениях, а поощряли лишь льстецов да глупцов. Конечно, куда легче слу-шать льстивые речи, чем честные слова! Правитель процветающего государства доброжелательно слушает речи о своих ошибках. Правитель царства, что находится в хаосе и анархии, с радостью слушает только когда его прославляют. У того, кто готов слышать о своих ошибках, число ошибок день ото дня уменьшается, а уда-ча становится повсеместной. У того же, кто готов слушать лишь прославление себя, слава день ото дня мерк-нет и настигают несчастья. Знай, что правда горька, подобно хорошему лекарству, горько на вкус, но эффек-тивно лечит болезни. Как искренние слова не всегда приятны для ушей, но могут исправить поведение людей.
ГЛАВА 43. О МНЕНИЕ.
Сир! Знай, умный правитель никогда не делает выводов, исходя из мнения толпы, равно как никогда не навя-зывает своего мнения другим. Он оценивает все мнения и осмысляет их на основе справедливости.
ГЛАВА 44. О ПОИСКЕ.
Сир! Знай, что путь правителя и есть путь во благо другим. А поиск — это путь, подобно сорнякам, вырвать невежество в себе и дать возможность разуму расти к солнцу.
ГЛАВА 45. О ТИРАНАХ.
Сир! Никогда не вступай в спор с тираном и не участвуй в делах его. Тиран не ищет в споре истину, а навязы-вает свое мнение другим. Дела его стоят того же, чего стоит его мнение в сравнении с истиной. Если свобод-ный человек входит в дом тирана, то он становится его рабом.
ГЛАВА 46. О ВОЙНЕ.
Война нужна для правителя, когда он не сумел убедить врага жить в мире. Но знай, кто промышляет войной на внешнем мире, того ждет бесславный конец.
ГЛАВА 47. О РЕШЕНИЙ.
Самые запутанные задачи имеют самые простые решение, иногда даже для самого себя.
ГЛАВА 48. О РЕФОРМАХ.
Сир, если вы задумали реформировать страну, то новые реформы могут извлечь выгоды из глупостей старых реформ, которых предшественники сделали до тебя, но не знание и по умыслу во вред государству и во выго-ду себе. Еще скажу вам, Сир, нужно всегда, вечно двигаться вперед, к тому, что еще не достигнуто. Если вы не в состоянии сделать того, что желаем, то вы должны сделать то, что вы можете.
ГЛАВА 49. ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.
Сир, вы, конечно, знайте, как быстро портится отношения среди людей и друзей, когда они богаты, ибо их губит богатство. Но знай, Сир, одно: если хочешь знать, насколько человек ничтожен существо, то дай этому человеку власть, и тут же он возомнит властелином вселенной. Человек, когда возвышаясь над обществом или друзей, то этот человек всегда у него меняться характер.
ГЛАВА 50. О МИРЕ.
Сир, мир, который правитель ищет, есть мир собственной души.
ГЛАВА 51. ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Сир, вам надо создать такое общество, в котором большинство стало бы обеспеченным, но никто не имел бы слишком много.
ГЛАВА 52. О ЦАРЕ.
Сир, царь не царствует, но, как это выражает само слово rex (царь), направляет: он говорит и делает то, что является правом, что соответствует правилам. В противном случае народ смещает, изгоняет или казнит.
ГЛАВА 53. О ЛЮБВИ ПРАВИТЕЛЯ.
Правитель должен любить народ свой и государство как свою жену, и управлять их, как скрипач, когда он иг-рает на скрипке и наслаждаясь как человек слушающей божественную симфонию небес.
ГЛАВА 54. О СЛУЖБЕ.
Сир! Служба у государя представляет две крайности: первое – это позволяет получить хлеб за службу у госу-даря; а второе – это боязнь за свою голову. Как говорили в древнем Риме, чем ближе к Юпитеру, тем ближе к молнии.
ГЛАВА 55. О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ (ДИПЛОМАТИЯ).
Сир! Знай, что внешняя политика можно сравнить с искусством жонглировать несколькими шарами, где ты, если уронишь один шар, то рушится вся внешняя политика.
ГЛАВА 56. ОБ ИСКАЖЕННОМ МИРЕ.
Сир! Знай, что самый опасный враг для любовного правителя — это его видение мира. Если ты не видишь реальность, то тогда ты видишь искаженный мир. И помни, что в искаженном мире все правила ложны, в том числе и правило, перечисляющее исключение, в том и наше определение, подтверждающие правило. В иска-женном мире время не соответствует твоим представлениям о нем. События могут сменять друг друга быстро (это удобно), медленно (это приятно) или вообще не меняться (это противно). В искаженном мире, как и во всяком другом мире, ты можешь найти себя. Но лишь в искаженном мире такая находка обычно оказывается роковой. Привычное оборачивается потрясением в искаженном мире. В нем удобно (но неверно) представ-лять себе перевернутом мире иллюзии. Ты обнаруживаешь, что призраки вокруг тебя реальны, тогда как ты — воспринимавшее их сознание — и есть иллюзия. Открытие поучительное, хоть и убийственное. Не надейся перехитрить искаженный мир. Он больше, меньше, длиннее и короче, чем ты. Он недоказуем. Он просто есть.
ГЛАВА 57. О СВОБОДЕ.
Сир! Мы никогда не были свободными, потому что мы рабы своих прихотей. Все — рабы. Причина рабства — невежество. Мы во власти времени до тех пор, пока не узнаем истину. Судьба рабов — прихоть и воля хозя-ев, судьба хозяев — это воля Бога. Вот почему не все стали правителями, но есть исключения на тех, кто рож-ден стать правителем, как и есть причина, что практично все рождаются слугами (рабами). И только познание божественной истины избавит людей от рабства, потому что только истина приносит изобилие при малых затратах труда и рассеет страх перед неведомым. Если мы думаем, что рождены свободными, это ложь и за-блуждение. Человек рождается рабом. Свободным его делает познание истины. Вот почему путь монаха са-мый трудный из всех по той причине, что его жена — мудрость, его дети — истина. Желательно, чтобы пра-витель не был женатый, чтобы не был привязанный к чему-то и должен кому-то, он никому не должен, он дол-жен только Богу. Но если править царь, то он женится ради наследника и всё. Свободен тот, кто ни к чему не привязан. Кто познал эту божественную истину, ибо как в Библии написано: нагим пришел — нагим ушел. Сир! Если вам говорят, как же быть, воля выбора? Знай правду, Сир! Нет никакого выбора, это так верно, как ответ Сократа на вопрос ученика его: женится или не женится? Ответ Сократа был краток: всё равно будешь жалеть.
ГЛАВА 58. О ПРАВЕ НАРОДА.
Сир! Народ имеет право лишить правителя власти лишь в том случае, когда правитель ведет государство в пропасть, это верно так же, как матросы, которые вполне могут предостеречь капитана, если он ведет корабль на рифы, а если он к ним не прислушается, они должны отобрать у него командование. Но народ это право может использовать и во вред государства, как не бывает пиршеств, где все были бы сыты, и одни получили всё, чего желали, а другие ничего.
ГЛАВА 59. О ВОЛЕ.
Посредством воли человек создает свое бессмертие, что человек вмещает в себе бессмертие, но что ему надлежит самому своей работой создать себе бессмертную душу.
ГЛАВА 60. О РАДИКАЛАХ И КОНСЕРВАТОРАХ.
Знай, Сир! Разницу между радикалом и консерватором, она подобна разнице между морем и штормом. Буря великолепная, она восхищает и устрашает. Богоподобная, она мечет могучие молнии и, сметая всё на своём пути, проносится дальше. А вот море, в отличие от самого буйного шторма, глубоко, вечно и неизменно. Шторм разражается громами и молниями, а океан поглощает и то, и другое, не претерпевая изменения.
ГЛАВА 61. О ГОРДОСТИ.
Сир! Не ставь себя выше закона! Неужели у тебя нет страха перед небесами?
ГЛАВА 62. О ВЛАСТИ.
Власть есть власть, и всегда она представляет к властителю своё требование.
ГЛАВА 63. О СЛАВЕ.
Сир! Знай, что слава не бывает без страданий, она это не допустит. Она делает тебя слабым. Никогда Бог ни-чего не давал человеку просто так. Посмотри на судьбу Наполеона – после как совершил много побед, судьба наказала его, и стал узником на острове св. Елены. И величие человека неотделимо от его краха. Когда-нибудь Бог оценит тебя. Но знай, правителем можно стать, пройдя через испытания и страдания. Правитель должен уметь причинять боль тем, кого он любит, это одиноко. Посмотри на Александра Македонского, смотри любо-го из великих правителей, судьба беспощадна. Всякого государственного мужа, обретавшего власть, судьба смеётся нам в лицо, когда мы поднимаемся слишком высоко, и уничтожает всё, что ты сотворил. Всю славу, которую она дарит правителю, в конце концов, она у нас же и отнимает, она делает его рабом времени.
ГЛАВА 64. О ВОЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ.
Сир, знаете ли вы, в чём заключается суть военной дипломатии? Я могу ответить на этот вопрос так: в том, чтобы в ходе военных действий захватить как можно больше территории, чтобы во время мирных перегово-ров было что предложить противнику в качестве компенсации.
ГЛАВА 65. О ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Сир! Вы, вероятно, не были осведомлены о том, что чем больше люди узнают, тем шире становятся горизонты их познания.
Каждый шаг на пути к истине — это лишь приближение к ней, точнее, к тому, что они считают истиной. Всё, что им известно, лишь малая часть, ибо они осознают, что еще не все законы божественной истины им откры-ты.
ГЛАВА 66. ОБ ОБМАНЕ.
Сир! Знайте, что Адам и Ева были изгнаны из рая не потому, что они узнали мудрость бога, а за то, что они познали, что кроме правды есть и обман. Их обманул хитрый и коварный змей. Ибо змей есть суть обмана. До того, как змей обманул Еву, они не знали, что есть обман. Обман – это то противоестественное, чего нет и не должно быть в мире. К примеру, животные не обманывают друг друга. Они смело убивают, охотятся друг на друга, едят друг друга, но они никогда не предают и не обманывают. Они не злоупотребляют доверием. Обман – это то, что приходит через человека, это то зло, с которым борется Бог (истина).
ГЛАВА 67. ОБ УПРАВЛЕНИИ НАРОДОМ.
Сир! Вы должны знать одну вещь. Чтобы управлять народом, политика правителя – править людьми так, как большинство хочет, чтобы ими правили. Именно таким образом, на мой взгляд, признается верховная власть народа.
ГЛАВА 68. О ПОЛИТИКЕ ПРАВИТЕЛЯ.
Сир! Правитель не должен принадлежать ни к какой партии, его большая партия – это народ.
ГЛАВА 69. О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ НАРОДА.
Сир! Представитель же народа – это те, когда она выбрана, кому она доверяет.
ГЛАВА 70. О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ.
Сир! Знай, когда настоящий правитель будет нести в народе правду, даже во вред себе, он будет страдать, ибо кто знает правду и открывает его народу, его будут всячески затыкать ему рот от темных людей, которые не хотят, чтобы народ знал правду, и народ не послушает его, правитель в данном случае будет как глас вопиюще-го в пустыне. О! Сир, если бы народ знал правду, то давно мир жил без войн и социальных бедствий, и жил тогда народ в гармонии с Богом. Но увы. Народ сам не хочет знать правду, ибо, живя как в аду, ты будешь в раю, а народ предпочитает жить в этой жизни как в раю, но попадают в ад.
ГЛАВА 71. О ПУТЯХ.
Сир! Если ты спрашиваешь, правильно идёшь, в том ли направлении? Знай, если идёшь, уже правильно, не-правильно стоять и никуда не идти, все, кто идут, неприметно придут куда нужно.
ГЛАВА 72. О ПАРТНЕРАХ.
Сир! Знай, когда к тебе придут лидеры других государств и попросят сотрудничать против какого-то врага, это не друг, а враг. И это не волк, который спрятался, это волк, у которого острые зубы не для того, чтобы же-вать, а для того, чтобы тебя сожрать, и один выход из этого — вырвать зубы у этого волка, чтобы не сожрал тебя и не смог жевать.
ГЛАВА 73. О ЛОЖЬЮ И ПРАВДОЙ.
Сир! Знайте, что ложь и правда отличаются тем, что ложь — это то, что создано людьми, а правда — это то, что существует на самом деле. Ложь может быть результатом фантазии, заблуждений или намеренного искаже-ния фактов, в то время как правда основана на реальных событиях и фактах. Таким образом, основное разли-чие заключается в том, что ложь не соответствует действительности, а правда отражает её.
74.О АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ.
Сир! Знаете, тот, кто имеет большую власть, рискует умереть от несварения желудка.
75.О, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ.
Сир! Вы наверняка догадываетесь, что человечество остаётся прежним, природа не меняется, но всё вокруг трансформируется.
76.О БЛАГОРОДСТВЕ РОДА.
Сир! Человек считается благородным, если он делает благородные дела, как до них делали их родители, деды и прадеды, и так далее, до первого вооруженного всадника.
ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА И ДОБАВЛЕННЫЕ НОВЫЕ ДАННЫЕ С
СТАРОГО 2 8. 1 2. 2 0 2 2 НОВЫЕ 14 . 08. 2 0 2 5 РАБОТА И
РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ОПУСОМ ЕЩЕ ВЕДУТСЯ.
Конец (26.11.2023)
Свидетельство о публикации №225032800170