Слово любовь - сильнейшее искушение нашего времени
«Я утешился, увидевши из письма вашего, что вы уже не так умны, как были прежде». – Написал Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих писем. Какая целительная ирония заложена в этой фразе! Прямо пилюля от гордыни и тщеславия.
Конечно, я не настолько преуспела в духовной жизни, чтобы быть в восторге от процесса личного оглупления. Но мне нравится приходить в себя не мнимую. И нравится отпускать в небытие версию романтической, мечтательной женщины, в которую я себя обрядила. Пятаку разонравилось мнить себя рублем. Хотя, конечно, периодически скучаю о ласкательно-утешительном прошлом: «Детка, я люблю тебя любую». Ага, только вот в вечной жизни такое отношение к себе не проходит.
Любовь… В русском языке это слово, имеет десятки оттенков (часто очень личностных) и употребляется по любому поводу и без надлежащей осторожности, особенно в женской среде. Дамы готовы любить все и скопом: земное и небесное. Причем, не осознавая того, что земное вступает в явные противоречия с миром духовным, то есть небесным. Мечтательные и сентиментальные «матушки» (я не про монахинь) давно не ссылаются на опыт древних отцов Церкви, предпочитают «изучать опыт» современных духовников и быть у них «на послушании». (Тема послушания – особая. О ней - в другой раз). Богословы считают это ошибкой и объясняют почему. Отцы древней Церкви ( до 9 века) с Божьей помощью начинали лечение себя от страстей и благополучно его заканчивали. А учиться можно только у того, кто опытным путем прошел «духовное делание».
Когда-то давно игумен Свято-Данилова монастыря, отец Николай, сказал мне:
- Не читай современных христианских писателей и не изучай современных проповедников. Ты еще не умеешь отличать истину от прелести. Заблудишься.
- А каким критерием нужно руководствоваться?
- Отцы древней Церкви оставили нам все, что необходимо знать для спасения. Настольная, ежедневно читаемая книга, – Евангелие. Нет необходимости в других источниках.
Я тогда еще не знала того, о чем говорили отцы древней Церкви: « Если видишь молодого (имеется в виду новоначального), летящего на небо, стащи его за ноги на землю». Они говорили это по любви. Об этом их опыте я узнала позже. Оказалось, любовь – это не ласкательство, не утешательство, а куда более серьезное подвижничество. Говорил же Господь, что любовь к Нему рождается от исполнения оставленных нам заповедей, что она – не эмоции, мечтания и чувства. Говорил…
В одной из лекций профессор Духовной Академии А.И.Осипов поведал: «Я хотел бы вам сказать о весьма серьезных искажениях христианства, которые являются, к сожалению, реальностью нашей сегодняшней жизни и захватывают очень много людей». Профессор говорил о болезни прелести. Он говорил об этом, как о страшной и губительной ошибке, которая может привести к трагедии. В том числе он спрашивал: «К чему призывают все религии сегодняшнего мира?». И отвечал: «К любви». И объяснял, как быстро люди попадают на удочку такой любви: ловли земного счастья, земного здоровья, земного благополучия во всем. И только православие (из последних сил) очень осторожно относится к подобному подходу, понимая, что люди созданы Богом не для земного благополучия, а для вечной жизни с Ним. Апостол Павел писал о том, что любовь – это вершина всей совокупности совершенств, то есть вершина достигнутой человеком святости, которая приобретается очень большими трудами и постепенно.
Кто из нас может сказать о себе?
- Я достиг святости.
А, значит, кто может сказать?
- Я имею в себе истинную любовь.
Исаак Сирин учил: « Нет способа возбудиться в душе божественной любви, если она (душа) не препобедила страстей».
Если душа не достигла чистоты – как в ней может проявиться Божественная любовь? Движется только язык. И сентиментально-эмоциональные чувства.
Фундаментальное искажение понятия любви началось в католической, затем в протестантской традиции с момента смешения Божественной любви с естественной.
Что есть естественная любовь? Это то, что дается нам при рождении. Любовь матери к ребенку, любовь ребенка к родителям, любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине, любовь к еде, как средству выживания, к своему жилищу и т.д. То есть мы любим то, что обеспечивает нам безопасную, сытую жизнь, не лишенную удовольствий. Естественная любовь свойственна всему тварному миру. И в этом заложена норма. Но у естественной любви есть очень важная характерная особенность: она может во мгновение ока превратиться в лютую ненависть. И, конечно, многие из нас встречались с подобным явлением, названным «падательным» состоянием. Такова природа естественной любви.
Но человек призван к вышеестественному состоянию, в котором он может стяжать в своем сердце Божественную любовь. Как? Ответ очень простой. Процесс неимоверно сложный. Возможный только для единиц.
Мы соглашаемся на реабилитацию после тяжелой операции на теле, но при этом нам может быть все равно, что происходит с душой. Помните? Врачу – исцелись сам. Так вот Отцы Церкви исцелили себя. Вот откуда к ним доверие. Они во Святых просиявшие!
Православное христианство утверждает, что истинная любовь рождается по мере искоренения в душе эгоцентризма, который связан со всеми страстями. По авве Дорофею : страсти рождаются из сластолюбия, славолюбия и сребролюбия. Можно ли встретить сегодня человека, не болеющего этими страстями? Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Пимен Великий говорил, что многие говорят о бесстрастии, но редкие достигали его. Да, человек может удерживать себя от греха, может промолчать, уступить, но это вовсе не значит, что страсть побеждена и исчезла. Он может одной страстью подавить другую. Например, обжорство может победить тщеславие и блуд. Но люди не знают этого. Их этому не обучают. Поэтому они думают, что справились… Ан, нет…
Но что невозможно человеку, то возможно Богу. Понимание своего «падательного» состояния приводит душу к смирению, без которого не возгорится истинная любовь. Та самая, когда любишь всех и вся, мученическая, жертвенная.
Алексей Ильич Осипов в одной из своих лекций говорил, что вирус прелести, начинает проникать внутрь нашего православия через книги, через проповеди, через поиск «чудес», через жажду и поиск земного благополучия. У людей ослабляется духовный иммунитет. А если еще проще, то мы уже не очень понимаем, «что такое хорошо и что такое плохо». Страсти оставляются нами без надзора. Они становятся завуалированными, спутанными, не очевидными. И тогда приобретают над человеком власть, становясь его измененной природой. А пока это «преображение» происходит, совсем не любящие человека силы предлагают ему таблетки ложных утешений, наслаждений, упоений… В итоге самообольщения душа приходит в глубоко поврежденное состояние.
Свидетельство о публикации №225032801726