Иосиф Хавенсон. Фронтовик. Портрет В. Богомазова

   На фото:
  Иосиф Хавенсон, радиотелеграфист. 1942 год.

  Портрет И. З. Хавенсона. Художник В. П. Богомазов.
  1969 год. Москва.

  Автопортрет художника Владимира Богомазова. 1991 год.


     К 80-летию Великой Победы народов СССР
     над фашистской Германией и её союзниками


 ЧАСТЬ 2
                ИОСИФ ХАВЕНСОН. ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА В. БОГОМАЗОВА

Закончив походную службу,
За мирным домашним столом
Припомним солдатскую дружбу,
Солдатскую кружку нальём.

И, чуть загрустив,
Солдатский мотив
Припомним мы мирной порой.
Споём о боях,
О старых друзьях,
Когда мы вернёмся домой.

  (Часть стихотворения «Солдатский вальс»; его автор - поэт-фронтовик Владимир Дыховичный. Стихи стали песней незадолго до Великой Победы над фашизмом. Музыка композитора Никиты Богословского)

    В 1-й части этого очерка я рассказала, что юноша (родился 24 апреля 1924 года) Иосиф Хавенсон в г. Свердловске: «С августа по декабрь 1942 года был курсантом 2-й гвардейской учебно-миномётной бригады. Выпущен радиотелеграфистом. 22 октября 1942 года принял военную присягу. Звание – ефрейтор.
   С 18 декабря 1942 и по декабрь 1945 гг. служил радиотелеграфистом в 318-м гвардейском миномётном полку. С декабря 1945 и по октябрь 1946 гг. - стрелок в 46-м отдельном местном стрелковом батальоне. С октября 1946 по апрель 1947 гг. – экспедитор в 8-м гвардейском спец. минирования батальоне».
   318-й гвардейский миномётный полк в годы Великой Отечественной войны входил и в Волховский, и в Ленинградский фронты. Они были в составе воинских соединений, участвующих в операции «Искра».
 
   «Советское Верховное Главнокомандование, - вспоминал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, - решило провести в районе Ладожского озера наступательную операцию с целью прорыва блокады Ленинграда. Условно эта операция была названа «Искра».
   Операция прошла успешно. Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 18 января 1943 годы. Прорыв блокады позволил соединить город с сухопутной частью страны. Но и после 18 января ещё долго продолжались яростные бои Красной Армии с фашистами.
   Где-то на разных участках армий, входивших в состав Ленинградского фронта, обеспечивал связь между штабами, дивизиями, батареями радиотелеграфист, ефрейтор Иосиф Залманович Хавенсон, участник прорыва блокады Ленинграда. К моменту той грандиозной операции было ему не полных 19 лет.
   27 января 1944 года – «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

   В 1-й части есть подробности о том, какой в первые годы войны была связь между подразделениями Красной Армии. По типу - проводная связь, то есть телефонный провод, накрученный на катушки. В разной литературе я нашла интересную информацию о том, что командиры почему-то предпочитали проводную, а не радиосвязь; о том, что связь была довольно примитивной (особенно в военных условиях).
   Главнокомандующий Сталин не видел важности в хорошо развитой связи между всеми родами войск Красной Армии.  Г. К. Жуков вспоминал: «И. В. Сталин недостаточно оценивал роль радиосредств в современной маневренной войне, а руководящие военные работники не сумели своевременно доказать ему необходимость организации массового производства армейской радиотехники».
   Потом игнорирование развития всех средств связи (ещё до войны с фашистами) громко аукнулось!

   Подробности об этом есть в военных мемуарах Маршалов Советского Союза Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления» и «Дело всей жизни» А. М. Василевского.
   К каким катастрофам приводила неустойчивая, ненадёжная проводная связь между войсками в период Московской битвы, описано и в книге Владислава Ивановича Кардашова «Рокоссовский».
   Осенью 1941 года Константин Константинович Рокоссовский (маршал с 1944 г.) был командующим Западным и другими фронтами, защищавшими Москву от войск фашистской Германии и её многочисленных сателлитов.
   У него яркая биография: как кадрового военного, и как личности. Провидение спасло его от гибели в тюрьме, где он оказался в числе жертв политических репрессий, развязанных Сталиным и иже с ним.

                СВЯЗИ СО ШТАБОМ ФРОНТА НЕ БЫЛО!

   Лишь один эпизод из книги «Рокоссовский». Начало октября 1941 года. Враг рвётся к Москве.  5-го октября К. К. Рокоссовский, командующий 16-й армией, получает приказ: немедленно передать армию Ершакову (командарм 20-й армии), а «Самому с управлением армии и необходимыми средствами связи прибыть форсированным маршем не позднее утра 6.10 в Вязьму».
   Из книги: «С рассветом штаб Рокоссовского двинулся в путь. Попытки связаться со штабом фронта по радио ни к чему не привели, и командарм терялся в догадках. Опытный военный, он догадывался, что произошло нечто тревожное, страшное, но что именно, не мог определить точно. Неизвестность не давала покоя Рокоссовскому и его товарищам.

   Если бы они знали, что произошло, их тревога возросла бы многократно. Немецко-фашистским войскам удалось осуществить первую часть плана «Тайфун»: в лесах западнее и юго-западнее Вязьмы (город в Смоленской области; известен с 1239 года) они окружили войска 16, 19, 20, 24 и 32-й армий, армейской группы генерала Болдина, и в то же самое время, когда штаб Рокоссовского двинулся на новое место, немецкие танки с севера и юга спешили к Вязьме, чтобы замкнуть внутреннее кольцо окружения…
   Связи со штабом фронта по-прежнему не было. Никаких частей навстречу тоже не попадалось. Состояние оторванности всё более овладевало командирами штаба. Надо было постараться выяснить обстановку. С этой целью Рокоссовский разослал группы разведчиков…».

   Он со штабом прибыл на КП армии, расположенном в десяти километрах к востоку от Вязьмы, в лесу. Начали работу радисты. Но «Штаб фронта не отзывался, установить связь с частями и соединениями, перечисленными в приказе, не удавалось ни по радио, ни разведчикам».
   Вскоре Вязьма была оккупирована фашистами.
   Лишь военные историки, проанализировав события в том районе, могут сказать: в какой степени поражение советских войск осенью 1941 года было связано именно с плохими средствами связи в Красной Армии.

   Но без всякого сомнения: было бы меньше погибших и раненых среди советских солдат и офицеров. И среди населения тех мест. А также попавших в окружение и плен.
   Кто захочет узнать больше о средствах связи и связистах в годы Великой Отечественной войны, тот найдёт информацию и в другой литературе.
 
   А какая связь была у немцев?
   Я откопала в своей библиотеке сборник материалов о войне, но не советских авторов, а немцев. «Итоги второй мировой войны»; в Германии издана в 1953, а в СССР переведена на русский язык в 1957 гг.
   Статьи написаны немцами - участниками 2-й мировой войны (1939-1945 гг.): теми, кто был на театре военных действий в СССР, и кто в Германии (а также в оккупированных ею странах) выпускал различное вооружение для войны, обеспечивал войска немцев разведывательными данными, горючим, строительными материалами, питанием и разным другим. И о финансовой стороне войны.

   Пока о книге лишь коротко: радостные эмоции меня захлёстывали, когда я читала, сколько немцев и их союзников погибало на территории СССР; как они мёрзли и голодали; о том, как всыпали им по самое то партизаны, которых они называли бандитами; как донимали их не только пули и снаряды, выпущенные советскими воинами, но и «паразиты, мухи»…

   Меня интересовали формы связи в немецких войсках. Приведу то, что нашла в статье «Техника и  развитие оружия в войне» Эриха Шнейдера, генерал-лейтенанта в отставке, инженера.
   Из главы «Заключение и выводы»:
   «Мотор в автомобиле, в танке и самолёте, а также электромагнитные волны, используемые для проводной связи и радио, позволили сухопутным, морским и воздушным силам вести во второй мировой войне крупные молниеносные и чётко организованные операции и дали возможность нашим танковым армиям в первые годы войны одерживать одну победу за другой.

   Однако немецкая авиация очень скоро потеряла своё превосходство, проиграв воздушную битву за Англию, потому что истребительной авиации было уделено меньше внимания, чем бомбардировочной.
   Для сухопутных же войск роковой час пробил в Сталинграде, потому что Гитлер, как и в воздушной войне, своими безрассудными планами, вытекавшими из недооценки сил противника, слишком истощил свои войска».
   А в воспоминаниях отечественных авторов – участников Великой Отечественной войны, я вычитала, что немецкие лётчики во время Сталинградской битвы имели радиосвязь между собой и с наземными командными штабами.

   Не знаю переиздавался ли сборник «Итоги второй мировой войны» в СССР, в России. Полезная книга для наших военных, преподавателей в военных вузах, историков. Да, враньё о СССР, Красной Армии, русских в том сборнике есть. Не привыкать! Важно другое.
   Поседевшие (не уверена, что помудрившие) к тому времени немецкие генералы, профессора, статс-секретари в отставке и другие получили возможность высказаться, когда им предложили написать статьи – как итог того, что им пришлось делать в годы войны, в том числе и сражаясь с советскими солдатами и офицерами; о причинах поражения Германии; о их мнении о Красной Армии и руководстве СССР; о союзниках Советского Союза в той войне и т.д.
   Подводя разные итоги войны, они смогли покритиковать Гитлера, чего были лишены, пока он был жив. В книге много разной статистики. Её можно воспринимать, как своеобразный трофей, и разобрать всю военную информацию «по косточкам», как разбирают и сейчас, когда идёт СВО, танки, артиллерию и прочее врага, изучая начинку.
   В «Аннотации» сборника написано: «Выпускаемая книга рассчитана в основном на военных читателей»
   Врагов надо знать! От макушки до пяток!

                ЕГО ЛИЦО ТАК И ПРОСИЛОСЬ НА ПОЛОТНО
    
    Иосиф Хавенсон до войны не успел окончить школу. Лишь в 1954 году получил документ о среднем образовании, доучившись в школе № 33 в Москве.
   Демобилизован в апреле 1947 года. Жил в Москве. Работал мастером по ремонту клавишных инструментов.
               
   У меня есть альбом работ московского художника Владимира Павловича БОГОМАЗОВА (1916-1996). Здесь яркие, запоминающиеся пейзажи: «Поречье». Излучина реки Суры (1965 г.); Берёзки в лесу под Москвой, станция «Столбовая» (1963 г.); Литва. Куршская коса (1966 г.); Утро в хвойном лесу (1970 г.); Храм в Звенигороде на закате солнца (1984 г.).
   Особо отмечу волнующее до глубины души полотно «Оплакивание Христа» (этюд росписи храма «Старый Спас» Чеховского района» (1973 г.).   
   Есть картины со спортивной темой. Несколько автопортретов, портреты жены художника Татьяны Сергеевны Церевитиновой – Богомазовой; врачей…

   Просматриваю альбом. И вдруг: «Ветеран Великой Отечественной войны И. С. Хавенсон». 1969 год. Оргалит, масло. Иосифу Хавенсону, по рассказам родных, больше нравилось отчество Соломонович, а не Залманович. Он утверждал, что Соломон и Залман на иврите – одно и то же.
   В послевоенные годы И. Хавенсон, окончив профильные курсы, стал мастером по ремонту и настройке клавишных инструментов – рояль, пианино.  Радиотелеграфист и мастер-настройщик музыкальных инструментов – здесь есть доля символизма. В этих делах герой – звук, требующий чуткого уха и терпения.
 
    Каким образом среди персонажей, которых живописец В. Богомазов выбирал для своих работ, оказался настройщик музыкальных инструментов?  Конечно, это могла бы быть случайность. Где-то увидел, понравился; образно говоря: его лицо так и просилось на полотно.
   На самом деле, объяснение другое. Первая половина жизни Владимира Богомазова – он профессиональный музыкант. А у музыканта есть инструмент, который время от времени надо настраивать и ремонтировать.
   Мастерская по ремонту и настройке музыкальных инструментов, где многие годы проработал Иосиф Залманович, была в Москве на хорошем счету, её специалистам доверяли музыканты.  А ещё – то был клуб. Там собирались музыканты, поэты-барды и творческие люди других профессий.
    В СССР не приветствовались никакие самодеятельные «сборища» - музыкальные, поэтические. Но народ умудрялся выкручиваться, не нарушая законы.

   Можно представить такую схему знакомства Владимира Богомазова и Иосифа Хавенсона. Надо было настроить инструмент. Владимир Павлович обратился в мастерскую. На вызов отправился Иосиф. Кто наблюдал настройку рояля или пианино, тот видел, что работа требует времени; спешка в том деле не подходит.
  Не знаю, играл ли В. Богомазов только на виолончели или ещё на каких-то инструментах. Был рояль, на котором играла его мама.
   Конечно, завязался разговор. Наверное, коснулись Великой Отечественной войны. Иосиф Залманович сказал, что почти все годы войны был на фронте. Очень юным! В 1942 году ему было 18 лет. Владимира Павловича также, без всякого сомнения, можно назвать ветераном Великой Отечественной войны.
               
                КОНЦЕРТЫ НА ФРОНТЕ. ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ БОМБЫ НА КРЫШАХ

   Воспользуюсь информацией из «БИОГРАФИИ», опубликованной в названном альбоме.
   Владимир Павлович Богомазов родился 6 марта 1916 года в Москве. Его отец, Павел Павлович Богомазов, «подобно Ломоносову, пришёл из деревни пешком в Москву» - из села Поречье, расположенном на берегу реке Сура (правый приток Волги). Окончил Московский университет, стал юристом. Собрал большую библиотеку; коллекционировал разные интересные вещи. Рано умер.
    Мама Владимира, Елена (Нелли) Ивановна, урождённая Барц, «была русской немкой». Её отец, «органист немецкой церкви на Маросейке, композитор». После «революции» в России в 1917 году вынужден был уехать из страны в Германию.
   Елена к тому времени была уже замужем за П. П. Богомазовым; осталась в Москве. Она окончила Московскую консерваторию, «была прекрасной пианисткой». Преподавала музыку, работала концертмейстером.

   Интересная подробность: «В детстве его кроватка стояла около рояля, на котором часами играла мать. Семья жила во дворе немецкой церкви, и мальчик часто слушал органную музыку».
   Потом Володя с мамой бывал в Большом зале консерватории и слушал выступление симфонических оркестров. А также – на разных концертах, в которых мама принимала участие.

   Из того, что написано в «Биографии».
   После смерти отца пятнадцатилетнему мальчику пришлось идти работать. Он поступил в маленькую типографию, куда приводили школьников для ознакомления с печатным делом.
   Вскоре он получил наследство от родственника-музыканта – виолончель. Капитальной подготовки к игре он не имел; учился сам. То, что он сразу же был принят в училище имени Гнесиных говорило о его музыкальной одарённости.
   «Занимался в классе известных музыкантов, сначала у А. Я. Георгиана, затем – у С. М. Козолупова». Потом Владимир выдержал экзамен в Московскую консерваторию. Учёба прервалась, когда началась Великая Отечественная война. Консерваторию эвакуировали в тыл.

   На фронт его не призывали. Причина: мать – немка, родственники живут в Германии. В конце концов, военкомат направил Владимира на курсы шоферов, и он работал водителем грузовой машины. Что возил, по каким дорогам – подробностей нет.
   «По ночам дежурил на крышах московских домов, уничтожая зажигательные бомбы. Ездил с концертными бригадами на фронт». Хочется, конечно, больше узнать: какие музыканты входили в те бригады, на каких фронтах они выступали; все ли возвращались домой целыми и невредимыми? И с музыкантами в годы войны всякое бывало.
   Можно предположить, что Владимир Павлович делал какие-то записи, хранятся они где-то в архиве и ждут своего часа, чтобы их открыли и прочитали.

                ОТ МУЗЫКИ – К ЖИВОПИСИ

   Когда консерватория вернулась из эвакуации, Владимир Богомазов продолжил учёбу. Одновременно участвовал в конкурсе в Большой симфонический оркестр Радиокомитета. Как талантливого музыканта его взяли в тот оркестр, и он «работал там с дирижёром Н. С. Головановым до 1952 года».
   А потом вынужден был уйти, потому что «в 1952 году начались «чистки» на радио; увольняли артистов, имевших несчастье быть в родстве с заграницей». Он получил прекрасную характеристику от дирижёра оркестра, мог бы попытаться устроиться где-нибудь и играть.
   Но Владимир Павлович «решил в корне изменить свою жизнь». В ту пору ему было 36 лет. Оказывается, в детстве он хорошо рисовал, но музыка победила. Однако любовь к живописи никогда не угасала, но учителей в этом искусстве у него не было.

   Конечно, лишь одарённость и в рисовании можно объяснить то, что он был принят сразу на 2-й курс Института имени Сурикова. После его окончания, как написано в «Биографии», у художника «началась нелёгкая жизнь».
   Я опускаю подробности, почему Владимир Павлович не смог вписаться в художественное братство. Его картины бывали на выставках; какие-то покупали музеи. Потом он перестал участвовать в выставках, не хотел расталкивать локтями собратьев по общему делу.
   Мне нравятся те его портреты, пейзажи, натюрморты, которые есть в альбоме. Моё мнение: главное – чтобы посетителям выставок нравились работы художников. И совершенно неважно, если наше мнение не совпадает с мнением искусствоведов.

   Полотна В. Богомазова есть в картинных галереях в Лондоне и Риме; в других странах. Но интереснее вот это:
    «Целый ряд портретов подарен друзьям и знакомым в Москве (портрет артистки театра «Ромэн» Ляли Чёрной, портреты Т. В. Козловой, А. В. Липина, К. К. Мартенса, И. С. Хавенсона, детские портреты и многие другие).
   После смерти художника (11 августа 1996 года) осталось большое количество работ и много нереализованных планов».
   Надо надеяться, что признание его, как интересного художника, не за горами.
 
   Об этом можно судить по статье в названном альбоме «Владимир Богомазов» С. М. Иваницкого, заведующего отделом современной живописи Государственной Третьяковской галереи.
   Язык искусствоведов особый. Если проще: С. М. Иваницкий хвалит художника, как пейзажиста; отмечает его «незаурядное дарование» рисовальщика-графика. Его многочисленные детские портреты – «полны мягкого лиризма». А так о портретах тех взрослых, чьи лица  просились на его полотна:

   «Круг изображённых им лиц ограничен близкими ему людьми. Многообразием психологических характеристик запоминаются его мужские портреты: в одних привлекает концентрация духовных сил изображённой личности, сила её интеллекта; в других – активное отношение к жизни, волевое напряжение…
    Оптимизм в заключительной фразе статьи С. М. Иваницкого: «Творчество В. П. Богомазова только вводится в научное «обращение». Но в истории отечественного искусства оно определённо займёт достойное место».
 
                ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ

    Не знаю, был ли знаком Иосиф Хавенсон с актёром, поэтом, бардом Владимиром Высоцким. Известно, что И. Хавенсон хорошо оценивал его творчество, был его большим почитателем.
    Если не все, то почти все песни в его исполнении, были записаны на магнитофон. И, конечно, магнитофон не простаивал, не включённым. Большая вероятность, что они были знакомы; возможно, поэт пел и в мастерской по настройке музыкальных инструментов.

Почему всё не так? Вроде – всё как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только – он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас –
Когда он не вернулся из боя…

То, что пусто теперь, - не про то разговор:
Вдруг заметил я – нас было двое…
Для меня – будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.

  «Он не вернулся из боя» - слова и музыка Владимира Высоцкого. Можно предположить, что у Иосифа Залмановича наворачивались слёзы на глаза, когда он слушал эту балладу о погибшем солдате. Наверное, и сам хоронил боевых товарищей.
   А ещё без волнения и слёз невозможно слушать и авторскую песню поэта-барда «Братские могилы» и другие, где тема: война.

   И не воевавшие поэты (дети войны!) сумели передать разные чувства, патриотизм и самоотверженность тех, кто был участником Великой Отечественной войны.  Ещё один пример. «Последний бой» - слова и музыка Михаила Ножкина:

Четвёртый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвертый год солёный пот и кровь рекой.
А мне б в девчоночку в хорошую влюбиться,
А мне б до Родины дотронуться рукой.

Ещё немного, ещё чуть-чуть,
Последний бой, он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!

                ОНИ НЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ ВСЁ СЧАСТЬЕ ЮНОСТИ
            
   Вспоминаю здесь Владимира Павловича Басова (28 июля 1923 - 17 сентября 1987), потому что он и Иосиф Хавенсон – ровесники; на фронте – миномётчики, а ещё меня чрезвычайно взволновали его слова о войне и таких же, как он, – юных воинах.
   Их ровесники: Юрий Никулин и Иннокентий Смоктуновский (28 марта 2025 года – сто лет со дня его рождения). Пацаны – то есть мальчики!
   В 2023 году было 100 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, кинорежиссёра, актёра Владимира Басова. Я прочитала на сайте Вячеслава Звягинцева очерк о нём «Его фильмы о войне – в числе лучших» (Дзен. 27 июля 2023 г.).

   Родился В. Басов в г. Уразово Белгородской области. Мечтал работать в кино, приехал в Москву. В июне 1941 года юноша пришёл во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), чтобы узнать правила приёма. «Он ушёл, уверенный в том, что успеет сдать экзамены, и обязательно поступит».
   Но началась война и он ушёл на фронт. Посмотрите на дату его рождения – 18 лет не было. Возможно, поэтому, как пишет автор очерка, в начальный период войны Владимир Басов был начальником клуба 4-й отдельной стрелковой бригады, организовал ансамбль художественной самодеятельности, который дал более 150 концертов на разных участках фронта.

  Потом воевал командиром батареи 424-го миномётного полка 36-й миномётной бригады. Был контужен. В конце войны капитан Владимир Басов – помощник начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва ставки Верховного главнокомандования.
   Награждён Орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

   «Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941 года, на фронте погибали чаще всех, - вспоминал Владимир Павлович Басов. – Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать всё счастье возраста.
   Мне надо было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь её ад, самым прекрасным временем в моей судьбе. Именно тогда я позвал цену вечным истинам, и основные понятия – нравственные, философские, просто житейские – открылись мне во всей своей определённости.
   Человек на войне однозначен, нам не надо было прибегать к изысканно тонким нюансировкам и мучительным копаниям в тайниках души, чтобы понять, хорош человек или плох; друг он или шкура; добр или так себе».

   В очерке рассказано, что Владимир Басов в 1947 году поступил во ВГИК. О художественных фильмах, которые он потом снял, и о тех, где он играл, как актёр, можно найти в литературе.
   Автор очерка опубликовал фотографию – кадр из фильма Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика».
   Здесь В. Басов – милиционер, а пьяница – роль актёра Алексея Макаровича Смирнова.  Они в годы войны – миномётчики. Л. Гайдай и актёр Михаил Пуговкин – фронтовики.
   Такие фильмы можно назвать: смешное кино со слезами на глазах.

   Вероятно, названный 1947 год – год демобилизации В. Басова. В тот же год вернулся домой и И. Хавенсон. Я знала ещё фронтовиков, которые после Победы над фашистами не сразу были демобилизованы. Советское военное командование, в первую очередь, отправляло по домам старшее поколение фронтовиков - израненных, контуженных, уставших.
   23 июня 1941 года в СССР была объявлена мобилизация военнообязанных 1905 – 1918 годов рождения на территории почти всех военных округов, за исключением Среднеазиатского, Забайкальского и Дальневосточного.
   А молодые (последний призыв на фронт – 1927 года рождения) солдаты и офицеры  после окончания войны продолжали служить в армии до той поры, когда их можно было заменить подросшим поколением. Некоторые фронтовики возвращались домой даже в 60-е годы (ХХ в.).
    
   «Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать всё счастье возраста», - так мог сказать и Иосиф Хавенсон, Иннокентий Смоктуновский и многие-многие юные, мечтавшие: «А мне б в девчоночку в хорошую влюбиться». Но не все дожили.
     Иосифу Хавенсону, можно сказать, повезло. После войны он женился. Его родовое древо: дети, внуки и правнуки.

   Позже всё-таки было обращено внимание на уязвимые средства связи в советских войсках. Появилась разнообразная радиотехника. Как я читала, что-то пришло и от союзников, в частности, из США.
    Конечно, где-то есть статистика: сколько за годы Великой Отечественной войны погибло советских связистов, телефонистов, радиотелеграфистов. Все они смелые люди! Пусть земля будет им пухом!
    Они внесли огромный вклад в Победу СССР над фашистской Германией и её союзниками. Хотелось бы узнать – есть ли где-нибудь в России памятник связистам. По-моему мнению, и до сих пор мало оценена работа участников войны – связистов, особенно тех, кто обеспечивал связь в первые годы войны.
 
   ЛИТЕРАТУРА:
  А. М. Василевский. Дело всей жизни. Воспоминания (2 тома). Москва. Издательство политической литературы. 1988 год.
  Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления (3 тома). Десятое издание, дополненное по рукописи автора. Москва. Издательство Агентства печати Новости. 1990 год.
  В. Кардашов. Рокоссовский. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Москва. 1972 год.

  Богомазов Владимир Павлович. Альбом. Москва. Издательство «Готика». 1997 г. Составитель Богомазова Т. С.
  Сборник «Песни войны и Победы». Издательский дом «Трибуна». Москва. 2010 год. На внутренней обложке написано «Посвящается 65-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне». Автор идеи книги – Олег Кузин, главный редактор газеты «Трибуна».

  Итоги второй мировой войны. Сборник статей. Перевод с немецкого Л. К. Комоловой. Под редакцией генерал-майора И. Н. Соболева. Издательство Иностранной литературы. Москва. 1957 год.

  28 марта 2025 года


Рецензии