Рецензия к фильму Аризонская Мечта

"Аризонская Мечта" 1993
Ну, это американская артхаусная драма от главного серба в кинематографе Эмира Кустурицы. Как ни странно, но я очень сильно вскользь знаком с его творчеством. Видел где-то в альманахах пару короткометражек, наверное, но не более. Оно всё такое, не от мира сего?)) А тут даже иногда из категории "что курит автор".))) Нет, это вообще не в претензию! Я очень даже люблю "что курит автор". Просто не думал, что он в абстракте и депрессивной одухотворённости. А тут всё очень даже минорно, несмотря на некую забавность. Это даже не забавность… Это детализация странностей и образа мышления романтиков с акцентуацией личности. Я не говорю, что тут все с ума сошли. Здесь просто люди такие. Витающие в облаках и в них же потерявшиеся. И ведут себя чуть страннее более приземлённых. Мечтают и мыслят, соответственно, тоже. При этом никакого дикого бреда тут не происходит. Разве "Философия камбалы" с переползающим глазом - это бред?)) Нет же! Это своеобразная трактование извечных истин эскимосом, который не знает, кто такой Сократ. Вешаться на дамских чулках, которые пружинят, как в банджи-джампинге – это бред? Ну, тут, наверное, больше да, чем нет…)) Кудахтать ни с того ни с сего – бред? Бред – сдерживать себя, когда очень хочется покудахтать. И вот эти странные детали, из которых складывалась вся целостность и персонажей, и их внутренних проблем, меня всю дорогу радовали. На полной вменяемости всё это было бы намного скучнее. И, главное, понимать, что это не в жанре абсурда. Это в жанре акцентуации личности мечтателей. В предкрайней форме акцентуации.)) Ну и мечтать мне со всей силы телепортироваться в Аризону и оказаться в итоге на самом дне Большого Каньона в неоткрытой людьми пещере, если не пора перейти к сути.

Где-то на крайнем севере эскимос ехал домой на собачьей упряжке. И провалились они все в прорубь. И собаки, и эскимос. Но выбрались. Но дальше ехать – холодно. Потому что пурга нагрянула, и мокрый эскимос леденеет. Он сдался и упал в забытье. Но собаки его затащили на нарты и опять повезли домой. Потому что собаки никогда не будут леденеть, если хозяин в беде. А уже в иглу жена отогрела эскимоса. И они вместе радостно пожарили рыбу. Одну чёртову камбалу, ради которой эскимос жертвовал жизнью собак. А из пузыря камбалы эскимос надул шарик. И подарил сыну. Сын был счастлив до бескрайнего севера! Может, ради этого отец и шёл на смерть?.. Мальчик выпустил пузырь в небо, радостно улыбаясь. И летел камбалий пузырь сквозь мир. Пока не покраснел и не взорвался обычным воздушным шариком над ухом спящего чувака. И вся эта эскимосья драма оказалась его сном. А он сам – обычный двадцатитрёхлетний чувак, работающий в Нью-йорке в рыбнадзоре. Ну, не в рыбнадзоре, а я не знаю, как это называется. Они ловят рыб, взвешивают их, помечают как-то, ведут какую-то численную статистику и отпускают. И чуваку нравится эта работа. Но мечтает он всё-таки почему-то об эскимосской камбале… Не зря же она ему сниться. И вдруг его навестил двоюродный брат. Три года не видались. А навестил не просто так. Дело в том, что его отец, дядюшка рыбника, решил жениться. И хочет, чтобы племяш был его шафером. А племяш вообще не хочет. Он хочет камбалу. И тогда кузен пошёл на хитрость. Он споил братца и увёз тупо в Аризону. А дядюшка действительно очень любил племяша. Он заменял ему отца, когда родители погибли. И он не просто хотел видеть его свидетелем на своей свадьбе с молоденькой невестой. Он хотел сделать его наследником своего бизнеса. А дядюшка продавал "кадиллаки". И у него тоже была мечта. Нет, камбала его не интересовала. Он хотел продать столько "кадиллаков", чтобы по ним, выстроив лестницу, можно было залезть на Луну! А эта фигня рыбнику вообще не нужна. Но отказать не мог. И остался на недельку. И даже напялил на себя пиджак консультанта по продаже машин. Не понимая, почему дядюшка сыну всё это на плечи не навесит. А кузен просто тоже со своей мечтой. Он хочет стать великим актёром. Артистом. Поэтому легко может выйти на сцену кинотеатра и начать дублировать де Ниро в "Бешеном Быке". Люди, блин, смотрят на де Ниро, а тут хер какой-то с горы мешается. В общем у него свои мечты. И он никогда не продаст "кадиллаков" до Луны. Даже до ближайшей Мексики не продаст. И в первый рабочий день к рыбнику нагрянули две взбалмошные дамы. Дочь и мачеха. Мачеха сразу приглянулась рыбнику пятой точкой, когда изучала днище машины. Но кузен взял и увёл её в тайную комнату. Рыбнику пришлось сидеть со своей ровесницей и выслушивать бред про её мечты. А девушка хотела стать черепахой. Черепахой, мать её! Ладно бы камбалой, но не черепахой же! А вот в мачеху он влюбился. И ещё сильней влюбился, когда узнал о её мечте. На совместном ужине. Два братика и мачеха с падчерицей. А у мачехи мечта – научиться летать. И улететь в Папуа и Новую Гвинею. Тоже не камбала. Но хотя бы не быть черепахой или де Ниро. Что-то реальное. Да и сам мечтает об Аляске. Гвинея и Аляска на разных полюсах, но противоположности, как известно, притягиваются. Не по законам физики, но по законам человеческих чувств. А потом разгорелся скандал между дамами. Одна даже безуспешно и довольно забавно повесилась. И рыбник стал жить у них. И строить летательный аппарат для мечтающей летать…

Сразу говорю: я не знаю, о чём это кино. Копаться в артхаусах и что-то заявлять от себя – себе дороже.)) Так, на лайте если только. Чем Аризонская мечта отличается от Американской? В "Американской" есть смысл, а иногда и цель. А в "Аризонской", как получается, нет ни смысла, ни цели. Я для себя вывожу следующее: "Аризонская мечта" – это когда уже совсем безнадёжно. Когда мечтаешь о том, что никогда не сбудется. Кузен мечтает стать артистом, понимая, что никогда им не станет. Мачеха мечтает улететь к папуасам, понимая, что это возможно только после прыжка с крыши. Падчерица мечтает стать черепахой и жить вечно, понимая, что так не бывает. И это не мечты. Это состояние человека, который в сильной депрессии. Тут абстрактная психология жизненных тупиков. В абстрактных мечтах и выраженная. Беда в том, что не все из этих тупиков назад идут. А стоит… Ну, здесь главный Джонни Депп. Он вообще снимается в адекватном?)) Знаю, что, да. Но тут он снова в бреду.)) Он очень крут и талантлив. Фэй Данауэй прекрасна и экспрессивна. Лили Тэйлор просто великолепна. Прям очень сильно болел за её персонажа. Кустурица – это Кустурица. Но я не могу не отметить саунд. Вот этот аккордеон и цыганские напевы – это очень круто! Но! Для меня тут великое открытие. Заглавную саундтему слышали, наверное, все. Но я не знал, что текст прочитывает в ней панк всея-всея Игги Поп. Я, весь в панке, не знал этого. Позор мне и чистилище. Попытаюсь откупиться десятью баллами, но этого, думаю, мало. "Рыба и так всё знает. Поэтому ей и думать не надо."


Рецензии