080. Алексей Толстой
Алексей Николаевич Толстой родился в городе Николаевске Самарской губернии 10 января 1883 года. Отцом его был граф Николай Александрович Толстой. Однако детство будущего писателя прошло в имении обедневшего помещика Алексея Бострома под названием Сосновка. Дело в том, что мать писателя сбежала от своего мужа графа Николая Александровича Толстого к Бострому, когда находилась в интересном положении.
Первое время Алексей обучался дома, а затем их семья переехала в Самару. В губернском городе юноша поступил в реальное училище, а по его окончании уехал в Петербург и стал студентом Технологического института. Он учился на факультете механики.
Литературный труд всегда привлекал Алексея. Начал Алексей Толстой с поэзии, первый сборник его стихов вышел в 1907 году. Однако он сам считал свои стихи слабыми и перешел на прозу. Отправившись на практику в старинный уральский город Невьянск, Алексей стал собирать местные легенды, исторические факты, изучать достопримечательности. Набранный материал он использовал в своих первых прозаических произведениях. Толстой считал, что каждый писатель должен иметь свой, индивидуальный язык, который нельзя спутать ни с каким другим. Он начинает скрупулезный труд по выработке собственного литературного языка. Материалом для этого служат старинные сказки, фольклор, летописи, труды протопопа Аввакума, судебные акты XVII века.
1907 год стал для Толстого переломным, он бросил учебу в институте и стал заниматься исключительно писательством. Главной темой его творчества стал мир уходящего дворянства, представленный «нелепыми и красочными чудаками». Вскоре вышел в свет его первый сборник повестей и рассказов «Заволжье». А затем
выходит прозаический сборник под названием «Сорочьи сказки». Книги Толстого сразу получили признание и огромный успех. Горький сообщал своим адресатам: «Обратите внимание на Алексея Н. Толстого, прочитайте его “Заволжье” и рассказы в “Аполлоне” — стоит!". «В нашей литературе восходит новая сила, очень вероятно, что это будет первоклассный писатель, равный по таланту своему однофамильцу. Я говорю об Алексее Толстом».
Так 27-летний граф стал известным прозаиком. В 2001 году Алексей женился на красавице Юлии Рожанской, с которой он познакомился на репетициях в любительском театре. Юлия стала студенткой медицинского института, и вскоре у них родился сын Юра. К сожалению, он скончался в пятилетнем возрасте. В 1910 году супруги оформили развод. ПО мнению окружающих: «Они не совпадали по характеру. Общительный Алексей Толстой, любящий богемную суету, и спокойная, уравновешенная домоседка Юлия Васильевна". Позднее Толстой сошелся с художницей Софьей Исааковной Дымшиц, в этом союзе родилась дочь Марианна.
Современники удивлялись трудоспособности писателя, он работал поистине без устали. В 1911 году из-под его пера выходит роман под названием «Две жизни», в 1912 году — роман «Хромой барин». Затем была повесть «За стилем», сборник рассказов, пьесы, которые пользовались большим успехом в московском Малом театре. Писатель живет насыщенно, он успевает не только творить, но и быть в курсе всех событий- посещает вечеринки, выставки, театр.
В 1914 году началась первая мировая война. Пойти на фронт добровольцем, как Гумилев, Толстой не мог, его не взяли по причине повреждения лучевого нерва (летом 1901 года он сильно поранил руку), но он стал военным корреспондентом.
По долгу службы Алексей Николаевич лично путешествовал во всем фронтам и по крупице собирал всевозможную информацию о текущих событиях. «Русские ведомости» содержали отдельную колонку под названием «От нашего корреспондента», в которой Алексей Толстой рассказывал о том, что видел на фронте, и вкратце передавал ход событий. Толстой восхищался храбростью и национальными ценностями русского народа. Он считал, что совместная борьба россиян против завоевателей и ненавистников делала их только сильнее и крепче духом. В 1916 году военный корреспондент Алексей Николаевич Толстой отправился в путешествие по западному театру боевых действий. Он побывал во Франции и в Англии, что позволило ему получить полную картину о происходящих военных событиях на Западном фронте.
На фронте же Толстой встретился с поэтессой Натальей Крандиевской, которая работала сестрой милосердия. До войны она была светской дамой, женой успешного адвоката Федора Волькенштейна. Наталья была красива и талантлива, вот как вспоминал ее, свою ученицу, Иван Бунин: «Она пришла ко мне однажды в морозные сумерки, вся в инее — иней опушил всю ее беличью шапочку, беличий воротник шубки, ресницы, уголки губ — я просто поражен был ее юной прелестью, ее девичьей красотой и восхищен талантливостью ее стихов…»
А в декабре 1914 года произошло между ними сближение. А затем посыпались письма влюбленного и счастливого Алексея:
«Душенька моя, очарование мое, ты принесла мне такое счастье, о котором я не мог мечтать, потому что не знал, что можно так любить и так полно существовать. Наша жизнь еще только начинается, и нашей любви и счастью нет конца… Выше тебя, прекраснее тебя я не знаю, благословляю Господа за то, что он послал мне тебя».
Он позднее вспоминал: «Война и женитьба на Наталье Васильевне Крандиевской были рубежом моей жизни и творчества. Моя жена дала мне знание русской женщины». Ее образ позднее Толстой увековечил в романе "Хождение по мукам". Наталья- это Катя, а Даша- ее младшая сестра.
Тем временем, в России усиливались революционные настроения. Февральскую революцию Толстой принял с энтузиазмом. Он тогда был счастлив — любимая жена, недавно родившийся сын Никита, любимая страна, в будущее которой он верил. Ему было важно сохранение и сбережение России и когда летом 1917 года Гершензон в присутствии Толстого стал приветствовать массовое дезертирство и хвалить большевиков, то Толстой «возражал горячо, резко и, проводив Гершензона, сказал: "Все дело в том, что этому умнику на Россию наплевать! Нерусский человек. Что ему достоинство России, национальная честь!"
А октябрьскую революцию Толстой, как и многие другие русские писатели-интеллигенты - Бунин, Горький, Куприн, Шмелев и др., не принял. Уже в ноябре 1917 года начались "хождения по мукам" у семьи Толстого.
Бунин вынужден был покинуть Москву в мае 1918 года. Толстой — в августе. Уезжали впятером — Толстой с женой, двое детей — Федор и Никита, которому не исполнилось и полутора лет, и няня Юлия Ивановна Уйбо. Вначале в Харьков, а затем в Одессу. В Харькове Толстой дал свое первое интервью. Неожиданно в этом интервью прозвучали оптимистичные нотки веры в будущее России:
«Я верю в Россию. И верю в революцию. Россия через несколько десятилетий будет самой передовой в мире страной. Революция очистила воздух, как гроза. Большевики в конечном счете дали страшно сильный сдвиг для русской жизни. Теперь пойдут люди только двух типов, как у нас в Москве: или слабые, обреченные на умирание, или сильные, которые, если выживут, так возьмут жизнь за горло мертвою хваткой. Будет новая, сильная, красивая жизнь. Я верю в то, что Россия подымется».
А в апреле Толстой с семьей отплывают на пароходе в Константинополь. Даже на пароходе, в этих нечеловеческих условиях, Толстой продолжал работать. Вот воспоминания его приемного сына Федора Крандиевского:
«Он не мог не работать. Работа была для него почти физической потребностью. За мою долгую жизнь рядом с отчимом были лишь считанные дни, когда он не работал». Иван Бунин тоже признавал, что Толстой отличался "редкой талантливостью" и трудолюбием ("когда садился за работу, то все кипело - работник был он первоклассный").
Прибыли в Константинополь, а затем в Париж. Свое отношение к большевикам Толстой формулировал так: «Вы не поверите, до чего я счастлив, что удрал наконец от этих негодяев, засевших в Кремле». В рассказе 1918 года «Как я был большевиком», Алексей Толстой писал: «Я ненавижу большевиков физически. В годы революции погибли два моих брата, восемь человек моих родных умерли от голода и болезней, я сам страдал ужасно. Мне было за что ненавидеть большевиков. Россия разрушена и залита кровью, содрогается смертельно».
О жизни Толстого во Франции сохранились воспоминания близких.
«Денег на жизнь не хватало. Не было никаких перспектив выбраться из нищеты. В припадке отчаяния он даже подумывал о самоубийстве», — вспоминал Федор Крандиевский. Любимая жена, Наталья Васильевна Крандиевская, пишет кратко, что «жизнь в Париже была трудной». Оба крутились, чтобы как-то выжить, тесно общаясь своим эмигрантским кругом. Наталья Крандиевская стала подрабатывать швеёй, а Алексей Николаевич без устали писал. В Париже он написал свой первый роман «Сёстры» из трилогии «Хождение по мукам», «Графа Калиостро», пьесу «Любовь — книга золотая», несколько исторических вещей и небольших рассказов о современной, в том числе и эмигрантской жизни. Но больше всего славы принесла Алексею Толстому в эмиграции автобиографическая повесть «Детство Никиты».
Последний год своего парижского бытия он сильно приуныл. Друзьям признавался честно: "Здесь больше делать нечего... Зовут в Берлин. Попробую". Осенью 1921 г. Алексей Толстой с семьёй переехал из ненавистного ему Парижа в Берлин. Здесь он начинает печататься в газете, так называемых сменовеховцев, «Накануне» и в ее литературном приложении. Эта газета издавалась в Берлине на советские деньги – на сей счет никто не обманывался, эмигранты газету не любили, презирали, стыдились самого факта ее существования, этого соблазна, искушения для бедной эмигрантской и нищей советской публики. Причины перемены отношения Толстого к советской власти можно прочесть в "Хождении по мукам". Дело в том, что Толстой-художник часто опережал Толстого-мыслителя. Художник перешел на сторону красных раньше гражданина. Толстой был совсем не из тех, кто продается за чечевичную похлебку, его подкупала растущая мощь Советской страны, мощь нового русского государства, империи, которую интуицией художника он издалека узрел и к которой по контрасту со слабостью эмиграции потянулся и слушал всем телом, всем сердцем, всем сознанием. И отсюда — высказанная в «Хождении по мукам» вера в воскресение России: «Уезд от нас останется, — и оттуда пойдет русская земля…»
В 1922 году Толстой написал открытое письмо Н.В. Чайковскому, в котором объяснил причины изменения своего мировоззрения. Он писал:
«В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед.. Жизнь в эмиграции была самым тяжёлым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах..
В существующем ныне большевистском правительстве газета „Накануне“ видит ту реальную, – единственную в реальном плане, – власть, которая одна сейчас защищает русские границы от покушения на них соседей, поддерживает единство русского государства и на Генуэзской конференции одна выступает в защиту России от возможного порабощения и разграбления ее иными странами..»
Толстой сумел помочь многим писателям, у которых не было иной возможности печататься. В «Накануне» издавались советские писатели- Пришвин, М. Зощенко, Александр Грин, В. Катаев, Вс. Иванов, Вл. Лидин, О. Мандельштам, Г. Шенгели, Н. Асеев, А. Ахматова, Б. Пильняк, М. Волошин, Вс. Рождественский, К. Чуковский, А. Неверов, а из эмигрантов -Соколов-Микитов, Георгий Венус, Вадим Андреев и Роман Гуль. «Накануне» печатала начинающего Булгакова. Фактически не кто иной, как Алексей Толстой вытащил Михаила Булгакова из безвестности и нищеты, создав новое литературное имя.
Писательница Тэффи вспоминала, что после "смены вех" поднялась против Толстого отчаянная эмигрантская газетная травля. Его так трепали, что оставаться за границей было почти невозможно. Оставалось одно — ехать в Россию.
Толстой жаловался ей: "Кинулись рвать, как свора собак. Да и все равно лучше уехать. Ты понимаешь, что мне без России жить нельзя. Я иссяк. Мне писать не о чем. Мне нужны русские люди и русская земля. Я еще многое могу сделать, а здесь я пропал. Да и возврата мне нет".
В 1922 г. Толстой познакомился с Максимом Горьким, когда тот приезжал в Берлин. Горький его уговаривал – можно же вернуться на родину, там и признание, и тиражи будут многотысячные, и гонорары соответствующие. И большевики уже не такие изверги, как раньше, у них теперь НЭП – Новая экономическая политика.
Алексей Николаевич уже и сам понимал, что без России ему не жить. В мае 1923 года он съездил ненадолго в Россию и был приятно удивлен теплым приёмом. Жизнь на Родине вроде начала налаживаться, частное предпринимательство разрешили, на рынках изобилие продуктов. Сам Троцкий гарантировал ему неприкосновенность. Окончательное решение было принято и в конце лета 1923 Толстой вместе с другими сменовеховцами возвращаются в Россию, уже советскую. Вслед им летят проклятия от русской эмиграции, они происшедшего так и не поняли, а может быть просто завидовали..
Советское правительство благосклонно встретило беглого писателя. Ступив на родную землю, Алексей Николаевич, как вспоминал Чуковский, «сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки». Однако, первое время ему было нелегко в России. Советские писатели встретили его настороженно и враждебно. Даже Булгаков, для которого Толстой так много сделал, печатая его произведения в "Накануне" и сделав его имя известным, весьма критически отзывался о нем в своем дневнике.
В 1927 году Толстой принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». После этого пошли другие произведения –он доработал «Аэлиту», написал «Гиперболоид инженера Гарина», рассказ-утопию «Голубые города». Советские читатели не сразу приняли фантастику, со скепсисом к творениям «красного графа» отнеслись и его коллеги – Иван Бунин, Корней Чуковский, Юрий Тынянов. И только Максим Горький сразу предсказал, что эти произведения станут очень популярными.
Толстой продолжал работу над трилогией "Хождение по мукам". В 1928 году вышла в свет вторая книга трилогии - роман «Восемнадцатый год». Это уникальное не только художественное, но и историческое произведение. Вот как Толстой описал жизнь довоенного Петербурга: «То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги — верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности..."
Этому упадническому бытию Толстой противопоставил здоровых русских людей — сестер Катю и Дашу, инженера Телегина и офицера Рощина. Петербург — это болезнь, которой так или иначе, легче или тяжелее больны толстовские герои. Это то, что должна исторгнуть из себя Россия. Трилогия «Хождение по мукам» в этом смысле — гимн устойчивой, традиционной национальной жизни, о которой мечтал писатель.
Герои Толстого любят Россию, их сердцу не тяжело, но легко, светло от любви. Они предназначены для жизни, не смерти. Для них Россия не кончена, но подлежит воскресению. Последнее для нашего героя абсолютный постулат. Не так важно, кто Россию воскресит, важно — что она воскреснет. Это могли бы сделать белые, но не сделали, и тогда Толстой и его персонажи неизбежно повернулись в сторону красных. Спасение России придет не из эмиграции, пусть даже она и чище и благороднее. Оно придет из России. Из глубины.
Закончив трилогию «Хождение по мукам», литератор решил заняться книгой для детей. Вскоре из-под его пера выходит замечательная сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Писатель использовал для своей истории произведение Карло Коллоди о деревянном человечке Пиноккио. Но это был не плагиат, а глубокая переработка исходного материала.
В 1929 году на сцене МХАТа поставлена пьеса Алексея Толстого «Петр Первый». В своей автобиографии Толстой упомянул о том, что «Постановка первого варианта «Петра» во 2-м МХАТе была встречена РАППом в штыки, и ее спас товарищ Сталин, тогда еще, в 1929 году, давший правильную историческую установку петровской эпохе». Сталин сказал, что «пьеса прекрасная, жаль только, что Петр выведен в ней недостаточно героически».
Над двухтомным романом о «Петре» Толстой трудился целых 16 лет. Работал он и над 3 частью, но завершить ее так и не успел. Тем не менее два тома, вышедшие из-под пера Алексея Николаевича, получили не только государственное признание, но и радушно были встречены коллегами по литературному цеху. «Перечитывал «Петра» Алексея Толстого вчера на ночь. Очень талантлив!» — писал Бунин. «Пётр» — первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга — надолго", — резюмировал Горький.
Благодаря трудолюбию и великому таланту граф Толстой постепенно добился огромного успеха в советской России. В 1934 году Толстой принял участие в подготовке и проведении Первого всесоюзного съезда советских писателей, на котором выступил с докладом о драматургии. Творческая одаренность Толстого проявлялась во всех его произведениях. Но в России его чествовали как писателя советского. В 1936-м на съезде Советов председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов во всеуслышание заявил: «Передо мной выступал всем известный писатель Алексей Николаевич Толстой. Кто не знает, что это бывший граф Толстой! А теперь? Один из лучших и самых популярных писателей земли советской…»
20 июня 1936 года вместе со Сталиным и членами правительственной комиссии Алексей Толстой нес по Красной площади урну с прахом Максима Горького. В 1936—1938 годах, после смерти Горького, он возглавлял Союз писателей СССР.
Зато недоброжелателей и завистников вокруг писателя расплодилось немеряно. О нем слагали анекдоты, в которых Толстой, якобы, переобувался в воздухе, лебезил перед новой властью и бросался на колени перед генеральскими конями. Конечно, все это были дешевые выдумки, ведь после Октябрьской революции Толстой совсем "не переобувался в воздухе, а был вынужден эмигрировать". Сам Толстой все эти байки и слухи воспринимал очень спокойно. Потому что не был лишен здравого чувства юмора и самоиронии.
Он, как и всегда посильно поддерживает других писателей. Благодаря Толстому в 1940 году был издан сборник стихов Ахматовой; вместе с Фадеевым и Пастернаком Толстой пытался представить эту книгу на Сталинскую премию, попытка, однако, не увенчалась успехом. И таких историй множество. Толстой вступался, впрягался, спасал. Но больше всего он людям прощал. Этот большой, шумный, веселый человек был одарен от природы удивительной человеческой незлобливостью, он никогда не мстил своим обидчикам, чтобы там не сочиняла Надежда Мандельштам.
22 июня 1941 года Толстой завершил работу над заключительной частью трилогии «Хождение по мукам» — «Хмурое утро».
Началась Великая Отечественная война. Толстой был одним из фактических соавторов знаменитого обращения Молотова — Сталина 1941 года, в котором советские лидеры призывают народ обратиться к опыту великих предков:
"Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!" (Речь Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года).
В годы войны Алексей Толстой написал около шестидесяти публицистических материалов (очерков, статей, обращений, зарисовок о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года — «Что мы защищаем») и до самой своей смерти, в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина». Осенью 1941 года писатель был эвакуирован под Горький и более двух месяцев (в течение сентября—ноября) проживал на даче в санатории «Зимёнки» на берегу Волги. Он продолжал создавать начатый в 1929 году исторический роман «Пётр Первый».
30 марта 1943 года в газете «Известия» было опубликовано письмо Толстого к Сталину с просьбой направить сто тысяч рублей Сталинской премии за роман «Хождение по мукам» на постройку танка. Ниже редакция поместила ответ Сталина, который заканчивался так: "Ваше желание будет исполнено. И. Сталин"
Толстой начал работать над пьесой об Иване Грозном в октябре 1941 года, но зарождение замысла относилось еще к середине 30-х годов. 31 января 1935 года В. Д. Бонч-Бруевич писал А. М. Горькому: «Алексей Николаевич.. очень много посвящает времени истории Иоанна Грозного, собирает материалы – книги, портреты – и говорит, что в его сознании Петр имеет свои истоки в Иоанне Грозном и что Иоанн Грозный для него даже интереснее, чем Петр, колоритнее и разнообразнее. Хочет о нем писать». Первая часть пьесы «Орел и орлица» была закончена в феврале 1942 года.
В статье «Над чем я работаю» («Огонек», 1943, № 3, 17 января) Толстой писал: «Я работаю сейчас над драматической трилогией «Иван Грозный». Время Грозного, XVI век, – это эпоха создания русского государства. Личность и дела Ивана Грозного в силу ряда причин искажались историками. Только теперь, на основании недавно открытых документов, русская историография вернулась к этой эпохе, чтобы по-новому осветить ее. Эпоха Грозного – это эпоха русского ренессанса, которая, так же как эпоха Петра Великого, отразила огромный подъем творческих сил русского народа".
Алексей Толстой написал продолжение («Трудные годы»), и направил Верховному главнокомандующему письмо, в котором проявляется его патриотизм:
«История советского двадцатипятилетия и неистощимые силы в этой войне показали, что русский народ — почти единственный из европейских народов, который два тысячелетия сидит суверенно на своей земле— таит в себе мощную, национальную, своеобразную культуру, пускай до времени созревавшую под неприглядной внешностью. Идеи величия русского государства, непомерность задач, устремленность к добру, к нравственному совершенству, смелость в социальных переворотах, ломках и переустройствах, мягкость и вместе — храбрость и упорство, сила характеров, — все это особенное, русское, и все это необычайно ярко выражено в людях шестнадцатого века. И самый яркий из характеров того времени — Иван Грозный. В нем — сосредоточие всех своеобразий русского характера, от него, как от истока, разливаются ручьи и широкие реки русской литературы. Что могут предъявить немцы в 16 веке? — классического мещанина Мартина Лютера?»
Сталин, прочитав произведение о Грозном говорил: "Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал.. Нужно было быть еще решительнее".
Алексей Толстой стал одним из немногих авторов, получивших Сталинскую премию I степени в области литературы и искусства несколько раз. В 1941 году он был удостоен её за первые две части «Петра I», в 1943 году – за трилогию «Хождение по мукам», в 1946 году, уже посмертно – за пьесу «Иван Грозный».
В 1936 году А. Толстой приехал в Париж. Он стремился помочь русским эмигрантам, которые, как правило, жили в нужде, вернуться на Родину. А. Куприн к нему прислушался и вернулся в Россию. По возвращении в СССР Куприн говорил о радости встречи с родиной, о трудных судьбах той части эмиграции, которая, отойдя от “белой идеи”, еще не решалась вернуться в Россию. Рассказывал, что сам он долго колебался, но внял советам Алексея Толстого и твердо решил ехать домой. О Толстом он говорил с нежностью: “Спасибо Алеше — похлопотал за меня”».
Во время Великой Отечественной войны Толстой стал членом Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Также он был на знаменитом Краснодарском процессе, который проходил 14-17 июля 1943 года, на котором судили группу советских коллаборационистов, принимавших участие в военных преступлениях в регионе. В декабре 1943 года, присутствуя в Харькове на первом показательном процессе против немецких офицеров, виновных в злодеяниях против мирного населения, Алексей Толстой сильно простудился. После этого случая он так и не смог оправиться, работая через силу.
В 1944 году врачи обнаружили у писателя рак лёгких, который и стал непосредственной причиной смерти Алексея Толстого. Шесть месяцев его мучили жестокие боли, в 23 февраля 1945 года классик отечественной литературы умер.
24 февраля его тело было кремировано, а 26 февраля урну с прахом торжественно захоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. В этот день в СССР был объявлен общегосударственный траур.
Свидетельство о публикации №225032801803