Екатерина II - как ее оценивать?

Энциклопедические знания всегда вызывают уважение. Но порой историк может иметь огромные знания, но в теоретическом плане проявлять огорчительную слабость. Так происходит и с нынешними описаниями правления Императрицы Екатерины II.

Нельзя забывать, что Имперская Россия была, прежде всего, сословно-классовым государством. И поэтому в своей политике Екатерина, прежде всего, учитывала интересы правящего сословия. Этим сословием было Российское дворянство.

Имперские законы определяют дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы».

Как и говорится в Законе, дворяне появились ещё в Древней Руси. Это служивые люди при дворе князя или боярина. А начиная с 14 века, они уже получают за свою службу землю. Русские же крестьяне впоследствии к этой земле привязываются. И должны владеющего ей дворянина кормить. Кормить даже в том случае, что с середины XVIII века дворянин государю служить уже был не обязан.

Получается, что крестьяне, как неблагородное сословие, должны обслуживать благородное сословие. То бишь, дворян. Последние обладают в государстве всеми привилегиями.

Для них Екатерина II была матушкой. Для других - совсем нет.

Государства же с тенденциями надклассового характера появляются значительно позже. Например, смешно даже говорить, что в рабовладельческих государствах власти заботились об интересах рабов . Или в США XIX века президенты беспокоились о неграх, работавших на плантациях. "Работай, негр, работай, солнце ещё высоко".

Учителя должны своим ученикам это объяснять. А то по духу получается апологетика правления Екатерины II, которую некоторые называют "лучшей русской правительницей". Она расширила  российские границы, провела административные реформы, способствовала экономическому развитию.

Екатерина II не может быть лучшей правительницей, потому что она угождает правящему в России высшему сословию. Именно поэтому, как пишут, она была в бешенстве, когда прочла книгу Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Книгу, начинающуюся словами: "Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвленна стала".  И именно поэтому Радищев был так жестоко наказан за это произведение.

Конечно, Екатерина хотела усиление России. Но она хотела усиление России старого порядка. Где одни были всем,  а другие - почти ничем. Всем советую прочитать книгу маркиза де Кюстина "Россия в 1839 году". Она была написана несколько десятилетий позже. Но развёрнутый портрет имперской России даёт. Прочтите маркиза де Кюстина, и вы поймёте: Что такое была имперская Россия. Да, жалко, что сегодня в России такие учителя истории, что самое главное в истории до учеников не доносят.

Важно ведь не знание истории. Не знание - в смысле знания тех или иных исторических фактов, а ее понимание.


Рецензии
не очень правильно по критериям сегодняшнего дня оценивать выдающуюся личность XVIII века.Кроме того, Вы в своих рассуждениях пользуетесь устарелыми штампами из советских учебников.Не крестьяне кормили дворян, а помещики организовывали жизнь и быт тысяч и миллионов людей. Земли были распаханы, в поместьях развивались торговля, ремёсла, деревообработка, строились кирпичные заводы,школы,церкви, больницы.В губернских городах авторитетом был предводитель дворян -и редким случаем -его какой-то проступок вроде присвоения денег или жестокого обращения с людьми.Закон чести и совести- превыше всего. И не надо читать маркиза, достаточно прочесть Солженицына- кто стал во главе государства в XX веке, что он сделал с миллионами крестьян, рабочих и т.д.Екатерина,сославшая Радищева- просто ангел по сравнению с Ильичём.

Ольга Николаевна Петровская   28.03.2025 13:29     Заявить о нарушении
Ольга, причем здесь Ленин ?

И причем здесь учебники ?

Надо думать своей головой, а не учебниками.

А ссылками на историческую относительность вы и каннибализм оправдаете.

При Екатерине во Франции сословия вообще уже были отменены. А в Америке их вообще никогда не было.

Надо было запретить сословное деление и в России, а землю раздать крестьянам.

Тогда бы и революции 1917 года не было, которая вам так не нравится.

Короткий Геннадий   10.04.2025 03:31   Заявить о нарушении
Геннадий, спасибо за рецензию! Я,наверно, не совсем убедительно выразила свою мысль.Революции были разные, как и результаты. Были революции и освободительные, но 1917-й год перевернул историю.Были призывы к всемирному счастью и процветанию,а случились- гражданская война,разруха, голод, эвакуация миллионов -"Русский исход". Ещё позже- репрессии, породившие ГУЛАГ (вот почему был мною упомянут Солженицын, написавший "Архипелаг ГУЛАГ"). Но ваше право- не согласиться со мной.

Ольга Николаевна Петровская   11.04.2025 11:00   Заявить о нарушении
Я думаю, что всех таких неудачных революционеров воспитала царская Россия. И она же создала почву для такой разрушительной революции... В том числе и Екатерина с ее сословным разделением народа и крепостным правом.

Ольга, и мне в голову пришел еще один аргумент.

В нашей жизни мы совершаем плохие поступки... Но нельзя их не осуждать, ссылаясь на неразвитость своего сознания... Ведь так ?

Так и в истории. Нельзя не осуждать то, что в ней было плохого...

Короткий Геннадий   17.04.2025 06:47   Заявить о нарушении