Размышления после спектакля
На сцене нет декораций, нет реквизита. Персонажи сидят за столом, только с разных сторон, в полутьме. Полутьма значима, она во всем: в характерах, отношениях, словах. Герои много пьют, часто упоминается процесс приобретения алкоголя - речь идет о бутылках. Молодой человек «совершает поступок» - заказывает суши. В спектакле не названо место действия. Где-то в другой стране происходят страшные события, но не сказано, где, какие. Названы огромные цифры потерь и то, что туда отправляются самолеты с грузами. Для матери и отчима девушки вопрос о приеме, знакомстве тоже становится проблемным. Мать настаивает на встрече, предполагает у них любовь, отчим все подвергает сомнению, но все же соглашается. Во время встречи, повторяясь, звучат размытые фразы, звучат слова о стоицизме, о нарративе Вольтера «возделывать сад», но в нем с какое-то внутреннее неприятие. Выясняется, что отчим пишет репортажи об какой-то игре, а молодой человек что-то снимает. И так живут не только они. Люди сидят по углам. Все очень мрачно и подавленно. В целом спектакль производит депрессивное впечатление.
Однако при чем тут стоицизм? И кто такие стоики? Не все сохранилось в памяти. Заглянем в словари, в материалы в Интернете. Стоицизм – направление в античной философии, по которому мир – единый, циклически развивающийся организм, а все люди равны как граждане космоса, конечная цель человека освободиться от страстей и жить, повинуясь природе, разуму. В переносном – стойкость и мужество в жизненных испытаниях. Стоик не только последователь стоицизма, но в переносном значении человек, стойко и мужественно переносящий жизненные испытания.
Еще в первом веке нашей эры греческий философ-стоик Эпиктет сказал: «Нас мучают не сами вещи или события, а наши представления о них. Не пытайтесь контролировать внешний мир, лучше сосредоточьтесь на том, что доступно вам, – на собственных убеждениях». Сегодня учение о преодолении жизненных преград путем внутренней самодисциплины вновь стало популярным. Почему? Вот как обо всем этом пишет исследователь Ирина Малкова: «Сегодня стоицизм снова на пике культурной популярности. Простыми словами, стоицизм – это умение терпеть и преодолевать жизненные трудности без жалоб или эмоциональных проявлений. Его исповедуют IT-элиты мира, в том числе из Кремниевой Долины, которая и задавала современные тренды. Последователи стоицизма пытаются преподнести эту философию как путь к жизненному успеху. Основатель Бристольского философского клуба и почётный научный сотрудник Центра истории эмоций Жюль Эванс отмечает, что основная идея современного стоицизма — это терапевтическая идея о том, что «не события, а наше мнение о событиях причиняют нам страдания». Человек не может контролировать или изменять внешние события, не зависящие от него, но он может контролировать своё мнение или отношение к нему, так как «самая важная основа хорошей и счастливой жизни не деньги, слава, власть или удовольствие, а хороший характер». Он называет современный стоицизм «картонным» и считает, что современный стоицизм может превратиться в «токсичную политическую идеологию „засасывания“» и окажется «большой грязной палаткой». современный стоицизм, «не сообщает ничего нового о мире и оказывается недостаточным для построения целостного мировоззрения». Основные идеи стоицизма: Свобода от влияния внешнего мира. Путь совершенствования себя. Отказ от материальных благ. Умение довольствоваться малым и чувствовать внутреннюю свободу. Применять логической подход к жизни. Осознание и понимание каждой минуты своей жизни. Следование голосу совести и разума. (Миронов, Д. А. Античный и современный стоицизм).
Короче говоря, идеи знакомые, не однажды декларируемые, но ни в какой системе полностью не реализованные. Снова подражание новомодным явлениям. Снова отрыв от родного, отечественного. Какое все это имеет отношение к нашему менталитету, к нашей культуре, к нашей жизни? Российскому народу в историческом прошлом пришлось столько вынести, что опыт «стоиков не очень впечатляет. Наши нравственные ценности заложены в православии и других традиционных религиях, в многовековом нравственном опыте русского народа и русской культуры. В ходе СВО тысячи бойцов и мирных жителей перенесли невыносимые страдания, приняли мученическую смерть, и все эти «модные штучки» выглядят как-то сомнительно. После спектакля было устроено действо, как бы показывающее выход из депрессии – общую, братскую трапезу, но, может быть, более действенным, объединяющим фактором ухода от одиночества и разобщенности может стать совместная работа в различных волонтерских движениях, других общественных, культурных и научных движениях. В наше время мы видим мощные формы единения граждан перед лицом беды, помощи российским воинам на фронтах, пострадавшему мирному населению. В предыдущие годы видели сострадание и содействие людям в стихийных бедствиях, катастрофах, и потому возникают в вопросы: насколько спектакль актуален, что он транслирует молодежи, какова его ценность в наши дни.
Свидетельство о публикации №225032800261