5. 32. 4 Особенности третьего состояния

«518. Были духи, принёсшие с собой убеждения, что они должны войти в небеса предпочтительно перед прочими, потому что славились ученостью, хорошо изучили Слово и учение церкви и считали себя мудрыми. Они разумели себя под словами пророка Даниила: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звёзды, вовеки навсегда». XII. 3. Но, прежде всего, сделано было над ними дознание, в одной ли только памяти их заключается познания их или в самой жизни, оказавшиеся в подлинной любви к истине, ради службы, отрешённой от всего телесного и мирского, то есть ради службы духовной, приняты были по должном наставлении в небеса и им дано было понять, что именно сияет на небесах, то есть Божественная истина, которая там есть свет небесный в службе или деле. Им показано было, что служба эта есть основа (planum), которая приемлет лучи этого света и отражает их разноцветным блеском.

Противное бывает с людьми, коих познания заключались в одной только памяти, посредством которой они приобрели способность рассуждать об истинах и доказывать те из них, кои были произвольно принятии ими, сперва за первые начала, а потом и за самые истины, хотя бы они и были ложные».

                Как узнать, что они ложные?

«Такие люди, как нисколько не жившие в небесном свете, а в надменной самоуверенности, убеждены, что, превосходя других ученостью, они должны поступить в небеса, где ангелы будут им служить. Вследствие этого, чтоб разбудить таких духов в их надменной уверенности, их возносили к первому, или низшему, небу, вводя в какое-либо ангельское общество: там при самом входе влиянием небесного света зрение их начинало меркнуть, рассудок мешался и наконец дыхание прерывалось, как у людей умирающих, а послышав небесное тепло, то есть небесную любовь, они страдали внутренними муками. Посему они были оттуда удалены и затем наставлены в том, что не познания образуют ангела, а сама жизнь, приобретаемая познаниями, а потому что познания или сведения сами по себе находятся вне небес, а жизнь, основанная на познаниях – внутри небес».

                Как прочувствовать и осознать изложенное? Те познания (мысли ложные или частично истинные) были у них определённых вибраций, которые не могли пройти в небеса. Так ли это?

«519. Когда духи через данные им в описанных местах наставления уже готовы к небесам, что совершается в короткое время, ибо они в духовном быту своём легко и много за раз постигают, тогда облекаются они в ангельские одежды, обычно белые, как бы тонко полотняные. После того они направляются по пути, идущему вверх, к небесам, и передаются ангелам – охранителям этих небес, затем принимаются другими ангелами и вводятся в различные общества, где познают различного рода наслаждения, и наконец каждый переносится Господом в своё общество: это также делается различными путями, и нередко весьма окольными. Пути эти неведомы ни одному ангелу, а самому только Господу. По прибытие каждого в своё общество внутренние начала его отверзаются и так как они вполне согласуются с внутренними началами ангелов этого общества, то вновь прибывшие тотчас узнаются и с радостью принимаются.

520. К сему я прибавлю нечто замечательное о путях, или дорогах, которые ведут от помянутых мест к небесам и по коим вводится туда ангелы-новички. Дорог этих восемь – по две из каждого места наставления. Одна из них подымается на восток, другая – на запад. Идущие в небесное царство Господне вводятся туда по восточному пути, а назначенные в духовное царство – по западному. Четыре дороги, ведущие в небесное царство, являются как бы украшенные масличными и другими плодовыми деревьями, а ведущие к духовному царству усажены виноградом и лавром. Это основано на соответствии: виноград и лавр отвечают любви к истине и службам её, а маслина и плодовые деревья – любви к добру и службам её».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  281).


Рецензии