Высоцкий и цыгане...

В.Высоцкий и цыгане…
   «…Глядя в упор друг на друга, вы берётесь за гитары, как ковбои в вестернах вынимают пистолеты, и, не сговариваясь, чудом настроенные на одну ноту, начинаете звуковую дуэль», «…я наблюдаю за столкновением двух традиций. Голоса накладываются: один начинает куплет, второй подхватывает, меняя ритм. Один поёт старинный романс, с детства знакомые слова, это «Цыганочка». Другой продолжает, выкрикивает слова новые, никем не слышанные:
   Я – по полю вдоль реки!
   Света – тьма, нет Бога!
   А в чистом поле – васильки,
   и дальняя дорога…
Вы стоите совсем близко друг к другу, и теперь я вижу в полоске света два упрямых профиля с набухшими на шее венами. Потом вдруг одно движение руки: постой, послушай… И жалуется гитара, и мы тонем в её плаче. Солнце теперь светит с другой стороны, скульптурно вырисовывая ваши лица, потом и они уходят в тень, и видно лишь светлое дерево гитар и ваши такие разные руки, пальцы, рвущие струны. Уважение друг к другу, возникшее с первых минут знакомства, останется у вас на всю жизнь».
   Это отрывок из книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт». Посвящён он встрече цыганского музыканта Алёши Димитровича и Владимира Высоцкого в ресторане в Париже. Познакомились они друг с другом через художника Михаила Шемякина во Франции в 1975-м году. Насколько известно, у них даже были планы попробовать записать что-то совместно, но, к сожалению, так и не успели осуществить.
   Вообще-то, В.Высоцкий никогда не любил играть в паре. Просто не получалось у него полностью сосредоточиться. Однако, нет правил без исключения. В интервью с Марком Цыбульским 24-го апреля 2011-го года один из участников знаменитого цыганского трио «Ромэн» Играф Иошка с теплом вспоминает, как однажды в компании знакомых на дне рождения артиста Всеволода Абдулова, всё же, играл с Высоцким: «-…это ему понравилось, и как будто второе дыхание у него открылось. И я играл, и подпевал ему. И это продолжалось, наверное, часа два, или три. А потом, когда мы стали дружить, Володя мне сказал о том вечере: «-Это первый раз в моей жизни было, что человек мне не мешал, а вдохновлял». У Севы мы потом часто виделись», «-…Сейчас всех принято называть гениальными, но Володю я бы назвал по-настоящему гениальным человеком. Люди с такими эмоциями, таким темпераментом рождаются один раз. Вот вы представьте. Сидит перед вами человек. Ну, ничего нету, ну, совсем пустой вроде. И буквально в одну секунду - как на магнитофоне кнопку нажали, - и всё! Он уже завёлся, преобразился мгновенно! Никакой подготовки! Бах, - и всё начинается! И как-будто уже изнутри сгорать начал».
   Собирались, как рассказал позднее артист, компанией, и такие музыкальные вечера называли очень просто: «Под цыганским шатром». Рассказывал: «-…мы собирались каждое воскресенье, приглашали актёров из других театров. К нам приходили Людмила Касаткина, Ролан Быков, Евгений Леонов, Ростислав Плятт. Многие у нас побывали. (О Высоцком): Раза три-четыре был. Потом этот «шатёр» начал как-то разваливаться».
   Играф Игоревич рассказал о родословной Марины Влади: «-…Марина из семьи Поляковых, а Поляковы – цыгане. После революции половина семьи эмигрировала, а другие остались в России. Я об этом узнал от самой Марины. Мы втроём сидели: она, я и Высоцкий. Я когда узнал, тоже обалдел. И Высоцкий услышал – сидел с опущенной челюстью… Я тогда её спросил: «-Почему ты скрывала, что ты наполовину цыганка?» «-Да Бог меня знает, почему…». Ну, я рассказал ей про эту семью, и говорю: «-Да если я расскажу, что ты из Поляковых, тебя на руках будут носить!» Она мне: «-Ой, пожалуйста, Графчик, не говори никому, не надо этого!»
   Тем не менее, о скандальной книжонке М.В. «Владимир, или Прерванный полёт» Играф Иошка высказался очень резко, отрицательно: «-…мне не понравилось. Я её не видел после этого, а то бы я сказал ей об этом. Нельзя так обливать грязью человека, прожив с ним столько лет, не по-человечески это! Импотент, алкоголик. наркоман… Даже если это было по-настоящему, не надо так об этом писать, разве можно?!».
   Мне лично очень гадко было узнать, что Влади продала много вещей Высоцкого с аукциона в Париже. Да, он был муж, и, вроде, имеет право распорядиться по своему усмотрению… Но ОН ведь ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ РОСССИИ, а не просто так! 45  лет прошло, но Его не забыли!  Она не имела морального права так поступить. Тяготят вещи – отдай или продай в музеи Поэта, чтобы сохранить для людей достояние, а не по частным коллекциям богачей, чтобы потом никто раритеты не увидел. Ей не понравился фильм «Высоцкий.Спасибо, что живой». Назвала это оскорблением их жизни. А то, что в своей книжонке расписала ЕГО как последнего алкаша, наркошу, гуляку, - это, выходит, нормально! Выставляет себя как Его спасительницу, хотя как могла спасать, если месяцами были врозь? И, конечно, явно задело, что последнее время с Ним была другая, а не она.
   В интервью с Марком Цыбульским 29-го сентября 2007-го года Рада Волшанинова вспоминает: «-…точно помню, что это было до «Опасных гастролей», так что где-то в 1967-68 годах мы впервые встретились. ..,Самая яркая встреча у нас была, наверное, году в 1975-м или 1976-м. Мы с моим мужем получили квартиру на Калининском проспекте. Ничего ещё не было, стояли просто стулья, стол в большой комнате. …Вдруг вечером раздаётся звонок в дверь. Открываю – стоят Володя и Марина Влади. …Володя, естественно, принёс бутылку водки. Новоселье же! И вот мы сидели и пели до самого утра. И Володя, и мы с Колей, и Марина. Необыкновенная была ночь! …Ещё был яркий такой эпизод в Одессе. Мы там отдыхали или гастролировали, я уже не помню. И Володя с Колей выступали в каком-то ресторане. И там было просто какое-то паломничество, даже стёкла разбили. Он (Высоцкий) пользовался безумной популярностью. ...Коля пел свои цыганские песни, Володя пел своё. Вот эти несколько встреч запомнились, а остальные наши встречи были просто в актёрской среде».
   Как ни сомнительно звучит, но Владимир Высоцкий не только просто общался с цыганскими артистами. У него были концерты, и не один, на сцене легендарного театра «Ромэн». Первый прошёл 5-го декабря 1975-го года, а следующий - в январе 1976-го.
   Если уж разговор коснулся цыган, то просто невозможно не упомянуть об их вечных спутниках - лошадях. Особо надо отметить частое упоминание о конях в стихах и песнях Владимира Семёновича. Упоминал и как действующий персонаж, и как сравнение. Не буду углубляться, это отлично получилось сделать у автора Проза.ру Валерия Таирова в публикации из трёх частей «Кони Высоцкого». Кто заинтересовался, может найти на этом сайте страницу автора и прочитать.
   В творчестве Владимира Семёновича Высоцкого встречается много «цыганской темы», начиная с далёкого 1967-го года. Такие «стилизации», как он сам их называл, звучат в художественных фильмах, исполнялись на концертах. Даже в дискоспектакле для детей «Алиса в Стране Чудес» в «Песне Алисы про цифры»:
   Эх, раз, ещё раз!
   Голова одна у нас.
   Ну, а в этой голове –
   уха два, и мысли две.
   Вот и дразнится народ,
   и смеётся глухо:
   «-Посмотрите, вот идёт
   Голова – два уха!

«Моя цыганская» была написана зимой 1967-68-й г.
   Где-то кони пляшут в такт,
   нехотя и плавно.
   Вдоль дороги всё не так,
   а в конце – подавно.
   И ни церковь, ни кабак,
   ничего не свято!
   Нет, ребята, всё не так,
   всё не так, ребята!

«Цыганская песня» появилась на свет в начале 1969-го года. Песня написана к х/ф «Опасные гастроли», который снимался в Одессе режиссёром Хилькевичем. Вошла в картину с музыкой Александра Билаша. Исполнили её Рада и Николай Волшаниновы.
   Утоплю тоску в реке,
   украду хоть ночь я,
   там в степи костры горят,
   и пламя меня манит.
   Душу и рубаху, эх,
   растерзаю в клочья,
   только пособите мне, цыгане!
   Я сегодня пропьюсь до рубля,
   Ля ля ля ля ля ля, ля ля ля ля!
   Пусть поёт мне цыганка шаля,
   Ля ля ля ля ля ля, ля ля ля ля!
Владимир Высоцкий про этот момент рассказывал: «-Ещё там была такая песня, которую поют Рада и Коля Волшаниновы. Я для них писал эту песню. Такая она получилась действительно цыганская. Так что, в общем, все я туда написал, все песни, которые, в общем, мне не свойственны. Первый раз я попробовал себя в этом жанре, в таком жанре стилизации, лёгкости какой-то».
   На концерте (1971г) Владимир Высоцкий делился своим мнением об этом фильме со зрителями: «-Мне кажется, просто что критиковали нас не с тех позиций. Нельзя говорить: «-Как же так! О революции…». Это не о революции фильм. Фильм, просто затрагивающий один из эпизодов, когда подполью помогали актёры. Могут же помогать подполью актёры Малого или Академического театра? А почему не актёры варьете? Так что, я считаю, это фильм развлекательный, к нему так и надо было относиться».
   Рада Волшанинова рассказывала в интервью Марку Цыбульскому: «-Володя для нас написал песню, это вы знаете, конечно. Причём писал он ёё на ходу, на кузове машины. Карандашом быстро записывал. Съёмки были довольно странные. Режиссёр фильма Хилькевич пригласил нас уже когда фильм был отснят, и нужно было ночью снять и записать две песни. Моей старшей дочке было двенадцать лет, я её схватила, и мы срочно приехали в Одессу. Текст был написан огромными буквами и находился в оркестровой яме. Мы пели и подглядывали. Вот на таких скоростях это снималось».

«Очи чёрные» или «Погоня» написана в августе 1974-го года. Предполагалась для фильма «Емельян Пугачёв», но использована в х/ф И.Хейфица «Единственная», где Высоцкий играл руководителя хора Бориса Ильича. Снят по рассказу П.Нилина «Дурь».
   Во хмелю слегка лесом правил я.
   Не устал пока - пел за здравие.
   А умел я петь песни вздорные:
   «-Как любил я вас, очи чёрные!
Из выступления Владимира Высоцкого. (1976г.): «-В этом фильме я играю странную для себя роль, первый раз я такое играю. Я играю там роль такого соблазнителя… но не в полном смысле этого слова, Дон Жуана, а он такой «обшарпанный соблазнитель». У него все вещи, вроде бы, хорошие, но только они были хорошими лет десять тому назад, а так у него все пуговицы оторваны, пиджак замшевый обшарпанный. Мне этот пиджак сшили в Доме моделей, а потом мы его долго, дружно, дня три тёрли песком и грязью… Носки промокшие, осенью ходит он в сандалиях. В общем такой ненатуральный соблазнитель, но получается, что по ходу дела он должен соблазнять. Ну, а чем он должен соблазнять? Значит, я там тоже пою песню…».

«Грусть моя, тоска моя» - одно из последних написанных Высоцким стихотворений, датировано 1980-м годом.
   Одари, судьба, или за деньги отоварь!
   Буду дань платить тебе до гроба.
   Грусть моя, тоска моя – чахоточная тварь,
   до чего ж живучая хвороба!

   Много можно найти и других примеров связи Владимира Высоцкого и цыган. Но уверена, читателю интересней будет узнать об этом у авторов, которые серьёзно, вдумчиво занимаются разбором творческого наследия Поэта, барда, актёра Владимира Семёновича Высоцкого. А я предлагаю вниманию своё стихотворение, посвящённое Высоцкому, на мотив его песни «Он не вернулся из боя»:

Почему же сегодня не так, как всегда,
пусть и небо опять голубое?
Утекла, убежала в июле вода,
когда Он не вернулся из боя…
   Он все песни свои написал ради нас,
   ни минуты не зная покоя.
   Как же сильно Его не хватает сейчас,
   когда Он не вернулся из боя…
Кто, нескладно порой, но Ему подпевал,
пусть и думал, порой, про другое,
тот всегда непременно с Ним рядом вставал,
только Он не вернулся из боя…
   Пусть «по-чёрному» пил,
   не про то разговор,
   а про то, что тогда было двое…
   Разве память так просто затушит костёр,
   если Он не вернулся из боя?!
Но случилось, - победа досталась беде,
и бессильны, порой, часовые…
Наши дни тоже канут когда-то в воде,
превратятся в снега голубые…
   И в такое поверить возможно вполне,
   что так схожи мечты у обоих…
   Одно слово: «Добра!», и кажется мне
   до сих пор Он не вышел из боя!


Рецензии