Нагорная проповедь. Заповедь о гонимых за Христа
Благословив будущих мучеников, Христос предсказывает не только гонения на Его учеников, но и более далекие события в жизни Церкви. Ее начало положила кровь мучеников первых веков христианства, которая как живительная влага напоила молодую поросль будущей веры. Говорят, что известный богослов древности Тертуллиан называл кровь первомучеников за веру «семенем Церкви». Зная будущее, Спаситель предупреждает и о более страшной беде, которая ее постигнет. Он говорит о многочисленных ересях, которые как тернии начнут произрастать из тьмы преисподней. Именно это означают слова: «всячески неправедно злословить». Давайте разберем каждое из них. Всячески – означает любым способом, множеством, разнообразным действием. Неправедно – ложно, несправедливо, искаженно, лукаво; злословить – оскорблять, поносить, клеветать, незаконно обвинять, преследовать. В сочетании со словами «за Меня», сказанное означает, что наступит время, когда возникнут многочисленные лжеучения, и ереси, искажающие истину и учение Христово, а восстающих против безбожников и еретиков христиан будут оскорблять, умерщвлять, гнать и поносить. Слова «когда будут поносить вас и гнать» относятся к гонениям ранних христиан Римской властью, что косвенно подтверждается заповедями блаженства в Евангелие от Луки: «И опять говорит: «пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь» (Лк.6:22–23). То есть, Господь прямо указывает на бесчестие и поношение язычниками первых христиан. В отличие от этого, пророчество «всячески неправедно злословить за Меня» обращено ко временам расцвета Церкви и умножением ересей. По большому счету, все семь Вселенских Соборов на протяжении более пятисот лет собирались, чтобы противостоять многочисленным ересям, расхищающим, аки волки, малое стадо Христово. Эти события Иисус предсказывает в Нагорной проповеди и укрепляет будущих поборников веры в терпении и мужестве на поприще духовной брани.
Святые отцы и учителя Церкви по-разному толковали последнюю заповедь блаженств. Святитель Иоанн Златоуст удивляется невиданному: Иисус благословляет тех, кого остальные гонят и презирают: «Христос как бы так сказал: хотя бы вас называли обманщиками, льстецами, злодеями или другим каким именем, — вы все же блаженны. Что, кажется, страннее таких наставлений, — называть вожделенным для человека то, чего, по мнению других, нужно избегать, то есть: нищету, слезы, гонения, поношения, – а затем предостерегает от поспешных выводов, – Впрочем, чтобы ты не подумал, что одни поношения, какие бы то ни было, делают людей блаженными, Христос определяет эти поношения двумя видами, именно, когда мы терпим их ради Него, и когда они будут ложны. Если же не будет ни того, ни другого, то поносимый не только не блажен, но и несчастлив». Размышляя над тем, почему Господь благословляет гонимых за Него, а не убиенных и мучимых за веру, святитель Иоанн пишет: «Переносить злословие не считается за великий подвиг, хотя на самом деле злословие уязвляет подвижника более чем самые опасности. Многие налагают на себя руки, не в силах будучи перенести худой о себе молвы». Поэтому Пространный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви [сборник догматических поучений] уподобляет девятую заповедь мученичеству. Здесь важно обратить внимание на одно обстоятельство. Чтобы вызвать ненависть к себе и гонения за веру, нужно быть наполненным этой верой в абсолютном понимании, то есть излучать ее из себя, проповедуя одним своим появлением учение Христово: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), – заповедует Господь. Мы возвращаемся к тому, чтобы раскрыть тайну последнего блаженства через духовное устроение сердца. Нельзя быть гонимым за Христа по собственному желанию. Это качество – дар Божий и не зависит от волеизъявления человека. Святые отцы говорят: Бог находит себе человека и через него свидетельствует о Себе; святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Каждый человек – инстурмент в руках Промысла Божьего»; о том же свидетельствует преподобный Марк Подвижник: «Ибо невозможно иначе спастись, как только чрез ближнего, как заповедал Господь». При этом, он имеет ввиду другую заповедь Христа: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк.6:27), то есть неправедно злословящие и обижающие – попускаются Богом ради возведения терпящего в высокий подвиг мученичества за веру. Быть гонимым за нее может далеко не всякий. Для этого нужно предизбрание Божие. В ранние века христианства Церковь обрела целый сонм мучеников и исповедников. Они с радостью шли на муки и смерть, проповедуя страданиями христианство. Однако, были и другие случаи. Самовольно решившие стать исповедниками веры, объявляли себя на судилищах христианами, надеясь на быструю смерть и прославление Церковью. Однако вопреки надеждам, вместо легкой смерти их подвергали длительным истязаниям и пыткам, не выдерживая которых, они отрекались от Христа. Оскорбления, поношения, избиения, позор, муки и саму смерть за имя Свое Господь посылает только тем, кто к этому готов и способен выдержать, и таковые будут всегда, вплоть до скончания мира.
В связи с этим, важное замечание делает святой Иоанн Кронштадтский: «Есть ли ж теперь поношения и гонения за правду, за веру Христову? Есть и будут до скончания мира; потому что еще не пришло царствие Божие во всей силе для многих, а для большей части еще и совсем не пришло; еще много нечестия и неправды в самых христианских обществах». Подвизаясь на ниве Христовой на рубеже столетий, святой отец прекрасно видел к чему катится мир и Русская Православная Церковь. На исходе XIX века уже не было костров, палачей, публичных казней и мучений христиан, не было неправедных судей и жестоких властителей, не было гонителей-язычников; не нужно было умирать за веру, исповедуя Господа. Злобный мучитель и гонитель Христа пришел с нежданной стороны – из недр самой Церкви. Пораженная упразднением Патриаршества Петром I в 1721 году, Церковь утратила не только свою иерархию, но монолитность и незыблемость православия. Насаждаемые властями протестантские ценности «просвещенной Европы», не обошли своим пагубным воздействием и ограду стада Христова. Протестантизм в различных его проявлениях, прочно обосновался внутри нашей Церкви. Он и поныне вполне комфортно себя чувствует, что наглядно подтверждается внешней, обрядовой стороной богослужений. И подлинные ученики Христовы как из клира, так и из мирян всегда были гонимы и поносимы не только другими, но нередко духовенством и иерархами самой Церкви. Это повсеместно происходит и в наши дни, но более изощреннее, поскольку возведено в ранг патриаршей политики под видом соблюдения церковной дисциплины. Святой праведный Иоанн Кронштадтский видел падение нравов и охлаждение к вере и скорбел сердцем: «Только теперь он [сатана] гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом (движением вперед), либеральностью, попросту — вольнодумством, безразборчивости к верам и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветою, или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность — слабодушием и нервною раздражительностию; милостыню — глупою расточительностью; наружную молитву — лицемерием; услаждение и радость молитвенную — идиотством (едва не сумасшествием); напротив, широкую разнузданность плоти или распущенность, угождение всем ея бесчисленным похотям — современным прогрессом». Все это мы наблюдаем и в наши дни. Поэтому гонимые за веру сегодня – это не понятые в церковной среде и отвергнутые ближними живущие добродетельной жизнью. Сейчас таковых гонит и мир и нередко духовенство, не понимающее смысла веры: «Согласитесь, что жить кому бы то ни было из верующих, среди таких людей, весьма неприятно, и счастлив тот, кто среди них не живет; а кто живет, терпи гонения, насмешки, колкости, впрочем не будь и безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие, отвещай безумному по безумию его, да не явится мудру себе (Притч. 26:5)», – наставляет святой праведный Иоанн. Последние слова он адресует не всем, а лишь тем, кто имеет дар разумения веры, чтобы достойно ее отстаивать. А таковых с каждым днем все меньше и меньше, ибо наступает на земле «глад слышания слова Божия» (Откр.3:20). И причина этого – засилие Церкви случайными людьми, ищущими в ней должность, власть и доход. Не стало учителей Слова и вслед за ними иссякли ученики – будущие пастыри, могущие непогрешительно окормлять паству. Поэтому гонения за Христа в наши дни возводит в гораздо больший подвиг, ибо не тела истязаются, а души страждут об несправедливости и гонений, и главное – от равнодушия и непонимания. И если в древности мученики утешались молитвенной поддержкой и любовью Церкви, то сегодня они лишены и этого, ибо ограда Двора Господня сломана экуменизмом, модернизмом, неверием, сребролюбием и прочими нечистыми животными, топчущими бисер Божий (Мф.7:6). По силе мученичества и венцы от Подвигоположника Христа. С приближением конца света, гонения будут нарастать, а мученики умоляться. Не всякому дано выстоять в такой лютой брани и сохранить веру. И, чтобы окончательно не погибли последние ее исповедники Господь сократит дни до Своего Второго Пришествия, поскольку: «Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф.24:22), – учит Христос.
На этом мы закончили изучение заповедей Нагорной проповеди. Главный вывод, который необходимо сделать по его итогам, заключается в следующем. Заповеди блаженств являются основой всего православного вероучения. Их сакральный и умопостигаемый богословский смысл до конца не раскрыт и во всей полноте не познаваем, как непознаваем по Своей природе Господь. Каждый, по мере приближения к Богу путем добродетелей, лично для себя открывает в них, то, что ему надлежит знать Промыслом. Толкования разных отцов Церкви каждого из блаженств расходятся в деталях, но едины по сути. Предлагая падшему человеку Свое учение Сын Божий спускается к нему с небес на гору, а верующий восходит к Богу в стремлении спастись и познать истину. Поэтому структура Нагорной проповеди напоминает лестницу Иакова, ведущую на небо. Каждое последующее блаженство вытекает из предыдущего, чем достигается непрерывность и последовательность восхождения к Богу. На этом восхождении человек возрастает от силы в силу, начиная с предания себя Господу через отречение от мира (нищие духом) и, завершая путь, будучи гонимым за имя Христово. Заповеди едины для всего человечества, но лестница восхождения у каждого своя. Поэтому и последняя в этой жизни ступень у всех разная. Все зависит от духовного устроения и готовности души ко встрече с Творцом. Одни призываются на суд, только успев посвятить себя Богу, а другие, завершают жизненный путь, претерпев гонение за веру. Достижения того или иного блаженства не влияет на общую участь души – она оправдывается, ибо Бог судит по намерению, и если Он видит стремление сердца к Нему, то вменяет его как само действие. Однако от высоты богопознания зависит уровень блаженств в Царствии Небесном. Кто большего достиг, восходя умом к Богу, тот большее и получает по исходе души. Господь не ставит достижение всех блаженств условием спасения, а дает ориентир на пути к Нему. Все заповеди связаны между собой божественной природой и целью – спасение души. Поэтому исполнение даже одной достигает приводит ко спасению. Нагорная проповедь – это не только свод нравственных законов Божиих, но и путеводная, Вифлеемская звезда всякому ищущему Бога. Это духовный ориентир в повседневной жизни для каждого. Зная и понимая заповеди блаженства, христианин безошибочно направляет ладью земной жизни к источнику жизни вечной в Царствии Небесном. И, напротив, незнание или ложное понимание учения Христова обрекает душу, как учит святитель Иоанн Златоуст: искать истину днем со свечой в руках, когда Солнце правды давно взошло. А это означает потерю не только нравственных ориентиров, но и пути ко спасению.
Свидетельство о публикации №225032800505
Очень ценный материал для ищущих Бога. Гонение за имя Христово - вершина блаженств, как вершина лестницы, ведущей в Небо, напоминающей лестницу патриарха Иакова из его сна...
Разумеется, глубоко понять смысл написанного Вами, без знания текстов Библии(Ветхий Завет и Новый Завет), невозможно.
Большое спасибо за титанический, но столь благословенный труд, когда цель оправдывает потраченные силы!
С уважением,
Вера Шляховер 31.03.2025 11:39 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 31.03.2025 11:45 Заявить о нарушении