Повороты судьбы
В первый десяток лет моей профессиональной инженерной работы мне приходилось часто ездить в командировки. В ту пору я был внимательным слушателем тех пассажиров поезда, у которых возникало желание рассказать попутчику о чем-то для них поучительным или памятным, а я всё это записывал в свою память.
Недавно в интернете в стихи.ру я открыл подборку поэтических текстов одного товарища. Все стихи, от первого до последнего, оказались на любовную тему. Мало этого, все они были посвящены одной единственной покинувшей земной мир женщине – супруге поэта.
У меня тут же из памяти выплыла история, рассказанная мне давным-давно случайным вагонным попутчиком. Он, уже пенсионер со стажем, ехал навестить свою больную старшую сестру – возможно, как он сказал, в последний раз.
Не буду обманывать. Моя память сохранила только факты и суть его рассказа. Особенности и своеобразие его лексики во мне стёрлись начисто. Поэтому я перескажу его рассказ своим современным языком.
Рассказчиком будет он, но в некоторых местах, автор дополнит его.
Школьные годы мои прошли в райцентре, но институт кончил в нашем областном городе и в нём же проработал до самой пенсии с перерывом на военные годы. В положенный срок похоронил родителей, и мне достался в наследство старый маленький деревянный дом с печным отоплением на окраине города, да ещё недалече от кладбища – ближайший знакомый сосед.
Предполагалось, что я дом продам и поделюсь суммой с сестрой. Но жизнь с нашими желаниями не считается. Город стал расти, как на дрожжах, но в другую сторону. Сначала пятиэтажки, а после значительно выше. Часть домов государственных, а часть кооперативных.
Старшая сестра проблему решила. Держи дом, как дачу на время отпуска, а на приусадебном участке расти картошку, морковь и свёклу и храни на зиму в погребе. Моя жена Тамара с этим согласилась. И правильно мы это сделали. Вышли на пенсию – всё лето на собственной даче.
Любимое место прогулок – кладбище. Оно на высоком широком бугре, вокруг роща и красивый обрыв к тихой речушке. По выходным приятелей и одноклассников здесь встречаешь. Есть с кем словом обмолвиться. Они все уже на другой окраине города в новых современных домах со всеми удобствами. Найди их там.
А вот теперь о главном.
Недалеко от могилы родителей, появилась могила жены военного, по моим меркам молодого – чуть меньше или чуть больше вокруг сорока. Он каждый выходной появлялся возле могилы жены. Памятник и ограду поставил великолепные – всем на зависть. Приезжал, убирал всё старательно, а после долго-долго грустил и тосковал.
Моя Тамара восхищалась его поведением, и я однажды, не подумав, буркнул: «Скоро это у него пройдёт». «А ну тебя!» – сказала Тамара и даже отвернулась от меня.
На следующее лето мы снова на даче и снова на кладбище. Наблюдаемый экспонат приезжает, но уже не так часто и не так тщательно убирает участок захоронения любимой женщины.
Пролетел ещё один год. У наблюдаемого захоронения идеальный беспорядок. Любящий муж посетил кладбище всего два раза – бегло полюбовался «мерзостью запустения», изобразил имитацию беглой уборки и тут же удалился.
«Больше он здесь не появится», – буркнул я. На этот раз моя Тамара мне ничего не казала. Но я ошибся.
Пролетел ещё год. Однажды прилетел наблюдаемый экспонат. Постоял минуты две, не шелохнувшись, повернулся и ушёл. А минуты через две моя Тамара кричит мне: «Ты смотри, смотри, что происходит».
На стоянке экспонат направляется к своей машине, а возле неё стоит явно молодая женщина. Они обнялись, это точно, возможно даже поцеловались. Соскучились. Целая вечность пролетела – десять минут друг друга не видели.
А что в этом удивительного? В итоге смерть всегда побеждает каждого, но только в итоге. По неизбежной дороге к ней жизнь всегда берёт своё. Живые должны и обязаны жить своей полноценной жизнью.
У майора появятся дети, и он, кроме счастья любви, познает счастье отцовства. Кому от этого плохо?
В следующем году, по намёку пожарной охраны и по воле власти родительский дом пошёл под снос. Мы, распрощавшись с нашей дачей, перед отъездом посетили кладбище.
Знакомое соседнее захоронение пребывало в абсолютно полном порядке. А приятель сказал: «Моя его здесь видела, а супруга его прогуливалась возле в машины, а я их в городе возле универмага видел – отоварились, в машину садились. Супруга майора скоро родит. Это даже издалека видно».
Свидетельство о публикации №225032800555
Поэтому нормально, что майор женился снова, но при этом ухаживает за могилкой первой жены. Это правильно и хорошо, что вторая его жена не против такого его отношения к памяти первой жены.
Спасибо за рассказ. С уважением,
Мила Стояновская 06.04.2025 22:05 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за очень добрую рецензию. . . . Феликс Довжик.
Феликс Довжик 08.04.2025 11:59 Заявить о нарушении