Сознание. Продолжение 3. Развитие
- Дедуль! Вот, скажи, Сознание же не стоит на месте, развивается. Оно же не одинаковое у младенца и взрослого. Поэтому, наверное, можно говорить о "рАзвитом" и "нерАзвитом" Сознании...
- Ну, ты прав, конечно. Ребенок рождается с готовым механизмом восприятия информации, но умение перерабатывать эту информацию еще не развито. Нужно обучение. А это - создание внутренних "пакетиков информации". Информация же черпается из среды. То есть среда обучает.
- Дед! Люди же разные, с разным Сознанием, а среда одинаковая...
- Люди разные, но и среда не одинаковая. Ты же знаешь, что такое менталитет? Это - немного разное восприятие и привычки у людей, живущих в разных местностях. В каждой отдельной местности жители привыкают к определенной схеме получения и переработки информации. И эта схема отличается от схем, которыми пользуются соседи.
- Дед, я понял. Обучение же происходит от человека к человеку, а разные языки, например, могут служить препятствием для общения разных групп людей друг с другом...
- Да, так...
- А еще, Дедуль, я вспомнил о Маугли...
- Ну, да, это где-то из той же области, но более радикальное что ли... Ребенок, выросший не в человеческой среде, затратил много времени на обучение чуждым человеку навыкам, на создание специфических внутренних "пакетиков информации", которыми пользуются представители другого вида - обезьяны, например, или волки.
- Но почему таких детей практически невозможно переучить?
- Думаю, из-за того, что информация, взятая из сообщества животных, уже крепко укоренилась во внутренней системе связей "пакетиков информации". Чтобы из такого ребенка сделать полноценного человека, надо сначала разрушить созданную систему. Кажется, что до конца это сделать невозможно. Нужно много времени. Да и навыки внедрились очень прочно в своих "информационных пакетиках", закрепились во внутреннем "поле Сознания". Их убрать вряд ли удастся... Человек с такой сетью внутренней информации все равно будет смотреть на мир глазами волчьей стаи или стаи обезьян, или собачьими глазами, если его вырастила, например, собака.
- Дед! Получается, что наше Сознание развивается в зависимости от среды?
- От среды - да. Но и от нас самих, от нашего выбора тоже. Когда мы достигаем какого-то определенного уровня развития, то расширяются возможности осуществления нами выбора. Мы постепенно учимся манипулировать собранными "пакетиками информации", складывать и разъединять их в своем собственном "Сознательном Пространстве".
- Дедуль! Так вывод какой? Сознание - связь со средой? Да?
- Да. Если точнее, то : " Сознание - это умение связи со средой".
- Дед! Но бессознательные предметы тоже изменяются в среде...
- Да уж. Давай еще расширим. Например, так: "Сознание - это умение отобразить связи со средой во внутренние связи, сформировать собственные "информационные пакеты", и умение изменять, разделять и складывать их неким другим образом, отличающимся от первоначального".
Свидетельство о публикации №225032800587
Аркадий Кулиненко 11.04.2025 21:23 Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв.
Вы правы в том, что "слова, которыми мы жонглируем" не всегда стопроцентно соответствуют явлениям, которые мы рассматриваем. Но что же делать, если подходящих терминов нет? Сейчас наука, философия подошли вплотную к рассмотрению такого явления, которое мы называем "Со-знанием". Западные ученые подобрали название "Коншеснес", возможно, оно приживется и у нас, хотя это маловероятно. Чужое и труднопроизносимое слово.
Соглашусь и в том, что подойдя к такой теме следует сразу задуматься не только о некой идеальной подоплеке, но и о нравственной составляющей, как, например, это было у Канта.
Многие сейчас задумываются об устройстве Мироздания. А как же? Думающий человек неизбежно в череде размышлений подходит к этим сложным вопросам. Опасно ли переходить границу? И где она, эта граница? Не знаю...
Всего Вам доброго.
Виктор Трофимов 2 12.04.2025 09:01 Заявить о нарушении
Аркадий Кулиненко 12.04.2025 11:35 Заявить о нарушении