Наши цели - вселенские. Владимир Эрн
«Идолы падают, кумиры свергаются, и в их разрушении вдруг ощущаешь неисповедимые пути Провидения».
«Кто чувствует силу слов, кто ощущает жизнь порожденной мысли, тот может представить, как мысль эта растет, развивается, становится цельным, прекрасным мировоззрением и, подобно готическому храму, тянется к небесам».
Философ Владимир Эрн родился в Тифлисе. Отец был шведско-немецкого происхождения, а мать - наполовину полька, наполовину русская. В семье было четверо детей, которые воспитывались в православной вере и именно русская няня научила Володю первым церковным молитвам.
После окончания гимназии Эрн изучал философию в Московском университете, где сдружился с философом Павлом Флоренским* и Андреем Белым*.
В 1905 году в Москве было образовано «Христианское братство борьбы» и основателями стали Эрн и его друг Валентин Свенцицкий. Главным пунктом программы было: место государства должно занять христианское общежитие, прототипом которого станет коммунизм первых христианских общин, которые сделают Россию местом, предназначенным для осуществления вселенской истины богочеловеческого.
Прогресс же истории основатели рассматривали как равнозначный действиям Бога и человека, и реализовано это может быть только в России. Начиная с 1910 г. возрастает озабоченность Эрна ролью России в противостоянии Востока и Запада, и разразившаяся вскоре мировая война* придала новую остроту его размышлениям об антагонизме этих частей света и роли, значении в этом противостоянии России, её философской мысли.
Владимир Эрн боролся с западноевропейской тенденцией механизировать весь строй жизни, подчинить ее технике и противопоставлял этому Логос древней и христианской философии как конкретное живое существо - Вторую Ипостась Троицы. Он утверждал, что только философия, опирающаяся на Божественный Логос, может руководить жизнью в противовес идее возрастания материальных благ, что восточную и западную культуру характеризуют два фундаментальных принципа – Логос и Ratio - и Логос - это разум, а Ratio - формальный рассудок, оторванный от бесконечной множественной жизни.
И эти принципы не только враждебны друг другу, но взаимоисключающи, и как следствие – будущий конфликт между этими принципами станет неизбежным и не может быть разрешен иначе как военным столкновением. Поэтому важно отстаивать универсальный, наднациональный характер возложенной на Россию задачи: быть на арене мировой войны глашатаем и защитницей вверенного ей восточного наследия - «антично-византийской» и христианской мысли.
«Если бы у нас была только свобода хотения, то у нас не было бы вовсе свободы».
«Освободить в мелочах и оставить рабство в главном - это значит не освободить, а только с еще большей силой подчеркнуть это рабство».
«Высшие ценности, величайшие святыни и возбуждают самую ожесточенную борьбу».
«Гроза и разрушает, и оплодотворяет, и губит, и живит».
«Нет ничего враждебнее культуре, чем цивилизация».
«Когда проблему свободы берутся решать практически - льются потоки крови».
*Павел Флоренский (1882-1937) - священник, богослов, философ, поэт, учёный, инженер.
*Андрей Белый (1980-1934) - писатель, поэт, критик.
*Первая мировая война - военный конфликт мирового масштаба. 1914-1918.
Свидетельство о публикации №225032800714