Очаровался сам виноват. Или как мы подаём иллюзию
разочарование — это падение в него.
Мудрость — это улыбка, когда ты понял,
что и то, и другое — иллюзия света.
Очарование — та самая сладкая искра, с которой всё начинается. Она приходит внезапно: как взгляд, как идея, как новая книжка на полке, как тот человек, который, кажется, сошёл с небес специально, чтобы ты наконец почувствовал, что «всё не зря». В этот момент ты — живой, лёгкий, вдохновлённый, ты шепчешь миру: «Вот оно!» и тихо договариваешься с судьбой: «Пусть это останется навсегда».
Ты уже в капкане.
Потому что очарование — это приглашение к предстоящему разочарованию, к тонкому танцу между мечтой и действительностью, между проекцией и правдой, между «я вижу тебя» и «я вижу то, что мне хочется о тебе видеть». Очарование — это не ты видишь другого. Это ты используешь другого, чтобы наконец увидеть себя — хотя бы красивым.
Ты думаешь, что встретил кого-то.
Но ты встретил отражение своих надежд, полупрозрачных фантазий, невысказанных желаний и голодных проекций.
Ты встретил фейерверк внутри себя, и приписал его лицу другого.
Очарование всегда нарисовано на внутреннем экране. Оно не требует проверки, не терпит пауз и аллергично к деталям. Очарование не способно видеть. Оно может только светиться изнутри твоей проекции, будто кто-то незаметно включил лампочку в твоей грудной клетке. Ты думаешь, это лампочка другого. Но это ты включился. Сам. Внутри. И уже ищешь виноватого, кто тебя включил.
Разочарование — это момент, когда ты впервые выключаешь эту лампу, и видишь, что в комнате совсем не то, что ты себе рисовал. Вот тут и начинается настоящее. Именно в разочаровании ты перестаёшь смотреть сквозь и начинаешь смотреть на.
Ты начинаешь видеть человека не как сцену, на которой играл твой внутренний театр, а как фактического участника жизни, со своими вкусами, запахами, привычками складывать полотенца и странными реакциями на простые вещи. И ты думаешь: «Где же тот, кого я любил?» А ответа нет, потому что ты никогда не любил его — ты любил своё чувство рядом с ним.
Разочарование — это не трагедия. Это не конец. Это акустическая проверка на искренность, щёлчок истины, финал розового тумана, за которым либо проявится настоящее, либо — пустота. И если ты не сбежишь, не спрячешься в следующее очарование, не станешь вновь голодным охотником за эмоциями — ты увидишь чудо разочарования.
Потому что разочарование — это возвращение к реальности, где тебя больше не обманывают твои фантазии. Это очищение взгляда. Это отказ от притворства. И если ты остаёшься — несмотря на то, что стало не так красиво — тогда начинается настоящее, живое, странное, несовершенное и потому драгоценное.
Но большинство не остаётся. Мы бежим — в новое лицо, в новый проект, в новую идею, в новый образ, в очередную порцию волшебной искры. Мы меняем внешнее, не поняв, что искали не человека, не событие, а чувство, которое оно рождало. Мы гонимся за внутренним через внешнее и, конечно, снова и снова обжигаемся, потому что любое внешнее рано или поздно перестаёт удовлетворять голод того, кто внутри не насытился собой.
И вот тут возникает вопрос, который пугает даже самых смелых: а может, дело не в них? Может, дело в том, что я сам себя не вижу, и потому всё время очаровываюсь отражениями, вместо того чтобы встретиться с собой?
София, вечная мудрая наблюдательница всех этих игр ума, в такие моменты молча развешивает бельё на балконе, потому что знает: человек в очаровании глух ко всему, кроме своей проекции.
Она не спорит, не восклицает, не спасает.
Она просто ждёт, когда ты устанешь.
Когда ты обожжёшься очередным своим «вот это точно моё».
Когда ты поймёшь, что очарование — это не подарок, а ловушка.
А разочарование — это не провал, а выход из неё.
София знает, что настоящая встреча происходит после очарования.
Когда ты больше не строишь, не проецируешь, не додумываешь.
Когда ты просто видишь.
И вдруг начинаешь любить — не образ, не идею, не фантазию — а то, что есть, без нужды делать это красивым, удобным или возвышенным.
Это и есть мудрость. Любовь, не основанная на иллюзии. Сострадание без спасательства. Присутствие без ожиданий.
И если ты дошёл до этого места — поздравляю. Значит, ты не просто очаровался.
Ты впервые встретил себя — после разочарования.
Софийское напутствие
Очарование — это цветок на воде.
Красив, но не держит вес.
Разочарование — это дно, твёрдое, живое, неприглядное,
на котором ты, наконец, можешь стоять.
Не бойся, что красота ушла.
Всё настоящее начинается именно там,
где ты перестал нуждаться в сказке
и начал дышать в тишине правды.
Свидетельство о публикации №225032800747