Горюнов Пётр Максимович конструктор оружия. Статья
За его плечами было всего три класса церковно-приходской школы, работа слесарем на Коломенском паровозостроительном заводе, пять лет службы в армии пулемётчиком. Эта служба и определили главные творческие интересы в жизни. Досконально изучив самый массовый тогда пулемёт "Максим", он находил в его конструкции, помимо достоинств,немало недостатков. После демобилизации в 1923 году он вернулся на родной завод, а в 1930 году переехал на работу Ковров на оружейно-пулемётный завод.
Произошло это так. В Коломну приехал военпред Ковровского завода, которому Горюнов высказал свою мечту усовершенствовать пулемёт "Максим". Военпред записал его адрес, и вскоре Горюнову пришло приглашение (были же тогда обязательные люди!). Вначале он работал слесарем, вскоре техником в КБ, которое возглавлял знаменитый оружейник В.Т.Фёдоров, а после отъезда того в Москву, участвовал в создании новых образцов автоматического стрелкового оружия под руководством В.А.Дегтярёва - автора уже знаменитого тогда пулемёта ДП - 27.
Яркий изобретательский талант Горюнова был замечен и его перевели на должность конструктора-изобретателя в отдел главного конструктора. Там он возглавил группу разработчиков, в которую вошёл его племянник М.Горюнов и мастер опытной мастерской О.Г.Воронков. Самоотверженная работа этой группы привела к созданию в сжатые сроки оригинального образца ручного пулемёта,получившего название ГВГ(Горюнов - Воронков - Горюнов). Полигонные испытания, проведённые зимой 1941-1942 годов показали, что "пулемёт имеет прекрасную живучесть всех деталей и отвечает тактико-техническим требованиям на этом образце". За этот пулемёт Горюнов был награждён орденом "Знак Почёта".
В 1942 году остро встал вопрос о создании нового станкового пулемёта, и Наркомат вооружения объявил конкурс. Старый "Максим" очень тяжёл, сложен в изготовлении, а в бою требовал воды для охлаждения ствола. В том же году у немцев появился прекрасный пулемёт MG - 42 калибра 7,92 мм, разработанный фирмой "Маузер" при активном участии чешских(!) и польских(!) конструкторов. Самый простой, казалось бы, способ - скопировать трофейные образцы и организовать их производство на советских заводах под патрон калибра 7,62 мм. Однако не всё так просто.
На конкурс были представлены 14 станковых пулемётов с воздушным охлаждением ствола, в том числе СД - 43 В.А.Дегтярёва и СГ - 43 П.М.Горюнова. Ко второму туру конкурса допущены только два, на нём пулемёт Горюнова превзошёл пулемёт Дегтярёва в таких важных показателях как кучность стрельбы, живучесть деталей и количество отказов в работе. В испытаниях, наряду с советскими пулемётами, в качестве сравнительных образцов участвовали трофейные немецкие пулемёты. По словам известного оружейника Ф.В.Токарева, присутствовавшего на испытаниях, они оказались значительно сложнее, чем оба советских и стреляли с большим количеством задержек.
Встал вопрос о постановке СГ - 43 на вооружение Красной Армии, и тут возникла коллизия. Выводы комиссии шли вразрез с позицией Сталина, который считал Дегтярёва непререкаемым авторитетом в стрелковом вооружении и доверял только ему. Чтобы принять окончательное решение, вождь собрал совещание, на котором попросил высказать своё мнение и В.А.Дегтярёва. Надо отдать должное высокой порядочности Владимира Алексеевича:"Пулемёт Горюнова лучше, товарищ Сталин,и промышленность освоит его быстрее".
Был ли СГ - 43 идеальным пулемётом? Идеального оружия не бывает. Всегда приходится поступаться каким-либо качеством в пользу другого. СГ - 43 уступал немецкому по скорострельности и был на 2 кг тяжелее, но зато был безотказнее и живучее в бою, удобнее в эксплуатации (да и запас патронов у него был впятеро выше)и намного проще в изготовлении. А это, когда в стране не хватало станочного оборудования и квалифицированных кадров (у станков стояли женщины и дети) было одним из важнейших его достоинств.
Этот пулемёт стал лебединой песней Петра Максимовича Горюнова, напряжённая работа без отдыха и огромная моральная нагрузка подорвали и без того слабое здоровье конструктора. Вернувшись 23 декабря 1943 года из Москвы, где он организовывал отладку своих пулемётов перед отправкой на фронт, Пётр Максимович скоропостижно скончался, прожив всего 41 год.
На доме в Коврове, где он жил, установлена мемориальная доска, сам он был награждён орденом Красного Знамени и Сталинской премией 1-й степени (посмертно), а его СГ - 43 долго служил не только в Советской Армии, но и в 15 зарубежных армиях.
Источник - Телеграмм-канал, русская народная линия.
Свидетельство о публикации №225032901431