Первый звездный. Роман. Глава 7
«Сборище недобитых докторов» как это собрание в шутку назвал профессор Кузнецов, началось глубоко после обеда, через две недели. Это был единственный день, и единственное время, когда все «фигуранты» безнадёжного дела, могли собраться все вместе чтобы услышать вторую часть «Марлезонского балета».
- Добрый день дорогие мои товарищи, коллеги по космическому будущему планеты, - начал Смыслов. – Я думаю, напоминать с чего началось наше обсуждение не нужно, все вы помните какой вопрос я развернул при своём прошлом выступлении! Позвольте мне, перед тем как начать разворачивать своё предложение, дать небольшой анализ общего состояния и перспектив космической отрасли на ближайшее будущее! Просто, для понимания того что предлагаю я, эта информация будет необходима! Итак,
- Как я уже говорил, половину космических запусков во всем мире обеспечили ракеты Falcon 9 американской корпорации SpaceX, которая принадлежит миллиардеру, Илону Маску.
На втором месте по популярности ракеты идет РФ - с носителем Союз-2 -15 стартов, а на третьем с 14 запусками - снова США со сверхлегкой ракетой Electron (производитель - фирма Rocket Lab. В позапрошлом году участники тройки «США, Китай, Россия» запустили 116, 67 и 20 ракет-носителей соответственно, а три года назад совершили 87, 64 и 21 пуск.
Если заглянуть на одно и два десятилетия назад, то РФ смотрелась в этом разрезе гораздо сильнее. Так, в 2014 году Россия была на первом месте с 33 запусками ракет-носителей, США - на втором - 23 пуска, а Китай - на третьем 17. В 2004 году Россия выглядела в этой тройке космических держав еще более выигрышно, запустив 26 ракет-носителей, тогда как США и Китай совершили, соответственно, 16 и восемь ракетных пусков.
Почти десятикратный перевес Соединенных Штатов перед Россией по количеству запущенных в прошлом году ракет-носителей наглядно показывает, какая страна находится во главе глобального космического прогресса.
И я хотел бы обратить внимание, что уже невооруженным глазом видно, в мире идет настоящая гонка за господство в космосе! А это показатель того, что, страны, которые быстрее развернут на различных орбитах новые спутники для быстрого интернет-доступа, и дистанционного зондирования земной поверхности, обеспечат технологическую основу для роста национальных экономик на годы вперед! И кто эти страны?
Объективности ради, следует сказать, что, в России различные участники космического рынка анонсировали планы создания более чем 10 многоспутниковых группировок на низких и средних орбитах, с общим количеством спутников свыше 1500 единиц. Но все эти спутники пока значатся лишь на бумаге! Например, сеть «Рассвет», частной российской компании «Бюро 1440», может похвастаться шестью демонстрационными космическими аппаратами на орбите, да ещё среднеорбитальная группировка «Скиф», чьим оператором выступает Спутниковая система «Гонец», - одним запущенным спутником-демонстратором!
Отсюда вопрос: входит ли Россия в список этих стран? Очевидно что нет! Почему?
Компания SpaceX, владеющая низкоорбитальной группировкой Starlink, нарастила ее уже до 6874 спутников, включая новейшие космические аппараты для глобальной услуги прямой связи спутника со смартфоном. Eutelsat, со своей спутниковой группировкой OneWeb, уже проводит полное обновление группировки на новые спутники OneWeb второго поколения на общую сумму $4 млрд.
Китай ещё в прошлом году, успешно вывел на орбиту первые 10 космических аппаратов низкоорбитальной группировки Guowang, которая будет насчитывать 13 тысяч спутников! Другая китайская спутниковая группировка на низкой орбите - Geespace пока насчитывает 30 космических аппаратов, А в этом году ее владелец намерен завершить первую фазу, доведя численность до 72 спутников! Вторая фаза развития Geespace предполагает вывод 264 космических аппаратов для поддержки услуг мобильной связи, а третья - 5676 спутников!
- Юрий Георгиевич! Мы уже убедились, что вы высокопрофессиональный аналитик. Все эти цифры и названия, к сожалению, навевают у нас только уныние! А обнадёживающие данные у вас есть?
- Виктор Сергеевич, таково состояние отрасли, в котором мы собираемся существовать! И здесь дело не в том что у нас всё плохо, дело в том, что для того чтобы сделать у нас «хорошо», нужно время и очень большие деньги! А есть ли у нас эти ресурсы?
- Ну, даже если они есть, их отдадут туда где проще и легче отмыть, - с сарказмом ответил ему академик.
- Совершенно верно! Но возвращаясь к нашему вопросу: есть два пути решения этой проблемы.
Путь первый! Чтобы не вылететь навсегда из гонки за космическое лидерство, страна должна упорядочить множество инициатив государственных, квазигосударственных и частных компаний по развертыванию многочисленных орбитальных группировок!
Что это даст?
Это позволит исключить дублирование, консолидировать технические возможности и финансовые ресурсы, превратив десятки космических фантазий в три-пять реально действующих спутниковых сетей разного назначения!
Одновременно было бы неплохо навести порядок и в ракетной тематике: многие из заявленных в последнее десятилетие в России космических новинок в этой сфере так и не стали реальностью. Например, три года назад «Роскосмос» заявил о планах запустить первую российскую ракету-носитель среднего класса «Союз-5..»! Уже четвертый раз переносятся сроки запуска! Так может пора там навести порядок? Например возбудить уголовные дела и разобраться, что, или кто мешает довести важнейшую для страны программу до логического конца? А по результатам расследования, пересажать половину управления «Роскосмоса» на длительные сроки? Или, вычленить разработчика новой ракеты из структур «Роскосмоса» и просто целевым назначением финансировать именно программу создания новой ракеты?
Да, методы кровожадные, но очень действенные. У нас есть исторические прецеденты! Это сработало!
Хотя, скажу я вам, это всё мертвому припарки. Да, мы останемся в числе действующих участников, но так и останемся в лучшем случае твёрдым середняком и всё время будем догонять! Космической отрасли, никто таких денег не даст!
- А второй?
- А вот второй путь, наиболее интересный! Моя просьба, - не кидать в меня яйцами и тухлыми помидорами пока я буду говорить, остаётся в силе, - улыбнулся Смыслов.
- То есть задавать вопросы по ходу нельзя? – поинтересовался академик Покровский.
- Ну почему же? Вопросы задавать можно. Вот пытаться меня опровергнуть лучше не стоит. Я думаю, как и в прошлый раз, лучше выслушать моё предложение до конца, а потом уже делать выводы: - это бред сумасшедшего, или всё же имеет право на существование!
- Ну что-ж, вариантов у нас немного. Давайте, приступайте, - попросил Покровский.
- Итак! Второй путь! – з Смыслов окинул взглядом всех, глубоко вдохнул и заговорил. – Второй путь предполагает, полную смену парадигмы космического развития страны! Да, в курсе
Что у нас есть принятая государственная космическая программа. Но как я уже говорил, она ничего не определяет, кроме фиксации нашего сегодняшнего положения. Перспектив как видите у нас нет. То что выдаётся за перспективы, - фикция, попытка прикрыть свою несостоятельность, нераспорядительности, и неспособность поднять космонавтику в принципе! А если даже и найдутся такие деньги и такое желание выполнить принятую программу, – мы получим в лучшем случае некий симулякр выполненной социалистической пятилетки!
Значит?
- Перейти на парадоксальный путь развития?
- Совершенно верно, Дмитрий Сергеевич. Перейти на парадоксальный путь развития! У нас нет другого выхода, как вернуться к программе Циолковского! – закончил свою мысль Смыслов.
Что началось в этот момент в зале, не предполагал никто.
Доктора с кандидатами заговорили разом. Спорили конечно в рамках научного спора, но на таком языке, что Смыслов давно уже потерял возможность восприятия. Оказывается, академикам необязательно знать русский матерный! Они на своём «птичьем» языке могут так виртуозно ругаться, что маты звучали бы как высокий культурный штиль!
Любой спектакль, рано или поздно заканчивается. Так и «научное обсуждение» между маститыми учеными, подошло к концу. Наконец, профессор Кузнецов встал и постучал ладонями по столу.
- Друзья мои. Давайте закончим этот спор. В конце концов, спорим мы не по принципиальным вопросам. Основная линия развития проекта неизменна. Вопрос в деталях! Но мы сейчас эти детали не рассмотрим. При этом, мы прервали доклад нашего уважаемого докладчик – профессор посмотрел на меня выразительным взглядом, и закончил, - Давайте дослушаем, раз уж обещали Юрию Георгиевичу. А по окончании, либо перейдём к вопросам, либо к спорам! Кто «за», прошу проголосовать!
Все проголосовали «за», и я продолжил свою речь.
- Я повторю своё утверждение, именно выполнение «плана Циолковского» вполне может дать конкретные и четкие ориентиры, которые нетрудно насытить численным содержанием. Численное содержание не на годы, как это планирует «Роскосмос», а на столетия! И такой план будет задавать вполне конкретные и осязаемые ориентиры развития и российской, и мировой космонавтики! То есть, говоря простым языком, - целеполагание у нас уже сто лет как есть! Только, чиновники от космоса либо не соображают, либо, …либо делают вид что не соображают. Удобно крутиться вокруг да около, и тихо пилить немалый бюджет.
- Но почему вы полагаете что чиновники не заинтересованы в развитии?
- Потому Павел Петрович, что там давно нет специалистов. Остались одни «эффективные менеджеры». Однако, они не получают деньги за эффективность! Они их получают по факту нахождения в должности крупного руководителя федерального предприятия! Тогда зачем ему этот геморрой с громадной ответственностью, за те же деньги?
- Убедительно, - академик Покровский потёр виски, - Но ведь есть ещё одна причина! Отсутствие необходимых технологий!
- Нет технологий? А вы интересовались этими технологиями до этого момента Павел Петрович?
Петровский пожал плечами, оглянувшись на остальных.
- Правильно. Вы работали с тем материалом, который вам подсовывал тот же «Роскосмос». Так почему вы утверждаете, что нет технологий? Вы эти технологии просто не видели!
- Послушайте, Юрий Георгиевич. Откуда вам вообще знать о космических технологиях? Вы по своей профессии, к космосу имеете такое же отношение, как я к животноводству!
- А вот тут, вы Павел Петрович заблуждаетесь. Я два года в управлении военно-технической разведки, руководил инжиниринговым фондом трансфера технологий со странами МЕРКОСУР.
В рамках фонда, через меня прошли несколько тысяч технологий различного назначения. Были и космические. Да, сумасшедших изобретателей, желающих стать миллиардерами буквально на следующий день, было много, где-то половина. Но остальные были вполне здравыми людьми. Кстати, некоторые разработки мы перенаправляли в министерство промышленности. Но судя по тому, что в гражданской эксплуатации все эти разработки так и не появились, скорее всего всё сложилось печально. Так что, к технологиям я можно сказать имел самое непосредственное отношение. Что касается нашего вопроса, я утверждаю, что у нас есть все технологии, для воплощения плана Циолковского в жизнь!
- Хм. Почему тогда наше космическое агентство не берётся за такие ключевые проекты?
- Объясню на понятной вам риторике. Потому что, денег в теоретической физике Павел Петрович, копейки! Только зарплата ученым! А в прикладной, - реки!
Прикладную науку финансируют как научными грантами, так и коммерсанты по интересующим темам! И теперь совершенно понятно, что вся та космическая техника «прикладного» назначения, создание которой поднимает на щит «Роскосмос», — не более чем светофоры и дорожные знаки на шоссе: без них, конечно, никак, но не они решают главную задачу, для которой шоссе, т. е. космонавтика, существует.
- Как много потеряла наша космонавтика, не назначив вас её руководителем, - с сарказмом заметил профессор Покровский.
- Увы нет, Павел Петрович, я не Чапаев, всю космонавтику я пожалуй, не потяну. А вот ваш проект, я постараюсь!
- Простите за сарказм, Юрий Георгиевич, - примирительно заговорил профессор, - Раз мы битый месяц говорим о целеполагании, давайте сегодня поставим на ней точку! Какая должна быть цель нашего проекта, по вашему мнению?
- Хороший вопрос. Прошу принять во внимание, что это будет только моё личное мнение.И начну я как всегда «с 1917 года». Итак,
К концу XIX века мировая наука окончательно осознала, что наша родная планета конечна не только в пространстве, то есть имеет конкретные, ограниченные размеры, но и во времени: Земля когда-то появилась, прошла определенные этапы эволюции, какие-то, возможно, еще предстоят, но в конце концов она так или иначе погибнет. Если и не разрушится или не сгорит в плазме превращающегося в красного гиганта Солнца, то претерпит такие изменения, что жить на ней будет абсолютно невозможно.
Другое дело, что перспектива этих событий крайне отдаленная. Однако за XX век наука постепенно начала понимать, что такая катастрофа может произойти и в гораздо более близкие времена, а главное — совершенно неожиданно!
Но если на протяжении столетий и тысячелетий у человечества всё равно не было выбора, да и конец света воспринимался как естественный и неизбежный, то с развитием той же науки и техники картина начала меняться. Наконец, именно Циолковский первым заявил, что жизнь человечества далеко не обязательно связана с планетой Земля, что разумные существа — люди — вполне могут освоить и космическое пространство!
Логика здесь предельно проста: Землю можно рассматривать как одинокий дом, стоящий в местности, весьма плохо приспособленной для проживания человека. Например, в жаркой пустыне — или, наоборот, в зимней тундре.
Предположим, что этот дом сгорел или разрушен по какой-то другой причине. Что делать жителям?! А вот если домов хотя бы два, да не вплотную, то второй, скорее всего, уцелеет. И жители уничтоженного дома, в тесноте да не в обиде, смогут разместиться в уцелевшем. Да, уровень комфорта снизится, но тут уж не до жиру… Если же имеется целый поселок из нескольких домов, то даже и теснота будет минимальной.
Теперь от аналогий — непосредственно к объекту. Если катастрофа разразится прямо сейчас, то на Луну или Марс сможет улететь очень небольшая часть человечества, и никакой цивилизации там не появится — будет только выживание, которое из-за очень тяжелых условий, скорее всего, закончится быстро и плохо. Но если на тех же Луне и Марсе будут спокойно и планомерно созданы миллионные города, а это пункты 10 и 12 плана Циолковского, крупные промышленные центры, пункт 13, оранжереи, или фабрики продовольствия, пункт 9…человечество выживет! Не просто какая-то часть элиты человеческой цивилизации, а всё человечество!
Да, обитаемые помещения таких городов должны быть замкнутыми экологическими системами, создаваемыми искусственно. И да, они должны быть надежно защищены от поражающих факторов космического пространства — к сожалению, готовых «домов» нам в Солнечной системе природа не припасла.
И было бы ошибкой успокаивать себя, что это очень отдаленная перспектива!
Во-первых, учитывая масштабность и новизну задачи, сегодня трудно прогнозировать время на ее решение — может, его хватит впритык?
А во-вторых… Вполне академические ученые разных стран, весьма взволнованы изменениями движения вещества в ядре Земли. Я полагаю, вы сами в курсе этих изменений. А это, прежде всего, геомагнитное поле, значение которого для жизни не только человека, но и биосферы Земли вообще, мы, по-видимому, сильно недооцениваем.
А геофизикам известно, что исторически геомагнитное поле было весьма непостоянным и даже совсем пропадало на короткие по геологическим, но чудовищные по человеческим меркам промежутки времени. Биосфера их как-то пережила, а вот переживет ли человечество — вопрос открытый…
- Но почему вы думаете, что это может произойти в столько короткий срок? – Кузнецов заинтересованно посмотрел на Смыслова.
- Потому что ускорился сдвиг полюсов, изменяется магнитное поле земли. Ни степени изменения, ни временных границ этого изменения мы, земляне прогнозировать не можем. У нас даже материала для анализа недостаточно, не то что для прогнозирования! И, следовательно, надо принять то событие как наиболее вероятное в ближайшее время!
- Согласен, - кивнул професор.
- И в продолжении, важно подчеркнуть, что полноценным, освоение других небесных тел будет только в том случае, если на них будет развернуто производство из местного сырья всего необходимого, не исключая и продуктов питания. Что, кстати, позволит решить и одну глобальную проблему, которую всё равно надо решать на Земле. Независимо от того, оказывает или нет человеческая деятельность влияние на глобальное потепление, отрицать загрязнение окружающей среды в ходе промышленного производства невозможно. Причем основная масса вредных выбросов связана с производством конструкционных материалов, металлы, пластмассы, и энергообеспечением этих процессов. И если с пластмассами, полимерами в принципе еще можно поискать более экологичные, «природоподобные» технологические процессы, то с металлургией — что черной, что цветной — это не получится.
Да, существуют технологии, минимизирующие или исключающие химические реакции и, соответственно, загрязняющие выбросы, но они требуют и вакуумирования технологических установок, и главное — такого расхода энергии, что пропадает смысл перехода на них.
Но ситуация качественно меняется, если эту промышленность — хотя бы металлургию — убрать в космос. Например — на Луну, или вообще в безвоздушное пространство, на космических фабриках! Перерабатывать прямо в свободном пространстве железные, да и любые другие металлические астероиды. И технологии можно использовать совсем необычные и на Земле невозможные, и отходы, если они возникнут, могут сколь угодно долго храниться на той же поверхности Луны без угрозы вовлечения в биологический круговорот, т. е., собственно, без возникновения экологической опасности, или в космических хранилищах. В конце концов, их можно будет утилизировать, отправив грузовые корабли с отходами к поверхности солнца! В конце концов, появление технологии дезинтеграции с последующей новой сборкой любого материала, и эта проблема уйдёт в прошлое. Все эти отходы могут быть использованы для новой сборки необходимых человечеству материалов!
- А что с энергией? – задало вопрос Виктор Сергеевич.
- С энергией в космосе проблем не предвидится: к нашим услугам Солнце! В космическом вакууме, в отсутствии облаков, при возможности сборки прямо на орбите гигантских конструкций, солнечные электростанции могут достигать любой представимой мощности. Пригодятся и традиционные солнечные печи, которым, опять же, совсем не будет мешать атмосфера и очень мало — гравитация.
Кстати, развертывание на Луне производства алюминия и титана, которое на Земле наиболее энергоемко и экологически грязно, позволит значительно увеличить их использование в самых разных отраслях, что, в свою очередь, может существенно сократить потребление энергии, например, в транспорте и строительстве.
- Почему именно этих металлов?
- Просто потому что их на Луне очень много. Но это не говорит о том, что надо ограничиваться только ими. С развитием химии безвоздушных процессов, могут появиться и другие материалы, с более перспективными свойствами, которые на земле невозможны! А это уже новая химия! Мы ведь только приступаем к разделу химии мегаэлектрон вольт!
Когда-то, в начале 1980-х годов, советскими учеными была предложена программа широкомасштабной замены алюминием, магнием и титаном, - стали в строительных конструкциях и в транспортных машинах!
К сожалению, широкое использование цветных металлов, сокращая расход энергии в транспорте и строительстве, требует значительного роста затрат энергии на их производство. Тогда таких источников избыточной энергии в наличии небыло Но с появлением условного «Лунцветмета» об этой идее члена-корреспондента АН СССР А. И. Манохина и его товарищей можно и вспомнить. А э то следующий шаг не только в материаловедении, но и в науке в целом, и в промышленности, и в машиностроении, и в космосе! Это гигантский шаг вперёд в общем развитии человечества!
- Как всё у вас замечательно, Юрий Георгиевич. И проблем то у вас никаких, и впереди ясные горизонты!
- Ну почему же. Проблемы к сожалению, есть. Как же без них, в нашем насквозь творческом государстве. Жаль только, что творчество у нас зачастую проявляют в смысле нагадить, а не помочь! Но, какой смысл говорить о проблемах? Говорит нужно о их решении в первую очередь! И в данном случае, задача которая перед нами стоит, диктует и научно-технические проблемы, которые предстоит решать!
Во-первых, это, конечно, резкое увеличение транспортных возможностей как по выводу полезных грузов и большого числа людей с Земли в космос, так и по их перемещению собственно в космосе — между различными орбитами, в межпланетном пространстве, на поверхности Луны и других тел Солнечной системы. Или, что почти то же самое — резкое сокращение стоимости таких транспортных операций. Эта тема обсуждается постоянно, и решение, казалось бы, уже известно — переход на многоразовые одноступенчатые космические системы и орбитальные.
До сих пор на этом пути стоит проблема: создание таких средств выведения гораздо сложнее, а значит, дороже традиционных многоступенчатых одноразовых носителей!
Всех останавливает то, что ограниченный грузопоток на орбиту не позволяет надеяться на какую-то окупаемость этой работы… Но освоение космического пространства навсегда снимает вопрос ограниченности грузопотока: грузов потребуется столько, сколько любой носитель сможет поднимать!
Новый космический транспорт должен быть дешевым и надежным, что, кстати, снимет и проблему доставки на нужные траектории всего многообразия космических автоматов прикладного назначения.
Проблема в том, что в нашей стране по этой теме крайне мал научно-технический задел. Точнее, в России его практически нет. Те облачные проекты, которые «Роскосмос» с завидным постоянством показывает на всех выставках уже третье десятилетие, но которые дальше аванпроектов так и не двигаются, - это не задел! Это даже не научная мысль. Это попытка выпросить новые деньги под эгидой архисложных НИР!
Поисковые и проектные работы над одноступенчатыми многоразовыми ракетно-космическими системами начались у нас и в США примерно одновременно, в первые годы космической эры, и до конца 1980-х велись в «бумажной» стадии. Однако потом американцы совершили рывок, начав летные испытания аппарата DC-X. Через 10 лет к ним присоединились японцы с экспериментальным RVT, но эти работы продолжения не имели. В середине «нулевых» в США начались полеты «ракетных кораблей», созданных частными фирмами. Наиболее известен и успешен Джеф. Безос со своими «Шепард» и «Нью Шепард», но он был не один. И наконец, в середине 2010-х корпорации «Спэйс Икс» удалось создать полноценную многоразовую ракетную ступень с вертикальной посадкой. Это, правда, еще не одноступенчатый носитель, но это серьезный шаг. Кстати, пару лет назад летные эксперименты начались и в Китае. А что же Россия?
А Россия имевшая самый мощный и перспективный задел в этой области, … просто слилась! Оказалось, доить советское наследие и на нем зарабатывать свои «три» копейки, намного проще, чем заниматься реальными исследованиями, и пытаться быть конкурентным! Благодаря этому, уровень мировой космонавтики упал! Да, да, дорогие мои светилы от космонавтики, упал! Упал с грохотом и разбился вдребезги! Почему? Потому что, то что сейчас рассматривают бледные европейцы и любознательные китайцы, СССР рассматривал и развивал ещё в семидесятые! Но, …неожиданно охладел. Теперь, к этому предстоит вернуться, на более высоком уровне.
- Юрий Георгиевич. Всё это хорошо, но мы сейчас рассматриваем конкретный план развития конкретного предприятия. У вас конкретика есть?
- Безусловно. Итак, развивая программу «Энергия-Буран», Советский Союз уже к тому моменту имел определённый опыт, накопленный за время эксплуатации системы «Бор», чего небыло у американцев. Но американцы запустили свою программу многоразовых кораблей, а мы нет. Почему?
Как ни странно, по той же тривиальной причине: у американцев была космическая программа пилотируемой космонавтики, а у нас нет! Они собирались летать на Луну, на Марс, на Венеру, осваивать пространство дальнего космоса, а мы нет! Другой вопрос, насколько это у них получилось. Но ведь рывок был приличный!? Они, капиталисты, которые умели считать деньги намного лучше нас, создали целую индустрию космоса! На космос, работало всё, начиная от шоу-бизнеса и заканчивая НАСА!
Кто из вас помнит, сколько фильмов о космосе сняли наши киностудии? А мы ведь возглавляли космическую гонку! Правильно, - пшик!
Голливуд завалил мировое культурное пространство космическими сагами, многосерийными фильмами, сериалами! Американские фантасты оккупировали раздел мировой космической фантастики в литературе! У них появились музыкальные группы, играющие космическую инструментальную музыку, которая до сих пор пользуется бешенной популярностью! А что у нас?
А у нас, сплошной материализм. Но не в смысле материалистический философии Томаса Гобса, а в смысле – мерять всё деньгами. Нас как последних … взяли на слабо! И мы понеслись в гонке «догнать и перегнать» проклятых капиталистов! И тут гонка вооружений совершенно ни при чем! Мы ступили на шаткий лёд поля капиталистического развития, и играли по их правилам! И на этом поле, нас просто положили на обе лопатки.
Они развивали рынок космических аппаратов, - мы нет! Они создали и эксплуатировали многоразовые челноки, - мы нет! Они инициировали космическую станцию, а мы свою утопили! Они пустили коммерсантов на рынок космических услуг, - а мы его монополизировали и засекретили! Почему?
Потому, что в рамках этой игры «на слабо», всё это слишком дорого! Нас поразил вирус капиталистической оценки всего! Мы начали всё считать деньгами! Не количеством полезного труда, а деньгами! В результате, вместо развития своей космонавтики, мы развиваем чужую! Вместо запуска своих спутников, и наращивания своей спутниковой группировки, развития космических коммерческих услуг для себя, мы оказываем услуги другим! Мы так и не выросли из детских штанишек Королевской ракеты Р-7! Мы её бесконечно модернизируем, усложняем, увеличиваем грузоподъемность, но не создаём ничего нового, из того что предсказал ещё до него Циолковский!
- Да, но зато у нас сейчас лучшие в мире ракеты. А те же американцы идут по пути строительства именно ракет, а не челноков! А последние десятилетия, не мы к ним, а они к нам присоседились из-за отсутствия средств доставки своих астронавтов и грузов на орбиту! И это они а не мы пытаемся восстановить конструкции одноразовых сверхтяжёлых ракет!
- Да профессор, всё именно так. – не стал возражать Смыслов, - Но это не значит, что мы стали лучше, это значит, что их космонавтика за последние десятилетия стала хуже! Но это к космонавтике не имеет никакого отношения. Это уже политика.
Когда я, молодым лейтенантом пришёл на флагман Северного Флота, это был уникальный крейсер, с уникальными характеристиками. И в руках экипажа молодых профессионалов он выполнял задачи, которые были по плечу далеко не каждому кораблю! Как-то на общем построении, я услышал слова командира соседнего корабля, тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов», произнесённые им на построении личного состава: «Товарища моряки, к сожалению, РКР «Маршал Устинов» на флоте такой один, и мы не можем им стать! Мы можем только опустить «Устинов» до уровня «Нахимова»!
Нас опустили до уровня американской космонавтики! И теперь мы барахтаемся в этом болоте, не понимая куда идти, и что дальше делать. По инерции, ещё льём народу в уши елей, но сами находимся в прострации, упорно не желаем слезать с рельсов магистрального пути к коммунизму, хоть тушкой, хоть чучелом. Эта фраза не про коммунизм, эта фраза про неизвестность, в которую мы летим!
И ещё одно обстоятельство. Будучи руководителем инжинирингово фонда, я сталкивался с разными представителями науки и изобретателями, инноваторами. Безусловно, не все они были изобретателями. Была изрядная доля мошенников. Но иногда попадались истинные жемчужины изобретательской мысли. Только вот, слезать с рельсов магистрального пути им тоже было боязно. Помню разговор с авиаконструктором, который предлагал новую компоновку воздушного судна с новыми двигателями. В технико-экономическом обосновании, этот баснописец от науки расписал на свой проект никак не меньше пяти миллиардов долларов. А каждое воздушное судно, построенное по его технологии, оценивалось в цене двух «Боингов». На мой вопрос: «почему так дорого?», - он лаконично ответил, что это уникальны ВС, не имеющие аналогов в мире. И они не могут стоить дешевле!
Вот это и есть то самое обстоятельство, которое просто разрушает нашу космическую индустрию. Мы не можем себе представить, что в такой отрасли как космос, может быть дешёвая техника. У нас она должна быть минимум в цене американской. А если она ещё и «не имеет аналогов», то в пять раз дороже!
И наконец, дорогие мои господа, товарищи, баре, про мои предложения! – Смыслов, на мгновение закрыл глаза, и представил себе реакцию этих облачённых научными знаниями и опытом научных дискуссий людей. Ну, теперь поздно. Будь что будет. Первую часть выражения «критикуя, предлагай» он исполнил. Пора переходить ко второй, то есть к конкретике.
- Как вы уже догадались, я буду говорить о переходе, с космоса одноразовых кораблей, на космос много разовых кораблей. И может быть даже не столько о самом космосе, сколько о том,
какие технические решения должны лечь в основу этой идеи. Кидаться помидорами в докладчика необязательно, - улыбнулся он, и перелистнул несколько листочков лежащих перед ним.
- Итак! Переход с одноразовых кораблей на много разовые в моем понимании, это никак не создание возвращаемой ракеты как у Маска, или космоплана как у Безоса! Это создание принципиально новых космических кораблей! Именно кораблей, а не ракет! И эти корабли, должны иметь новый принцип взлёта и посадки. И этот принцип, не ракетный, не самолётный и не вертолётный. Это корабли на новых физических принципах!
- Юрий Георгиевич! Вы случайно не представитель межзвездной цивилизации? – с удивлением заметил Покровский.
- Не знаю, к счастью, или к сожалению, но нет Павел Петрович.
- В таком случае, вы перечитались фантастики!
- Вы полагаете, что это невозможно?
- Я полагаю, что, то что вы предлагаете, граничит с фантастическими бреднями отдельных писателей!
- Павел Петрович. Последние пару сотен лет, мы только и делали что предавали анафеме всё то, что не вписывалось в наши мировоззренческие постулаты. В результате, у нас есть громадный рывок эволюции в области науки и техники, в котором к сожалению, очень мало места российской науке. Почему?
Потому Павел Петрович, что у нас очень мощная научная школа которая доминировала и доминирует в фундаментальных науках, но неспособна, точнее, не желает опускаться до прикладной! Ну конечно! Не царское это дело в говне ковыряться. В результате, все самые передовые прикладные научные направления, включая междисциплинарные физико-химические, химико-физические, химико-биологические, физико-биологические развиваются у них, там за рубежом, но не у нас, обладателей самой развитой научной школой! Вы в курсе, что у нас у единственных в мире, в составе академии наук, есть комиссия по лженауке? И как вы думаете, с чем она борется? Она борется Павел Петрович с любыми поползновениями на изменения в фундаментальных правилах научного знания принятых несколько столетий назад! И любое отклонение от этих правил считается лженаукой! Всё то что не вписывается в сумрачный гений наших академиков – лежнаука!
А в это время, там за «бугром», в лженаучных лабораториях, лженаучные учёные разрабатывают на базе наших же научных достижений, прикладные научные направления, которые двигают технику и технологии Запада вперёд, оставляя нас на обочине истории, как неспособных к гибкости и защите своих достижений! А знаете почему у нас столько лженауки, а у них то же самое уже научное достижение?
Потому Павел Петрович, что поданное в патентную палату новое изобретение, через месяц появляется на Западе, а экспертиза на поданное изобретение появляется у нас только через пол года после подачи документов! А это значит, что чиновники из этой самой палаты «многостаночники», работающие за зелёные бумажки с американскими президентами быстрее, лучше, эффективнее, чем за «деревянные» рубли! То есть, это прямое предательство не только русской науки, но и русской государственности! И к сожалению, этот вид предательства не предусмотрен уголовным кодексом.
Почему при СССР, все научные достижения советских учёных были признаны, закреплены и защищены законом, а сейчас нет? Потому что та самая система «всеобщей секретности» защищала вас господа учёные от научного воровства. Сегодня она не работает! Поэтому изобретатели и инноваторы, учёные и разработчики предпочитают не нести своё детище в пустоту, а воплощать его «на коленке» в гараже, или в закрытой лаборатории, не опубликовывая результаты своего труда до самого последнего момента. Поэтому, сегодня то что вы называете «фантастическими бреднями отдельных писателей», существует где в одном, а где уже и в массовом производстве, отдельных разработчиков, инноваторов, изобретателей и разработчиков.
Я задам вам один вопрос: Как вы думаете, кандидат технических наук, ведущий конструктор самого современного, неперехватываемого ракетного комплекса для кораблей ВМФ, автор и разработчик мобильного источника электрической энергии мощностью в десятки мегаватт может быть шарлатаном? А его рабочий прототип электростанции для летательных аппаратов мощностью в 20 мегаватт, может быть лженаукой?
- Юрий Георгиевич, это фантастика! И если это так, то это прорыв во многих направлениях не только в воздухоплавании но и космосе. Что касается шарлатанства, да его много, но вот сегодня я этого не говорил, и безусловно, я не рискнул бы такого человека назвать шарлатаном от науки, если конечно его установка базирует на строго научных принципах!
- Ну что-ж, и на том спасибо. И в продолжение господа, примите за данность, что все те технические составляющие нового космического комплекса, который я сейчас озвучиваю, базируются на строго научных принципах! Вот только они не пришли в голову тем, кто за это отвечает. Они были разработаны людьми, которые зачастую далеки от науки! И давайте напомним себе, что «Титаник» построили профессионалы, а ковчег Завета – дилетант Ной! И ещё одно, по доказанной статистике, почти 70% новых научных знаний привносят дилетанты, не имеющие никакого отношения к той отрасли знаний, в которой они вдруг оказались гениями!
Итак, корабль должен взлетать по совершенно новой схеме, позволяющей ему не сжигать половину топлива для преодоления земного притяжения! Земное притяжение в данном случае является всего лишь эффектом, который можно включить при необходимости, и выключить! Что я имею в виду?
Я имею в виду, генераторы-компенсаторы гравитации!
- Юрий Георгиевич, это, кх-м, пока действительно фантастика, - заметил академик Кузнецов.
- Позвольте с вами не согласиться Дмитрий Сергеевич! Физический принцип работы этого генератора заложил не кто иной, как сам Циолковский! Я вам напомню его описание из «Альбома космических путешествий» 1933 года: «Представьте себе кольцеобразное жилище человека в виде скрученной кольцом колбасы. Если жилище закружим… как карусель, то вот вам и тяжесть», - Этот принцип закручивания мощных электромагнитных полей и лежит в основе компенсатора гравитационного поля. Таким образом, появление мощных электрических источников, даёт возможность компенсировать поле гравитации для отдельно взятого объекта!
Генератор, позволит нам выводить на орбиту громадные конструкции, станции, корабли при минимальных потерях топлива. По сути, корабль задаст импульс взлёта, после чего двигатели можно выключить. Конструкция сама буде подниматься вверх, удаляясь от поверхности. При необходимости ускорить взлёт, можно будет использовать повторные импульсы, или специальные взлётные двигатели малой мощности.
Это качество, позволит сэкономить топливо для работы в космическом пространстве!
- И какие величины мы сможем выводить в космос при помощи такой технологии?
- Полагаю, Дмитрий Сергеевич, это будут сотни тысяч тонн! Конечно, конструкции придётся жёстко просчитывать ещё при проектировании, и сборке. Но, … представьте себе морской тяжёлый крейсер на стапеле! В его конструкции использовали сотни тысяч тонн стали, алюминия и других металлов. И оказавшись в другой среде, он надёжно функционирует, обладая определённой живучестью. Так и тут. Звездный крейсер, в конструкции которого будут сплавы с особой прочностью, весом в сотни тысяч тонн, сможет единым массивом взлетать в космическое пространство, без использования мощных двигателей, предназначенных для преодоления земной гравитации!
Ещё один плюс в том, что вес конструкции для нас уже будет некритичен, при расчёте прочности корабля, его живучести и долговечности. Более того, в комплексе с мощным источником энергии, это позволит создать и систему защиты корабля от космической радиации, астероидную защиту объекта. И это не всё.
Для этого проекта, созданы новые двигатели. Плазменные газовые двигатели на водороде – будут
использоваться как взлётные и разгонные на маршруте. Также, на корабле будут использоваться плазменные металлические двигатели, в качестве маршевых, с плазменными ускорителями. Все эти двигатели давно разработаны, и ждали только испытаний в космической среде. Это то будущее, которое ждёт космическую отрасль, прямо завтра! И если мы, хотим занять какое-то место в этом «завтра», нам надо сегодня предложить то, что повергнет в шок не только конкурентов, но и нас самих! Собственно, доклад окончен, господа академики! У кого есть вопросы, готов на них ответить.
Свидетельство о публикации №225032901602