Варанси - город мёртвых

Этот город священен… Священен настолько, что некоторые международные конвенции ООН в этом городе не имеют силы, так как отменены правительством Индии в связи с особенными обычаями и традициями, дух которых поддерживают миллионы паломников. Считается, что этот город построен Шивой и в нем обитает его сущность. Одно из имён города Варанаси — Каши, что переводится как сияющий. Одно из обращений к Шиве, — Каши Вишванатх, то есть Высший Владыка Сияющего Города.

Каждая религия имеет свой священный город, который имеет первостепенную культовую значимость и представляет собой место массового паломничества.  В иудаизме это Иерусалим, в католичестве – Ватикан, в исламе – Мекка, в индуизме – Варанаси. Во все вышеперечисленные города ежегодно съезжаются миллионы паломников для поклонения своим священным символам. Но Варанаси является исключением.

Варанаси входит в семёрку священных городов индуизма. В нем более сильно, чем где-либо еще, проявляется противоречие жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором сосуществуют вечность и бытие. И в нем так много смерти и жизни одновременно, что егожно назвать еще и философским городом.

Казалось бы, вы видите обычную набережную, которые есть во многих городах. Ну, моются там люди, кто-то бреется, кто-то стирает белье или моет ребенка. Ну, подумаешь. Обычный бедный квартал. Но нет, не все так просто. Потому что посещение города - это целый обряд.

Это место не простое. Это - кладбище-крематорий. Но не только. Это конец и одновременно начало. Индуизм обещает, что верующие, которые окончат свои дни в Варанси, достигнут мокши. То есть, полного очищения кармы перед следующей инкарнацией. Они будут либо награждены более благополучной новой жизнью, либо получат освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары). Достаточно просто умереть в священном городе Варанаси (ранее – Бенарес, Каши. – Прим. авт.) – и сансара закончится. Наступит мокша.

При этом важно отметить, что хитрить и бросаться в этом городе под машину – не выход. Так мокши точно не получишь. Важно сжечь свое тело на берегу священной реки Ганг в городе Варанси. Вот и стремятся в этот город паломники со всех концов мира для того, чтобы сгореть заживо.

У Варанаси - своя жизнь. Вот по Гангу плывет труп, а рядом мужик стирает и отбивает о камень белье. Кто-то чистит зубы. Многие плещутся в воде со счастливыми лицами. “Ганга – наша мать. Вам, туристам, этого не понять. Вы смеетесь, что мы пьем воду Ганги. Но для нас она священна”, – говорят индусы. И действительно, они пьют эту грязную воду и не болеют. Родная микрофлора.

Когда канал Discovery снимал фильм о Варанаси, его сотрудники сдаил пробы этой воды на анализ. Вердикт лаборатории был ужасен – буквально одна капля воды Ганга может заразить непривычного человека множеством болезней. Гадости в каждой капле этой воды оказалось больше, чем в списке потенциально опасных инфекций страны.

Маникарника Гхат – главный крематорий города. Около него повсюду лежат тела. Ждут своей очереди на костер. Этих тел – десятки. Гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза: “Рам нам сагагэ”. Вот из костра высунулась рука, показалась нога, а теперь покатилась голова. Вспотевшие и щурящиеся от жара рабочие бамбуковыми палками переворачивают являющиеся из огня части тела. Ощущение такое, что ты присутствуешь на съемках триллера. Реальность буквально сыплется и уходит из-под ног…

В Варанси ежедневно превращаются в пепел от 200 до 400 тел. Это не только индийцы. Сгореть в Варанаси – последняя воля многих иммигрантов и иностранцев. Недавно, например, был кремирован старик-американец.

Чтобы сжечь тело, требуется 300-400 килограммов древесины и около четырех часов времени. Килограмм дров – от 4 рупий. Вся траурная церемония стоит от 3-4 тысяч рупий, или 60-80 долларов. А вот максимальной планки нет. Люди побогаче для запаха добавляют в костер сандаловое дерево, килограмм которого стоит 160 долларов. Когда в Варанаси умер махараджа, его сын заказал костер полностью из сандалового дерева, а вокруг разбрасывал изумруды и рубины. Все эти камни достались работникам Маникарники – людям из касты дом-раджа.

Это одно из низких сословие Индии, которых называют "неприкасаемыми". Их судьба – нечистые виды работ, к которой относят также и сжигание трупов. В отличие от других неприкасаемых, каста дом-раджа имеет деньги, на что намекает даже слово “раджа” в названии их касты. Каждый день эти люди чистят территорию, просеивают и промывают через сито золу, угли и прогоревший грунт. Их задача – найти драгоценности. Родственники не имеют права снимать их с умершего. Напротив, сообщают работникам из дом-раджа, что у покойного, скажем, золотая цепочка, кольцо с бриллиантом и три золотых зуба. Все это рабочие найдут и продадут.

Маникарника – не единственное в городе место для кремации. Тут сжигают умерших естественной смертью. А километром ранее, на Хари Чандра Гхат, придаются огню убитые, самоубийцы, жертвы аварий. Рядом электрокрематорий, где сжигают нищих, не собравших денег на дрова. Хотя обычно в Варанаси проблем с похоронами нет даже у самых бедных. Дерево, которое не догорело на предыдущих кострах, бесплатно отдают семьям, у которых не хватило дров. В Варанаси всегда можно собрать деньги на похороны среди местных жителей и туристов. Ведь помогать семье покойного – это  хорошо для очищения кармы. А вот в бедных селах с кремацией проблемы. Помочь некому. И потому символически обгоревшее и выброшенное в Ганг тело – не редкость.

В местах, где в священной реке образуются запруды, работают сборщики трупов. Они плавают на лодках и собирают тела, по необходимости даже ныряя в воду. Рядом грузят в лодку привязанное к большой каменной плите тело.

Оказывается, далеко не все тела можно сжигать. Запрещается, например, кремировать садху. Ведь они отказались от работы, семьи, секса и цивилизации, посвятив жизнь одним только медитациям. Не сжигают и детей до 13 лет. потому что считается, что их тела подобны цветам. Соответственно, запрещено предавать огню беременных женщин. Не разрешается кремировать больных проказой. Обычно к их телу привязывают камень и бросают с лодки на середину Ганга.

Такая же участь ждет тех, чьи родственники не могут позволить купить себе достаточно древесины для погребального костра. Кремация на костре стоит дорого и денег не всегда хватает для завершения обряда. Поэтому полуобгоревшее тело просто сбрасывают в реку. Вполне обычное явление увидеть обугленные останки тел умерших, плывущих в реке.

По оценкам, в городе ежегодно хоронят на дне реки около 45 000 не кремированных тел, повышая этим токсичность и без того сильно загрязненной воды. То, что шокирует приезжих западных туристов, кажется вполне естественным для индусов. В отличие от Европы, где все происходит за закрытыми дверями, в Индии каждый аспект жизни виден на улицах - будь-то кремация, стирка белья, купание или приготовление пищи.

В Варанси запрещено кремировать также убитых укусом кобры, что в Индии не редкость. Считается, что после укуса этой змеи наступает не смерть, а кома. Поэтому из бананового дерева мастерят лодку, куда кладут обернутое в пленку тело. К нему крепят табличку с именем и домашним адресом "уснувшего" и пускают в плавание по Гангу. Медитирующие на берегу садху такие тела стараются выловить и медитациями попытаться вернуть к жизни.

Говорят, что успешные исходы – не редкость. “Четыре года назад в 300 метрах от Маникарника отшельник поймал и оживил тело. Семья была так счастлива, что хотела озолотить садху. Но тот отказался, ведь если он возьмет хотя бы одну рупию, то потеряет всю свою духовную мощь”.

А еще не сжигают животных, ведь они – символы богов. Но что потрясает больше всего, так это существовавший до сравнительно недавнего времени жуткий обычай – сати. Сожжение вдов. Если умирает мужчина, то жена обязана сгореть с его трупом в том же огне. Это не миф и не легенда. Это явление было распространенным всего 90 лет назад. Сожжение вдов запретили в 1929-м году. Но эпизоды сати случаются и сегодня. Поскольку женщины много плачут, им запрещено находиться возле костра. Но в начале 2009 года для одной вдовы из Агры все же сделали исключение. Она хотела последний раз проститься с мужем и попросилась подойти к огню. А потом прыгнула туда.

Разжигать костер можно только естественным способом. Если умерла женщина – не сжигают ее тазовые кости. А если мужчина - целыми оставляют одно ребро. Эту обгорелую часть тела обритый мужчина пускает в Ганг и через левое плечо из ведра тушит тлеющие угли.

Река Ганга каким то чудесным образом очищала себя сама на протяжении многих веков. Еще 100 лет назад такие микробы, как холера, не могли выжить в ее священных водах. К сожалению, сегодня Ганга входит в число пяти наиболее загрязненных рек мира. В первую очередь, из-за токсических веществ, сбрасываемых промышленными предприятиями вдоль русла реки. Уровень загрязнения некоторыми микробами превышает допустимые показатели в сотни раз.

Приезжим туристам в глаза бросается полное отсутствие гигиены. Прах мертвых, стоки канализации и пожертвования плывут мимо верующих, когда они купаются и проводят в воде церемонию очищения. С медицинской точки зрения, купание в воде, в которой разлагаются трупы, несут риск инфекций с многочисленными болезнями, включая гепатит. Это какое то чудо, что так много людей ежедневно окунаются и пьют воду и не ощущают на себе вреда. К паломникам даже присоединяются некоторые туристы, помешанные на экзотике.

Несмотря на то, что на реке работают сборщики трупов, со своими обязанностями они справляются плохо. Поэтому трупы могут плавать в реке очень долго, проходя фактически полный цикл разложения…

 Источник: https://v-granit.ru/news/varanasi-the-city-of-the-dead/


Рецензии