Деревня Верх-Зиминская на старой карте

Генералов в России было много (всегда). Но чтобы открыть бизнес в сфере начертания карт государственной важности – это смог только Ильин. И много хороших карт начертали его специалисты высшего разряда. Всю Российскую империю обчертили – каждый регион. Но мне важна только одна карта из атласа Ильина за 1876 год. Это карта Иркутской губернии. В наилучшем качестве, в Интернет эту карту выложил сайт «Это Место». И, уже второй раз я делаю ему рекламу, в виде радужной надписи по изображению, без которой переснять карту нельзя. И опять, я с них денег не возьму, за рекламу сайта. Зафиксированный мной фрагмент карты Иркутской губернии, для лиц посторонних, ничего интересного не представляет. Но – я местный. И что я вижу намётанным глазом? Здесь, впервые появилась деревня Верх-Зиминская. По кружочку с крестиком, которым обозначено село Зиминское, на ямщицком Московском тракте, можно судить о его размерах, численности населения и значимости для региона. Но река Зима не подписана.  Да и само село Зиминское сместили от слияния Оки с Зимой в район Ухтуйской горки. А это обидно! Вот, рядом село Кимильтей, раскинувшееся на берегу реки Кимилти (а ныне Кимильтейки). Та речка, поменьше Зимы будет. Да, к тому же, она опровергает легенду об интересе местных жителей: «Кто ныне пасёт стадо – Ким, или Тей?». Речка-то Кимильти. А попадали карты, на которых она Камелтуй, Камельки, Камелетех, да и совсем непохожие названия, тоже встречались. Да и - остальные названия населённых пунктов передёрнуты слегка. Вот деревня Тулинская, а она на современный лад – районный город Тулун. Село Кутуйское с церковью, стало железнодорожным посёлком и административным центром Куйтунского района. Деревня Тырецкая – сейчас это рабочий поселок Тыреть на солеруднике, при ж/д станции с одноимённым названием. Да…, сто пятьдесят лет прошло… За это время, столбовой ямщицкий тракт сменила железная дорога, обожгла сибиряков Гражданская война, построили и уничтожили социализм, разрушили и снова восстановили церкви, покривляли названия населённых пунктов. Но, так же, по-братски, соседствуем с бурятами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Исторически, наше совместное проживание, вело к сотрудничеству при охране южной границы России, взаимодействию в области обмена культурными ценностями, развития животноводства и строительства промышленных предприятий, пониманию того, что вместе мы сильнее, культурнее, образованнее, зажиточнее. Лишь недавно, я стал вникать в историю проживающих с нами по соседству бурятских родов и столкнулся с обидой исследователя в области традиций хОри-бурят на представителей других бурятских родов. Бато Очиров, в своей публикации «Кто такие хОри-буряты: история, наследие и потенциал», с горечью пишет в своей работе, о столетнем унижении представителей его рода сначала коммунистами, а теперь - демократами. Не достойно это, по отношению к хОри, которые выступили на стороне русских казаков в боестолкновениях с манчжурами, за что Пётр Первый, до конца жизни был им благодарен. А ведь, о значимости бурятского рода хОри, не надо слов. Вся карта Монголии, Приангарья, Прибайкалья и Забайкалья исписана названиями, в которых заложен генетический код хОри. Это подтвердил и князь Кропоткин, который, от истоков Оки пересёк Саянский хребет, прибыл в нашу Зиму и, единственный из князей и учёных подробно описал, какой она была в 1865 году. Но он, ведь ещё, описал и бурятскую деревню в тридцати километрах от Зимы (выше по течению Оки). В силу своей образованности и высокого титула, он не запомнил её названия и, в отчёте «Поездка в Окинский караул», поселение бурятских земледельцев фигурирует как Корноты. Напомню – Кропоткин был учёным, поэтому, запамятовав название деревни, он вспомнил французского учёного с фамилией Корнот. Ой, чует мое сердце, что это были Хорёты. Такое бурятское поселение и ныне есть, на превращённой Братским морем в залив, реке Унге. Вот сведения с Интернета: «Хареты (Харёты) (бур. Хорёод) — село в Нукутском районе, Усть-Ордынского Бурятского округа, Иркутской области». Про «хорё» ничего объяснять не буду, а окончание «д» означает множественное число. То есть – на Унге проживает не один хОри-бурят, а много – целый улус. Этот же Кропоткин в отчёте указал пограничные караулы Норин-Хоройский и Хангинский. Мало того, что Норин-Хоройский караул находится у истоков Оки напротив устья реки Хорё, так он ещё и рядом с каменным чудом природы, называемым крепость Нарынхора (это русский вариант названия). Теперь поговорим за нерусский. Почитаем сообщение г. Ровинского о поездке его на Тунку и на Оку до Окинского караула: «Название однако, Хангинского караула встречается во всех актах прошлого столетия. Судя по названию, должно заключить, что этот караул был когда-то на р. Ханге. Это подтверждает предание как наше, так и монгольское, что на р. Ханге, или на Косоголе, было когда-то русское поселение, был, как говорят монголы, каменный город, который уничтожен после проведения границы в 1728 г. Сохранилось также у монголов предание, что Гунц-Сана (Князь Савва Владиславович Рагузинский), или его чиновник, за бочонок золота отодвинул русскую границу дальше в Сибирь. Наконец, в Никольской церкви в бывшей Тункинской крепости есть образ Николая чудотворца, о котором говорят, что он принесен с Косогола. Тоже самое, должно сказать и о Нарин-Хоройском карауле, который находится на притоке Оки Гаргане, тогда как Нарин-Хоро находится в Монголии». Во- первых – Хангинский караул был возведён в районе кочевий хОри-бурят рода хангины, живших на Хубсугуле. И я готов поверить в то, что этот Гунц-Сана, от бочонка золота не отказался (надеюсь на то, что бочонок был большим). А почему монголы могли закатить бочку золота за смещение двух пограничных караулов к Восточному Саяну? Русские уже отжали у них Байкал, и Хубсугул был последней таёжной горной жемчужиной. Святыня это – если кто не понимает. Теперь гляньте на политическую карту Евразии. Русская граница огибает Хубсугул, образуя гигантский выступ.  И рядом с Хубсугулом, если верить господину Ровинскому, стояла крепость Нарин-Хоро. Бьюсь об заклад – она называлась Нарын-Хорё. Из чего я исхожу – хОри-буряты считают своим предком легендарного меткого стрелка, в разных источниках именуемого как Хоридой, Хоредой, Хородой и Хорёдой. А ещё г-н Ровинский поминал о том, что каменный город на Хубсугуле был монголами разрушен, после проведения границы в 1728 году. Понятия город и крепость, тогда было однозначно.  А из этого следует, что и Норин-Хоройский караул и Хангинский, по своим названиям имеют прямое отношение к хОри-бурятам, также, как основной горный хребет Хангай и горный массив в юго-западном побережье Хубсугула – Хорьдол–Сарьдаг. И, вообще, я вижу в этом корейский след! И кропоткинские Корноты, вполне могли быть Корётами. Это, неспроста, мне в голову взбрело. Корейцы, проживавшие в Росии, именуют себя «корё-сарам». Культурно это переводится как «корейский народ», а дословно «корейская моя голова». «Сар», в переводе с тюркского, это «голова». «Сарам» - моя голова». От Корнот, до посёлка советских лесозаготовителей Сарам, что в предгорьях Саян, практически на южной границе Зиминского района, девяносто километров. А с чего, он Сарам-то? Где там «моя голова»? Да, тут ещё река – Хорё… На первый взгляд – это не кажется реальным. Ведь, хОри-буряты, это буряты, а не корейцы. А вот это, как сказать! Процитирую вам статью из газеты «БуряадУнэн». 1 мая 2024: «Ученые из Бурятии доказали близкое родство корейцев и бурят». Об этом рассказала Ирина Дамбуева, кандидат биологических наук, специалист института общей и экспериментальной биологии БНЦ СО РАН: «Буряты - древнейший единый народ Байкальского региона, ближайшие родственники которого - корейцы. К таким выводам пришли биологи института общей и экспериментальной биологии БНЦ СО РАН в ходе генетических исследований». А это уже не легенды, не сказания, не философские размышления бурятских краеведов и научных деятелей. И не мои догадки. Генетика – это очень точная наука! Она основана на исследовании ДНК. Генетический код «не вырубишь топором». А куда же делись зиминские Корноты, Хорёты, Корёты? Кропоткин писал в своём отчёте, что корнотские буряты кочуют с «зимников» на «летники», в зависимости от сезона. На указанном им расстоянии от Зимы до бурятской деревни, расположенной по левому берегу Оки, в настоящее время, находится село Новолетники. Но, оно не бурятское, а чувашское. Там живут потомки чувашских переселенцев прибывших в Зиминскую волость по Столыпинской реформе. Точных сведений у меня нет. Есть только две версии. Буряты слились с чувашами, так как сам Кропоткин утверждал, что среди корнотских, много было блондинов с голубыми, не очень-то узкими, глазами. Обрусели они до приезда чувашей. И вторая версия – они перебрались к близким по менталитету бурятам, проживавшим рядом с Окинским караулом, в верховьях Оки. С верхокинскими бурятами они поддерживали тесную связь, поставляя им овощи, со своих огородов и зерно, с полей. Способность к земледелию, садоводству и огородничеству, кстати, присуща корейцам. Возможная миграция корнотских в Саяны, подтверждается тем, что при посещении Окинского караула, Кропоткин писал о верхнеокинском животноводстве, а зерно, муку и  овощи, тамошним бурятам везли наши, по замёрзшей Оке. Но, вскоре и в Саянах стали пахать и сеять, на удобренных вулканическим пеплом землях в устьях речек Сенцы и Жомболока, впадающих в Оку.


Рецензии