Тайные дамы английской разведки
Традиционно, в советской и российской литературе роль радиоразведки, мягко говоря, оценивалась очень слабо. Больше печаталось книг и снималось фильмов о деятельности разведчиков - нелегалов. Хотя И. Сталин по итогам тщательного анализа итогов Второй Мировой Войны поставил развитие радиоразведки в СССР на первое по важности в обороне страны. Даже выше ядерного и ракетных проектов. И он оказался прав. Кибер - оружие - современное название радиоразведки становится в XXI веке главным оружием. Так как стоимость электроники и программного обеспечения современного оружия составляет почти на 80% его общей стоимости. Значит имеется возможность дистанционно с помощью кибер - оружия его уничтожить.
Поэтому хотел привести небольшой исторический очерк о том какую важность имела дешифрованная информация армии Германии для Победы во Второй Мировой Войны.
Недаром премьер-министр Великобритании У. Черчилль считал, что «„Ультра“ являлась самым важным и самым секретным источником информации». Он также отмечал, что «…„Ультра “ – это то, чем мы выиграли войну».
Следует отметить, что даже при такой невероятной секретности советская разведка сумела добыть у англичан материалы дешифрования немецкой машины « Энигма», что явилось одним из решающих факторов в разгроме фашистских войск во время Курской битвы.
Их называли «Тайными дамами», и их работа во время Второй мировой войны была настолько засекречена, что даже персоналу Английского Адмиральства приходилось передавать сообщения через люк в стене.
Работая в комнате 29 Адмиралтейства, они также никогда не фотографировались.
Но вот что мы о них знаем:
«Тайные дамы» — неофициальное название группы женщин-государственных служащих, работавших в комнате 29 Адмиралтейства; все они имели ранг временного помощника по секции.
В комнату 29 можно было попасть только через комнату 30, и доступ был ограничен исключительно работавшими в ней женщинами и в соседней комнате 30.
Следовательно, членам других флотских подразделений, например, курьерам, приходилось вести дела через люк в стене коридора.
В комнате 29 постоянно находились от семи до десяти «тайных дам », которые работали посменно с 9 утра до 6 вечера и с 6 вечера до 9 утра.
Двое дежурили ночью, а число дежурных днем могло меняться в любое время.
Их роль заключалась в регистрации, распространении и архивировании «Z-сообщений», представлявших собой перефразированные военно-морские сообщения «Энигмы», отправленные в Адмиралтейство непосредственно из Блетчли-Парка.
Адмиралтейство было единственной службой, которая напрямую получала Z-сообщения.
Остальные службы получили их от военно-морского отдела МИ-6.
Секретные дамы регистрировали и проверяли все сообщения «Ультра» и передавали их в Военный реестр для шифрования.
Это была физически сложная работа, не только из-за объема обрабатываемых и передаваемых материалов, но и из-за большого количества ходьбы, необходимого для немедленной передачи отпечатанных сигналов «Ультра» дежурному капитану и дежурному командиру, а затем в Военный реестр для шифрования.
Условия работы были крайне тяжелыми, так как помещения 29 и 30 находились под землей, имели искусственное освещение и крайне плохую вентиляцию.
О трудностях, связанных с такими физическими условиями, было рассказано « Тайным дамам» еще до того, как они приступили к работе, чтобы она могла учесть это при принятии решения о продолжении работы после первого собеседования.
В состав « тайных дам» входили люди из разных слоев общества и разных профессий, без какой-либо предварительной подготовки, которая могла бы подготовить их к своей роли.
Им приходилось учиться на рабочем месте, и иногда организовывались визиты в Блетчли-Парк, чтобы помочь им усвоить материал «Ультра».
Официальные профессиональные навыки, требуемые для должности «Тайной дамы», включают в себя пристальное внимание к деталям, значительную физическую выносливость и понимание того, что один день может быть завален работой, а другой — сравнительно праздным.
Характер рабочей нагрузки менялся каждый день и ночь, и это означало, что могли быть периоды работы на полную мощность, когда женщины были на пределе своих возможностей.
В напряженный рабочий день « тайным дамам» приходилось обрабатывать до тридцати сообщений Ultra, и им приходилось уметь быстро и точно печатать, причем в срочном порядке.
« Тайные дамы» печатали сводки разведданных, которые публиковались дважды в день немецким отделом и ежедневно — средиземноморским.
Она заключалась в подготовке «главной» сводки разведданных каждое утро к 9 утра — отпечатанной и проверенной, и по крайней мере одной копии, готовой к отправке курьером ровно в 9 утра в Министерство авиации.
Это могло стать проблемой после долгой и напряженной ночной смены, когда усталость была проблемой, а ранним утром поступало много материала Ultra, с которым нужно было что-то делать.
Кроме того, «Тайные дамы» печатали другие специальные разведывательные сводки, включая материалы «Ультра» в этих сводках, для отправки курьером главнокомандующим и другим отделам.
Эти разведывательные сводки распространялись в Адмиралтействе в запертых ящиках, поскольку были совершенно секретными.
В официальном отчете говорится, что «Тайная леди никогда не могла обоснованно жаловаться на то, что ее работа выматывающая».
В зависимости от объема поступающих материалов им полагался трехчасовой отдых, который проводился в комнате на верхнем этаже Цитадели, оборудованной восемью койками в два яруса.
В комнате 29 работали операторы телетайпов, которых ласково называли «телепринцессами».
Они обрабатывали разведывательные материалы «Z», поступавшие из Блетчли-парка через телетайпы. У них было два кратких перерывов в течение смены во время которых они пили горячий шоколад для поддержания энергии и точности выполнения работ.
Первоначально телепринцесс было четыре, но к маю 1944 года их число увеличилось до шести, чтобы справиться с наплывом работы.
Во время ночной смены им время от времени помогали «тайные дамы».
Первые четыре телепринцессы уже были государственными служащими, работавшими стенографистками.
Двое, присоединившиеся позже, получили должность «временной машинистки».
Телепринцессы время от времени получали телеграфные материалы из Скарборо и HMS Flowerdown; обе станции прослушивания передавали информацию в Блетчли-Парк.
Телепринцессам не помешал бы руководитель, который бы распределял работу более справедливо, поскольку менее добросовестные коллеги брали дополнительное время на обед и отдых, предоставляя другим возможность выполнить срочную работу.
К началу 1943 года в комнате 29 насчитывалось восемь телетайпов: шесть для приема сообщений и два для отправки.
Год спустя число телетайпов было увеличено до двенадцати, чтобы справиться с возросшим потоком входящих сообщений.
Нередко восемь или девять телетайпов одновременно принимали перехваченный радиотелеграфный трафик.
Времени на чтение входящих материалов было мало, поскольку исходящие материалы были зашифрованы.
Объем работы был охарактеризован как «физически тяжелый», и было отмечено, что «нельзя слишком много хвалить отдельных членов коллектива телетайпа, которые выполняли — некоторые из них в течение многих лет — неинтересную задачу в самых неблагоприятных условиях».
Эти требования относились и к « Тайным дамам».
Для телепринцесс смена подразумевала долгие часы стояния, хождения взад и вперед между телетайпами, на фоне шума и напряжения в течение всего дня и ночи, а также частую замену бумаги в телетайпных аппаратах.
« Тайные дамы» и телепринцессы работали в очень стесненных условиях и ограниченном физическом пространстве.
Телетайпы занимали значительное пространство и оставляли мало места для машинисток, в то время как бумаги для подшивки часто складывались на полу, и не всегда хватало места для стула для каждой из них.
Женщины усердно трудились, чтобы успевать обрабатывать поступающий материал и не допускать его скопления на полу.
После войны официальный отчет о работе «Комнаты 29» был написан одной из ее участниц, мисс Кидди. В нем специально было отмечено, что горячий шоколад позволял « Тайным дамам» эффективно трудится в очень сложных условиях долгое время в круглосуточных сменах, когда они забывали когда наступает день или ночь.
Свидетельство о публикации №225032900433
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 29.03.2025 14:27 Заявить о нарушении
Доброго здоровья. С уважением,
Анатолий
Анатолий Клепов 29.03.2025 16:08 Заявить о нарушении