Каменный Мир Мастера Феликса Буха

КАМЕННЫЙ МИР МАСТЕРА ФЕЛИКСА БУХА: 1948 \ 2024
"Мелкомодульная римская мозаика": 1992 \ 2012 
"Библейский цикл": 2013 \ 2018

 „В Феликсе Бухе есть изысканная наивность и простодушие древних, мастеров Равенны“, — Юрий Борисович Норштейн, режиссёр
 „Феликс Бух абсолютно уникален, он ни на кого не похож, и на него никто не похож, самородок, он ни за кем не идёт, и за ним никто не идёт, у него нет и не может быть никаких учителей, учеников!“ — Григорий Израилевич Климовицкий, искусствовед




Феликс Аронович Бух появился на Свет Божий 3 мая 1948 в Москве, в семье успешного, впоследствии чрезвычайно востребованного, художника, родившегося, практически, в один (почти) день, 30 \ 31 марта, с своим кумиром-Ван Гогом, Арона Фроймовича Буха, личности крайне тяжелейшей в общении, замкнуто-молчаливой, знавшей в своей жизни только одно-преединственное: живопись, — за что и назван он был позже „Русский Ван Гог“, и „Первой Красавицы Кутузовки “, как она сама себя называла, неутомимой модницы, беззаботно светско пархающей `бабочки`, центрового парфюмера Кутузовского проспекта, Евы Нисилевны Бух, человека чрезвычайно говорливого, лёгкого на всё и гиперобщительного. (Если влияние отца на Художника изучено его биографами хорошо, поминалось многажды и везде, то зачем игнорировать харАктерные материнские корни Художника, что явно тоже налицо?)
Семья Бухов — известные европейские ювелиры, творившие, по преимуществу, в Северо-Западной Европе. Состоятельные! Их роскошное столовое серебро с клеймом "BUCH" встречается часто на антикварных европейских рынках. В XVII веке они особо заметны в Северной Европе, где отмечены по сохранившимся до ныне документам, и живут в Дании; а в XIX перебираются в Российскую Империю, работая для Двора Российских Императоров до самой ``Социалистической Революции`` 1917. Вот отсюда у Феликса аристократизм, помимо всего, конечно...
Феликс с детства подвергался насилию. Причём не просто физическому: мать садилась ему на голову, держала крепко, а отец, тем временем, от души и регулярно порол, — но и сексуальному, с самого раннего возраста, со стороны часто меняющихся нянь. Испытывал травлю со стороны сверстников, которые, как-то, украв у него, десятилетнего, всю одёжу с трусиками, включая, нижнюю, гнали \ заставили пробежать всю деревню под крики всеобщего ликования: „Смотрите-смотрите-смотрите, обрезанный, он — еврей!“
Отец для Буха бог: именно Арон — для Феликса главный человек размышления, противостояния, исследования. „Представляешь, однажды он вскрыл себе живот. Так любил женщину, что не мог больше вытерпеть! Чтобы боль с души ушла в кровь. Каждый день вставал словами к Солнцу молитвенным жаром: '''Да сгинет то, что было вчера; и да здравствует сегодня! Господи, дай мне написать сегодня то, что я не смог написать вчера...“ Отец таскал сына на все выставки, по музеям, брал в свои компании; все имена великих Феликс слушал с своего самого раннего детства непосредственно от Арона Фроймовича, своего отца, и его друзей-живописцев. И, конечно, сделал его Художником именно отец, как ни крути: Чернышёв \ Корноухов \ Шиловская \ Лукашевкер \ Курило \ Табенкины (отец и сын) \ Затуловская \ Мунц \ Фомина и так далее по списку...
В 1958 в Тарусском пионерском лагере для детей художников происходит исторически эпохальная встреча двух мальчиков, 10 и 11 лет, будущих великих русских мозаичистов ХХ \ ХХI веков, Феликса Буха и „Сашки“ Корноухова, — выдающегося сегоднящнего монументалиста, педагога и мыслителя, — судьбоносная, определившая главную линию жизни Феликса — он находит свой основной `мейнстрим` в „мозайке“ (так часто он называл мозаику) и в жизни: камерное станковое искусство „для себя“, противостоящее заказному, монументальному Корноухова. Впоследствии (как в диалоге \ противостоянии с отцом) жизнь его — есть отчаянное борение за свой, найденный случайно, как бы, художественно-пластический язык с другом и спутником в искуссве, Александром Давыдовичем Корноуховым. Феликс постоянно в течении десятков лет вызывает Адександра на творческую ``дуэль`` по мозаике в экспозиционных пространствах, выставляясь на тех же общих им выставках ровно напротив, но уже позже: группой и с последователями.
В 12 (и до 15) родители упекают мальчишку в Детский интернат, спасая, якобы, от уличной, "плохой" компании и тюрьмы. Именно там Феликс, накачиваясь и расправляясь с обидчиками ‘’всмять‘’, становится собой: „Слышь, все девки — мои. А остальные говорили мне или тайно передавали: "Хотим быть с тобой". Кто встревал из мальчишек поперёк — подавлял, бил!“
 В 17, после окончания средней школы, в 1965, Феликс начинает свою рабочую биографию на заводе учеником токаря и слесаря, а позже — переплётчиком в научно-исследовательском институте, что пришлось ему необыкновенно по вкусу.
С 1967 по 1969 год Феликс служит в Береговой охране Северного флота в Кронштате, Беломорске и на Беломорканале; а там, на камнях видит первобытные петроглифы, от чего много позже и родится его ранний мозаический шедевр «Охота», 1994.
2 октября 1971 — Феликс женится на Раисе Петрачковой, 4 ноября 1973 у счастливой пары рождается сын Дмитрий. Забегая глубоко вперёд, к нашему времени прямо, расскажем, освещая семейную хронику Бухов: 5 октября 2001 сын Феликса и Раи Дмитрий женится на Елене Беловой, 22 ноября 2001 у них рождается первенец Михаил, 23 мая 2007 — Александр, а 18 октября 2018 — последний на сегодня, третий внук Феликса и Раи, Семён.
Но возвратимся к Феликсу, правда? Именно Сёма, внук последний, 6-летним, плачет больше всего и, не отходя от гроба деда на отпевании, всё время рисует при лежащем в гробу деде, кладёт эти рисунки ему в гроб и прилюдно обещается, клянётся стать художником, мозаичистом. Записывается в студию мозаичистов при Храме, где его дедушка-Феликс, — столько лет, царь и бог, творит и выставляется, через несколько дней принимает святое крещение в Крестильне на Петровском парке под масштабными, мистерийно и эпически разворачивающими церковными  мозаичными сводами и стенами деда «Сотворение Мира», за которые дедушка его был высоко отмечен Русской Православной Церковью и "Московским союзом художников". 
Как-то в свои 21, встав на час пораньше обычного, Феликс встречает в московском метро (повторно) свою „судьбу“ — Корноухова опять. Который в 1970 сагитировал Феликса — в этноэкспедиции по Кавказу и Закавказью. „Мы брали его поварёнком, разнорабочим“, — говорит Корноухов. Однако Феликс встаёт \ садится рядом с друзьями, двумя Александрами, Лазаревичем и Корноуховым, и рисует, пишет с натуры лирически утончённые акварели, уже первые свои шедевры, покорившие (из того, что чудом уцелело, поскольку Художник уничтожал своё творчество адовски, нещадно утаптывая, взбираясь сверху на мусорные контейнеры, вот так много сработал) сейчас посмертно, публику...
С 1972 он уже помощником в группе мозаичистов: Корноухов, Щиловская, Лукашевкер. Последняя, Александра Давыдовна, становится его настоящим и единственным реальным педагогом. „Алечка отобрала у меня капиллярную ручку и заставила рисовать перьевой, макая в тушь: "Чтобы я хоть в это время, когда макаю перо в тушь, прерывался и успевал немного подумать о том, что делаю (смеётся, с нежностью расправляя углы еле живых с прорывов рисуночков). Вот с этими рисунками (это были окна) я и выставился первый раз на Выставке «Окно» в 1974 в "Доме журналистов".
Феликс страстно погружается в живопись маслом, которую, работает по твёрдым основам, перегружая дикой скоростью наносимыми красочными пастами (перехлестал тогда ещё отца), создавая первые образы отчаяния: очеловеченные портреты животных и человечии, как животных, где (взглядом) все всё равно обречённые. И в этом же, 1974, он был принят в "Молодёжную секцию" "МОСХ-а". Школа Феликса? — он учится у своих коллег "по цеху" на монументальных объектах, регулярно рисует, посещая Студию учеников монументалиста и философа, Бориса Петровича Чернышёва, которого, не зная лично, всегда, в след Корноухову, Шиловской, Лукашевкер, называет своим (единственным, практически) Учителем.
Корноухов-Шиловская-Лукашевкер решают, что Феликсу нужно образование в искусстве. Но сам он не тянет на то! Тогда бреют и стригут Корноухова под Феликса, соответственно подделывают документы вступительных экзаменов, наклеивая фото Корноухова вместо феликсова; но Шиловская и Лукашевкер дают строгий наказ Корноухову, уже тогда носившему (справедливо за свои энциклопедические истинно знания) кличку "Профессор": „Ты гляди там, Саш, не перестарайся, а то заподозрят на нас всех троих чего?“ И „Саша“ не перестарался: все `двойки`, кроме одной, — `тройка`. Но и тут высшая "Тройка" не растерялась и сочла, что и так с Феликса довольно (быть при них?), хватит, мол это ‘’Свыше‘’: зачем "портить" самородок учебным заведением советской школы?
А позже Корноухов реабилитировался-таки, раздобыв как-то („Страна-то дырявая была“, — Александр Корноухов) "бумагу" Феликсу об окончании "курсов" при Суриковском. Так и читаем в начале самом про Феликса, зайдя в МОСХ на Старосадский 5, в вывешенном на А4 некрологе: „Окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова“. Во дела-то?   
  В 1982 по приглашению и рекомендации видного монументалиста, Андрея Владимировича Васнецова, с выставки Феликс Бух сразу был принят в "Монументальную секцию" МОСХ-а.
Спор "Становления личности в мире" и нахождения "Верных путей в искусстве", "Кто прав и кто пишет лучше?" — `ярко` отец-Арон или `тускло` сын-Феликс? — разрешается однажды, неожиданно-спонтанно сам собой и донельзя комически просто, так, следующим образом: на ‘’шумящую‘’ `перестроечную` выставку ядра лучших живописцев МОСХ-а на "Кузнецком 20", который оцеплен cпецтехникой & спецохраной, потому что на открытии — послы и культурные атташе, дипломатия ведущих европейских стран, и где, среди прочих остальных, в "когорте первых" выставлен и Феликс, не пускают Арона и Еву Бух; тогда кто-то из друзей Феликса Буха (Володя Брайнин?) выскакивает на улицу к охране и кричит 'ментам': „Пропустите, вы что, не видите, это родители Феликса Буха?“ Арон был не просто сражён, а убит наповал навсегда: просился у сына учить его мозаике, как-то начал сам даже пробовать (неудачно и причудливо ненадолго увлёкшись этим делом), обратился к Феликсу с предложением вместе писать с ним его холсты; так-то ведь! А Феликс разве отказывал когда отцу? О нет же — сделал для отца всё возможное при его жизни; а после старался ещё жарче для славы и имени живописи Арона!
АвгустОвским путчем 1991, Феликс, как и все, охраняет "Белый дом". А потом? —  „Провал: денег нет, работы нет, как быть? И как-то я решил, что надо делать что-то для себя (и легко хранить), маленькое! Вышел однажды во двор Мастерской Ленки Мунц. а там полно осколков смальты, чего там только нет?.. Вот так появилась моя "мелкомодульная римская мозаика" «Рыбка», крохотная, она была первой. Это был 1992. Потом я уезжаю за заказом в Сан-Франциско. Мы с Сашей Фоминой покоряем Америку, продаваясь, выставляясь, нам предлагают очень много работы, но мы возвращаемся к своим семьям: ностальгия. 1994“.
В течении последующих десятилетий Художник разрабатывает в технике "мелкомодульная римская мозаика" ставшие ему излюбленными темы: Рая, блаженств Адама и Евы в Эдемском Саду, Сотворения Мира, другие библейские мотивы и сюжеты. Он также не просто экспонент и участник, но лидер и руководитель многих неформальных творческих групп, объединений и сообществ: с 1993 — "Куст", с 2003 — путивльского фестиваля "Золотая кувшинка" и  Культурного сообщества "Арт`Эриа" и с 2010 — любимчик ферапонтовской колонии интеллигенции.
О своём 40-летнем, начиная с 1984 (в кисловодском санатории "Заря"), блистательном и чрезвычайно плодотворном сотрудничестве с Еленой Мунц и Александрой Фоминой Феликс Бух отзывается необычайно тепло. Этим союзом монументалистов сотворено множество объектов, получено достаточно наград. Вот итоговое \ последнее достижение, которым увенчано \ коронуется это славное художническое дружество: монументальная мозаика «Рай», 2012 — 2013, "Крестильный Храм (Церковь) во имя Владимира Священномученика, Новомучеников и Исповедников Российских в Петровской парке" при "Храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке", отмеченное в 2014 Дипломом МОСХ-а "За лучшую работу года в номинации ``Храмы``" и в 2018 Юбилейной медалью Русской Православной Церкви "В память 100-летия восстановления Патриаршества на Руси". Под этими сводами и принимает святое крещение в финале 2024, в  посмертии деда, его младший внук-Сёма, решая стать мозаичистом, как его несравненный предок!
„Мозаика, как техника, вызывает мысли о неразрывной связи времён, о единстве человека с природой, поэтому возникают реминисценции с наскальными росписями, библейскими сюжетами, изображениями животных, птиц, рыб, людей, которые я трактую, как символы божественной сущности мира“, — Феликс Бух.
За свою 55-летнюю карьеру, что мы торжественно отмечаем этим годом, художник Феликс Бух, как график, живописец, монументалист, скульптор создал тысячи произведений, он участник сотен выставок, провёл десятки персональных; за выдающиеся достижения и свой вклад в изобразительное искусство Художник отмечен ценными дипломами и медалями; произведения Мастера хранятся в многих музеях, корпоративных и частных собраниях в разных странах мира; но он ещё — активный оратор, доброжелательный критик, сердечно и компетентно выступавший чуть ли ни через день на открывающихся вернисажах коллег!
— Я хочу остаться коллекцией, темой.
Так и происходит. Представляемая в марте \ апреле 2025 в выставочном пространстве Галереи "Открытый клуб" экспозиция показывает полную, сохранённую к этому дню, коллекцию всей "мелкомодульной римской мозаики" 1992 \ 2012 и основные, композиционные, работы "Библейского цикла" 2013 \ 2018  Феликса Буха. Приглядевшись к жизни Феликса Ароновича, к его творческой трансформации, заметим, что она состоит \ вяжется вся из 5-летних циклов. И сейчас мы показываем 5 центральных в ней ``пятилеток``, связанных с камнем.
   — Мой камень живой! Так колем только мы с Сашкой (Корноуховым)...
С "мелким модулем" и "римом" Феликс нашёл себя сразу! С темой Рая Божьего на Земле он обретает почву в искусстве, как ни маскируясь \ прибедняясь \ прячась, что ему не казалось, за спины своих великих учителей-друзей. Феликс счастливо родился сразу (во второй раз, неповторимым Художником, этим вынужденным перерывом в текучке заказав 1992 и подаренной ему Господом свободой полёта во времени и пространстве [а кормила семью Рая, помни]) самобытным по Манне Небесной Свыше! Его кровная тема «Сотворения Мира», от создания Всевышним трав, цветов, рыб, птиц, животных — до творения Человека: Адама и Евы, — формирует и формует его личность и творчество четыре пятилетия подряд, отливая в финальном итоге, как едино эпическое сказание \ сагу, его произведения в диптихи, триптихи, квадриптихе, пентаптихи, полиптихи. Мозаичные композиции Феликса Буха из натуральных камней и смальты лежат поначалу на плоских, а затем на объёмных авторских бетонных и цементных основах, которые Художник то врубает в деревянные или заглубляет в фанерные киоты (именно такой композицией, так открывается этот цикл, 8-частным полиптихом «Райская тема»), а то выносит поверх плоскости основы (дерево, фанера), служащей паспарту, как правило, тонированной водными составами понизу с драной проходкой положенной на скорый лак золотой \ серебряной поталью поверху. Значимыми кажутся мощные его каменные вертикальные \ горизонтальные, разворачивающие постранично темы, ``свитки-колонны-полотна-фризы``, выстраеваемые из множества клейм уже по объёмно лепленным подложенным цементно-бетонным формам основ (Феликс отказывается от плоской основы под мозаику, он — скульптор в сути, кстати, в отличии от собрата-Корноухова), всё усложняемые в композиционном своём устройстве и решении: триптихи «Я» (2008, 3 клейма) и «Остров» (2011, 3 клейм), пентаптих «Природа» (2011, 5 клейм), триптих из двух квадриптихов и триптиха «Танец» (2004, 10 клейм), триптих из трёх квадриптихов «Дорога» (2008 \ 2009, 12 клейм), триптих из трёх триптихов «Сотворение Мира» (2004, 9 клейм) и, наконец, самая ‘’многодельная‘’ работа, пентаптих из пяти триптихов «Семья» (2007, 15 клейм). И чем может органично завершиться такое развёрнутое наступление на многосоставность в искусстве композиции? Ну естественно, что тема Творения разрастается, отливаясь  сложносостАвной, 65-частной грандиозной мозаикой с ключевым, базисным для всей Коллекции названием «Сотворение Мира» (2010 \ 2012), в которой в клеймах всё: от Солнца до сегодняшнего дня мобильного телефона...
На Выставке к этой Коллекции примыкает и никогда ране не выставлявшийся, не подписанный, не названный, не датированный, не каталогизированный пентаптих, условно названный «Знакомство» (18+), не ранее 2012 \ 2013: на оргалитовой подложке — на сложной, кривого контура формы, авторской цементной рельефной основе, перерезанной спонтанно кривыми линиями-трещинами, сексуальные сцены: „Лап (Феликс так называл любого своего собеседника, чтоб не путаться в именах, которые зачастую забывал...), ну ты маленький \ маленькая что ли? — они, Адам с Евой (а мы все такие!), так знакомятся только друг с другом, с жизнью, начиная, здороваясь за это ('причинное') ‘’место‘’  берясь; понял теперь?“    
И это был совсем уже другой, Феликс Бух.
— Деда, да ты ещё из галечных камней скульптуры делай, что ты всякий мусор под ногами, разглядывая так, тащишь с пляжа в дом к нам на отдыхе, собираешь, чего ради?
— А что, думаешь, не смогу? И сделаю!
И Феликс в 2013, загорая, в Болгарии создаёт совместно с средним внуком-Сашей (сейчас она — в его изголовье, стоит на полке над кроватью) из галечных и других прибрежных и придорожных камней свою первую каменную скульптурную композицию, это «Исход». Именно «Исход», как базово формулИрующая и формИрующая Коллекцию тема всего последующего пятилетия, с 2013 по 2018, меняет сладостно восторженный гимн "мелкомодульной римской мозаики" «Сотворения Мира». Художник, остро чувствовавший не просто форму, текстуру, а саму душа камня, его не просто цветофактуру, но прожитую миллиардами лет жизнь, как бы, сложившийся каменный характер, мечтал о сочетании на экспозиции именно этих двух своих крупных циклов в природном камне по преимуществу; сейчас в его славном посмертии, которое длится победными, не вставшими ни на день по кончине Мастера, выставками, мы встречаем \ видим Феликса Ароновича ныне в "Открытом клубе" Выставкой «Каменный Мир Мастера Феликса Буха».
Из Болгария вся большая семья, от мала до велика, Бухов что везёт в своих здоровенных и тягчайших чемоданах? Правильно, угадано: — камни! Для скульптур деда...
 — Феликс, хочешь жить на Родине, в Израиле?
 — Лап, ну ты скажешь такое тоже? (Мотает вниз опущенной главою, нога на ногу, стряхивая и согребая затем ребром ладони со стола пепел в пепельницу; в ужасе разбегаются в разные стороны рыжие чистокровно, породистые, видно, тараканы.) Конечно, хочу; спрашиваешь! А куда я это всё дену. (И он обводит широко геометрично подбородком всю свою четырёхярусную, парусосделанную, как Ковчег Завета, Мастерскую-Корабль, с простреливающими снизу до верху лестничными маршами по всем палубам к самой верхней, откуда — вид на Матронин монастырь [как бьют колокола, бежит на самый верх, бросая всё; крестится, кланяясь низко и много: „Господи-Господи, помилуй мя, грешного!“].) У меня ведь там, ты даже не видел, на стеллажах ещё: Арон сам остался, много ещё, и Чернышёв, и Шиловская, и Богородский, и Алечка, моя дорогая, Лукашевкер, всё мне своё отдала \ завещала (подумаешь: „Хорошо, что я не художник — не нагружу никого в посмертии своём так, как эти!“), и Мунц с Фоминой гипсы ещё! Какой там «Исход»; куда-кому это всё?
Как и обычно (а Феликс исключение из правила?), мысль и талант художника разворачивают свою деятельность "от просто к сложному и обратно" в годы. Именно так появляются сначала простые композиционно и технически вещи: «Исход (малый)» (2013), «Хор (малый)» (2013), «Многодетная семья» (2013), — а следом достигающие `верха` в своей трудной пластический и технической эквилибристики, предельной художественной выразительности, какая только может быть извлечена из того, чтобы составить вместе то, что под ногами, распинаемое всеми стопами, другое, истово символические 2015 года создания: «В Парке», «Лестница в Небо», «Вавилонская Башня», «City», «В Храм». Все они, сопровождаемые бесчисленными графическими сериями, в том числе, абсолютно натурными, с квартирного их с Раей (потому-поэтому и жизнь феликсовая сейчас — райская, знаем) окна из 13 этажа высотки на Вернадского, — о Исходе; увы: вот, что волнует. И обычное сгасание эффекта, выраженное стандартно, в уменьшении размера произведения, сокращении детализации, количества сложностей и персонажей в композиции скульптуры до одного, но яркое пластически и безупречное по строю смыслово-эмоциональное и художественно-духовное высказывание, навершие всего цикла, куда вплавлены органично и шахматисты, и музыканты, и портреты семей на отдыхе — несомненные шедевры 2016 \ 2017: «Преодолевая гору ("Лужков Мост")», «Троица Пресвятая», «Тайна Вечеря», «Стена Плача», «Успение», тематически не распознаваемые идущие, стоящие, сидящие групповые, парные и одинокие фигуры, знаковые композиции просто двух-трёх составленных камней и подобранных с земли щеп, отслуживших иссохших деревяшек, ржавой проволоки, гнутых железяк...   
Как Феликс наш „умирал“ да сразу „воскресе“. 
Как вышло? А как всегда: лечили от одного, болел другим, а остановилось сердце. 27 ноября 2024 его не стало, в 16. (Это было ``по первачу``, внове ему, наверное, потом приспособился как-то.) Но он вдруг ожил (а как иначе могло быть с Феликсом?): „Так я воскресе?“ И все грохнули дружным смехом в реанимационной "Коммунарки", включая ожившего почившего!
На поминках народ, чуть погоревав, перейдя к следующей части процедуры, "горячему", стал поминать, а „каким же был при жизни усопший?“; повеселев заметно, заулыбались; да как грохнулся зал весь со смеху! И больше ни слезиночки горестной — покатывались со смеху только...
Представляем, до чего сейчас там ухохатываются все члены того самого самого "Страшного Суда": ангелы, архангелы, все святые и Троица Пресвятая, которых он так часто лепил с подобранных с-под ног придорожных камешек, когда слышат наши байки с поминок Феликса, как он собрал в лесу, куда его взяли учАстковые ``шестисотые`` соседи по грибы, одних ярко-красных шляпок с белыми жирными бляшками мухоморов: „Лап, ну да ты что не знаешь, их не есть, их же рисовать надо, смотри, какие они, Лапа моя, красивые?“ — или же о том, почему у феликсова дачного домика все стены кривыми-разными: „Так я их, Лапа моя, не по отвесу померял, а вон по той берёзе“, — А другие, Феликс? — „Ну а другие, Лап, — те по другим берёзам, естественно, а как же ты хочешь, Лап?“
Два точных высказывания, вынесенные в эпиграф: „В Феликсе Бухе есть изысканная наивность и простодушие древних, мастеров Равенны“, — Юрий Борисович Норштейн, режиссёр и художник, — и: „Феликс Бух абсолютно уникален, он ни на кого не похож, и на него никто не похож, самородок, он ни за кем не идёт, и за ним никто не идёт, у него нет и не может быть никаких учителей, учеников!“ — Григорий Израилевич Климовицкий, искусствовед и критик.
Феликс Бух велик, но не просто мастерскИ, художнически: он оставил нам бесценным достоянием главное сокровище своё — "нематериальное устное духовное наследие" (мудрец и пиит, юморист и новеллист, сказитель и мемуарист, ашуг и глашатай, правдорубец и пророк), неизгладимый по себе в каждом из нас след такой души, что будет светить \ греть, не иссякая; Художник Феликс Бух не просто „с нами“, как говорят, поминая теперь: „Бух, как Бог, всегда с нами!“, — непременно чокаясь за него, живого всех живых нас, но светоч этот горит всё ярче, ярче теперь: его произведения и его искромётные откровения, мысли и восторженные речи о нём с самого первого дня посмертия не сходят боле с выставочных подмостков Страны и с наших уст...
Мир праху твоему, наш бесценный друже! Знаем, ``чуя чуйкой``, сколь интересно  тебе  ‘’там‘’ всё, где ты сейчас, а истинно — в Райских Кущах, рядом с любимыми твоими: Александром Древиным, Марком Шагалом, Михаилом Соколовым, Александом Тышлером и другими, — ты, расшевелишь там всех, `усопших`, ‘’давая шороху и прикурить‘’ в Раю; творишь! да дерзай же, где нет зимы, тени и ночи, под Оком Божиим Его.


6 марта | ночь | 2025, для Выставки в "Открытом Клубе" (март \ апрель 2025):
«КАМЕННЫЙ МИР МАСТЕРА ФЕЛИКСА БУХА: 1948 \ 2024
"Мелкомодульная римская мозаика": 1992 \ 2012 
"Библейский цикл": 2013 \ 2018» 

С благословения Семьи Художника и Президента "Фонда Художника Феликса Буха", Раисы Дмитриевны Бух — Артём Киракосов | текст и фото |, биограф

АвтоТекст # 0244 за 2025:
http://proza.ru/2025/03/29/536




 ``   `


Рецензии