Клейнмихели в истории Курского края
В отличие от Аракчеева, о котором и сейчас помнят хорошо, хоть и в значительной степени предвзято, Клейнмихель в настоящее время знаком всем лишь благодаря упоминанию в эпиграфе входящего в школьную программу стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: «Папаша! кто строил эту дорогу? Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!»
Он был человеком таранного типа – из тех, что выполняют поставленную перед ними задачу любой ценой, не считаясь с потерями.
Таких людей очень не любят современники, называя жестокими и бездушными. Потомки в лучшем случае – стараются побыстрее забыть их заслуги, а в худшем – демонизируют, щедро «мажут черной краской». Но при реализации масштабных и жизненно важных проектов государство не может обойтись без личностей такого масштаба и склада. Они приходят и оставляют после себя не руины, а созданные на пустом месте металлургические предприятия, как Никита Демидов, атомную отрасль промышленности, как Лаврентий Берия, или железную дорогу между двумя крупнейшими городами страны, как Петр Клейнмихель.
П. А. Клейнмихель родился в 1793 году в семье «служилых немцев» и был российским дворянином во втором поколении. Известно, что прадед его, служил в саксонской армии, дед был пастором в Риге, а отец начинал службу всего лишь капралом в Киевском мушкетерском полку. Любопытно, что в буквальном переводе с немецкого языка фамилия Клейнмихель означает «Маленький Михель». Отец героя, Андрей Андреевич, носивший эту фамилию, по воспоминаниям современников, маленьким совсем не был, ростом и осанкой он походил на медведя.
Никаких протекций Клейнмихель-старший не имел, был настоящим служакой, воевал в Польше (1778–1779 гг.) и в Крыму (в 1783 году). Потом долгое время возглавлял Второй кадетский корпус. В 1812 году А. А. Клейнмихель сформировал в Ярославской губернии 6 полков народного ополчения, которые присоединились к российской армии в Тарутинском лагере.
Умер он в сентябре 1815 года под Белостоком в звании генерал-лейтенанта. В это время он занимал должность начальника главного штаба 2-й резервной армии, назначенной действовать против вернувшегося с Эльбы Наполеона.
По обычаям дворян того времени Петр Клейнмихель был записан родителями в лейб-гвардейский Гренадерский полк сразу после рождения. Учился в кадетском корпусе отца, не пользуясь и малейшими привилегиями. В 1808 году в возрасте 15 лет стал подпоручиком. В марте 1812 года перевелся в знаменитый Преображенский полк, а затем был назначен адъютантом к хорошо знавшему его отца Аракчееву.
Назвать эту должность лёгкой и приятной нельзя даже при очень большом желании. Однако молодой Клейнмихель оказался чрезвычайно ответственным трудоголиком и с Аракчеевым сработался.
В 1814 году уже капитан Клейнмихель ненадолго стал флигель-адъютантом императора Александра I и познакомился с его братьями Константином и Николаем: привез им распоряжение отправиться в Базель (подальше от основного театра боевых действий). Некоторое время выполнял обязанности петербургского плац-майора, то есть был заместителем коменданта столицы.
В 1816 году П. Клейнмихель женился при весьма странных обстоятельствах. Девушка, ставшая его первой супругой – Варвара Александровна Кокошкина, была похищена им из церкви, в которой находилась с матерью. Лихой герой-любовник был арестован на 2 недели, но, ввиду прежней беспорочной службы, этим все и ограничилось.
Вопреки ожиданиям, этот брак оказался неудачным, супруги постоянно ссорились, и Варвару регулярно утешал её двоюродный брат Н. М. Булдаков. Он был сыном Михаила Матвеевича Булдакова – директора знаменитой Российско-американской компании, который получил потомственное дворянство в 1828 году.
Михаил Матвеевич Булдаков Был женат на младшей дочери Основателя Русско-американской компании Шелихова Григория Ивановича, а граф Резанов был женат на старшей дочери Шелихова и занимал заметную должность - обер-секретарь Правительствующего Сената.
Утешения Николая Булдакова зашли настолько далеко, что император, по ходатайству Клейнмихеля, запретил ему жить в городе, где в тот момент находилась его сестра. Но Варвара сама стала навещать его – с неизменным взаимным «утешением». В конце концов, супруги заключили сделку, согласно которой Варвара оставляла мужу все приданое, а он взамен именно себя объявил неверным мужем, благодаря чему и состоялся развод. Получившая свободу Варвара вышла замуж за Булдакова, который со временем стал симбирским губернатором, но, как говорят, не была счастлива и в этом браке: пылкие любовники далеко не всегда становятся хорошими мужьями.
В 1819 году графу Алексею Андреевичу Аракчееву, вопреки его воле, было поручено командовать военными поселениями. Идея их организации принадлежала Александру I, Аракчеев же выступал против. Он даже стоял на коленях перед императором, умоляя его «не образовывать новых стрельцов». Однако Александр I был непреклонен и назначил его главным начальником Отдельного корпуса военных поселений. Петр Клейнмихель в марте 1819 года был назначен на должность начальником штаба Отдельного корпуса.
В сентябре 1825 года в Грузино была убита фаворитка Аракчеева – Настасья Минкина, которая своим самодурством довела дворовых людей до отчаяния. Расследование по этому делу вели новгородский губернатор Д. Жеребцов и генерал-майор П. Клейнмихель. Впавший в депрессию Аракчеев так и не оправился, отошел от дел и скоро умер. Однако на карьере Клейнмихеля это не сказалось ни в малейшей степени.
22 августа 1826 года он получил должность генерал-адъютанта. С 1830 года руководил работами по составлению исторического описания одежды и вооружения российских войск, его сотрудником был А. В. Висковатов, под редакцией которого с 1841 по 1862 год были изданы 30 томов «Исторических описаний одежды и вооружения Российских войск с 862 года до эпохи Николая I.
1 мая 1832 года Клейнмихель стал дежурным генералом главного штаба императора. А 19 июня 1835 года был назначен директором департамента военных поселений с одновременным исполнением обязанностей начальника инспекторского департамента военного министерства.
Все приказы и распоряжения П. Клейнмихеля были написаны весьма совершенным слогом, того же он требовал и от подчиненных и добился успеха. По свидетельству К. И. Фишера действительного тайного советника, сенатора, директора департамента железных дорог - «дурной слог и почерк бумаг, исходящих из главного управления, изменился к лучшему; большую часть бумаг стали составлять с большим тщанием, а почерк во всех сделался вдруг весьма хорошим».
Клеопатра Петровна в девичестве Ильинская, вдова штабс-ротмистра В. О. Хорвата, жена Клейнмихеля с 1832 года. Она была родственницей фаворитки Николая I В. А. Нелидовой, статс-дамой, председательницей Патриотического общества, была награждена орденом святой Екатерины
К. И. Фишер вспоминал: «Слава Клейнмихеля заключалась единственно в точном и строгом исполнении… он мог так организовать дело, что любое приказание государя обязательно исполнялось».
Инженер-путеец В. А. Панаев, знавший Клейнмихеля по работам во время строительства железной дороги, связавшей Петербург и Москву, пишет: «Клейнмихель был до крайности горяч, нетерпелив, необыкновенно энергичен, быстр в решениях и обладал характером твердым и, в особенности, независимым. Он не терпел ни малейшего вмешательства, кого бы то ни было, в дела до него относящиеся... он был очень умен, талантлив и обладал особенною опытностью в вопросах административного свойства, и потому был всегда на месте, что бы ни попадало в круг его деятельности, а следовательно, превосходным министром врученной ему отрасли... Он решительно не обращал внимания ни на кого, смело вступал в борьбу со всеми и твердо шел, помимо всех возможных препятствий и посторонних интриг, к цели, которую назначил себе... он представлял из себя олицетворение врага бюрократического порядка… Клейнмихель наводил ужас на всякого, кто стремился к злоупотреблениям».
А вот мнение баварского посланника О. де Брэ: «Деятельный, беспощадный и неумолимый в выборе средств, Клейнмихель не признавал трудностей и как будто хотел доказать, что на свете нет ничего невозможного. Он относился к людям, как к орудиям и машинам, не зная сострадания. Имея в своем распоряжении огромные суммы и неограниченную власть, Клейнмихель возвел, во исполнение императорских приказаний, большие и полезные здания. Его ненавидят и презирают».
Да, П. А. Клейнмихель был не творцом, осуществляющим лично разработанные планы, а всего лишь деятельным и добросовестным исполнителем чужих замыслов. При этом он без колебаний брался за дела, совершенно ему незнакомые, и, как ни странно, обычно успешно с ними справлялся.
В 1837 году он возглавил работы по ремонту Зимнего дворца, серьезно пострадавшего от пожара (выгорели второй и третий этажи). Обязался закончить все за год и три месяца, что многим показалось абсолютно нереальным (по самым смелым прогнозам на ремонт требовалось два года) – и уложился в срок, получив от императора медаль с надписью «Усердие все превозмогает», а от придворных – прозвище «Дворецкий
В 1838–1839 гг. солдаты военных поселений под руководством Клейнмихеля между Петербургом и Варшавой по проекту Жака Шато протянули самую длинную в мире (1 200 км) линию оптического телеграфа. Были построены 149 промежуточных станций с башнями высотой от 15 до 17 метров каждая. Телеграф обслуживали 1 908 человек, для подготовки телеграфистов в 1840 году открыли «сигнальную школу». Передача 45 условных сигналов из одного конечного пункта в другой при ясной погоде занимала 22 минуты.
В 1836 году П. А. Клейнмихель был включен в специальный комитет для рассмотрения электромагнитного телеграфного аппарата Шиллинга (его председателем стал управлявший то время морским министерством А. С. Меньшиков). Для проведения испытаний была построена телеграфная линия длиной пять верст, часть которой проходила через внутренний канал адмиралтейства. Испытания прошли успешно, и было принято решение о строительстве уже настоящей линии телеграфа, которая соединила бы Петербург и Кронштадт. Работы были прекращены из-за смерти Шиллинга.
В марте 1839 года П. А. Клейнмихель получил титул графа Российской империи. А в 1842 году он был назначен членом комитета по строительству железной дороги из Петербурга в Москву (его председателем был А. Х. Бенкендорф), а затем – и главноуправляющим путями сообщения.
Комитет министров тогда дал по этому проекту отрицательное заключение. Однако император прислушался к мнению Н. О. Крафта и П. П. Мельникова, изучавших опыт строительства железных дорог в США. Николай I заявил: «Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как дело великой государственной важности. И надеюсь, что потомство оправдает мое решение».
Дорогу длиной в 604 версты решено было строить сразу в две колеи и это оказалось правильным решением. Тогда же и было решено строить с «русской шириной колеи»- 1520 мм, что допускает к эксплуатации на скоростных железных дорогах от 1516 до 1524 мм, хотя колея первой Царскосельской железной дороги в России Санкт-Петербург — Царское Село, открытой в 1837 году была 1829 мм или 6 футов.
Волею судьбы сын Петра Андреевича Клейнмихеля- Константин Петрович Клейнмихель (1840-1912) стал одним из богатейших помещиков Курской губернии унаследовав владения Переверзевых и главное из них в селе Ивня после смерти Александры Ильиничны внучки Переверзева Никанора Ивановича в 1871 году. Клеопатра Петровна Клейнмихель скончалась 1865 году из-за туберкулеза. Супруг пережил ее на 4 года. Они оба упокоились под Петербургом, в семейном склепе. Граф и графиня пережили только одного своего ребёнка - всем остальным была уготована долгая жизнь.
Граф Константин Петрович Клейнмихель (1840–1912) -действительный статский советник, почётный гражданин Курска, с 1879 года владелец поместья Ивня крупный землевладельц, имел поместья в Обоянском, Льговском и других уездах Курской губернии обретённые, в своё время, трудами Переверзева Никанора Ивановича.
Но не только славой отца Петра Андреевича он был знаменит:
Участвовал в подавлении польского восстания 1863 года и за отличие награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
Избирался почётным мировым судьёй по Курскому, Обоянскому и Мглинскому уездам.
Состоял от священного Синода почётным попечителем всех церковно-приходских школ и школ грамотности по всему Обоянскому уезду Курской губернии.
Один из основных владельцев акционерного «Общества Курско-Киевской ж.-д.», владелец Курско-Ржавского сахарно-рафинадного, Ивнянского и Переверзевского свеклосахарных заводов.
Построил железнодорожную ветку Ивня станция Марьино, затем Клейнмихелево, а с 1914 года станция Ржава для вывоза сахара и зерна, подвоза необходимых материалов, что соединило станцию Ржава Курско-Белгородской линии со станцией Готня Железной дороги Льгов-Харьков.
К. П. Клейнмихель умело продолжил дело помещиков Переверзевых и Карамзиных. Его владения состояли из хорошо поставленных и оборудованных экономий, лесных угодий, ухоженных полей. В Ивне были созданы все условия для значительного роста населения.
Клейнмихель приложил много сил для развития ивнянского хозяйства: достроил дворец, открыл древесный питомник, заложил плодовый сад на 20 десятин, построил оранжереи, развивал торфоразработки, усовершенствовал сахарное производство.
Один из сахарных заводов построенный в 1859 году в Обоянский уезде, Должонской волости, близ села Переверзевка действует и в наше время. С новым адресом Курская область, Беловский район посёлок «Коммунар» продолжает вырабатывать сахар из свёклы, выращенной на здешних чернозёмах.
За южной окраиной Курска Константин Петрович владел большим лесом, раскинувшимся на обоих берегах Сейма (его часть ныне лесопарк «Солянка»). В этом лесу он построил самую крупную в Курске мельницу, молочную, свино- и птицефермы, а 4-квартирные дома для рабочих и служащих мельницы и 2-квартирные дома для работающих на фермах, 2-этажный рабочий клуб, школу и другие постройки.
Немало средств Клейнмихель вкладывал в организацию многочисленных благотворительных музыкальных концертов для малоимущих, в которых принимала непосредственное участие его жена.
Курская городская усадьба Клейнмихеля была расположена в доме № 12 по ул. Золотой, сохранившемся до настоящего времени. В 1896 году Клейнмихель продал это здание со значительной скидкой Курскому обществу для размещения в нём бесплатной больницы для бедных.
Константин Петрович был женат:
1-й брак — графиня Нина Викторовна Канкрин внучка Е. Ф. Канкрина. В браке родился сын Петр, который после смерти матери воспитывался у ее родителей. Скоропостижно скончался молодым, похоронен в имении отца в Ивне.
2-й брак (с 1884) — Екатерина Николаевна Богданова (1867— ?), дочь курского губернского предводителя дворянства в 1881—1887 годы Николая Алексеевича Богданова.
Их дети:
Клеопатра (1886—1966), замужем (с 28 апреля 1910 года) за Георгием Викторовичем Мартыновым (1880–1924). Сотрудница Русского Красного креста, возглавляла сестричество Серафимо-Дивеевской общины во Франции, похоронена в Муазене. Их дети Константин и Софья умерли до 1920 года в Крыму. Клеопатра Константиновна и ее муж эмигрировали из Советской России.
Владимир (1888—1917), окончил Пажеский корпус, служил в лейб-гвардии Гусарском полку. Заколот штыками солдатами Лужского гарнизона.
Наталья (1890—1988), фрейлина императрицы Александры Федоровны, не замужем. После 1917 года — в эмиграции.
Елена (1893—1982). 1-й брак — Всеволод Всеволодович Пущин (1883–1914, погиб в Первую мировую войну. 2-й брак — князь Николай Петрович Трубецкой. Дочь — Елена Всеволодовна Пущина (в замуж. Хазова; 1913—2001, Париж). Эмигрировала, работала манекенщицей в доме моды князя Феликса Юсупова.
Ольга (1894—1981). Автор книги мемуаров «Потрясение» (Париж, 1988), одна из глав которой посвящена родовому имению Клейнмихелей в селе Ивня Обоянского уезда Курской губернии. Ольга Константиновна была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. Муж Ольги Константиновны — Павел Алексеевич Воронов (1886–1969), единокровный брат писательницы был мичманом на императорской яхте «Штандарт». В 1920 году эмигрировали, жили в США, а после его смерти Ольга Константиновна переехала в Австралию к дочери Татьяне (род. 1922) и внучке Александре. Александра де Фиркс в настоящее время живет в Мельбурне, и ведет блог, посвященный истории ее семьи.
Свидетельство о публикации №225032900792