Так оно и было. 6
https://t.me/poems_Rashevsky
Вот и получается такой этнический коктейль украинского этноса: славяне, арийцы-иранцы, германцы-остготты, германцы-норманы, тюрки,
монголы. Почти каждый из этих народов оставил свой след или в
топонимики этой местности, или в украинском языке, или в именах, в
украинской культуре, в украинском характере. Вот простой пример: в
Харьковской области есть сёла Печенеги, Старый Салтов, Черкасская
Лозовая, район Харькова Салтовка. Словарный запас мовы обильно
сдобрен словами северо-кавказского и тюрского происхождения: тын,
тато, хата, чобот, лаз, чумак, казак, тютюн, кош, казан, лелека, курень,
бурда, войлок, сарай, бачить — от бач (смотри), кабан, войлок,
саранча, торба, харч, таракан, чулан, таз, сагайдак, ревень, атаман, есаул,
чугун, кобза, коза, башка, чума, сердюк, черга, качка, кацюба, кавун,
джура, гайдамак, гайда, хвойда, капелюх, хутро, хустка, кобеняк, очипок,
кафтан, шалаш, кушак, шайка, опанча, чувал, бурлак, ватага...Среди слов
такого происхождения немало слов повседневного обихода, не просто
заимствованные термины, что подчёркивает исконность этих слов для
населения центральной части Украины. Именно для центральной части
Украины характерен в фамилиях тюркский суффикс -енк: Бондаренко,
Петренко, Кравченко, Шевченко и т. д. Кстати о, пожалуй, самой
знаменитой и при этом почти самой распространённой украинской
фамилии — Шевченко. Фамилия Шевченко — двусоставная и состоит из
двух адыгских искажённых слов: шоу джэ, что означает — православный
священник. Версия о происхождении этой фамилии от профессии швец
не верна, так как в украинском языке нет слова швец, но есть слово
кравец и очень распространены фамилии, образованные от этого
слова — Кравец, Кравченко, Кравчук. Кстати и окончание фамилий -ук и
-юк — тоже свидетельствуют о тюркском факторе — бунчук, бузулук,
башибузук, каюк, байстрюк...
Ставший уже классическим стиль одежды украинца — чоботы (сапоги),
шаровары, кушак (широкий пояс), жупан и долгая каракулевая шапка с
суконным верхом — это ведь тоже стиль, характерный как для тюркских
народов, так и для северо-кавказского населения того времени. А
классическая украинская хата — мазанка под соломенной крышей — это
ведь отнюдь не исконный тип жилища восточных славян, который в
основном жили или в землянках, или в полуземленках, или в бльших
деревянных постройках практически одним родом. И бороды брили
черкасы и усы одни оставляли также как и тюрки.
То есть речь о том, что Украина (та её территория, которая была
подконтрольна ВКЛ и Речи Посполитой) регионально была к XVI веку
этнически неоднородна. И это не удивительно и не уникально.
Геополитически территория современной Украины была всегда
проходным двором - степь, соединяющая Европу и Восток, Днепр -
речная артерия, соединяющая Север и Юг - путь «из варяг в греки».
Много сюда разного народа приходило и каждый или почти каждый так
или иначе внёс свою посильную лепту в этногенез современных
Украинцев. И даже остготты - не только тем, что задержались на берегах
Днепра на некоторое время, предводимые Германарихом, но и, по
версии некоторых исследователей, дали название жителям украинских
Карпат - гуцулам. Гуцул - это искажённое готсол- готтский, то же что и
русский - не этническая группа, а кто «под кем ходит», то есть кому дань
платит.
Да и практически ни одна европейская страна не сформирована одним
этносом, разве что за исключением малого числа небольших стран. А так
- кто там только не собран воедино в той Франции, Германии, Британии,
Испании, Швейцарии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Бельгии, Греции,
даже в на первый взгляд моноэтнической Польши - есть и сами поляки,
есть и балты, есть германцы, украинцы, русины, чехи.
Изначально страны формировались не по принцу ареала обитания
этноса, а в феодальную эпоху по принципу владения территории
монархом. И каждый порядочный монарх ставил себе за правило
приумножить отцово наследство - земельку. Или оружием, или
династическим браком, или наследством по праву родства с умершим
монархом. Такого принципа старались придерживаться Габсбурги —
самая успешная в этом плане династия: пока одни воюют, мы удачно
женимся.
Поскольку, повторюсь, экономика подавляющего большинства
феодальных стран являлась аграрной - чем больше земли, тем больше
народа, её обрабатывающего и содержащего весь средневековый
госаппарат. Поэтому были тогда не граждане, а подданные монарха. А
подданными могли быть люди самых разных племён и народов, проживавшие на самых разных землях - яркий пример империя тех же самых испанских Габсбургов, над которой никогда не заходило солнце. В Европе им в средневековье принадлежали помимо Испании, одно время Португалия, южная Италия - Сицилия, Неаполь, Австрия, Нидерланды, Бургундия, Хорватия, Венгрия, Славония, Галиция. Огромные владения на Американском континенте. Одна Мексика чего стоила?! Территория которой тогда была намного больше современной — половиной её бывших земель на западе сейчас владеют США. А что из себя представляла собственно сама Испания? Конгломерат некогда королевств, графств и бывшего Кордовского халифата. Поэтомуэтнический состав был и остаётся очень разнообразный. Да как, практически, во всех средиземноморских странах. На Востоке была такая же картина - Османская Порта.
Только с момента перехода в некоторых территориальных локациях,
объединённых помимо этого признака религией, языком и общими
экономическими интересами, на другую стадию общественно-
экономической формации — с феодализма на капитализм, когда
торговый, промышленный и ростовщический локальный капитал,
стимулируемый ростом, вследствие развития науки, техники — производительных сил и географических открытий, стремился себя не только уберечь от
посягательств извне, но и сам был не прочь посягнуть на контроль над
торговой логистикой, на источники сырья и рынки сбыта своего товара,
принадлежащие другим странам, стала образовываться нация.
Только, когда сформировано такое явление как капитал данного
общества - деньги в достаточно большом объёме, принадлежащие
группе лиц, не важно при этом какого они сословия и происхождения эти
самые лица, когда эти осознавшие себя субъектами экономической
жизни лица требуют для себя правовые гарантии, отражённые в
конституции и законодательных актах, только тогда появляется главное
условие для образования нации. А с образованием нации и появляется
гражданин вместо просто подданного монарха или другого феодала.
Человек, имеющий право владеть частной собственностью и это право
ему гарантировано конституцией. С этим появляется и буржуазная
избирательная система и буржуазная представительская демократия.
Правда, не для всего населения, есть ограничения по классовому и
половому признаку. Женщина в странах молодой демократии вообще не
считалась гражданином, ибо она не была субъектом экономической
деятельности, а значит, и субъектом правовых отношений.
Демократия была буржуазной, а значит с серьёзными поправками на
место и время. Но в любом случае этого было достаточно, чтобы в
Англии, Голландии, затем в Северо-Американских Соединительных
Штатах и во Франции появились вместе с буржуазной демократией и
нации.
На сломе эпох — феодальной и буржуазной — в XVI-XVII вв
реформация общественной жизни, надстройки над экономикой —
базисом, начиналась с её на тот период матрицы — религии. Религия
играла роль в общественной и политической жизни средневековья,
которую трудно переоценить. Именно поэтому религия стала
фундаментальным фактором в становлении украинской нации в
указанный период, а именно защита православия от попыток
окатоличивания населения южно-русских земель Польшей. Собственно
национально-освободительная борьба православного населения Речи
Посполитой обрела ещё и этнические черты — эта борьба была против
поляков и их управленцев — евреев (жидов). В еврейской иерархии
врагов этого вездесущего народа гетьман Зиновий-Богдан Хмельницкий занимает почётное второе место сразу
после Гитлера. Даже Ясир Арафат и все вместе взятые лидеры ХАМАС и
Хезболлы не удостоены такой чести. Три категории населения Восточных
земель Речи Посполитой тогда оказались резко враждебными
восставшим козакам Хмельницкого: поляки, евреи и греко-католики
(униаты), которых население, сохранившее преданность религии предков
— православию, справедливо считало предателями. Наибольшее
количество униатов располагалось тогда и располагается сейчас в
Галиции. Антагонизм центральной и западной Украины, зародившийся
тогда, со временем привёл к фундаментальному расколу. Исторические
противоречия были не только не сняты в период постсоветской
незалежности, но и усугублены национальными политиками и силами
извне.
УПА была неоригинальна в своём терроре поляков и евреев — те же
межнациональные антогонизмы, что и сотни лет до этого. Только с одной
поправкой, если тогда униаты выступали на стороне польских католиков
в силу общности врага — православного восставшего населения южно-
русских земель, то в середине XX века именно греко-католическое
духовенство выступило оплотом и одними из организаторов
националистического движения Галичины. Неудивительно, что и сам
Степан Бандера был сыном униатского попа. Но ОУНовцами борьба велась не только против поляков и евреев, а и против пришедших на их
земли советских граждан, среди которых много было с Украины. А среди
них были потомки козаков, беспощадно уничтожавших в своё время
предков ОУНовцев-униатов. Кроме этого, среди жертв ОУНовцев
немалую долю занимают и их земляки — жители Западной Украины, в
чьих семьях кто-либо так или иначе сотрудничал с «москалями» - бойцы
Красной Армии, сотрудники НКВД, бойцы отрядов народной
самообороны против бандеровцев, коммунисты, комсомольцы,
сотрудники органов советской власти и государственных учреждений,
даже учителя. Жестоким и показательным казням подвергались
практически все члены семьи, любого возраста и пола. Чем более
советская власть интегрировала в активную деятельность своих новых
граждан на Западной Украине, тем более жестоким был террор в
стремлении ОУНовцев удержать от «коллаборационизма» с
большевиками своих земляков.
Это миф, насаждаемый современной украинской властью, что якобы
подавляющее большинство населения Западной Украины были
настроены резко антисоветски и русофобски, чем и была обусловлена
масштабная деятельность ОУНовского подполья. А как же те люди, кто
был призван в конце 30-х и перед самой войной и первые дни
гитлеровского вторжения в ряды Красной Армии, кто пошёл на службу в
органы НКВД, кто после освобождения Западной Украины от нацистов
был призван в Красную Армию и кто влился в отряды самообороны,
желая отомстить ОУНовским карателям за погубленных ими своих
родственников и близких людей, кто не хотел жить в бесконечном страхе
и прежней нищете? А таких было тоже немало. После освобождения
огромное количество людей из территории, охваченной деятельностью
ОУНовского подполья, переехали целыми семьями в другие регионы
УССР и СССР в стремлении просто спокойно работать и жить мирной
жизнью, не опасаясь расправы от рук своих неугомонных земляков.Абсолютно беспочвенны заявления некоторых патриотов-русофобов о
том, что Зиновий Михайлович Хмельницкий, прозванный народом
Богданом и более нам так и известный как Богдан Хмельницкий, дескать
предал народно-освободительное движение украинцев, сдав козацкие
вольности русскому царю.
Выбор Хмельницкого и козаков под его командованием в пользу
Русского царства был отнюдь не случаен: каждый раз после очередного
неудавшегося антипольского восстания козаки спасались от
преследования шляхты на землях московского царя. Эта территория потому и получила своё название - Слобожанщина, что её активно
заселяли беглые черкасы - теперь это Харьковская область, северо-
восточная часть Сумской, северо-запад Луганской областей в Украине, а
также южная часть Белгородской и Курской областей в России. Под Харьковом и
сейчас есть село Черкасско-Лозовая. К тому же Запорожские козаки
всегда были в тесных союзных отношениях с Донскими казаками,
нередко совместно предпринимая те или иные боевые действия. Поход
Лжедмитрия на Москву был прежде всего походом объединённых казачьих
сил - запорожцев и донцов. Запорожцы вместе с донскими казаками
участвовали в «Азовском сидение» - бессмертном подвиге вольных
русских людей, отбив у турок крепость Азов и потом пять лет её
удерживая под своим контролем с 1637г по 1642г, практически перед
самым восстанием под предводительством Хмельницкого. Столица
Всевеликого Войска Донского - Новочеркасск, была основана русско-
литовским князем Дмитрием Вишневецким совместно с запорожскими
козаками, Иван Богун начинал свою воинскую карьеру с походов в Дикое
Поле — за Чугуев на переправу на Северском Донце, где в него впадает
речка Боровая — там сейчас города Лисичанск и Северодонецк, и село
Боровское тогда было. Схожесть языков и одинаковая религии были
весомыми аргументами в выборе, с кем дальше жить.
В Москве гораздо менее, чем в Украине, были вначале заинтересованы
в союзе с нею. Точнее, это согласно украинским ожиданиям должен быть
союз, уния, двух держав, а с московской точки зрения — присоединение
к своему владению новой территории на добровольной с её стороны
основе. Не особо проявляли в Москве к Украине интерес и потому, что
всегда национально-освободительные козацкие восстания рассматривались московскими властями как смута и бунт против легитимного, с их
точки зрения, во всех отношениях польского короля, которого
московский царь называл в своих грамотах и посланиях к оному, в зависимости от
характера взаимоотношений между монархами, то «дорогим братом», то
просто «братом». Московское духовенство рассматривало украинскую
церковь как еретическую, ибо в Киеве себе позволяли переводить
духовную литературу с церковно-славянского (староболгарского) на
южно-русский (староукраинский) язык. При обряде крещения в
украинских церквях просто обливали водою, а не погружали кресника в
купель с водою. Украинское козацтво вообще рассматривали
практически как враждебный Москве фактор — всегда все польско-
литовские войны с Москвою в XVI и XVII столетиях проходили с
активейшим участием реестровых козаков и запорожцев. Достаточно
вспомнить Смуту и блестящие победы Коношевича-Сагайдачного над
московитами. По личной просьбе царя Алексея Михайловича польским
королём Яном II Казимиром козацкий сотник тогда Иван Богун был
приговорён к смертной казне за организованную им стычку с донскими
казаками на Дону, в результате которой он успешно отбил у оных
укрепсооружение.
Альтернатива - Османская Порта. С одной стороны после
Молдавского похода перед Богданом Хмельницким и его козацкой
старшиной был яркий пример — Молдавия, сохранявшая свой
суверенитет и православную веру под вассалитетом Порты. Но Молдавия
не была Украиной — транзитной для крымских татар территорией для
похода на Московию и Польшу. Частые и неизбежные стычки с Ханством,
набеги на Крым запорожцев неминуемо привели Украину к конфликту и
со Стамбулом, под протекторатом которого находилось Крымское
Ханство. К тому же нельзя исключать и реальный риск омусульманивания
Гетьманщины. Правосланые козаки предпочитали грабить Крым и
причерноморские поселения, а также пиратствовать в Чёрном море и
препятствовать татарам грабить русские земли, нежели наоборот —
совместно с «бусурманами» разорять православные земли. Хотя,
совместные разовые военные акции козаки и татары предпринимали - и
в войне против ляхов, и в походе гетьмана Ивана Выговского, бывшего
Генерального писаря при Хмельницком, и против Москвы. Военно-
политические союзы и геополитические ориентиры в те времена были
очень скоротечны и изменчивы — никто не желал усиления никого из
соседей. Поэтому объединялись против более сильного, а значит,
опасного, до тех пор пока не переставал быть таковым. Потом можно
было объединиться со вчерашним врагом против вчерашнего союзника:
дабы помешать тому доминировать в регионе.
К тому же изначально договор между запорожцами и Русским
царством предполагал сохранение широких прав и автономии
гетьманщины. И даже после постепенного поглощения русской
администрацией контроля над Гетьманщиной, всё равно украинский
народ в массе своей сохранил свою самоидентичность - веру и язык, а
козацкая старшина свои привилегии, из которой появились как
некоторые аристократические фамилии, так и военные и
государственные деятели Российской империи. Козацкая старшина
смогла интегрироваться в российскую государственность на равных с
русским дворянством, сама получив этот же статус и земли, став малороссийкими феодалами - Мазепа был одним крупнейших в Российском государстве землевладельцем, имевшим «маетки» не только
в гетьманщине, но и на исконно русских территориях, а в Москве ему
принадлежал роскошный особняк. Что, разумеется, было бы невозможно
в Речи Посполитой, отличавшейся резко враждебным отношением к
южно-русскому народу и православной конфессии. Я не случайно
избегаю излишнего употребления таких терминов как Украина и
украинский - тогда ещё не было сформирована та общность, которая
себя осознала именно украинским народом, а свою землю Украиной.
Даже Богдан Хмельницкий именовал себя «князем руським» ибо, не
смотря на изначальный этнический микс, православное население
Надднепрянщины и южно-русских земель считало себя приемниками
именно Руси. Да и сама Галиция именовалась в Речи Посполитой —
Русским воеводством (Wojew;dztwo ruskie). Правда в эту землю входили и
ныне посльские территории с русскими городами Пшемысль
(Перемышль), Хелм (Холм), Замосць (Замок) — земли Червонной Руси.
Малая Россия — это, вопреки мнению многих современников, не
уничижительное название территории нынешней Украины, данное ей в
Москве или в Санкт-Питербурге. Отнюдь. Возникл он в Константинополе в
клерикальной среде для определения территории епархий Юго-
Западной Руси, образовавшейся после распада той Руси, которую
значительно позже назовут Киевской.
Свидетельство о публикации №225032900844