Память крови

     Вечерние тени медленно опускались на древнюю землю Константинополя, теплый ветер тихим шелестом проникал в опечаленную душу Светланы. Крикливые чайки, кружась над Босфором, в знойном воздухе чувствовали невысказанную горечь давних лет, они словно стражи памяти, несли в своем полете эхо утраченных мгновений. Синее побережье раскрывало перед взором девушки необъятные просторы. Волны, монотонно беспокоя берег, наполняли его сладковато-соленым ароматом. На горизонте, где небо соприкасалось с морем, сумеречный отблеск заката напоминал о происходящей здесь трагедии более века тому назад. Сквозь волнения и тревоги, до сознания Светланы доходили грустные мелодии прошлого. Мир вокруг неё отражал в себе искры человеческих страданий. Природа, живая и таинственная, на мгновение замерла, перенося сознание Светланы в тот страшный 1915 год.
     В сердце Стамбула, где улицы напоминали живую ленту истории, раздавалось эхо боли и страха. Гордые минареты, когда-то возвышавшиеся как символ единства, теперь стали свидетелями трагедии, которая разворачивалась перед глазами мирных жителей. На фоне узких улочек и ярких базаров, где крики продавцов смешивались с ароматами пряностей и свежего хлеба, скрывалась история подавлений и преследований.  Геноцид армян 1915 года оставил неизгладимый след в памяти города. Стамбул, который был домом для многих, стал полем жестоких конфликтов и утрат.
    Путь Светланы лежал в поселок Чибуклук. Она обращалась к местным с просьбой указать дорогу, но её расспросы вызывали у них  удивление, однако, узнав о причине интереса, они с готовностью давали подробные указания, хваля Чибуклук за его красоту и очарование.
  Воодушевившись, Светлана направилась к морскому порту, где приобрела билет на паром. Бескрайные морские дали и живописные виды вызвали в душе девушки необъяснимое волнение. Окружающая среда напомнила ей родную Абхазию. Эти две страны были поразительно похожи. 
  Перед взором Светланы Чибуклук предстал совершенно ином виде, чем она могла себе представить. Современный облик поселка городского типа на берегу залива Босфор ошеломил ее своей роскошью: дорогие автомобили, шикарные кафе и рестораны, элитные отели, великолепные виллы вдоль берега, богатые сады говорили о том, что это место далеко не то село, откуда происходили её предки. Проверив свои записи, Светлана с сожалением обнаружила, что ей неправильно подсказали местоположение того Чибуклука который искала она.
    В человеческой природе глубоко заложено чувство принадлежности и самопознания. Жизнь как течение реки, непрерывно движется вперед, унося с собой все пережитые трудности и печали. Несмотря на то, что человек с годами отдаляется от своего прошлого, связь с истоком, с местом происхождения его рода остается неизменно важной. Потомки армянского народа, рассеянные по всему свету, до сих пор сохраняют духовную связь с исторической родиной. Эта связь подобно невидимой нити, сплетенной на генетическом уровне, привязывает их к той земле, где жили и покоились их предки.
   Поездка в Турцию, хоть и не дала Светлане возможность побывать в родном селе предков, пробудила в ней глубоко скрытые воспоминания о рассказах прадеда, что подтолкнуло её к поискам истории своей семьи.
    Род Вартикян-Хамалян берёт своё начало от прародителя Ованеса.  К сожалению, сведения о более древних предках и происхождении родового гнезда неизвестны. В семейных преданиях сохранилась лишь небольшая легенда о смене фамилии. Предки Светланы, подобно многим армянским семьям, часто занимались случайными заработками, ходили на «хамалутин», т.е. подработку. Угнетенный армянский народ в Османской Империи, особенно крестьянское сословие без прав и привилегий, бралось за любую работу, чтобы удержаться на плаву. Слово «хамал» в переводе с турецкого означает «упорный работник, трудяга». Со временем благодаря трудолюбию за родом Вартикян закрепилось прозвище «хамал», которое вытеснило настоящую фамилию и заняло свое полноправное место в этой семье.
   Ованес Хамалян жил в селе Чибуклук, в районе Фатца провинции Орду Османской империи. Причины переселения предков Ованеса именно в село Чибуклук остаются неизвестными, предположительно, это было связано с поиском работы или иными обстоятельствами. Однако, именно в Чибуклуке начинается новый этап в истории рода Вартикян-Хамалян. Известно, что Ованес был женатым человеком и имел семерых сыновей: Артина, Петроса, Карапета, Аветиса, Вартана, Акопа и Григора.  Далее повествование пойдет о семье Акопа, шестого сына Ованеса. До наших дней о нем так же сохранилось мало информации. История его потомков напоминает старинное полотно, на котором переплелись взлеты и падения судеб. Каждый этап жизни, подобно штриху кисти, оставил свой след, направляя их по сложному и тернистому пути. Сын Акопа – Мартирос прожил недолгую, но добросовестную жизнь. От первого брака в 1874 году у него появился сын Артын. Детство мальчика омрачила ранняя потеря матери, которая скончалась, когда ему было около трех лет. Эта трагедия глубоко затронула всю семью. Однако, жизнь продолжалась, и Мартирос преодолев горе, решился на второй брак. Его избранницей стала девушка Назли. В 1883 году у Мартироса родился второй сын; мальчика назвали Акопом, в честь деда.
    Артын вел неспокойный образ жизни, только к 30 годам он надумал жениться, что по тем временам было редкостью. Вскоре у него появился сын Соломон. Однако, семейная размеренная жизнь длилась недолго. Артын преследовался властями из-за убийства высокопоставленного турецкого чиновника. Он примкнул к разбойникам, но жизнь под угрозой смерти заставила его все-таки покинуть страну, оставив жену и сына на попечение единственного брата Акопа. Спустя время семья Хамалян потерпела ещё одну утрату – внезапно скончался Мартирос. Его смерть создала тяжёлые условия для вдовы и детей, и все заботы легли на плечи молодого Акопа.
    Время пролетело незаметно, Акоп достиг зрелости и решил создать свою семью, он выбрал в жены хорошую девушку - Евгине Туманян. Вскоре у них родилась дочь Назелик. Счастливые родители посвятили себя малышке, окружая ее лаской и заботой, но в молодую семью пришла страшная беда, в возрасте одного года девочка по непонятным причинам умерла, принеся супругам невообразимую боль. В это же время, у троюродного брата Акопа родилась дочь Аревалуйс. Горем убитый Акоп нашел в ней утешение для своего сердца. Он искренне полюбил эту девочку и до конца своих дней проявлял заботу о ней, дарил подарки и, в глубине души ему казалось, что он одаривает свою маленькую Назелик, которую так несправедливо отняла у него судьба. Со смертью Назелик трагические события в семье Акопа и Евгине не закончились, спустя время у них родилась еще одна дочь, без признаков жизни.
    1915 год обернулся для армянского народа катастрофой, грозящей уничтожением нации. Начались массовые аресты интеллигенции, за которыми последовали депортация и страшные преступления против армян. Трагические события коснулись не только Западной Армении, но других областей Турции, где веками проживали армяне.

    Семья Акопа Мартиросовича не избежала этой участи. Грабежи, убийства и насилие стали повседневной реальностью для них. Понимая свою ответственность, как единственного дееспособного мужчины в семье, Акоп принял решение обезопасить всех близких.  На его попечении находились: дедушка Акоп Ованесович, мать Назли, семья брата Артына, супруга Евгине. В течение четырёх лет все мужчины села Чибуклук скрывались в горах, надеясь на скорое наступление мира. Они уходили в леса и вели партизанскую борьбу против турецких бандитов и жандармерии. Обостренное обоняние Акопа не раз выручало его: он чувствовал врага по запаху пороха и табака на большом расстоянии, что позволяло избегать столкновений и предотвращать лишние потери. По ночам они возвращались домой к семьям, за которыми в их отсутствие приглядывали добросовестные соседи-турки, оказавшие в те трудные времена неоценимую помощь. Не смотря на тяжелую обстановку, 11 января 1917 года у Акопа и Евгине родился сын. Появление ребенка беспокоило Евгине, времена были неопределенные, постоянно приходилось скрываться, менять места, но больше всего её тревожило, что снова повторится семейное проклятие и ребенок умрет во младенчестве. Знахарки посоветовали ей назвать новорожденного именем матери или отца, в зависимости от пола, и тогда беды обойдут стороной младенца. Они послушались совета, назвали сына Акоп и мальчик остался жив.
    В конце 1920 года семья Хамалян решила навсегда покинуть родные места. Дедушка Акоп Ованесович на все уговоры заявлял: «Я здесь родился, здесь похоронен мой сын Мартирос, здесь я и умру.» Для Акопа было не легко принять решение уехать без дедушки, но он осознавал, что ради спасения жизней остальных членов семьи необходимо сделать выбор, как бы не было тяжело. В прошлом Акоп  работал в порту грузчиком, благодаря чему сохранил полезные связи, а также обладал запасом золотых монет, которые помогли его семье попасть на судно. Акоп мог выбрать любое направление; французские и американские корабли так же помогали выводить беженцев из зоны бедствия. Однако он выбрал именно то судно, которое направлялось в Сочи, потому как знал, что его брат Артын скрывается в Абхазии. В назначенный час семья Акопа и их родственники из согласованного укрытия направились к морю. Они не успели дойти до судна, как заметили, что турецкие аскеры обнаружили их и набросились на оставшихся в лагере людей. Понимая смертельную опасность, дедушка Акоп Ованесович прикрыл свою семью, дав им возможность убежать. Ужасная трагедия происходила перед глазами трехлетнего Акопа, до сознания которого доходили жуткие звуки ятаганов, безжалостно режущие армян, крики о помощи и душераздирающее рыдание. Эти звуки, пропитанные страхом, глубоко запечатались в память ребенка, как и образ прадедушки, смерть которого ему пришлось увидеть. Он всей душой ненавидел турок и никогда не хотел возвращаться в те места, где его детство оборвалось кровавой бойней. Маленький Акоп не успел еще познать свою родину, ощутить её красоту и испытать радости жизни. Он только сделал свои первые шаги по земле, где его предки жили на протяжении нескольких веков и уже оказался виновным, поскольку родился на свет армянином. Он был вынужден бежать вместе со своим народом, чтобы выжить.
    Судно поплыло по направлению к Сочи, однако, город отказал беженцам в приюте. После нескольких дней пребывания в море, без воды и еды, власти все же пошли на встречу и приняли беженцев в Абхазии.
    Для людей чудом спасшихся от смертельной опасности, начиналась совершенно новая жизнь, которую нужно было собирать по маленьким крупицам. В Абхазии Акоп отыскал своего старшего брата Артына и вместе они осели в селе Каваклух Гудаутского района, построили дом, завели хозяйство и стали трудится. Им пришлось много работать, чтобы как-то встать на ноги и поднять свое потомство. Семья Акопа Мартиросовича, как и многие другие беженцы, занималась табаководством. У Акопа и Евгине родились  еще трое детей. Сын Богос и двое дочек Вайряг и Дзахик.
    Казалось, жизнь наладилась, все дети выросли, получили образование, теперь можно было вздохнуть спокойно, но снова пришла беда - наступил июнь 1941 года. Сыновьям Акопа, как и остальным молодым ребятам прислали повестки. Братья Акоп и Богос прибыли в Сухумский военкомат. Акопа Акоповича не забрали на фронт, так как грамотные люди с образованием нужны были и в тылу. А Богос Акопович в звании младшего лейтенанта был назначен командиром взвода 967-го Владимиро-Волынского стрелкового полка 273-й Бежицкой дивизии. В 1944 году 15 сентября полк младшего лейтенанта Хамаляна дошел до Польши, во время форсирования реки Висла весь взвод был уничтожен фашистами. 2 октября в 1944 года в село Каваклух пришла похоронка. Бумага сообщала о гибели Богоса Акоповича Хамаляна, павшего смертью храбрых в боях за Родину. Отец не верил своим глазам, он несколько раз прошелся по строкам, словно надеясь, что произошла чудовищная ошибка. Сердце его сжалось от невыносимой боли, в глазах потемнело. Потрясенный  страшным известием, он думал, какие еще испытания уготовила ему судьба и доколе гореть в этом аду. Акоп Мартиросович все еще не мог прийти в себя от пережитого в Турции, прошло всего каких-то 20 лет и снова горе окутало его семью. Весть о гибели Богоса моментально облетела всю деревню. Все они, и в особенности семья, тяжело принимали потерю. Прошёл год, очень трудный год в жизни Хамалянов. Война завершилась, солдаты понемногу начали возвращаться домой. Акоп Мартиросович не мог смириться с гибелью сына, он сильно тосковал по нему, и все еще в глубине души ждал его появления, и с надеждой молча вглядывался в дорогу.  Чувства отца не подвели. Сын вернулся... Невозможно найти слова, которые бы описали состояние отца. Акоп Мартиросович в тот день выпил вина столько, что не помнил себя, ведь это было второе рождение его сына. Сердцем он сильно желал этого, но о таком счастье и мечтать не смел.
    В том бою Богос не погиб. В официальных документах местом захоронения значится братская могила: Польша, Колецкое воеводство, Радомский повест, гмин Тарнусовка село Доротка. На самом деле, раненный он попал в плен к фашистам. Советская армия освободила его в конце войны. Его невиновность была подтверждена, но на родине в Абхазии, сотрудники НКВД углядели в нем угрозу для Советского Союза. Богоса Акоповича неоднократно вызывали на допросы  и жестоко избивали, стараясь выбить из него признание о разглашении государственных тайн фашистам.  В конце концов, не добившись успеха, они оставили его в покое. Постепенно Богос стал возвращаться к нормальной жизни и в 1946 году создал семью. Избранницей Богоса стала Марта Артиновна Арзуманян. У них родилось шестеро детей: Ованес, Шушаник, Астхик, Эмма, Дзаяна и Арутюн и многочисленные внуки. Богос Акопович  ушел из жизни 11 января 1996 года.
    Судьба Акопа сложилась иначе, чем у его младшего брата Богоса. В три года он смог избежать турецкой резни на другом берегу Черного моря. Его детство было тяжелым: приходилось много трудиться вместе с родителями, быстрее взрослеть и развиваться. Он старался забыть те ужасы, от которых бежала его семья, но боль пережитого до конца дней отражалась в его добрых, и в то же время суровых глазах. В начале 41-го года Акоп Акопович женился на девушке по имени Арусяк. Судьба его супруги тоже оказалось сложной. Она была старшей дочерью в семье из четырех детей. Её отца  в тридцатые годы объявили врагом народа и расстреляли из-за доноса мужа его двоюродной сестры. Причина была в том, что тот якобы принес домой тыкву с колхозного поля, чтобы накормить семью. При обыске дома обнаружили библию. В тот роковой день случилось так, что четверо маленьких детей остались без отца.
    В период Великой Отечественной войны Акоп Акопович трудился в тылу, был председателем колхоза, оказывал помощь фронту, обучал детей грамоте. После войны работал учителем истории, армянского языка и литературы, стал директором Алахадзыкской средней школы №1. В семье Акопа и Арусяк  появилось четверо детей: дочери Сирвард. Вардануш ,сыновья Мартирос и Самвел. Младшего сына отец назвал в честь главного героя произведения армянского писателя Раффи «Самвел», который ему очень нравился. В 1948 году Акоп Акопович вместе с семьей своего брата Богоса переехал в село Барановка Гагрского района, где они купили один дом на всех. Акоп Акопович скончался 20 декабря 2000 года, оставив после себя большое потомство.
    Во время побега из Турции, Акопу Мартиросовичу удалось сохранить несколько золотых монет, которые стали для него символом спасения и новой жизни. Среди них были монеты с изображением Николая II, выпущенные в 1899 году, а также монеты Османской империи. Позже он их поделил между своими детьми. Но не всем удалось сохранить их до сегодняшнего дня. В семье Самвела уцелели две монеты. Тот решил подарить их двум своим дочерям, в виде кулонов на цепочке и спросил у девочек, какая монета кому больше нравится. Старшая дочь Светлана не высказала своего мнения, а младшая указала на Николаевскую. Однако, отец принял решение по своему. На свадьбе младшей дочери он подарил ей монету Османской империи, а Светлане в день её 30-летия вручил Николаевскую монету.
    Акоп Мартиросович прожил долгую и насыщенную жизнь, полную испытаний и трудностей. Оглядываясь назад, он с благодарностью  вспоминал светлые полосы, которые преобладали в его судьбе, несмотря на все потери и испытания. Незадолго до смерти он узнал о сильнейшем землетрясении в Армении, которое снова подвергло армянский народ испытаниям и страданиям. Это известие его глубоко расстроило. Последнее время он находился в постели, не испытывая никаких болезней, просто возраст привел его к вынужденной неподвижности. 31 декабря 1988 года Акоп Мартиросович, в окружении своей большой семьи ушел из жизни в возрасте 105-ти лет.  Старейшего представителя рода Хамалян провожали в последний путь. В день похорон на улице лил сильный дождь, словно сама природа оплакивала уход достойного человека из благородной семьи. Вслед за траурным шествием шли многочисленные родственники, дети, внуки, правнуки и праправнуки. Светлана, держа отца за руку, медленно продвигалась по направлению к кладбищу, отец плакал всю дорогу. В семье Хамалян не скрывали смерть близкого человека от детей. Не смотря на возраст, Светлане не было еще и полных четырех лет, она понимала всё происходящее.
    Судьба подарила Светлане шанс узнать своего прадеда и эта встреча оказалась судьбоносной для девочки, объединив прошлое и настоящее. Жизнь Акопа Мартиросовича стала для Светланы воплощением армянских традиций и напоминанием о сложном и долгом пути её предков.
    Когда-нибудь Светлана обязательно отыщет и посетит тот самый Чибуклук, откуда берут начало её корни. Она пройдет по тем же местам, по которым когда-то ходили её дальние предки, и эта поездка станет для неё не только исторически, но и духовно значимой.


Рецензии