Уроки тёти Роны
И тут надо сделать сверхважное замечание. У тёти Роны был один врождённый порок сердца и два порока сердца приобретённых.
То есть она была очень больным человеком, инвалидом второй группы и жила на крошечную пенсию в двести девяносто рублей.
Часто лежала в реанимациях и кардиологиях. И знала что вскоре умрёт. И этого от меня и не скрывала. А я родился в Гулаге, был выложен сразу после рождения под открытое окно при температуре минус тридцать три за бортом, тяжело болел бронхоаденитом (туберкулёзом бронхов), а в два годика у меня как и у ряда других младенцев «выпускников гулага» взяли спинномозговую жидкость в приличных количествах (не исключаю что по причине соьытий на Тоцеом полигоне54 года) и пару лет просто загибался от судорог, а потом до 15-ти лет непрерывно болел.
Сейчас вы поймёте, что это и оказалось самым важным благоприятным фактором для моего «открытия».
Представьте себе семилетнего малыша и его тридцатишестилетнюю больную сердечно тётю. Просто попытайтесь себе представить: мальчик семи лет и его воспитательница домашняя вся больная пребольная тётушка. И они проводят вместе долгие часы. Мама моя работала в геофизике и еще на трех работах и мы с Роной оставались вдвоем. С Сережей (младше меня на три года) сидела тоже вся больная бабушка.
И вот тётя Рона чтобы успокоить меня говорит мне: возьми там валерьянку и накапай себе десятькапель в стакан с водой и выпей. И успокоишься!
Я беру бутылочку с валерьянкой и «на глазак» половину ее выливаю в стакан с водой и выпиваю. Рона берет бутылек и понимает, что я выпил доз двадцать, а то и тридцать.
Сейчас, говорит Рона, сердце начнет у тебя биться часто-часто и потом ты быстро умрешь! Что же нам с тобой делать? Вызывать скорую? Пока они приедут ты уже отбросишь копытца!
И тут ее осенило!
Знаешь Алеша, а между прочим валерьянка и кофеин действуют противоположно! Дам ка я тебе большую дозу кофеина. Авось кофеин уравновесит валериану?
И так и поступила!
И реально у меня было жуткое сердцебиение и после приема кофеина постепенно сердечко успокоилось.
Рона охотно рассказывала мне про кардиологию, про реанимацию, про кислородную подушку, про кнопку вызова врача при приступе…
В январе 1963 года Роночки не стало.
А во мне остались все наши разговоры и совместные прогулки по городу и его паркам. Во мне остались все её кардиологические уроки. И не было во мне и для меня человека ближе и роднее. Наравне с мамой.
Но это всё только предисловие к самому важному сообщению.
Чего не понимают педагоги, а особенно управленцы педагогические?
А они не понимают самого главного.
Того, что я понял еще в своей второй английской школе в пятом классе.
В пятом классе начальную школу сменила средняя и как раз с классной системы переходили на кабинетную. Теперь класс не имел своей классной комнаты а бродил по школе от одного кабинета к другому.
Помню я стоял внизу около большого красивого под стеклом Расписания занятий. Там были каллиграфическим почерком выведены названия предметов и номера кабинетов с указанием часов и минут. В общем очень красивые таблицы! А в самом низу были воткнуты маленькие листочки заполненные спешно завучем с указанием изменений в расписании!
Например шестой класс А. Должна быть математика, но на листочке внизу указано, что математики не будет, а будет биология.
И вот там и тогда я обнаружил, что школа живет не по красивому расписанию под стеклом, а по корявым изменениям на листочках!
И уже там и тогда я понимал весь ужас происходящего.
Что самое главное в человеческом организме?
Вы можете конечно сумлеваться, но я скажу: ритм биения сердца.
Нет ничего важнее ритма сердца!
Если ваше сердце стучит не ритмично, вы на краю пропасти. Вам нет ничего важнее, чем вернуть сердце к ритму. В тяжелых случаях сбой в ритме сердца может приводить к мгновенной смерти. Стабильное ровное сердцебиение основа вашей жизнедеятельности. На уроках тёти Роны я это усвоил намертво. Ничего важнее этого нет!
Что такое расписание занятий?
Это описание ритма сердцебиения школы!
Без стабильного расписания занятий никакая нормальная педагогика невозможна в принципе!
Первое что сообщил мне Иван Васильевич Звягин звучало так: «Стабильное расписание занятий существует только в учебниках по педагогике и там же успешно действует школьное самоуправление».
Описывая свою Модульную школу я показывал в первую очередь самому Звягину и его лучшему завучу Нелли Абрамовне, что стабильное расписание занятий не просто возможно, что только при нем вообще школа может быть школой а не иллюзией школы.
Иван Васильевич Звягин в мою модель не поверил.
Но в городе Урае на базе школы номер четыре она была реализована и во второй четверти расписание в школе было стабильным!
Если в первой четверти в обычном режиме в школе сорвалось более пятисчго уроков, то во второй четверти только два!! И по каждому случаю проводился детальнейший разбор полётов.
Потому что в Урае в школе номер четыре впервые в СССР в школе сердце билось ровно и ритмично!
Чудом выживший мальчуган не зря тогда тратил жизнь. Уроки тёти Роны дали рецепт, дали основное понимание самого главного в школьном обучении. И СССР в 1988 году была близка к прорыву в сфере образованеия. Собственно сам прорыв совершился. Сердце школы забилось без срывов.
И тогда англосаксы и их ставленники стали уничтожать и саму модель и ее автора. Но это уже совсем другая история в моей жизни.
Свидетельство о публикации №225033000154