Венецианские счета, византийские страсти и младенч
1. О преимуществах крымского бизнес-климата
Мои предки-венецианцы (по семейным преданиям) предпочитали Крым османским владениям — и не только из-за налоговых льгот. В Бахчисарае:
можно было торговаться с ханом за процент (а в Стамбуле — только кланяться султану);
местные татары пили кофе без пафоса (в отличие от османских чиновников, затянутых в золотые кафтаны);
а главное — крымские ветры свободнее дули, разнося запах не только пряностей, но и относительной вольницы.
Османы же, с их демографическим бумом, плодились как кролики — тогда как Византия вымирала в монастырских кельях. "Слишком много молитв, слишком мало детей" — вот вам и причина упадка.
2. О моей богословской карьере (от пеленок до нирваны)
Фаза 1. Младенческий паламизм
Лежа в колыбели, я анализировал "Святогорский томос".
Перед тем как научиться говорить, опровергал Варлаама Калабрийского (лепетом, но аргументированно).
К яслям подошел уже сложившимся исихастом (хотя воспитательницы думали, что я просто тихо сижу в углу).
Фаза 2. Юношеский бунт
В садике разочаровался в Паламе (слишком много "нетварного света", слишком мало конкретики).
Начал полемизировать с ним в уме, игнорируя Дунаева (ибо зачем читать вторичное, если можно спорить напрямую с XIV веком?).
Фаза 3. Просветление (сейчас)
Достиг бесстрастия (равнодушен даже к византийским склокам).
Приблизился к нирване (но пока держусь за сансару — надо же помочь остальным!).
Как Авалокитешвара в подгузниках, милостиво снисхожу до диалогов с теми, кто еще верит в догматы.
3. О Кассии, армянах и моей ангажированности
Да, та самая Кассия (талантливая византийская монахиня и автор едких эпиграмм) писала, что "армянский род — ужаснейший".
Но!
Она жила в IX веке — тогда все всех ненавидели (греки — армян, армяне — греков, а сирийцы тихо смеялись над всеми).
Если уж монахиня позволяла себе такие выражения, то что говорить о мирянах?
Я же, как просветленный, превыше этих распрей (хотя в детстве мог и поспорить — но это было до нирваны).
4. Заключение для непросветленных
Моя жизнь — это путь:
от венецианских счетов — к богословским спорам;
от младенческого паламизма — к буддийскому состраданию;
от Кассии — к Авалокитешваре.
И если вам кажется, что это несвязно — значит, вы еще не дозрели до моей глубины.
P.S. Османы плодились, византийцы молились, а венецианцы считали барыш. Каждый выбирал свой путь к вечности (или к банкротству).
Свидетельство о публикации №225033001546