Мысли на заметку. 31 октября 2022 года
_________________
[...]. Читал Пришвина. Посмотрел фильм-лекцию на английском о Толстом, «Война и мир». Они неверно толкуют второй эпилог: очень линейно и прямолинейно. И задумался, как это изложить в моём «Толстом» так, чтобы это поняли. Толстого не поняли. То говорят, что Толстой отрицал влияние «героев» на исторические процессы, а утверждал, что влияют все люди, соединяя в целое усилие каждого. То говорят, что Толстой фаталист, отрицающий вообще свободу человеческой воли и хоть какое-то влияние человека на исторические процессы. То обзывают Толстого анархистом. И всё не то.
Прежде всего, Толстой отмечает, что на исторической арене действуют государства, и государства существуют и вступают в отношения с другими государствами не по прихоти каких-то людей, а по присущим государствам законам и закономерностям. Не тем законам, которые люди пишут, а тем, которые устанавливаются самостоятельно. Точно так же, как устанавливаются законы для любых явлений в этом мире: физических и метафизических.
Если образуется две группы людей, между группами устанавливаются закономерные отношения. Если возникли государства, между ними устанавливаются отношения, присущие государственности.
Может ли человек влиять на эти отношения. Конечно, может, но только в тех пределах, которые вписываются в государственные закономерности.
Римскую империю никакие человеческие действия не могли спасти, как когда-то никакие человеческие действия не были в состоянии воспрепятствовать возникновению Римской империи. Потому что государственность развивается по объективным законам. Примерно как взросление организма и старение организма, и его умирание.
Всё в государствах делается людьми, но далеко не всё по людской воле. Слишком много входящих условий и ограничений, слишком много степеней свободы между желанием и получением конечного результата.
Но человек не щепка, он может менять ход истории, может менять человеческое общество. Как? Только одним способом: меняя себя и тем самым меняя окружающих.
_________________
Снег весь к вечеру стаял. Это был зазимок. Значит, по приметам, снежный покров должен установиться 31 ноября.
_________________
Мысленно перебирал всё то, что случилось с нами с момента написания «Войны и мира». Вся история XIX-XX веков блестяще подтверждает толстовскую философию истории. Да и в XXI веке (можно сказать, уже первая четверть на исходе) ничего не указывает на ошибочность толстовской концепции.
Свидетельство о публикации №225033001571