О, счастливчик
И хоть с зарубежным киноискусством в ту пору народ был знаком достаточно – Итальянский неореализм в полном объёме, французские комедии и детективы в ассортименте, да и Голливуда вполне хватало, это было заметное событие.
Во-первых, конечно же, благодаря умным интеллигентным балладам Алана Прайса - «Lucky Man» и другим, которые он исполняет в фильме живьем, что было для нашего зрителя новым и непривычным. Разумеется, западный репертуар мы знали неплохо, выросли на нем, но все это с заднего крыльца, с радиоголосов, с купленных у спекулянтов дисков и ломких магнитофонных пленок «Тип-2». И вдруг - совершенно законный рок-н-ролл и на широком экране. Фантастика!
Конечно, нашим гражданам полагалось восторгаться исключительно Аллой Пугачевой, которую нам представляли чуть не диссидентом от эстрады, а не какой-то западной заразой, но тут даже мощнейший аппарат пропаганды был бессилен. Потому что это был Алан Прайс, бывший клавишник Animals, чей «The House of the Rising Sun» появился еще до Битлз и Роллинг Стоунз.
Во-вторых, это был не очень привычный для нас жанр - комедия, временами черная, драма, гротеск, политическая сатира, памфлет на современное общество, вольтерьянский авантюрный роман про пикантные похождения наивного юноши, попадающего в фантастические ситуации… Конечно, разоблачений гнилого капитализма мы в ту пору видели достаточно, взять хоть «Безумный, безумный мир» Стэнли Крамера, но это было другое, что-то очень свежее и ненавязчивое. Похоже будут снимать Цукеры.
Ну и, конечно, главный герой в великолепном исполнении Малкольма Макдауэлла. Раньше этого актера мы не видели, «Заводной апельсин» был у нас категорически запрещён. Да и молоденькая и раскованная Хелен Миррен смотрелась великолепно.
Не знаю, что думали в Госкино закупая этот фильм. Наверное, народ должен был увидеть разоблачение мира чистогана, человек человеку волк и другую пропагандистскую шелуху. Но, боюсь, как обычно народ увидел просто недоступную ему другую жизнь, временами опасную, но зато яркую и интересную. Невыносимую легкость бытия (спасибо Милану Кундере за этот термин) он увидел, без партийных съездов и соцсоревнований.
У «О, счастливчика», в отличие от какой-нибудь похабной «Аноры», нет ни одного Оскара, но это его не портит. Да и зачем ему «Оскар», это кино на века, такие фильмы, как и старые машины, без всякой рекламы живут десятилетиями, хоть в них нет автоматики, круиз-контроля, компьютерной графики и искусственного интеллекта. Не в пример скоропортящемуся современному кино, которое превратилось в отвратительную мафиозную тусовку, живущую отдельно от зрителей. Мне кажется, что если бы не километры рекламы и не проплаченные критики, сегодняшние кинозалы были бы пустыми. А «О, счастливчика» я недавно с удовольствием пересмотрел, чего и вам советую.
Свидетельство о публикации №225033001633
Олег Каминский 30.03.2025 20:43 Заявить о нарушении