О, счастливчик

50 лет назад на наши экраны вышел фильм британского режиссёра Линдсея Андерсона «О, счастливчик». Это был 1975, завершающий год девятой пятилетки, от каждого по способностям, каждому по труду, БАМ, Союз-Аполлон, «Афоня», "Арлекино", расцвет социализма или застоя, как кому больше нравится.
И хоть с зарубежным киноискусством в ту пору народ был знаком достаточно – Итальянский неореализм в полном объёме, французские комедии и детективы в ассортименте, да и Голливуда вполне хватало, это было заметное событие.
Во-первых, конечно же, благодаря умным интеллигентным балладам Алана Прайса - «Lucky Man» и другим, которые он исполняет в фильме живьем, что было для нашего зрителя новым и непривычным. Разумеется, западный репертуар мы знали неплохо, выросли на нем, но все это с заднего крыльца, с радиоголосов, с купленных у спекулянтов дисков и ломких магнитофонных пленок «Тип-2». И вдруг - совершенно законный рок-н-ролл и на широком экране. Фантастика!
Конечно, нашим гражданам полагалось восторгаться исключительно Аллой Пугачевой, которую нам представляли чуть не диссидентом от эстрады, а не какой-то западной заразой, но тут даже мощнейший аппарат пропаганды был бессилен. Потому что это был Алан Прайс, бывший клавишник Animals, чей «The House of the Rising Sun» появился еще до Битлз и Роллинг Стоунз.
Во-вторых, это был не очень привычный для нас жанр - комедия, временами черная, драма, гротеск, политическая сатира, памфлет на современное общество, вольтерьянский авантюрный роман про пикантные похождения наивного юноши, попадающего в фантастические ситуации… Конечно, разоблачений гнилого капитализма мы в ту пору видели достаточно, взять хоть «Безумный, безумный мир» Стэнли Крамера, но это было другое, что-то очень свежее и ненавязчивое. Похоже будут снимать Цукеры.
Ну и, конечно, главный герой в великолепном исполнении Малкольма Макдауэлла. Раньше этого актера мы не видели, «Заводной апельсин» был у нас категорически запрещён. Да и молоденькая и раскованная Хелен Миррен смотрелась великолепно.
Не знаю, что думали в Госкино закупая этот фильм. Наверное, народ должен был увидеть разоблачение мира чистогана, человек человеку волк и другую пропагандистскую шелуху. Но, боюсь, как обычно народ увидел просто недоступную ему другую жизнь, временами опасную, но зато яркую и интересную. Невыносимую легкость бытия (спасибо Милану Кундере за этот термин) он увидел, без партийных съездов и соцсоревнований.
У «О, счастливчика», в отличие от какой-нибудь похабной «Аноры», нет ни одного Оскара, но это его не портит. Да и зачем ему «Оскар», это кино на века, такие фильмы, как и старые машины, без всякой рекламы живут десятилетиями, хоть в них нет автоматики, круиз-контроля, компьютерной графики и искусственного интеллекта. Не в пример скоропортящемуся современному кино, которое превратилось в отвратительную мафиозную тусовку, живущую отдельно от зрителей. Мне кажется, что если бы не километры рекламы и не проплаченные критики, сегодняшние кинозалы были бы пустыми. А «О, счастливчика» я недавно с удовольствием пересмотрел, чего и вам советую.


Рецензии
Мне фильм тоже очень понравился. Правда, странно было видеть, как симпатичная Патриция уходит на улицу от своего богатого папаши. Чего ей не хватало?

Олег Каминский   30.03.2025 20:43     Заявить о нарушении
Такое время было...

Владимир Гречанинов   30.03.2025 20:57   Заявить о нарушении