Обзор творчества Александра Кованова

Обзор творчества Александра Кованова делает Татьяна Ободова.
Санкт-Петербург. ЛИТО "Огни гавани". Март 2025.

Кованов Александр Николаевич родился на Алтае 20 февраля 1966 г.
Некоторые вехи жизни у него такие же, как и у многих: школа, институт, армия, работа.
Работал в школе в течение 18 лет, был удостоен звания «Учитель года» Камызякского района Астраханской области. Лауреат Гранта Президента Российской Федерации 2006 г. «1000 лучших учителей России».
С 31 августа 2016 г. живёт в Санкт-Петербурге.
Но одно обстоятельство отличает Александра от многих людей, он – прозаик и поэт.
Этот обзор почти не будет касаться его прозаических произведений, но, познакомившись с творчеством автора, нельзя не отметить такие книги как «Юшка. Повесть о Человеке», «Чарушинки» и другие рассказы». Но особо хочется отметить книгу «Вижу войну глазами деда». Болью в сердце отзывается неспешное повествование участника Великой Отечественной войны о тех страшных событиях. Надо сказать, что Александр и в стихах часто обращается к теме войны. Она одна из самых главных в его творчестве. А как же может быть иначе, если Александр служил в Афганистане и сам испытал весь ужас войны.

СКОЛЬКО ВЕСИТ СМЕРТЬ СОЛДАТА?

     – Почему погибших называют «грузом 200»?
     – Потому что цинковый гроб весит 200 кг.

Что ответить вам, ребята,
на поставленный вопрос:
«Сколько весит смерть солдата?» -
знаю точно. Был бы спрос.
Сгинуть в двадцать очень рано.
И скажу я вам точь-в-точь:
пуля весом в девять граммов
вышибает душу прочь.

Пал солдат. И злые вести
разлетелись по домам.
Гроб из цинка весит двести
неподъёмных килограмм.
Чем ещё беду измерить?
Как родителей спасти?
Как тяжёлый крест потери
целый век родным нести?

Вот таков ответ, ребята.
И прошу меня простить:
«Сколько стоит смерть солдата?» –
надо Родину спросить.

Очень ярко описываются военные подвиги в сборниках «Вечный огонь» и «Бешавер – 1987», последний посвящен войне в Афганистане. Вот строки из миниатюры
«ПОМНЮ ВСЕХ… ПОИМЁННО…»
«Август 1987. Афганистан. Провинция Газни. Кишлак Бешавер.
Нас было 30, а их больше трёхсот...
…Но мы не ушли с той высоты, которую заняли. Ни один душман не пробился к дороге на Кандагар... не направил американский «Стингер» в направлении нашей вертолётной базы в Газни.
…Столько лет прошло… Но помню всех… Поимённо… (далее перечисляются фамилии, имена и отчества 27 погибших воинов, самому старшему было 32 года. Двое из троих, оставшихся в живых, погибли уже в мирное время).
Я остался один……………..» – написал Александр 30 октября 2012 г.

Болит сердце солдата не только за своих однополчан. Со скорбью автор принимает ответственность за смерть погибших на СВО, особенно молодых, рождённых для иного.

ДЕВОЧКА, ПОГИБШАЯ ЗА НАС.
Яне Кошиной
(23 года)
Позывной «Ромашка»

Осень двадцать третьего. Донбасс.
В блиндаже идёт подсчёт потерь.
Девочка, погибшая за нас,
смотрит с фотографии теперь.

Девочка, погибшая в бою.
Неужели это может быть?
По-солдатски честь ей отдаю,
Обещая вечно не забыть.

Девочку с цветочным позывным
не обнимет парень молодой.
Как же без неё теперь родным
справиться с нахлынувшей бедой?

Девочка, пожалуйста, прости.
Не прикрыли и не сберегли,
не сумели вовремя спаси.
Не смогли ребята. Не смогли.

Потому сегодня и сейчас
сердце растревожено стучит.
Девочка, погибшая за нас,
смотрит прямо в сердце. И молчит.

Необходимо отметить, что автор глубоко интересуется историей родины. Подтверждением этому являются такие поэмы, как «Юнона и Авось. Рождение легенды» и «Вешки. Трагедия русской деревни». Только после долгой работы в архивах, анализируя, привнеся в поэму личное, человеческое суждение, можно написать такие строки:

…Люди, конечно, не боги,
Но, проявив героизм,
Всё же решились засеять
Землю зерном яровым…
…Чтобы жила мать-Расея
Хлебушком не дармовым…

Сделали доброе дело –
Тут же ударил мороз.
Всё, что взошло – почернело…
…Люди жалели до слёз
То, что зазря загубили,
следуя воле ЦК,
столько зерна… Подрубили
власти тогда мужика
тем, что, не зная порядка,
гнали скорее пахать…
Сеять? Лишь по разнарядке…
А на природу – начхать!
….
Влаги полям не хватило.
Всюду проплешины прут
Там, где зерно не всходило.
…Попусту траченный труд
Стал основанием чётким
Органам НКВД –
Вешки принять в разработку
по саботажу… Везде,
в каждой избе и сарае
шорох такой навели…
…Дескать, крестьяне скрывают
хлеб у себя… Как могли
люди, спасаясь, бежали –
кто в города, кто в леса.
Тех, кто остался, прижали
так, что полезли глаза…
Тридцать расстрелянных…
Сорок – на эшелон, и в КарЛАГ.
…И никаких отговорок!
Всех припечатали: враг!

Не побоюсь сказать, что это – монументальное произведение, на написание которого затрачен титанический труд. В нём прослеживается история деревни с 17 века до наших дней. Сколько бед пережил русский мужик, но вопрос о его благополучии актуален и сейчас:

…И зашагали от речки
к дому скорей старики –
Тихон Матвеевич Печкин,
Лавр Афанасьич Лукин.
Может, им кто-то откроет
двери в московском Кремле
и, наконец, обустроит
жизнь на российской земле?

Вопросом заканчивает поэму Александр. Но он не исчерпывает своего вопрошания только этой проблемой. Недоумение и даже злость вызывают у него, например, неустройства в здравоохранении.
Жизнь преподнесла Александру трудный урок – онкологическое заболевание, которое красной нитью проходит по его творческому пути. Здесь и боль, и надежда, и участие к больным людям, особенно детям, и радость победы над недугом. Этой теме посвящены «Искры из хосписа» и другие стихотворения. Александр ведёт жёсткий разговор с бюрократами от медицины, предлагает конкретные перемены в этой области. Вот отрывок с сокращениями из стихотворения «Дайте людям хоть каплю веры»:

…Собирая охапки справок,
месяцами идёт поток.
Кто-то скажет: врачи неправы.
Нет! Чиновник – большой роток,
сочиняющий своды бреда,
по которому страшно жить.
Взять бы, просто, вот в эту среду
эти бредни в костёр сложить.

А чиновник?.. Полно работы
на просторах большой страны.
Есть возможности, место, квоты
в отработку его вины.
Пусть катает асфальт в дороги.
Может даже мешки таскать
Под запретом предельно строгим:
«К медицине не допускать!»

Есть стихи, в которых автор чётко, без околичностей, говорит о своём отношении к тому, что происходит в стране. Например, стихотворение «Я этого хочу» (приводится в сокращении):

Я десять лет назад
обжёгся об Одессу.
Под фосфорным дождём
я десять лет хожу.
Я сердцем не приму
глобальных интересов.
Я памятью своей
и честью дорожу.

Я десять лет делюсь
водой и тёплым хлебом.
Несу в сырой подвал
последнюю свечу.
Пускай наступит мир
под общим синим небом.
И кончится война.
Я этого хочу…
3 мая 2024 г.

В стихотворении «Ковчег» Александр Николаевич говорит о себе: «…неудобную правду я всем сказал». Он не может молчать, обличая жадность, лицемерие, трусость, причём обращается с этим не только к заевшейся бюрократии, но и к своим собратьям по перу.

СКОЛЬКО ВАС?

Затаились. До времени лучшего.
Замолчали. Попасться не хочется.
Выбирая плохое из худшего,
шмыг по норочкам. В одиночество.
Посчитали запасы в кладовочках.
Посчитали копеечки медные.
Под замочек и на шнуровочку
позапрятали. Жалкие, бедные.

Разорвали простыночки белые
на флажки. Дескать, капитулирую.
Только здесь, на Стихире, вы смелые.
Горлопаните грязно. Не с жиру ли?
Не служившие, не воевавшие,
не имевшие чести и жалости.
Раньше времени душу продавшие,
сколько вас? Посчитайтесь, пожалуйста.

Но не только обличает он пороки, его сердце чутко отзывается на всё красивое, чистое, вечное. У Александра много стихов, написанных в ответ на чьё-то творчество. Его душа откликается, сопереживает, поддерживает. Таким ответом является стихотворение «И живут на Земле день за днём…» (отрывок):

Люди-боги живут без затей.
Им неведомы зависть и страх.
Люди-боги врачуют детей
И сажают цветы во дворах. …

А там, где живут люди-боги, не может быть плохо, неуютно. Там радостно, потому что нельзя не любить то место, которое стало для человека второй родиной.

Мой город мне дорог.
Мне дорог мой город.
Холодные капли
стекают за ворот.
Он в сердце моё
метрономом стучится.
Пока он стоит –
ничего не случится.

Мой город – солдат,
работяга, художник.
Он пульсом во мне
и морозом подкожным.
Глазами зелёными
Летнего сада
он горько глядит
на меня из блокады.

Мой город во мне.
По каналам и рекам –
живою водою,
как кровь человека.
Здесь сердце моё
учащённо стучится.
Я знаю, со мной
ничего не случится.

Мой город мне дорог.
Такое бывает.
Холодные капли
за ворот стекают.
Иду, улыбаясь,
к мосту разводному
по городу счастья…
Такому родному.

Не сопоставляю и не сравниваю любовь к городу и любовь к людям, но стихотворение «Наши мамы без нас…» – одно из самых мною любимых в творчестве Саши. Так может написать только глубоко любящий сын (эпиграф пропущен):

Беспощадная жизнь нас хлестала плетьми.
И всё не было времени маме звонить.
Наши мамы без нас становились детьми.
Истончалась всё больше незримая нить.

Починить обещали забор и крыльцо.
Всё опять на потом. И всё некогда нам.
Покрывалось морщинами мамы лицо
и горючие слёзы текли по щекам.

На ненужных полях мы ложились костьми
и меняли на медь драгоценные дни.
Наши мамы без нас становились детьми.
Только думалось нам, что капризны они.

Бестолковая жизнь пролетит, как во сне.
И бессмысленно будет молить и кричать.
…Может Бог разрешит неразумному мне
маму-дочку в раю на руках покачать?..

Александр часто обращается в своём творчестве к Богу. Вспоминает о Нём, выражая надежду, требует, спорит, даже обличает, ведя честный и открытый разговор с Создателем. А есть такие стихи, в которых он просит, отдавая должное Творцу:

Не боюсь…
Хоть мороз по коже…
Всё в руках Твоих…
Ты – веди…
Об одном прошу я:
«Боже!
Мою душу
Не остуди…»

Не остыло сердце Александра Николаевича и после страшной трагедии 1999 года, когда трагически погибла доченька Машенька, которой было 9 лет. Нет сил писать об этом. Но стихи, посвященные памяти дочери опубликованы, и их можно найти.
Но Саша не только любящий отец, он ещё и любящий, заботливый дедушка, который не мыслит своей жизни без внучат. Стихотворение «Скучаю…» написано просто, без затей, и тем самым очень трогает своей сердечностью.

СКУЧАЮ…

Скучаю по внукам. Мы видимся редко.
На кухне грустит для стихов табуретка.
Люблю своих внуков, души в них не чаю.
Скучаю, скучаю, скучаю, скучаю…

У дедушки сердце живое, живое.
Как волченька, ночью вздыхает и воет.
Скучает по внукам, трепещет как птица
И может на землю упасть и разбиться.

Скучаю, скучаю… Но в эту субботу,
Забросив заботы, забыв про работу,
мы с бабушкой Таней отправимся к внукам.
И скука отступит. Такая вот штука.

Детской теме посвящен целый сборник «Детская полянка», причём некоторые стихи сборника написаны в соавторстве с «замечательными крестниками». Особенно понравились такие стихотворения, как «Добрый лес», «Ой!!!», «Данилка-дразнилка» и вот это:

МУР-ЛЫ-БЕЛЬ-НА-Я

Тишина… закрылись глазки…
Спят деревья и дворы…
Кот разматывает сказку
Для уснувшей детворы…

За котом, с соседней крыши,
Притянулась нитка сна…
Он сказал: «Ты знаешь,
мыши сыром кажется Луна…

Сон висит на нитке тонкой…
Баю-баюшки-баю…
Я тебе совсем тихонько
Мур-лы-бель-ну-ю спою…»

Ти-ши-на… Закрылись глазки,
обволакивают сны…
Кот разматывает сказку
Из клубка большой Луны…

Рассказывая о творчестве Кованова Александра, невозможно не упомянуть о произведениях, объединённых общим названием «Душа России. По мотивам народных песен». Это целая страна певуче-красивых стихотворений, мелодии которых льются сами собой. Их напевность удивительна, и хочется не читать, а протяжно и звонко голосить на русский мотив строки из «Непрядвушки», «Заголосило небо», «Сентябрьские свадьбы», «Стон девичий» и другие. В творчестве Александра много авторских песен, но эти покоряют своим разнообразием словарного запаса, который берёт начало в исконно русских глубинах. Вот отрывок песни «Услышь мя…»

Просыпаясь на рассвете,
Обнимаю свежий ветер,
Босиком по росам…
С тишью…
Слышишь, Господи?
…Услышь мя…
Малеванные просторы,
Перелески, косогоры
Умываются
Туманом…
Росно-пьяным и духмяным…

Саша любит и ценит народный фольклор. В этой кладовой рождаются, например, такие глаголы, как «пожаль» - от пожалей, «го;рится» - от горя, «залиствело». А как вам понравится слово «наздоровоньки»? Метафорами выстелено всё творчество Саши: «коромыслом небо выгнулось дугой», «утро синее с выменем розовым», «тумана скатёрка», «войлок предутренней тьмы», «чётки рябин», «псина-тоска», «девушка-перевёрточек», «в ночку месяц выбился сединкой», «снег изнывает от пота», а «опята рассыпаны гроздью заморского винограда». Не менее красивы эпитеты «туман бесстыжий», «земля клёклая», «целомудренные росы», «сердце беспутное», «грибо-данное жнивьё». Великолепно сравнение «дети чистые, как слеза» или аллегория «любовь-обманщица».
Но не только обманщицей бывает любовь, и это Саша очень хорошо знает. В его творчестве очень много стихотворений о любви.

НАД КЛЮЧИЦЕЙ…

          Татке

Раз… И в ямочку над ключицей
утыкаюсь… Дышу, живу…
Это надо ж тому случиться,
что люблю тебя наяву…

Не во сне, не в мечтах и грёзах,
а вот тут – где сердца стучат.
Прорастают стихи из прозы
и, невинные, не молчат.

Наше вечное будет длиться
и стелиться тропой у ног.
В нежной ямочке над ключицей,
улыбаясь, вздыхает Бог…

В своём творчестве Александр часто использует перекрёстную рифму, но также у него встречаются другие виды рифмовки: смежная, кольцевая. А сами рифмы разнообразны: мужская, женская, неточная, дактилическая и др.
Используя различные метры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, и их сочетания, такие как хорей+брахиколон в стихотворении «Шрапнель» Александр обогащает свои произведения, делая их более яркими. Выразительности стихам придают такие композиционные приёмы, как рефрен и эпипло;ка.

Финалист конкурса «Память сердца», объявленный интернет-журналом «Родина» с выпуском сборника стихов финалистов, Александр поражает своей разносторонностью. Человек с активной гражданской позицией, он прежде всего мужчина и солдат. Его вдохновлённость поражает: 3807 произведений опубликовано, только за 2024 год Саша написал около шестидесяти стихотворений.

Невозможно в одном обзоре вместить всю многогранность и талант Кованова Александра Николаевича. Поэтому в заключение я снова передаю слово ему:

Мой след … Останется в словах…
В словах, написанных по-русски…
Тропинкой выстеленной, узкой,
С горчинкой крови на губах…
Мой след… Останется в душе
Того, кто к Богу, да с молитвой,
Придёт, в сердцах, рванув калитку,
Отбросив пошлые клише…

Мой след… Останется навек
В недопроверенных тетрадках…
В которых всё – светло и гладко…
В которых… Каждый – человек!
Мой след … Останется всегда
В ребячьих душах… В сочиненьях…
В смешных, нелепых откровеньях,
В которых горе – не беда…
Мой след останется… Смотри!
Он дышит Словом в переулках,
Он – в паутинных закоулках…
Смотри! Случайно не сотри
Мой след...

Страница Александра Николаевича Кованова:

https://stihi.ru/avtor/geoakela30rus


Рецензии