Оксана Дегтярь. Моя родословная
О себе, о родителях, о бабушке и дедушке.
Родилась 9 ноября 1976 года
Часть 1
От автора:
Я продолжаю рассказ о нашей большой семье.
Хочу сказать, что сегодня понимаю, насколько важно попасть в нужное время с расспросами, когда человек заинтересован, готов вспоминать и делиться своими воспоминаниями.
После большого перерыва в написании семейных историй в нашем фамильном чате одного из мессенджеров вновь зашёл разговор о книге, которая вместит в себя всё, что мы знаем и помним о нашей родне, включая любые, самые незначительные воспоминания о детстве и о своих предках глазами младшего поколения. И Оксана Дегтярь горячо поддержала моё стремление восполнить пробелы в той родовой линии, что ведётся от старшего сына деда Тимофея и бабушки Анастасии - Владимира Дегтярь и его жены Татьяны, в девичестве Немилостевой.
Благодаря именно Оксане мы «нашлись» в Одноклассниках примерно в году 2012.
Вначале переписывались, и я заочно знакомила её с братьями и сёстрами её дедушки Владимира, пересылала фотографии, среди которых нашлась и та, на которой папа Оксаны и она сама, будучи ещё совсем ребёнком, запечатлены во время поездки в город Курган вместе с родственниками там живущими.
В 2013 году моя тётушка Тоня в августе и я, в сентябре, отмечали свои юбилеи, семьдесят и пятьдесят пять лет. Вначале мы большим составом чествовали Антонину Тимофеевну Патёкину в кафе, где были родственники из Кургана и даже одноклассники юбилярши, а затем отмечали мой день рождения в одном из кафе города, на который из Москвы, по приглашению моей дочери Натальи, прилетели мой двоюродный брат Александр и его дочь Оксана. Увиделись мы тогда впервые. По задумке дочери наряды гостей должны были отражать эпоху светских балов века девятнадцатого. Меня везли в кафе, где было запланировано отмечать торжество, в карете, запряжённой четвёркой лошадей по улицам города. Машины гудели, и нас, меня, внука и подругу-однокурсницу, сидящих в карете, снимали на телефоны все невольные зрители происходящего!
Так мы познакомились вживую с московскими родственниками. Потом было несколько наших с дочерью визитов в Москву, и сегодня мы достаточно близки, что и позволяет продолжить это повествование.
Оксана не очень много знает подробностей знакомства своих мамы и папы. Но однажды, когда моя дочь Наталья со мной и своим, тогда ещё единственным сыном Иваном, гостили несколько дней у московской родни, Саша и Татьяна немного рассказали нам, как произошло эта первая встреча.
Общежитие молодых офицеров, проходивших службу на космодроме Байконур, было расположено в пятиэтажном доме, который был разделён на две половины. В первой части здания было общежитие для холостых офицеров, а во второй части, со своим отдельным входом, находилось студенческое общежитие одного техникума, жильцами которого были преимущественно девушки.
В один прекрасный летний день 1975 года Александр вышел на балкон из своей комнаты на несколько человек и увидел, что на соседнем балконе стоит симпатичная девушка и смеётся, разговаривая с подружкой.
Саше девушка понравилась и он, применив всё своё обаяние, заговорил с ней, пытаясь познакомиться!
Уже через несколько фраз Саша сказал, что сейчас придёт к девушкам в комнату в гости!
Девушка ответила что-то типа:
- Ну-ну! Попробуй! - и ушла с балкона. Она была уверена, что у парня ничего не получится, потому что это были разные общежития в одном доме с отдельными входами, и на каждом входе всегда был вахтёр, который не пускал туда посторонних.
Что уж сказал этому человеку Саша, мы сегодня не знаем, какие аргументы привёл, но через несколько минут он уже был в комнате у девушек.
Татьяне в то время очень нужна была помощь в выполнении какого-то чертежа для курсовой работы. Надеясь, что парень ей поможет, она рассказала ему о проблеме. Саша согласен был помочь и попросил разрешения ознакомиться с заданием, чтобы понимать, что и как надо начертить. По итогу, курсовую Татьяне (мама Саши и его жена - тёзки по имени) начертил кто-то другой, а Александр и Татьяна с тех пор не расставались.
Высокий, симпатичный, молодой офицер не оставил равнодушным сердце девушки. Они поженились уже 14 февраля 1976 года, а весной Саша получил отпуск во время которого с молодой женой поехали в город Оренбург к родителям Тани знакомиться!
Уже из отпуска Александр, разговаривая с другом и сослуживцем из своей военной части, узнал, что им с Таней выделена маленькая однокомнатная квартира, как семье офицера. Так что вернулись они уже в своё жильё. Квартира была неказистая, но молодым была выделена какая-то небольшая сумма на ремонт, и они с энтузиазмом стали благоустраивать свой быт.
А 9 ноября 1976 года Таня родила дочку, которую назвали Оксаной.
Молодой маме было двадцать лет, а Александру - двадцать три.
Вот тогда и приехали к ним на помощь и повидаться с Дальнего востока дедушка Володя и бабушка Таня. Как свидетельство этого есть фотография, на которой Саша и Таня запечатлены с родителями Саши и совсем ещё грудной Оксаной.
И поскольку эта фотография есть, то Оксана знала, что у неё есть эти бабушка и дедушка, но и только. Со стороны маминых родителей, например, даже фотографии не было.
Возможно, что бабушка со стороны мамы и приезжала, только Оксана была в том возрасте, когда не могла этого запомнить. Мама вспоминала, что Марину бабушка называла «длинная и худая», а Оксану «толстая и ладная». Возможно, что речь шла о младенческих фотографиях внучек. Оксана знает, что года в полтора её отправляли пожить к маминой маме, потому что родители делали ремонт в своей небольшой квартире. Конечно, ребёнку никто ничего не объяснил, считая , что она не понимает ещё ничего, почему нет рядом с ней родителей и той привычной с рождения обстановки. Мама потом говорила, что бабушка так откормила за три месяца Оксану, что пришлось ребёнка посадить на диету!
Сегодня Оксана очень сожалеет, что из-за далёких расстояний не могла в своём уже осознанном детском возрасте общаться со своими бабушками и дедушками со стороны как папы, так и мамы. Она вообще считает эту ситуацию катастрофой, потому что эта родственная связь в принципе не должна нарушаться! Что как бабушки и дедушки, так и внуки не дополучили в результате этого не общения чего-то очень важного в своей жизни.
Старшее поколение имело бы возможность дать своим внукам не только свою любовь, нежность, определённый жизненный опыт, который этом возрасте уже зовётся мудростью, но и время, поскольку родители так или иначе ограничены по времени общением с собственными детьми из-за работы и быта, озабочены больше тем, как одеть, накормить и выучить ребёнка. Кроме этого у них есть ещё и собственные интересы, и общественная жизнь.
Оксану в возрасте примерно шести лет с Байконура отправляли к бабушке с дедушкой по папиной линии в гости, но похоже, на столь незначительное время, что воспоминаний об этой поездке её детская память сохранила очень мало.
К бабушке Оксану повёз папа, летели туда на самолёте, который делал посадку на военном аэродроме в городе Барнаул для дозаправки топливом.
Пока шла заправка, было возможно выйти из самолёта и немножко подышать свежим воздухом.
«Позже папа рассказывал забавную историю, - говорит Оксана, - он шутил, ему было за меня «стыдно», потому что когда я вышла на поле и увидела подсолнух, то закричала:
- Папа, смотри какая большая ромашка!
Мы летели туда, как я понимаю, в августе, а я же из степи,
я подсолнухов никогда не видела! Никто мне о них не рассказал!
…Ещё вспоминаются цветы… как же они называются?! Орхидея? Lilia? Рыжие, крупные, оранжевые, которые росли у бабушки. И когда я их нюхала, то после них нос был чёрный…»
А ещё она помнит, что у деда Владимира был мотоцикл, и он её катал вот в этом мотоцикле с коляской…
Младшую сестру Оксаны, Марину, тоже однажды отправляли к бабушке с дедушкой на Дальний восток погостить, и примерно в том же возрасте.
Жили родители Саши тогда ещё в своём доме, а не в квартире.
Бабушка Таня взбивала для внучки многочисленные, огромные, пуховые подушки для сна, которые днём складывались на кровати друг на дружку и покрывались кружевной накидушкой нежно-розового оттенка, от чего девочка ощущала себя то ли куклой, то ли принцессой, которую укладывали спать на этих пышных подушках. Марина иногда надевала эту накидушку на голову, и тогда кружевная ткань стекала по её спинке, доставая до самых пяточек!
Конечно же, это было удивительно, ведь у них, естественно, не было дома ни таких подушек, ни накидки! Да и не спали они на таких взбитых подушках, потому что высоко как бы…
Это сегодня Оксана понимает с подачи стоматолога, которого они недавно нашли, и который утверждает, что спать надо на высоком, а все эти ортопедические подушки, оказывается, совсем даже неправильно!
Третья встреча с дедом Владимиром и бабушкой Таней произошла когда Оксане было лет двадцать или чуть больше. Она жила уже самостоятельно в квартире, которую купила ей мама, и бабушка с дедушкой пришли к ней в гости. Оксана и сейчас помнит то чувство неловкости, которое она испытывала во время их визита.
Вот сидят перед ней два пожилых человека, и она знает, что это её кровные бабушка и дедушка, но абсолютно ничего от этого знания не испытывает, не знает, о чём с ними говорить. Не возникает между ними та близость, которая обычно бывает между родными людьми, её нет, не сформировалась, не возникло той теплоты, когда можно поболтать о чём угодно, а не выдавливать из себя фразы, когда одна только неловкость получается!
Сегодня Оксана думает, что это как раз та история, которую нужно передать подрастающему поколению, хотя бы тем из них, кто с интересом или просто из вежливости прочитает эту главу из книги, которая написана собственно говоря для них, чтобы не затерялись наши родственные корни. Им просто необходимо понять, что знать, что у них есть бабушки и дедушки где-то там, в географическом отдалении, это одно, а сделать так, чтобы их дети имели возможность вырасти, общаясь со своими старшими родственниками, совсем другое. Иначе какие-то семена в юных душах не прорастают. Очень важный это момент в становлении личности.
И на самом деле, говорит мне Оксана, что это даже не столько вина родителей, скорее всего у них тогда не было финансовой возможности преодолевать большие расстояния, разделяющие родителей и внуков. Но сегодня она с уверенностью, исходя из личного опыта, может сказать, что если детство прошло без дедушек и бабушек, то потом, когда ты с ними уже во взрослом возрасте встречаешься, то не знаешь, про что с ними разговаривать. Это очень большое упущение. Это то, чего не должно быть. Даже если ты триста раз не согласен с чем-то там со своими родителями, всё равно ты не имеешь права подобное допускать. Это урон психике ребёнка в той части, что им не получены те впечатления, которые формируют ту самую историю преемственности поколений, что и является утратой.
Можно считать эти строки как послание потомкам от Оксаны:
Не делайте так, сделайте максимально возможное, как родители своих детей, чтобы ваши дети общались с вашими родителями! Это очень важно.
Если сказать юридическим языком, то налицо «недополученная выгода»!
«Меня, - вспоминает Оксана, - отправляли на лето бабушкиной двоюродной сестре по маминой линии. Два года летом по два месяца я к ним ездила. Мне было лет двенадцать-тринадцать. Это было незадолго до развала СССР. Очень тёплые воспоминания о той бабушке Паше, про неё отдельную историю написать можно. А вот своих родных бабушек и дедушек я практически не знала. Это печально.»
Потом, когда у Оксаны родилась дочь Лера, это 2004 год, бабушка к ним приедет. Деда Владимира тогда в живых уже не будет, он умрёт от онкологии кишечника. Приедет она, чтобы нянчиться с правнучкой. И Оксане она тогда скажет, что вот так же когда-то нянчила её, а теперь приехала помогать с Лерой, которой как раз столько же месяцев от роду было.
Жили тогда они с бабушкой на даче в Подмосковье: тишина, чистый воздух и никакой тебе городской суеты. Бабушка тогда ещё тогда на Оксану так странно смотрела, особенно когда она дочку кормила. А кормила Оксана каждый раз по разному, то справа, то слева, вертелась, как только можно было, наслушавшись этих всех консультантов в интернете по грудному вскармливанию. Бабушка Таня смотрит на Оксану, смотрит так внимательно и говорит:
- Везёт тебе, ты попробовала по всякому, лёжа вон кормишь…
- У меня трое детей было, а я даже не знаю, как это, потому что меня это миновало. Потому что у меня, во-первых, мыслей даже не было, что можно спать с ребенком, пока он там тебя ест. А во-вторых, говорит, мы как жили? Три месяца, и выходили на работу. Хорошо, мол, что сейчас время такое, что у вас есть возможность по другому. Ты, внучка, великое дело делаешь, ты растишь ребенка! Вот такие слова говорила бабушка Таня Оксане, удивительные и даже приятные.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №225033001881