Мифы кумы Ой, кумены - Свобода 1

Свобода – это отсутствие выбора

Свобода = отсутствие необходимости выбрать

Выбор или не нужен или уже сделан

Выбрав что-то или кого-то, вы избавились от потребности и освободились, освободили себя

Выбрав Бога (жизнь с Богом и в Боге), вы стали свободны = нет потребностей, нет принуда и суеты выбора

Свободен буддист, свободен отшельник в скиту

Только не надо путать бытийность с житийностью

Идеальной свободы нет, как и не идеальной

Она как ветер – поток от одной точки с одним давлением к иной с иным
Выбрав кого-то или что-то, вы стали его рабом (рабом избранничества)

И вам теперь предстоит … выбор между избранничеством и соблазном иного

Встреч со Злом и Перекрестков Судьбы вам все равно не избежать

Но на маленьких переходах от  одного перекрестка к другому, вы можете быть временно свободны … или тешить себя иллюзией свободности и тащиться в Телеге жизни
И над горизонтом событий этой свободной или не-свободной жизни маячит иллюзия (призрак, мираж) Свободы

Иной путь: избавиться от проблемы свободы вообще
Куда важнее само Сущее с Бытием и Не-Бытием
Вас ждет Смерть …  и вы никогда не свободны
Вы только суетитесь и ваша свобода – это комплекс чего вы хотите или не хотите
А на самом деле  у вас остается только один выбор – как умереть … и когда

***

Ликбезное с ликом без дна и покрышки:

Происхождение слова свобода. https://lexicography.online/etymology//
Свобо;да. Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и особенность, особа, свой.
Происхождение слова свобода в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
Свобода. Индоевропейское — se-, sue- (свой, себя). Общеславянское — svoboda. Старославянское — свобода. Русское слово «свобода» известно с древнерусской эпохи и было широко употребительным еще до возникновения письменности (в VIII–X вв.). Слово заимствовано из старославянского, где существительное «свобода» связано с церковнославянским «свобьство» (принадлежность своим, общность, личность). Слово восходит к общеславянскому svoboda и дальше — к индоевропейской основе sue- (свой, себя). Понятие о свободе изначально связывалось с принадлежностью к своему коллективу, роду, племени, народности. Отсюда родственная связь с существительным «слобода». Родственными являются: Болгарское — свобода. Польское — swoboda. Производные: свободный, свободолюбивый, освободить.
Происхождение слова свобода в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.
Свобо;да. Слово это близко к «свой» и к корню «соб-» («особый», «собственный»). В начале своей жизни оно значило примерно: состояние того, кто является своим собственным, т.е. ничей раб, не невольник. А «-ода» — здесь старый суффикс, такой же, как в «ягода» (см.)
Происхождение слова свобода в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.
свобо;да укр. свобо;да, блр. слобода, др.-русск. свобода «независимость», а также «свободное поселение» (Лаврентьевск. летоп., грам. 1264-1265 гг. и др.; см. Срезн. III, 278 и сл.), свободь «свободный», наряду с этим — с диссимиляцией губных — др.-русск. слобода «свобода; состояние свободн. человека», ст.-слав. свобода ;;;;;;;;; (Клоц., Супр.), болг. свобо;да; (Младенов 573), сербохорв. свобо;да, слобо;да «мужество, свобода», словен. svobo;;d, slobo;;d ж. «разрешение, освобождение», svob;da, slob;da «свобода, отпуск», чеш. svoboda «свобода; холостяцкое положение, девичество», слвц. sloboda, польск. swoboda, ;wieboda, в.-луж., н.-луж. swoboda «свобода» Праслав. *sveboda, sve;boda «свобода» связано с цслав. свобьство, собьство «реrsоnа», где *svobь от svojь (см. свой), т. е. «положение свободного, своего члена рода», далее сюда же др.-прусск. subs «сам, собственный», вин. ед. subban, д.-в.-н. Swa;bа «Швабия», лат. Su;b;; см. Сольмсен, Unters. gr. Lautl. 200 и сл.; Траутман, ВSW 291; Мi. ЕW 332; Соболевский, РФВ 71, 19. Образование ср. с я;года (см.), а также греч. -;;, -;;;;; см. Френкель, ZfslPh 20, 53; ВSрr. 32; IF 53, 53. Со svoboda связано лтш. svabads «вялый, усталый; свободный», atsvabina;t «освободить» (Френкель, ZfslPh 20, 53). Наряду с и.-е. *svobh; существовало *sobh;: др.-инд. sabh;; «собрание, двор, судилище», гот. sibjа «родство, родня»; см. осо;ба; ср. Френкель, там же; Младенов 573; Ильинский, РФВ 69, 18 и сл.; Брандт, РФВ 24, 185. Относительно ударения свобо;да : слобода; ср. Л. Васильев, РФВ 57, 113. Весьма сомнительно сближение с фрак.-фриг. именем божества ;;;;;;;; = греч. ;;;;;;;;, вопреки Грегуару (см. Вайан, RЕS 22, 203) [Якобсон (IJSLP, ;, 1959, стр. 269) повторяет, без достаточного основания, сближение свободь с ;;;;;;;;. В действительности форма свобоь вторично образована от свобода, собирательного образования с суф. -оdа; см. Трубачев, Терм. родства, М., 1959, стр. 170 и сл. — Т.]
Происхождение слова свобода в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
Свобо;да. Общеслав. Суф. производное от той же основы, что свой, особа, ст.-сл. свобьство,  собьство  «особенность».  Свобода буквально — «свое, собственное, отдельное от других положение».
Происхождение слова свобода в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

(2)
Лексическое значение слова свобода  https://lexicography.online/explanatory//
свобо;да ж. слобо;да южн. зап. сев. сво;бодь вост. сев. своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству. Свобода печати, отсутствие цензуры, но может быть ответ перед судом. Свобода мысли, безответственность за мысли, убеждения свои. Свобода сло;ва, позволенье выражать мысли свои. Свобода крестьян противополагается рабству и крепостному быту. Выпустить пленника, пташку на свободу, на волю, на простор. Никакой свободишки нет, теснят всем, отовсюду. || Свободь, стар. слобода, подгородное поселенье и посад. Эка свободь какая! || м. церк. свободный, вольный человек, не раб. Свобо;дный, нестесненный, непринуждаемый и невынужденный. Он свободен выбрать любое. Это его свободное желанье. Свободный человек, вольный, не раб, не крепостной; или досужный, незанятый делом. Не свободен я теперь, занят, некогда, недосужно. Заходи вечерком, мне посвободнее будет. У меня теперь свободных денег нет. Приготовьте свободную посудину, на капусту. Свободная одежда, не узкая, не тесная, просторная. Свободный проход или проезд, просторный; || без задержек. Свободный дом, не занятый, без жильцов; нам свободно жить в этом доме, просторно, не тесно. Свободный труд, наемный, по воле; или нетрудный, легкий. Свободные речи, вольнодумные, смелые; свободная речь, произношенье, ничем не стесненное, беглое. Он свободно говорит по-русски. Свободное обращенье, слишком вольное. Тот свободен, кто не подчиняется страстям, прихотям своим. Свободность ж. состоянье свободного. Свобожда;ть, свободи;ть кого, освобождать, освободить. Свободи, брат, меня от этого дела! свобождаться, страдат. возвр. по смыслу. Свобожде;нье действ. по глаг. Свободи;тель, свободительница освободитель. Свободи;тельный к освобожденью вообще относящийся. Свобо;дник, свободница церк. свободный человек. Призванный о Господе раб свободник Господень есть. Свобо;дчик, свободчица незанятый каким делом, работой. Свободномы;слие ср. самостоятельное убежденье, вольное мышленье, свободный, по времени, человек. Свобо;дничать с кем, обходиться слишком вольно или навязывать себя кому в приятели запанибрата. Свобо;дничанье действ. по глаг. Свобожанин, свобожанка, слобожане, жители слободы, вольного населенья.
Лексическое значение слова свобода в толковом онлайн-словаре Даля В. И.
свобо;да, -ы, ж. 1. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 21 ноября 1837. 2. Отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни и деятельности какого-л. класса или общества в целом. Для людей радикальной партии идеи народной свободы и единства Италии были потребностью жизни. Добролюбов, Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура. Рабочие знают, что борьба за свободу трудна и тяжела, но дело свободы есть дело всего народа. Ленин, Ко всем рабочим и работницам города Петербурга и окрестностей. || Независимость от иноземного владычества, порабощения. [Славяне] зашевелились на Балканах и вместе с греками стали помышлять о свободе от турок. Форш, Радищев. 3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. Первое употребление, какое делал крепостной земледелец из маленького запаса, накопленного им, состояло в том, чтобы купить себе свободу. Чернышевский, Основания политической экономии Д. Милля. 4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Лишение свободы. Выпустить птичку из клетки на свободу. ; Не дождаться мне видно свободы, А тюремные дни будто годы. Лермонтов, Соседка. Неужели Павел снова в тюрьме? Находись он на свободе, обязательно дал бы о себе знать. Саянов, Лена. || Отсутствие преград, затворов; воля, простор. В первый раз выгнали скотину —. Бурый бык ревел, радуясь свободе, и рыл передними ногами землю. Чехов, В овраге. Вода в гавани волнуется, шумит, будто сердится на то, что ее огородили кругом гранитными камнями, лишив свободы и простора. Новиков-Прибой, По-темному. 5. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-л. или связи с кем-, чем-л. мешающим, стесняющим. Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Пушкин, Разговор книгопродавца с поэтом. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания. Ленин, Партийная организация и партийная литература. || Отсутствие стеснений, ограничений, возможность поступать по своей воле, своему усмотрению. [Князь] велел дать мне полную свободу, не стеснять ничем. Достоевский, Неточка Незванова. Мать, пока была жива, держала ее очень строго; у отца она пользовалась совершенной свободой. Тургенев, Ася. 6. чего и с неопр. Возможность действовать в какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно. Свобода торговли. Свобода передвижения. Свобода печати. Свобода слова. Свобода собраний. ; Русским времен Петра была нужна только свобода учиться; принуждение не было нужно. Чернышевский, Письмо А. Н. Пыпину, 7 дек. 1886. 7. Легкость, отсутствие затруднений в чем-л. Володя отвечал ему [учителю] с свободой и уверенностью, свойственною тем, кто хорошо знает предмет. Л. Толстой, Отрочество. [Аэроплан] летел против ветра. Но с какой свободой, впервые поразившей меня, он обошел облака! Каверин, Два капитана. 8. Непринужденность, отсутствие связанности. Отсутствие Кирила Петровича придало обществу более свободы и живости. 53 Кавалеры осмелились занять место подле дам. Пушкин, Дубровский. Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил [с Коробочкой] однако же с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился. Гоголь, Мертвые души. || Излишняя непринужденность, развязность. В манерах его, и без того развязных, стала появляться и та обыкновенная за бутылкой свобода, от которой всегда неловко становится трезвому собеседнику. И. Гончаров, Обрыв. 9. Разг. Свободное, незанятое время; досуг. Обед — почти единственный час отдыха и свободы для Савелова. Чернышевский, Пролог. ; Демократические свободы — политические и правовые нормы, определяющие положение личности в государстве. Свобода морей — отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях. Свобода совести см. совесть. На свободе — в свободное время, на досуге. С радостью думаешь о целом часе отдыха, когда можно развьючиться, вскипятить воду в котелке и полежать на свободе, попивая горячий чай. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова. Дать свободу кому-чему — то же, что дать волю кому-чему (см. воля).
Лексическое значение слова свобода в толковом онлайн-словаре Евгеньевой А. П.
свобо;да ж.
• 1. Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни.
• 2. Государственная независимость, суверенитет.
• 3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. // Освобождение от крепостной зависимости, рабства.
• 4. Состояние того, кто не находится в заключении, под арестом, в неволе.
• 5. Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению, желанию.
• 6. Отсутствие запретов, ограничений.
• 7. Избавление от чего-л. стесняющего, связывающего, тяготеющего над кем-л.
• 8. Возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества (в философии).
• 9. Легкость, отсутствие затруднений. // Естественность, непринужденность (в позе, движениях и т. п.).
• 10. Простота, непринужденность, отсутствие натянутости (в поведении, обращении и т. п.). // Излишняя непринужденность, развязность.
• 11. разг. Раздолье, простор, воля.
• 12. разг. Незаполненное трудом, занятиями время; досуг.
Лексическое значение слова свобода в толковом онлайн-словаре Ефремовой Т. Ф.
свобо;да -ы; ж. см. тж. свободный 1) Отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни общества. Свобо;да манифестаций. Политическая свобо;да. Борцы за свободу народа. Гражданские свободы. Свобо;да личности (право граждан беспрепятственно участвовать в экономической, культурной и общественно-политической жизни страны; право на неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных и телеграфных сообщений) Демократические свободы (совокупность всех политических и правовых прав граждан, определяющих положение их в государстве) 2) Государственная независимость, суверенитет. Сражаться за свободу своей Родины. 3) Отсутствие крепостной зависимости, рабства. Купить себе свободу. Дать свободу крепостным. 4) Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Лишение свободы. Выпустить птичку из клетки на свободу. Отпустить заключённого на свободу. 5) Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению. Стеснять чью-л. свободу. Расти, воспитываться на свободе. Пользоваться полной свободой. 6) чего и с инф. Возможность действовать в какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно. Свобо;да торговли. Свобо;да передвижения. Свобо;да печати. Свобо;да собраний. Свобо;да творчества. Свобо;да морей (право осуществления государством морского судоходства и морских промыслов в открытом море) Свобо;да слова и мысли. (право иметь и выражить свои взгляды) Свобо;да мыслей, рассудка, духа (независимость, самостоятельность мыслей, духа) 7) филос. Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Свобо;да воли. Свобо;да есть осознанная необходимость. Свобо;да и необходимость (философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества) 8) а) Лёгкость, отсутствие затруднений в чём-л. Отвечать на экзамене со свободой и уверенностью. Свобо;да манёвра. Стеснять свободу движений. б) отт. Непринуждённость, отсутствие связанности. Свобо;да в обращении. Свобо;да в церемониях. Свобо;да выражений. Свобо;да от чего-л. Свобо;да в жестах. 9) разг. Раздолье, простор. Берёза любит свободу. Ветер дует на свободе. 10) Свободное, незанятое время; досуг. Час отдыха и свободы. На свободе (в свободное время)
Лексическое значение слова свобода в толковом онлайн-словаре Кузнецова С. А.
свобо;да, -ы, х. 1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. воли (философская категория, отражающая понятие свободы или предопределённости действий, поступков субъекта). 2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. класса, всего общества или его членов. С. совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). С. слова. С. печати. С. личности (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, свобода совести). С. собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Борцы за свободу народа. Завоевать свободу. 3. Вообще — отсутствие каких-н. ограничений, стеснений в чём-н. Дать детям больше свободы. 4. Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе. Выпустить на свободу. ; На свободе — на досуге, в свободное от работы, занятий время. Побеседуем как-н. на свободе, не торопясь. Свобода рук (книжн.) — ничем не ограниченная возможность действовать.
Лексическое значение слова свобода в толковом онлайн-словаре Ожегова C. И.
свобо;да, ы, ж. 1. только ед. Возможность проявления субъектом своей воли (см. воля в 1 знач.; филос.). — Энгельс говорит: «Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости». Ленин. С. воли. 2. только ед. Положение, при к-ром отсутствуют ограничения и стеснения, связывающие общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. класса или всего общества. С. в буржуазном обществе является свободой только для господствующих, эксплоататорских классов. «Свобода, равенство и братство» (лозунг французской буржуазной революции 1789 г. — лозунг формальной буржуазной демократии). Да, — отвечаем мы, — ваша свобода, господа англичане, французы, американцы, есть обман, если она противоречит освобождению труда от гнета капитала. Ленин. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплоатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Сталин. Наша революция является единственной, которая не только разбила оковы капитализма и дала народу свободу, но успела еще дать народу материальные условия для зажиточной жизни. Сталин. Укрепить свободу. Завоевать свободу. Борец за свободу. Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи. Лермонтов. Во прахе царский труп лежал, и день великий, неизбежный, свободы яркий день вставал. Пушкин. В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал. Пушкин. || Вообще — отсутствие каких-н. стеснений, ограничений в чем-н. Дать полную свободу кому-н. Дети у них в семье пользуются только относительной свободой. Привычке милой не дал ходу; свою постылую свободу я потерять на захотел. Пушкин. 3. чего. Возможность беспрепятственно, без стеснения и принуждения действовать в какой-н. области общественной жизни (полит.). В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова, б) свобода печати, в) свобода собраний и митингов, г) свобода уличных шествий и демонстраций. Конституция СССР. За всеми гражданами признается свобода совести и свобода антирелигиозной пропаганды. История ВКП(б). Политические свободы. Гражданские свободы. Демократические свободы. 4. только ед. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. Темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа. Пушкин (декабристам). Вчера я растворил темницу воздушной пленнице моей, я рощам возвратил певицу, я возвратил свободу ей. Туманский. Выпустить узника, пленника, птицу (из клетки) на свободу. Лишить свободы. Вернуть кому-н. свободу. Очутиться на свободе. ; На свободе (разг.) — в свободное время. Займитесь этим на свободе. Свобода морей (полит.) — отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях. ; Свобода рук (полит.) — возможность беспрепятственно действовать, проводить свою политику где-н. Империалистические страны всегда добивались свободы рук в Китае.
Лексическое значение слова свобода в толковом онлайн-словаре Ушакова Д. Н.

(3)
ономастический словарь: имя Свобода
Свобода, -ы, ж. Нов. Производные: Свободка; Ода. [Употребление нариц. сущ. свобода в качестве личного имени.]
Происхождение имени Свобода в ономастическом онлайн-словаре Петровского
Свобо;да болг. [возможно, перевод греч. имени Eleutheria Елевте;рия, ж. к Елевфе;рий].
Происхождение имени Свобода в ономастическом онлайн-словаре Суперанской

(4)
Синонимы
свобода, воля, вольность, приволье, раздолье. Отпускать на свободу (на волю). Отпустить душу на покаяние. Ср. Простор. См. воля, простор || давать полную свободу, лишить свободы, предоставлять полную свободу.
Синонимы слова свобода в онлайн-словаре синонимов Абрамова Н.
свобо;да 1. воля; (вольная) волюшка (народно-поэт.); вольность (устар.) 2. простор, приволье, раздолье 3. см. беспрепятственность. 4. см. беглость. 5. см. непринужденность
Синонимы слова свобода в онлайн-словаре синонимов Александровой З. Е.
Антонимы
свобода — рабство //
свобода — зависимость //
свобода — несвобода
Полная самостоятельность, отсутствие подчиненности кому-, чему-л., возможность располагать собою по своему усмотрению.
Полная подчиненность кому-, , чему-л., чьей-л. власти, влиянию, отсутствие воли.
И здесь, как и везде, в вопросе о свободе и рабстве души России, о ее странничестве и ее неподвижности, мы сталкиваемся с тайной соотношения мужественного и женственного. Н. А. Бердяев.
И с другой стороны, нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы. А. П. Чехов.
Мысли мои о границах свободы и зависимости и мой взгляд на историю не случайный парадокс, который на минуту занял меня. Л. Н. Толстой.
Свобода ведет к ответственности. Несвобода все делает безответственным. Н. А. Бердяев.
Антонимы слова свобода в онлайн-словаре антонимов Введенской Л. А.
свобода — угнетение
— Оглянитесь на историю! <...> и вы увидите: во все эпохи, в каждом человеческом обществе шла борьба — вечная борьба жизни со смертью, свободы с угнетением, света, с тьмой! Березко, Дом учителя. Романы <...> вызывали во мне глубокое негодование против всякого угнетения и настоящую потребность пожертвовать собою для блага и свободы человечества. Н. Морозов, Повести моей жизни.
• Свобода — гнет (см.)
• освобождать — угнетать
• освобождение — угнетение
• освободитель — угнетатель (см.)
• свободный — угнетенный
свобода — гнет
Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, Нужда и вечный гнет, А там балы, блестящий двор, Свобода и почет. Н. Некрасов, Русские женщины. Чем тяжелее был гнет, тем сильнее было стремление к свободе. А. Виноградов, Три цвета времени.
• Ср. Воля — неволя
Антонимы слова свобода в онлайн-словаре антонимов Львова М.

II
Liberte
Этимология
Происходит от лат. libertas «свобода», далее от лат. liber «свободный, вольный», из праиндоевр. *leudheros (ср.: др.-греч. ;;;;;;;;;) Англ. liberty — примерно с 1375 г., заимств. через ст.-франц. libert;. Использованы материалы Online Etymology Dictionary Дугласа Харпера. См. Список литературы.

Liber
Происходит от праиндоевр. *leudheros (ср.: др.-греч. ;;;;;;;;;).
Значение
1. свободный, вольный, независимый ; Liber de ludo aleae — Азартные игры свободны от игры Джероламо Кардано [источник — Викицитатник]
2. благородный, прямой, откровенный ; Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
3. пустой, пустующий, незанятый ; Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
4. своевольный, разнузданный, распущенный, распутный ; Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
5. непредвзятый, беспристрастный ; Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
6. богатый, обильный ; Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

ЛИБЕРТЕ I * libert; f. Свобода. Слово "либерализм" в это время только что начало входить в употребление, что значило оно? В настоящем смысле щедрость; только оно проистекало от другого слова: libert;, то есть свобода. Вигель Зап. В этой сфере частной промышленности как всем известно, нет уже места autorit;, здесь господствует только абсолютное libert;. Ткачев Утопич. гос-во буржуазии. Л. Н. <толстой>. По-французски сосьете, А по-русски - шайка, У французов либерте, А у нас нагайка. 1905. В. М. Валентинов. // Стих. сат. 208. Слово "воля" гораздо верней и понятней для народа и хорошее слово русское. Означает и libert; и volont;. А свобода для народа непонятна. 1906. Маковицкий 2 106. Свобода - libert;, законное состояние гражданина, не нарушившего закон, управляющего страной. Тэффи Воля. // Т. 1992 203. Журналисты митингуют в защиту собственной либертэ. Октябрь 2000 8 180.
II.
ЛИБЕРТЕ II нескл. libert; f., англ. liberty с ударением на первом слоге. Оформлено по фр. модели. Сорт блестящей мягкой (обычно шелковой или полушелковой) ткани. Лента либерти. Сатин либерти. МАС-I. Шелк "либерте", поразительно дешево. Вл. Масс Хорош. отн. к лошадям. // МСТ 249. - Лекс. Уш. 1938: либерти/.

Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru. 2010.

(5)
LAROUSSE      LANGUE FRAN;AISE
https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/libert/46994

 Libert;
nom feminine   
(latin libertas, -atis)
• 1. ;tat de quelqu'un qui n'est pas soumis ; un ma;tre : Donner sa libert; ; un esclave.
SYNONYME :
affranchissement
CONTRAIRES :
esclavage - servitude
• 2. Condition d'un peuple qui se gouverne en pleine souverainet; : Libert; politique.
SYNONYMES :
autonomie - ind;pendance
CONTRAIRES :
colonisation - occupation - soumission
• 3. Droit reconnu par la loi dans certains domaines, ;tat de ce qui n'est pas soumis au pouvoir politique, qui ne fait pas l'objet de pressions : La libert; de la presse.
• 4. Situation de quelqu'un qui se d;termine en dehors de toute pression ext;rieure ou de tout pr;jug; : Avoir sa libert; de pens;e.
SYNONYMES :
facult; - latitude - licence - pouvoir
CONTRAIRES :
assujettissement - contrainte - subordination
• 5. Possibilit; d'agir selon ses propres choix, sans avoir ; en r;f;rer ; une autorit; quelconque : On lui laisse trop peu de libert;.
SYNONYME :
ind;pendance
CONTRAIRES :
d;pendance - int;gration
• 6. ;tat de quelqu'un qui n'est pas li; par un engagement d'ordre contractuel, conjugal ou sentimental : Il a quitt; sa femme et repris sa libert;.
• 7. Temps libre, dont on peut disposer ; son gr; : Ne pas avoir un instant de libert;.
SYNONYMES :
disponibilit; - loisir
CONTRAIRES :
activit; - occupation - travail
• 8. ;tat de quelqu'un ou d'un animal qui n'est pas retenu prisonnier : Un parc national o; les animaux vivent en libert;.
CONTRAIRES :
captivit; - claustration - d;tention - emprisonnement - incarc;ration
• 9. Situation psychologique de quelqu'un qui ne se sent pas contraint, g;n; dans sa relation avec quelqu'un d'autre : S'expliquer en toute libert; avec quelqu'un.
SYNONYME :
franchise
• 10. Mani;re d'agir de quelqu'un qui ne s'encombre pas de scrupules : ;tre bl;m; pour la libert; de sa conduite.
SYNONYMES :
d;r;glement - d;sinvolture - familiarit; - impertinence - irr;v;rence - laisser-aller - sans-g;ne
• 11. ;cart d'une interpr;tation, d'une adaptation, etc., par rapport aux faits r;els ou au texte original : Une trop grande libert; dans la traduction.
• 12. ;tat de ce qui n'est pas ;troitement contr;l;, soumis ; une r;glementation s;v;re : Instaurer la libert; des prix industriels.
• 13. Caract;re de ce qui rel;ve de l'initiative priv;e : Libert; d'entreprise.


(6)
Миф
Нейроа основе 3 источников
Либер (лат. Liber) — в римской мифологии древний бог плодородия и оплодотворяющей силы, затем виноградарства. Отождествлялся с Вакхом-Дионисом.1 2
Был божеством-покровителем римских плебеев и входил в их Авентинскую триаду. Его фестиваль Либералии (17 марта) стал ассоциироваться со свободой слова и правами, связанными с совершеннолетием. 3
Либер (Liber) — в римской мифологии древний бог плодородия и оплодотворяющей силы, затем виноградарства, отождествлявшийся с Вакхом-Дионисом. Его женская параллель — Либера, иногда отождествлявшаяся с Ариадной[1].
Либер и Либера считались чисто италийскими божествами, и лишь позднее культ Либера смешался с культом Диониса, а с Либерой приводили в связь Персефону. В культе имя Либера неразрывно с Либерой; праздники либералии и цереалии равно касались обоих божеств. Первоначально Либер олицетворял собою производительность природы, радость и изобилие, что сблизило его с Дионисом. Атрибутом или символом его власти был fascinum (фаллос), который во время сбора винограда провозился по стране в торжественной и весёлой процессии. В связи с fascinum находились так называемые versus fescennini — грубые, вольные песни весёлого характера, оживлявшие время сбора винограда[2].
Культ Либера появился в Риме в первые десятилетия существования республики. Сам культ элевсинских божеств, а вместе с ним и элевсинские мистерии, был заимствован Римом из Сицилии[3]. В. Буркерт среди греческих праздников Диониса различал «по меньшей мере четыре типа», назвав один из них «крестьянскими „дионисиями“», для которых было характерно принесение в жертву козла и фаллические процессии[4]. Именно такой вариант греческих дионисий утвердился в Риме как культ Либера. М. Элиаде, впрочем, полагал, что «повсеместно распространённая в мире и по существу архаичная, „фаллофория“, безусловно, старше культа Диониса»[5].
Примечания
a. Мифы народов мира: Энциклопедия. — Советская Энциклопедия, 1980. стр. 588—589.
b. Либер и Либера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
c. Калашников Михаил Васильевич ГЕНЕАЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ЛИБЕРАЛИЗМ»: I. ЛИБЕР И ЛИБЕРТИНЫ, Научная статья по специальности «Культура. Культурология» — стр. 129
d. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика / пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. — СПб., 2004. С. 269;
e. Элиаде М. История веры и религиозных идей: В 3 т. / пер. с фр.; 2-е изд., исправл. М., 2002. Т. 1: От каменного века до Элевсинских мистерий. С. 328.

2. Пушкин Либер либертусы и либертины
Ан Ме  http://proza.ru/2023/07/24/265
(из серии материалы ликбеза по римскому праву для разработок проблемных тем ДИП)

(1)

Все началось с бога Либера, религиозных идей и веры  и оргических культовых ритуалов
Грималь Пьер, Словарь классической мифологии, Уайли-Блэквелл, 1996 и de Vaan, Michiel (2008).

Этимологический словарь латыни и других италийских языков:
В древнеримской религии и мифологии Либер (/;la;b;r/ LY-b;r, лат. [;li;b;r]; "свободный"), также известный как Liber Pater ("свободный Отец"), был богом виноградарства и вина, плодородия и свободы. Он был божеством - покровителем римских плебеев и входил в их Авентинскую триаду. Его фестиваль Либералии (17 марта) стал ассоциироваться со свободой слова и правами, связанными с совершеннолетием. Его культ и функции все чаще ассоциировались с латинизированными формами греческого Диониса / Вакха, мифологию которого он стал разделять

Название Liber ("свободный") происходит от протоитальянского *leu;ero и, в конечном счете, от  протоиндоевропейского *h;leud;ero ("принадлежащий народу", отсюда "свободный")

Из журнала Историософия: :
Первоначально культ Либера существовал в городе Лавиниум, который основал Эней (предок основателей Рима – см. Энеиды Вергилия, которые обильно цитирует Данте в БК). Он назвал город в честь своей жены Лавинии, дочери Латина. В городе располагался храм Венеры, который являлся культовым центром всего Лация. В период античности в городе почитается бог Либер, который являлся фаллическим божеством. Данный культ мог существовать и раньше, уходя корнями в глубокую древность проторелигии. После свержения царской власти и установления республиканского правления в 496 г. до н.э. культ Либера появляется в Риме. С 493 г. до н.э. Либер является частью Авентинской Триады (Либер, Либерия и Церера) на холме Авентин в Риме.
Либер был богом покровителем плебса, народа, который населил Рим после его основания трибами (латинов, сабинов и этрусков). Потомками основателей Рима были патриции (потомки отцов), которые противопоставлялись пришлому позднее народу плебеев.
Имя Либер также может быть связано с обрядом либации (возлияния), то есть жертвоприношения воды, меда, вина и другой жидкости. Либация является обрядом, который присутствует во всех древнейших культах. Частью культа Либера были Игры (театрализованные ритуалы и процессии, предшественники театра), которые назывались Либералиями и происходили весной 17 марта. Частью обряда было освобождение 14-летних юношей и девушек от атрибутов детства (амулет и тога). Церемонии Либера включали шумную процессию людей поющих песни грубого и неприличного содержания. Процессия несла большой фаллос, который символизировал плодородие. В конце церемонии жрица Либера надевала на фаллос венок, что являлось символом акта соединения мужского и женского начала — Отца-Творца и Великой Матери, которые создали мир.
Характер ритуала ясно говорит о том, что Либер и Церера были местными эквивалентными древних греческих богов Диониса и Деметры. Аналогами Либера в других странах были Баал, Шива, Пан и другие известные языческие боги.
Позднее Бог вина и свободы Дионис был романизирован как Бахус. Либер как эквивалент Диониса постепенно также был ассоциирован с Бахусом. Мифы, иконография и культы Либера, Диониса и Бахуса слились со временем воедино. Эти распущенные плебейские культы, включающие в себя дикие оргии и даже человеческие жертвоприношения, постепенно проникали в среду патрициев. В 186 г. до н.э. сенат забил тревогу, учредил расследование и запретил Вакханалии (культовые обряды Бахуса).

***
Пушкин нигде не упомянул бога Либера напрямую. В 1823 он признался Вяземскому, отправляя ему «Свободы сеятеля …» с ярмом и гремушками да бичом для народа-черни-толпы, что уже в 1821-ом он покончил с «либеральным бредом».   Но он много пел о вакханках и вакханалиях = вот самая знаменитая  ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ  от 1825 г в заточении глуши псковской:

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Мы можем только догадываться какому богу посвящен этот гимн…

Это был канун гона женихания с походом в западню конгрегации клеветы, ошибок, сплетен, пасквилей и молвы
 
(****)
Самарский национальный исследовательский университет им. ак. С.П. Королёва (бывш. СГАУ, СамГУ)
Римское право. Свободные (libertus). Свободнорожденные и вольноотпущенники (ingenio и libertini)
В древнем Риме Вольноотпущенник назывался libertus относительно того, кто дал ему волю и libertinus — относительно своего гражданского и политического положения. В знак своей свободы он надевал тогу, брил себе голову и покрывал ее шляпой (pileus). Но в юридическом положении В. существовали значительные различия, смотря по тому, отпущены ли они были на свободу с применением формального порядка (manumissiojusta) или без применения такого порядка (manumissio minus justa). Формальный порядок отпущения на волю заключался в совершении известных действий перед магистратом (manumissio vindicta, censu) или в отпуске путем завещания (m. testamento); император Константин присоединил к этому способ отпущения на волю в церкви (m. in sacrosanctis eccelesiis).
В конце республики образовалось несколько упрощенных форм отпущения на волю: господин писал рабу с объявлением о его свободе (per epistolam), объявлял раба свободным в присутствии своих друзей (per amicos), допускал его к своему столу (per mensam). Юристы императорского периода вообще всякое сомнение относительно действительности того или другого способа отпущения на волю решали в пользу свободы и допускали даже некоторые виды молчаливого отпущения. Но бесспорную свободу и право гражданства сообщали лишь формальные способы отпущения на волю.
При всем том В., по причине своего рабского происхождения, отличались от свободнорожденных граждан (ingenui), находились в очень униженном гражданском и политическом положении и составляли в государстве особое низшее сословие (ordo libertinorum). Кроме того, свобода В. была ограничена известными обязательствами, которыми он был связан относительно своего прежнего господина, ставшего после отпущения на волю его патроном (patronus). В. получал от него свое родовое имя, допускался к участию в родовом культе и в родовом склепе (jus sepulcri); часто он оставался в доме и в услужении господина, иногда получал и средства для первого обзаведения. Взамен на В. возлагались известные обязательства, некоторые в силу особого договора, заключенного господином, или вследствие клятвы, взятой с В. [При отпуске раба на волю по завещанию, господин мог постановить разного рода условия (например, выплаты определенной суммы наследнику, обязательство служить ему в продолжение определенного срока).До выполнения этих условий раб назывался statu liber, некоторые же в силу закона. Так В. обязан выказывать своему патрону уважение, помогать ему в случае нужды; гражданский процесс с патроном и даже с его родственниками и детьми он может начать лишь с разрешения претора; запрещено ему заводить со своим патроном уголовный процесс, даже свидетельствовать против него в таком процессе (в период империи делалось исключение только для преступлений об оскорблении величества). Патрон являлся законным опекуном несовершеннолетних В. и имел некоторое право наследства: во времена республики он получал половину наследства, если В. умирал бездетным; при Августе это право патрона было еще расширено. Обыкновенное наказание для неблагодарного В. состояло в лишении jus sepulcri; но при императорах власть патрона в этом отношении расширилась: патрону позволено было удалять неблагодарного В. в ссылку, а в более важных случаях он мог обвинить В. перед префектом города или в провинции перед правителем, который, смотря по обстоятельствам, приговаривал неблагодарного В. к наказанию розгами, ко временному изгнанию и даже к работам в рудниках. Со времени же Диоклетиана и Константина обычным наказанием неблагодарного В. сделалось возвращение в рабство. Что касается гражданских и политических прав В., то jus commercii они пользовались без ограничения: им открыт был полный простор приобретать собственность, вступать в договоры, завещать и получать по завещанию; до Августа они лишены были права вступать в римский брак (jus connubii) со свободнорожденными. Вовсе времена они были исключены из римского легиона. До союзнической войны (91 г. до Р. X.) они, при критических обстоятельствах, принимались во флот, но лишь в качестве матросов; со времени же этой войны В. допущены в сухопутную армию, но не в легион, а в особо сформированные когорты. В. лишены были права занятия высших государственных должностей (jus honorum), вступления в сенат и в сословие жрецов; ограничены были в праве участия в народных собраниях; вместе с другими низшими слоями населения они вносились исключительно в списки четырех городских округов (триб) и таким образом вовсе не влияли на голосование сельских округов. Но, начиная с 312 г. до Р. X., одни цензоры из личных видов распределяли В. по всем округам, другие возвращались к старому порядку. Под конец республики число В. сильно увеличилось.

Римское государство наполнилось новыми гражданами, вышедшими из подонков общества; многие из них были иноземцы, вовсе незнакомые с условиями государственной жизни. Для противодействия наплыву В. в среду римских граждан принимались различные меры. Уже в 357 г. до Р. Х. последовало непрямое ограничение отпусков на волю в том смысле, что, по lex Manlia, всякий отпуск на волю был обложен налогом в 5% рыночной стоимости отпускаемого раба. Более обширные меры приняты были при Августе. Законом, изданным в 8 г. после Р. X. (lex Fufia Canina), запрещено было поголовное освобождение рабов в завещаниях.
Разделение граждан на свободнорожденных и В. уничтожено было при Юстиниане. Впрочем, и раньше еще империя ввела юридическую фикцию, в силу коей В., по благоволению императора, объявлялся свободнорожденным, и притом двумя способами:
1) через natium restitutio, которое давалось только с согласия патрона, освобождало В. от его обязанностей к последнему, следовательно, сглаживало все следы рабского происхождения, и
2) через пожалование права на золотое кольцо (jus anuli aurei), которое указывало на возвышение В. в сословие всадников, но не освобождало его от обязанностей к патрону.
Свободнорожденные римские граждане ingenio были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были:
а) право нести службу в регулярных римских войсках;
б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii);
в) право быть избираемым в магистраты (ius honorum).

Право участвовать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского гражданина. В конце периода республики и в первое время империи полное имя римского гражданина состояло из пяти частей:
а) praenomen - имя в собственном смысле слова;
б) nomen - наименование семьи или рода, к которому принадлежит данное лицо;
в) указание имени отца в родительном падеже (подобное русскому отчеству: сын такого-то); г) наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании, причем это последнее указание сохранилось в составе полного имени и после того, как народные собрания в период империи перестали созываться;
д) прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей.
Таким образом, полное имя, например, Цицерона было: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) M (arci) f (ilius) Corneliana (triba) Cicero (cognomen)

Не имея политических прав, женщины не имели и официального имени: они носили имя, которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина состояла, в родительном падеже: дочь или жена такого-то.

В области частноправовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась из упомянутых выше ius conubii и ius commercii, в составе которого с некоторого времени стали особо выделять testamenti factio, право составлять и быть свидетелем при составлении завещания (testamenti factio activa) и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio passiva).
Вольноотпущенники (libertini) представляли категорию лиц свободного состояния, но отличавшуюся в своих правах от полноценных римских граждан; в этом смысле они противопоставлялись свободнорож¬денным. Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий (источника) их прежнего рабского состояния.
Те, кто отпуска¬лись из рабства, связанного с военным пленом (т.е. кто ранее был «вра¬гом римского народа»), никогда не могли приобрести прав римского или латинского гражданства; особыми условиями было обставлено и осво¬бождение из рабства приговоренных преступников и осужденных заоч¬но. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами (cives Romani), но не полноправными. Отпущение из рабства прежних римских граждан не создавало специальной ситуации: они впол¬не восстанавливали прежний статус, если в период рабского состояния не совершали преступлений и иных постыдных дел.

(******)

Тимофеева Н.В. Образ либертена у Мольера и Сада (господа и слуги) // Серия “Symposium”, XVII век в диалоге эпох и культур., Выпуск 8 / Материалы научной конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. C.79-82:
Образ либертена неразрывно связан с литературой (и в первую очередь — с французской литературой). Можно без преувеличения утверждать, что, начиная с XVII века, это ее любимый «l'enfant t;rrible». Либертен — это первый среди «граждан» R;publique des Lettres. Дон Жуан из комедии Ж.-Б. Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) и Дольмансе из романа Д.-А.-Ф. де Сада «Философия в будуаре» (1795), несомненно, относятся к их числу. Однако, не только они одни. Посмотрим и на других персонажей этих произведений Мольера и Сада для более глубокого понимания смысла такого явления, как либертинаж.

Сложилась устойчивая традиция выделять в либертинаже XVII века два течения — эрудитов и светских людей.

М. Сюриа определяет либертинаж как «занятие накопительское, капиталистическое», а разврат — «разорительное, нигилистическое» (Surya M. Georges Bataille, la mort ; l'oeuvre. Paris, 1992. P. 179).

Либертинаж проделал достаточно сложную эволюцию — от богоборчества до тривиального разврата, трансформированного сексуальной революцией в норму. В нем изначально присутствовали и накопительские, и разорительные мотивы. Они могли находить свое выражение в пороках или доходить до преступлений.

Вспомним слова Шатобриана:
«Вот идет порок, опираясь на преступление».
 Они были сказаны о Талейране и Фуше, которые, каждый по-своему, наследовали черты либертенов.


Рецензии