Дворец падежей
Дворец имел шесть башен разной формы и высоты, соединённых галереями и мостиками. Каждая башня отражала характер своего хозяина. Перед дворцом простирался обширный сад, где слова-существительные приходили на аудиенцию к своим правителям.
Старший брат, Именительный падеж, был высоким, статным и всегда держался прямо. Он носил золотую корону с вопросами «кто?» и «что?» и восседал на троне в самой высокой башне дворца.
— Моя задача наиважнейшая, — говорил он своим подданным. — Я называю предметы, указываю на то, кто совершает действие. Без меня невозможно составить ни одно предложение!
Именительный падеж любил, когда слова обращались к нему напрямую, без всяких предлогов. «Стол стоит», «книга лежит», «солнце светит» — такие простые и ясные конструкции радовали его сердце.
Во второй башне, украшенной серебряными узорами в форме вопросов «кого?» и «чего?», жил Родительный падеж. Он был немного ниже старшего брата, худощав и задумчив. На нём всегда был строгий тёмно-синий камзол с вышитыми на нём словами «нет», «без», «у», «из», «для» — его любимыми предлогами.
— Моя сила в отрицании и принадлежности, — объяснял он посетителям. — Я показываю, у кого что есть или чего нет. «У мамы есть зонт», «нет времени», «ветка дерева» — вот где я необходим!
Родительный падеж вёл строгий учёт всего, что есть и чего нет в королевстве. Он был главным хранителем сокровищницы дворца.
В третьей башне, украшенной яркими витражами с вопросами «кому?» и «чему?», обитал Дательный падеж. Добродушный и щедрый, он всегда был готов поделиться и помочь. Его лёгкая мантия зелёного цвета была расшита предлогами «к» и «по».
— Я направляю действие к предмету или лицу, — с улыбкой говорил он. — «Дарю маме», «иду к реке», «радуюсь солнцу» — без меня никто не узнает, к кому или чему обращено действие.
Дательный падеж заведовал всеми праздниками и подарками в королевстве. Он лично проверял, чтобы каждое слово получило то, что ему предназначено.
В четвёртой башне с крепкими стенами и решётчатыми окнами жил Винительный падеж. Его отличали проницательный взгляд и твёрдый характер. На его красном камзоле красовались вопросы «кого?» и «что?», а на поясе висел судейский молоток.
— Я указываю на предмет, на который направлено действие, — строго заявлял он. — «Читаю книгу», «вижу дерево», «люблю маму» — я позволяю действию находить свою цель.
Винительный падеж был главным судьёй королевства. Он выносил справедливые решения и следил, чтобы ни одно слово не избежало действия, которое на него направлено.
Пятая башня дворца, украшенная множеством затейливых механизмов и инструментов, принадлежала Творительному падежу. Энергичный и изобретательный, он всегда был занят созданием чего-то нового. Его фиолетовый костюм был испачкан красками и украшен предлогами «с», «за», «под», «над», а также вопросами «кем?» и «чем?».
— Я отвечаю за средства и способы действия, — говорил он, демонстрируя очередное изобретение. — «Пишу ручкой», «режу ножом», «иду с другом» — благодаря мне вы знаете, как и с чьей помощью совершается действие.
Творительный падеж был главным инженером и художником королевства. Он создавал удивительные инструменты и учил слова работать вместе.
В шестой, самой уютной и заполненной книгами башне жил Предложный падеж. Мудрый и рассудительный, он носил очки и жёлтую мантию, расшитую предлогами «о», «об», «в», «на», «при» и вопросами «о ком?» и «о чём?».
— Моя задача — рассказывать о предметах и указывать на их местоположение, — тихо и вдумчиво объяснял он. — «Думаю о поездке», «лежит на столе», «живёт в городе» — я помогаю словам найти своё место в пространстве мыслей и вещей.
Предложный падеж был главным советником и библиотекарем королевства. Он хранил все знания и помогал словам разбираться в сложных ситуациях.
Однажды в королевство пришла беда. Злой волшебник Безграмотность наслал на дворец тёмное облако Путаницы. Падежи начали ссориться между собой, каждый считал себя важнее других. Слова-существительные перестали понимать, к кому им обращаться, и в текстах воцарился хаос.
— Я главный! — кричал Именительный. — Без меня предложение не может начаться!
— А без меня не будет принадлежности и отрицания! — возражал Родительный.
— Кому вы будете что-то давать без меня? — вопрошал Дательный
— На что будет направлено действие без меня? — возмущался Винительный.
— Чем вы будете действовать без меня? — отстаивал свою позицию Творительный.
— О чём вы вообще говорите без меня? — тихо, но убедительно спрашивал Предложный.
В это время в королевство приехала юная ученица Оля. Она увидела, что происходит, и решила помочь. Оля понимала: чтобы рассеять тёмное облако Путаницы, нужно показать падежам, как важен каждый из них и как прекрасно они работают вместе.
Девочка достала свою тетрадь и написала небольшую историю:
«Однажды Учитель (Именительный) решил рассказать историю для детей (Родительный). Он подошёл к классу (Дательный) и показал книгу (Винительный). Потом он начал читать громким голосом (Творительный) о приключениях (Предложный) маленького героя».
Когда падежи увидели эту историю, они поняли, что каждый из них незаменим, и ни одно предложение не может быть полным и красивым без их совместной работы.
— Смотрите, — сказала Маша, — вы как шесть нот в музыке. По отдельности каждая из вас звучит интересно, но только вместе вы создаёте прекрасную мелодию языка.
Братья-падежи согласились с Олей и помирились. Облако Путаницы рассеялось, и в королевстве Морфология снова воцарился порядок. С тех пор шесть братьев управляют своим дворцом в согласии, помогая словам обретать правильную форму в зависимости от их роли в предложении.
А Оля часто навещает их, принося новые истории, где каждый падеж может проявить свои особенные качества. И когда ученики сомневаются, какой падеж использовать, они вспоминают о шести братьях в волшебном дворце и о том, что каждый из них по-своему важен и необходим.
Свидетельство о публикации №225033000342