Обзор худ. фильма Страшные сказки

Обзор худ.фильма "Страшные сказки" или "Сказка сказок" ("The Tale of Tales") режиссера Матео Гарроне, 2015 года.

Фильм снят при поддержке Министерства культуры Италии и признан культурным достоянием —  безусловно, по праву. Съёмки велись в исторических местах, работа режиссера и оператора создают действительно полное ощущение погружения в сказку наяву.

Хочу заметить, что оба названия фильма в переводе на русский язык подходят - каждое по-своему: это и страшные готические сказки Средневековья, и Сказка, соединившая в себе много разных сказок тех времен, переосмыслив их глазами нашего времени, когда человечество уже узнало о существовании бессознательного и защитных механизмов психики, когда произошли ужасы Мировых войн, которые, к огромному сожалению, вовсе и не привели к осознанию того, как их избежать в будущем, но только усилили жажду мести и крови...
Какова же основная идея этой картины для взрослых с крепкими нервами?
Каков основной вопрос или какая потребность героев сказок в каждом из этих трёх королевств?
Ответ прост и очевиден — это потребность в любви, в принятии и признании (любить и быть любимым), потребность в устойчивых эмоциональных связях, а также в КОНТРОЛЕ над любовью, которую как раз и невозможно проконтролировать, поскольку суть любви в другом - в отпускании контроля.
Эта "Сказка сказок" напоминает ночные сновидения, полные символов и желаний, СКАЗОЧНОЙ логики — без жёсткой логики реального, но с логикой внесознательных влечений — своей, особой, неожиданной для привычных состояний сознания взрослого человека, на которого этот фильм и направлен.
Какие основные мысли и выводы можно обнаружить здесь?
Давайте ответим на вопросы, кто в этом фильме любит по-настоящему?
И что такое любовь?
Любит ли королева своего мужа, не поблагодарив его за подвиг самопожертвования ради неё, и любит ли она своего сына Илиаса, лишая его возможности любить своего друга-брата?
Любит ли отец-король свою дочь Виолетту, отдавая ее замуж за Орка-людоеда?
Любит ли король-лавелас всех тех женщин, которых он соблазняет на секс?
Любит ли Дора свою сестру, выгоняя ее одну на улицу в таком шоковом состоянии?
Похоже, это всё, что угодно, кроме той самой желанной любви...
Тогда что же такое любовь, если все эти страсти совсем не о ней?
И кто же в фильме по-настоящему любит?
Любит король, готовый отдать жизнь за желание своей любимой женщины забеременеть любой ценой, — он спускается на дно к чудовищу, чтобы сделать свою любимую счастливой.
Любит Илиас своего брата-друга, готовый бросить всё и пожертвовать своей жизнью ради его спасения.
Любит Виолетта своего отца, прощая ему его незрелость и упрямство, чуть не стоившие ей жизни.
На что я бы обратила внимание во всех этих размышлениях? Учитывая, что сказка для взрослых и про взрослых...
На то, что взрослые зачастую оказываются менее зрелыми психически, чем их собственные дети, и именно потому, что их психозащиты удерживают в их же собственных страхах любить и в ответ быть любимыми, заставляя контролем удерживать любовь, которая от этого самого контроля и испаряется...
По этой причине в самой финальной сцене все, кто это ощутил и покаялся, попросив прощения за свои предыдущие ошибки, к которым привело желание контролировать вместо любви, получили возможность насладиться красотой невероятной смелости чудесного огненного перехода канатоходца. Но вот лже-красавица новоиспеченная королева, чья внешность накануне волшебным образом превратилась в несоответствующую, то есть лживую, вновь вернулась к своим прежним параметрам, возвращая в её жизни всё на круги своя... Хотя нет, теперь ей доживать век с обезумевшей от шока и боли сестрой, если бедняжка выживет...


Рецензии