Теогония Продика
В центре «теогонии»*1 софиста Продика*2 – идея утилитаризма, удивительным образом вживляемая в божественную сферу.*3 По мысли этого софиста, божественно то, что полезно людям, – и потому в его умозрительной системе «генеалогия» богов является ни много ни мало проекцией человеческих потребностей. Переведём знаменитый фрагмент, воспроизводящий философскую позицию Продика, ссылающегося «на древних».*4
«Продик же Кеосский говорит: "Солнце и Луну, и реки, и источники, и вообще всех, приносящих пользу нашей жизни, древние из-за их пользы признали богами, – точно так же как и египтяне [признали богом] Нил" – и потому хлеб был признан Деметрой, вино – Дионисом, вода – Посейдоном, огонь же – Гефестом, и каждое из тех, которые приносят большую пользу, [было обожествлено]».*5
Секст Эмпирик
«Против математиков», IX 18.*6
Hoc modo fons existendi deorum – requisita hominis… «Таким образом, источник существования богов – это потребности человека…», и в вопросе генеалогии богов на философскую авансцену является понятие, не вызывающее, казалось бы, ни у кого удивления: понятие хэ офелейа («польза»).
– Хлеб полезен? – Безусловно. – Значит, «хлеб» (; ;сфпт) имеет божественное происхождение: хлеб – это богиня.
– Благотворно ли для человека вино? – Вне всякого сомнения! – Именно поэтому оно должно быть включено в число богов.
– Приносят ли пользу людям вода и огонь? – Да, конечно. – Значит, они – боги:
; ;сфпт – ; Дзм;фзс хлеб – Деметра
; п;нпт – ; Дй;нхупт вино – Дионис
;; ;дщс – ; Рпуейд;н вода – Посейдон
;; р;с – ; ;цбйуфпт огонь – Гефест.*7
Суммируя, подчеркнём: утилитаризм (утилитаризм, впрочем, непраздный, ибо речь идёт о жизненно важных вещах: о хлебе, вине, воде, огне…) ведёт человека к сакрализации предметов, несущих ему благо, и эта сакрализация – что удивительно! – доходит до их прямого обожествления. Боги, таким образом, оказываются следствиями вещей, их внешними модусами и проявленными вовне модальностями; и если бы не было полезных для людей предметов, то не было бы и богов. Бог – результат утолённой и сакрализованной потребности человека, побуждающей «Я» наделять несущее ему, человеку, пользу, – ;; ;целп;н, – особым мистическим статусом и обособлять его от профанного и «приземлённого». Такого рода «теология», согласитесь, в корне антропоцентрична, и очерченная в ней идея всеприсутствия бога, богов обуславливается и обосновывается их благотворным влиянием на теснимого потребностями человека.
*
Примечания
*1 «Теогония» – происхождение богов (и богинь). Слово теогония в данном контексте я беру в кавычки.
*2 Софист Продик Кеосский – мыслитель пятого века до новой эры, ученик Горгия и Протагора.
*3 Такой подход к умозрительной проблеме возникновения богов, как мы увидим, ставит метафизическое, сверхприродное в зависимость от биологического, природного, физического, осмысленного и «квалифицированного» человеком.
*4 Ссылка на «древних» (п; рблбйп;) подпитывает философское прозрение Продика из непроглядной глубины веков.
*5 Если взирать на это философское построение с платонических и неоплатонических позиций, то следует признать: горнее является следствием дольнего, хтонического, а вся метафизика оказывается внешней проекцией физического, биологического и витального, в центре которых пребывает сознающий их Человек.
*6 Как знать, быть может, этот пассаж Продика пришёлся бы по вкусу скептикам… С другой стороны, это построение Продика спустя века заслужило отповедь Цицерона (См. «О природе богов», I 118).
*7 panis – Ceres
vinum – Dionysus
aqua – Neptunus
ignis – Vulcanus.
* * * * *
Свидетельство о публикации №225033000616