Никитин Николай Михайлович
В РККА с 27 декабря 1933 года, был призван Куйбышевским городским военкоматом Куйбышевской области.
Окончил Одесскую 8-ю военную школу летчиков в феврале 1935 года.
В звании старшины служил лётчиком в 3-й истребительной авиационной эскадрилье ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 14 декабря 1937 года по 10 июня 1938 года в качестве пилота, а затем командира звена истребителей И-16.
Имел псевдоним «Николас».
Всего в Испании совершил около 100 боевых вылетов, участвовал в 26 боях, лично сбил 1 истребитель. По данным наградных документов совершил около 200 боевых вылетов, участвовал в 20 боях, сбил лично 1 самолет и в составе группы 3 самолета.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
25 июля 1938 года присвоено звание старшего лейтенанта.
С сентября 1938 года был помощником командира эскадрильи, а с мая 1939 года - командиром эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ.
Участвовал в советско-финляндской войне с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года, воевал в составе 13-го полка.
Всего за время советско-финляндской войны произвел 59 боевых вылетов, в том числе 8 - на разведку, 4 - на штурмовку, в составе группы уничтожил на земле 6 самолетов.
В 1940 году ему присвоили звание капитана.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
Воевал в Прибалтике, участвовал в обороне полуострова Ханко, в обороне Ленинграда, в боях над Финским заливом.
21 сентября 1941 года был подожжен в воздушном бою в районе Низино, получил ожоги, но спасся на парашюте и на следующий день прибыл в свой полк.
В 1942 году ему было присвоено воинское звание «майор».
С 29 июня 1942 года по 1 января 1944 года был командиром 3-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ.
«…В самый разгар напряженных боев на южном берегу Невы подполковник Никитин вдруг приказал собрать всех наших летчиков на совещание. Мы недоумевали: какое может быть совещание, если вылет следует за вылетом, если техники едва успевают заправлять самолеты горючим и пополнять боезапас? Но командир знал, что делал. Он устроил строгий и поучительный разбор ошибок, допускаемых нами в бою. Он не признавал никаких ссылок на малочисленность наших боевых групп, на недостаточную маневренность «харрикейнов».
- Да, нас немного, елки-палки, но мы воюем не числом, - говорил Николай Михайлович. - Маневренность у нашей машины слабая, зато пушки сильные! А ошибок допускать не имеем права. Летчики, как и минеры, ошибаются только раз.
Закончив разбор, Никитин посмотрел на часы:
- Думаю, что двадцать минут, которые нам удалось выкроить для этого разговора, оставят след. А сейчас вылет. Группу поведу я. Моим ведомым, - командир обернулся ко мне, - пойдет капитан Каберов.
Наша восьмерка столкнулась в том бою с двадцатью истребителями противника. Они держались в воздухе двумя ярусами: «мессершмитты» снизу, «фокке-вульфы» над нами. И те, и другие сразу же обрушились на нас, едва мы оказались в зоне их досягаемости. Атаки вражеских самолетов следовали одна за другой. Враг использовал свое преимущество в высоте и численности. Но Никитин умело руководил боем, и вскоре вспыхнул первый подбитый нами «мессершмитт». За ним пошел к земле второй. Однако фашистским истребителям все же удалось оттеснить нашу ведущую пару от остальных шести самолетов. Мы с командиром попали в трудное положение. Он передал управление шестеркой «харрикейнов» капитану Ефимову, а мне сказал по радио:
- Держись крепче, елки-палки, не пропадем!
И мы держались. «Мессершмитты» ничего не могли с нами сделать, пока четверка «фокке-вульфов» не пошла на нас в лобовую атаку. Прикрывая «харрикейн» Никитина от атак сзади, я не в силах был помешать «фокке-вульфам». Поврежденный мотор командирского самолета задымил, и Николаю Михайловичу волей-неволей пришлось выйти из боя. Я отбил несколько новых наскоков «мессершмиттов» и вывел командира из опасной зоны. С трудом дотянув до границы аэродрома, он благополучно приземлился.
Вскоре возвратилась на аэродром вся наша группа. Итог боя радовал: не потеряв ни одного своего самолета, мы сбили три вражеских истребителя.
Позже я не раз еще летал в паре с Николаем Михайловичем Никитиным.
- Сейчас мы им, елки-палки! - воинственно настраивался он, готовясь к новому бою против вражеских истребителей.
В веселую минуту ребята так и называли его, бывало, - «Елки-палки». И командир не обижался. В деле он был строгим, а на отдыхе - удивительно душевным человеком…».
(Из книги И. А. Каберова «В прицеле свастика»)
В 1943 году ему было присвоено воинское звание «подполковник».
С 1 января по 6 февраля 1944 года исполнял должность командира 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизией ВВС КБФ, с 6 февраля по 18 мая 1944 года снова командовал 3-м гвардейским истребительным авиационным полком ВВС КБФ. После этого был помощником командира по летной подготовке и воздушному бою 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизией ВВС КБФ.
Летал на истребителях И-16, ЛаГГ-3, «Харрикейн», Ла-5.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 109 (160) боевых вылетов, участвовал в 15 воздушных боях, сбил лично 3 и в составе групп 2 самолета. По другим данным сбил 10 самолетов.
Всего за время участия в трех войнах произвел 368 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, сбил лично 4 самолета и в группе 5 самолетов.
Представлялся к званию Героя Советского Союза.
После окончания войны продолжал службу в авиации ВМФ на различных командных должностях.
Окончил академические курсы ВВС и ПВО при Военно-морской академии им. Ворошилова в 1945 году и курсы начальников штабов при Военно-воздушной академии в 1955 году.
31 июля 1947 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
Вышел в отставку 18 марта 1962 (1969) года в звании полковника.
Проживал в городе Севастополь (Крым).
Умер 16 мая 1992 года.
Список известных воздушных побед М. Н. Никитина:
21.02.1938 2/гр. Хе-111 Теруэль в составе группы
23.02.1938 1/гр. Ме-109 Испания в составе группы
05.03.1938 1 Фиат-32 Испания лично
01.03.1940 6/6 самолетов озеро Хаук-ярви в составе шестерки (на земле)
05.09.1941 1 Ю-88 деревня Ново-Лисино лично
09.09.1941 1/2 Ю-88 деревня Ново-Лисино в паре с А. Ф. Руденко***
14.09.1941 1/3 Хш-126 Дудергоф в составе звена
26.09.1942 1 Ме-109 поселок Дубровка лично
29.09.1942 1 Ю-88 западнее реки Самарка лично
Награжден орденом Ленина (13.11.1941), пятью орденами Красного Знамени (14.11.1938,* 21.04.1940, 22.10.1942, 26.06.1944, 30.04.1954), орденом Ушакова 2-й степени** (19.07.1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (06.04.1985), тремя орденами Красной Звезды (22.02.1939, 20.06.1949, 22.02.1968), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечания:
* Орден имел порядковый № 2232.
** Орден имел порядковый № 284.
*** По другим данным Ю-88 был сбит им лично 10.09.1941 в районе Гатчины (Красногвардейска).
Свидетельство о публикации №225033000682
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 30.03.2025 13:04 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 30.03.2025 17:36 Заявить о нарушении