Никитин Николай Михайлович

Родился  31  января  1912  года  в  городе  Самара  (Россия)  в  семье  рабочего.  Русский.  Окончил  7  классов  в  1928  году,  курсы  по  подготовке  в  ВУЗ  в  1932  году.
В  РККА  с  27  декабря  1933  года,  был призван  Куйбышевским  городским  военкоматом  Куйбышевской  области.
Окончил  Одесскую  8-ю  военную  школу  летчиков  в  феврале  1935  года.
В  звании  старшины  служил  лётчиком  в  3-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  ВВС  Краснознаменного  Балтийского  флота.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  14  декабря  1937  года  по  10  июня  1938  года  в  качестве  пилота,  а  затем  командира  звена  истребителей  И-16.
Имел  псевдоним  «Николас».
Всего  в  Испании  совершил  около  100  боевых  вылетов,  участвовал  в  26  боях,  лично  сбил  1  истребитель.  По  данным  наградных  документов  совершил  около  200  боевых  вылетов,  участвовал  в  20  боях,  сбил  лично  1  самолет  и  в  составе  группы  3  самолета.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
25  июля  1938  года  присвоено  звание  старшего  лейтенанта.
С  сентября  1938  года  был  помощником  командира  эскадрильи,  а  с  мая  1939  года  -  командиром  эскадрильи  13-го  истребительного  авиационного  полка  ВВС  КБФ.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  30  ноября  1939  года  по  12  марта  1940  года,  воевал  в  составе  13-го  полка.
Всего  за  время  советско-финляндской  войны  произвел  59  боевых  вылетов,  в  том  числе  8  -  на  разведку,  4  -  на  штурмовку,  в  составе  группы  уничтожил  на  земле  6  самолетов.
В  1940  году  ему  присвоили  звание  капитана.               
Участник  Великой  Отечественной  войны  с  22  июня  1941  года.
Воевал  в  Прибалтике,  участвовал  в  обороне  полуострова  Ханко,  в  обороне  Ленинграда,  в  боях  над  Финским  заливом.
21  сентября  1941  года  был  подожжен  в  воздушном  бою  в  районе  Низино,  получил  ожоги,  но  спасся  на  парашюте  и  на  следующий  день  прибыл  в  свой  полк.
В  1942  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
С  29  июня  1942  года  по  1  января  1944  года  был  командиром  3-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка  ВВС  КБФ.

     «…В  самый  разгар  напряженных  боев  на  южном  берегу  Невы  подполковник  Никитин  вдруг  приказал  собрать  всех  наших  летчиков  на  совещание.  Мы  недоумевали:  какое  может  быть  совещание,  если  вылет  следует  за  вылетом,  если  техники  едва  успевают  заправлять  самолеты  горючим  и  пополнять  боезапас?  Но  командир  знал,  что  делал.  Он  устроил  строгий  и  поучительный  разбор  ошибок,  допускаемых  нами  в  бою.  Он  не  признавал  никаких  ссылок  на  малочисленность  наших  боевых  групп,  на  недостаточную  маневренность  «харрикейнов».
     -  Да,  нас  немного,  елки-палки,  но  мы  воюем  не  числом,  -  говорил  Николай  Михайлович.  -  Маневренность  у  нашей  машины  слабая,  зато  пушки  сильные!  А  ошибок  допускать  не  имеем  права.  Летчики,  как  и  минеры,  ошибаются  только  раз.
     Закончив  разбор,  Никитин  посмотрел  на  часы:
     -  Думаю,  что  двадцать  минут,  которые  нам  удалось  выкроить  для  этого  разговора,  оставят  след.  А  сейчас  вылет.  Группу  поведу  я.  Моим  ведомым,  -  командир  обернулся  ко  мне,  -  пойдет  капитан  Каберов.
     Наша  восьмерка  столкнулась  в  том  бою  с  двадцатью  истребителями  противника.  Они  держались  в  воздухе  двумя  ярусами:  «мессершмитты»  снизу,  «фокке-вульфы»  над  нами.  И  те,  и  другие  сразу  же  обрушились  на  нас,  едва  мы  оказались  в  зоне  их  досягаемости.  Атаки  вражеских  самолетов  следовали  одна  за  другой.  Враг  использовал  свое  преимущество  в  высоте  и  численности.  Но  Никитин  умело  руководил  боем,  и  вскоре  вспыхнул  первый  подбитый  нами  «мессершмитт».  За  ним  пошел  к  земле  второй.  Однако  фашистским  истребителям  все  же  удалось  оттеснить  нашу  ведущую  пару  от  остальных  шести  самолетов.  Мы  с  командиром  попали  в  трудное  положение.  Он  передал  управление  шестеркой  «харрикейнов»  капитану  Ефимову,  а  мне  сказал  по  радио:
     -  Держись  крепче,  елки-палки,  не  пропадем!
     И  мы  держались.  «Мессершмитты»  ничего  не  могли  с  нами  сделать,  пока  четверка  «фокке-вульфов»  не  пошла  на  нас  в  лобовую  атаку.  Прикрывая  «харрикейн»  Никитина  от  атак  сзади,  я  не  в  силах  был  помешать  «фокке-вульфам».  Поврежденный  мотор  командирского  самолета  задымил,  и  Николаю  Михайловичу  волей-неволей  пришлось  выйти  из  боя.  Я  отбил  несколько  новых  наскоков  «мессершмиттов»  и  вывел  командира  из  опасной  зоны.  С  трудом  дотянув  до  границы  аэродрома,  он  благополучно  приземлился.
     Вскоре  возвратилась  на  аэродром  вся  наша  группа.  Итог  боя  радовал:  не  потеряв  ни  одного  своего  самолета,  мы  сбили  три  вражеских  истребителя.
     Позже  я  не  раз  еще  летал  в  паре  с  Николаем  Михайловичем  Никитиным.
     -  Сейчас  мы  им,  елки-палки!  -  воинственно  настраивался  он,  готовясь  к  новому  бою  против  вражеских  истребителей.
     В  веселую  минуту  ребята  так  и  называли  его,  бывало,  -  «Елки-палки».  И  командир  не  обижался.  В  деле  он  был  строгим,  а  на  отдыхе  -  удивительно  душевным  человеком…».
     (Из  книги  И.  А.  Каберова  «В  прицеле  свастика»)      

В  1943  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
С  1  января  по  6  февраля  1944  года  исполнял  должность  командира  1-й  гвардейской  истребительной  авиационной  дивизией  ВВС  КБФ,  с  6  февраля  по  18  мая  1944  года  снова  командовал  3-м  гвардейским  истребительным  авиационным  полком  ВВС  КБФ.  После  этого  был  помощником  командира  по  летной  подготовке  и  воздушному  бою  1-й  гвардейской  истребительной  авиационной  дивизией  ВВС  КБФ.
Летал  на  истребителях  И-16,  ЛаГГ-3,  «Харрикейн»,  Ла-5.
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  109  (160)  боевых  вылетов,  участвовал  в  15  воздушных  боях,  сбил  лично  3  и  в  составе  групп  2  самолета.  По  другим  данным  сбил  10  самолетов.   
Всего  за  время  участия  в  трех  войнах  произвел  368  боевых  вылетов,  участвовал  в  35  воздушных  боях,  сбил  лично  4  самолета  и  в  группе  5  самолетов.
Представлялся  к  званию  Героя  Советского  Союза.
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации  ВМФ  на  различных  командных  должностях.
Окончил  академические  курсы  ВВС  и  ПВО  при  Военно-морской  академии  им.  Ворошилова  в  1945  году  и  курсы  начальников  штабов  при  Военно-воздушной  академии  в  1955  году.
31  июля  1947  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
Вышел  в  отставку  18  марта  1962  (1969)  года  в  звании  полковника.
Проживал  в  городе  Севастополь  (Крым).
Умер  16  мая  1992  года.

Список  известных  воздушных  побед  М.  Н.  Никитина:
21.02.1938     2/гр.  Хе-111                Теруэль                в  составе  группы
23.02.1938     1/гр.  Ме-109                Испания                в  составе  группы
05.03.1938     1        Фиат-32              Испания                лично
01.03.1940     6/6     самолетов           озеро  Хаук-ярви                в  составе  шестерки  (на  земле)
05.09.1941     1        Ю-88                деревня  Ново-Лисино         лично
09.09.1941     1/2     Ю-88                деревня  Ново-Лисино         в  паре  с  А.  Ф.  Руденко***
14.09.1941     1/3     Хш-126               Дудергоф                в  составе  звена
26.09.1942     1        Ме-109                поселок  Дубровка               лично
29.09.1942     1        Ю-88                западнее  реки  Самарка      лично

Награжден  орденом  Ленина  (13.11.1941),  пятью  орденами  Красного  Знамени  (14.11.1938,*  21.04.1940,  22.10.1942,  26.06.1944,  30.04.1954),  орденом  Ушакова  2-й  степени**  (19.07.1945),  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени  (06.04.1985),  тремя  орденами  Красной  Звезды  (22.02.1939,  20.06.1949,  22.02.1968),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Ленинграда»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.

Примечания:
*     Орден  имел  порядковый  №  2232.
**     Орден  имел  порядковый  №  284.
***     По  другим  данным  Ю-88  был  сбит  им  лично  10.09.1941  в  районе  Гатчины  (Красногвардейска).


Рецензии
Обидно, что ему не присвоили звание Героя Советского Союза!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   30.03.2025 13:04     Заявить о нарушении
Да, он вполне заслужил это звание. Спасибо за отклик, Владимир!
С дружеским приветом,

Олег Каминский   30.03.2025 17:36   Заявить о нарушении