Как возможен Исторический опыт

Исторический опыт

Как в принципе, возможно иметь исторический опыт и, по сути дела, насколько он как таковой возможен?

Мне кажется, интересно заметить, что такая точка зрения соответствует философии истории, а само понимание философии истории — это сущность определённых событий.
За достаточно длительные исторические сроки оно возникло в полной мере лишь достаточно поздно. Здесь можно вспомнить Джамбаттисто Вико.

В полной мере это выразилось в гегелевской философии истории — его книга так и называлась.

 Хотя в своей первой большой книге Феноменология духа он уже фактически подошёл к тому, что вот эта длительность как нечто целое представляет важную сущность.
Получается, что историческая дистанция как объект познания постигается как целостность, несмотря на длительность и распределённость каких-то событий во времени.

Однако это возможно лишь тогда, когда накоплено достаточно данных о последовательности исторических событий.
 
Фактически, чтобы увидеть эту историческую дистанцию как целое и понять закономерности исторического процесса, необходимы и фактическая, и методологическая составляющие.

Это похоже на то, как Кант решал вопрос о философском воззрении на мир: философия позволяет судить о неком универсуме, некой максимальной по своей величине сущности.

Однако ни один человек не может наблюдать эту универсальную огромную целостность, этот универсум. Кант находит решение, которое он называет априорным знанием.
Может быть, это похоже на концепцию Сократа и Платона о познании как припоминании.

А вот в историческом аспекте получается, что историческим сознанием мы обладаем лишь в каком-то очень случайном смысле.

Можно сказать, что парадоксально невозможно полное понимание всей истории, потому что это длительный процесс, который мы не прожили.

Наша личная, индивидуальная история формируется тоже очень неоднозначно и последовательным образом: в каждой точке нашей жизни мы видим только то, что уже прошло.

Хотя, конечно, мы можем догадываться, сопоставляя с жизнью других людей, что нас, в конечном счёте, ждёт старость — возможно, не слишком полноценная жизнь, в которой, к тому же, часто утрачивается рассудочная адекватность, не говоря уже о способности судить о высоких, абстрактно-универсальных формах понимания.


Рецензии