О Карибском кризисе 1962 года из уст ветерана
Из рукописи второй части второго тома романа "Вспоминая жизнь, похожую на романную"
Кроме трещины в не начавшейся семейной жизни Суханова, случилось еще одно событие, так называемый военный Карибский кризис, который пришлось пережить советскому народу в 1962 году. Но, как говорят, времена не выбирают, в них живут, побеждают и погибают лучше, конечно, геройски. Это в полной мере проявилось во время Карибского кризиса с 16 по 28 октября 1962 года. Все солдаты, сержанты и офицеры очень жалели небольшую, но геройскую Кубу Фиделя Кастро. Поэтому все записались добровольцами, когда такая команда последовала. От кого она шла, неизвестно, но такое действительно было. Все бойцы взвода разведки записались тогда добровольцами для отправки на Кубу.
Подоплекой кризиса было размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции (стране-участнице НАТО) ракет средней дальности «Юпитер», которые беспрепятственно (в силу малого подлётного времени) могли достигнуть городов в западной части Советского Союза, включая Москву и главные промышленные центры СССР, что лишало СССР возможности нанести равноценный ответный удар. В качестве ответной меры на эти действия Советский Союз разместил кадровые военные части и подразделения (на вооружении у которых находилось как обычное, так и атомное оружие, включая баллистические и тактические ракеты наземного базирования) на острове и республике Куба, в непосредственной близости от побережья США. В результате мир оказался на грани ядерной катастрофы, чего допустить было нельзя.
Егор Суханов помнит, как комсомольский актив воинской части осенью 1962 года несколько раз приглашали в штаб 147-й мотострелковой дивизии, который находился в городе Ахалкалаки. В штабе развешивали карты СССР и Турции, говорили открытым текстом о том, что если на Кубу будет совершено нападение США, то они должны немедленно перейти турецкую границу и занять первоначально города Карс и Эрзерум. В открытую говорилось о том, что в военном конфликте, возможно, будет использовано и ядерное оружие. В этих условиях дивизия должна была удерживать город не менее суток. Выходило, что 10 тысяч солдат и офицеров дивизии должны были погибнуть впервые 24 часа, в случае использования ядерного оружия… Вот такой расклад им рисовали руководители дивизии. Помнится, что был приказ министерства обороны о приведении войск в наивысшую боевую готовность. Так что все всерьез воспринимали этот приказ и готовились в любое время дня или ночи выступить на защиту своих границ и даже к переходу границы с Турцией. Каждый солдат, сержант и офицер внутренне были готов к этому. Все заранее собирали вещевые мешки и развешивали под сетками кроватей. К счастью, их эта участь миновала. Хотя увольнение в запас было отложено примерно на два месяца.
Свидетельство о публикации №225033000938