IV. Дух в стране духов после смерти
Пока дух действует в физическом теле, он не может жить в своем истинном облике, но лишь как бы просвечивает сквозь покров физического существования. В действительности мыслительная жизнь человека относится к духовному миру, и в том виде, как она проявляется в физическом существовании, ее истинный облик остается завуалированным. Можно также сказать, что мыслительная жизнь физического человека — это лишь тень, отблеск истинного духовного существа, к которому она относится. Таким образом, в течение физической жизни дух вступает во взаимодействие с земным, материальным миром, опираясь на физическое тело. И хотя одна из задач человеческого духа, пока он движется от воплощения к воплощению, заключается именно в таком воздействии на физически-материальный мир, он никогда не смог бы выполнять ее должным образом, если бы пребывал только в телесном бытии. Ведь намерения и цели земной задачи не формируются и не обретаются во время земного воплощения, так же как план дома не создается на строительной площадке, где трудятся рабочие. Подобно тому, как этот план разрабатывается в кабинете архитектора, цели и намерения земной творческой деятельности формируются в стране духов. — Между двумя воплощениями человеческий дух должен вновь и вновь пребывать в этой стране, чтобы, вооружившись тем, что он принесет оттуда, приступить к работе в физической жизни. Как архитектор, не имея дела с кирпичом и раствором, создает план дома в своем кабинете, руководствуясь архитектурными и прочими законами, так и зодчий человеческого творения — дух, или высшая самость, — должен в стране духов формировать способности и цели сообразно законам этой страны, чтобы затем перенести их в земной мир. Только если человеческий дух будет вновь и вновь пребывать в своем собственном царстве, он сможет привносить дух в земной мир с помощью физически-материальных инструментов.
На физическом поприще человек знакомится со свойствами и силами физического мира. В процессе творческой деятельности он накапливает опыт относительно требований, предъявляемых физическим миром к тому, кто желает в нем работать, и как бы знакомится со свойствами материи, в которой намеревается воплотить свои мысли и идеи. Однако сами эти мысли и идеи человек не может извлечь из материи. Таким образом, земной мир одновременно является и ареной творческой деятельности, и местом обучения, поскольку то, что познано здесь, преобразуется затем в стране духов в живые способности духа. Чтобы пояснить это, можно продолжить приведенное выше сравнение. Архитектор разрабатывает проект дома, который затем воплощается в жизнь, и при этом он приобретает самый разнообразный опыт, который расширяет его способности. Когда он приступит к проектированию следующего здания, весь усвоенный опыт будет учтен, и новый проект, по сравнению с предыдущим, окажется обогащенным всем тем, чему архитектор научился в ходе работы над первым.
Так происходит и с чередой последовательных человеческих жизней. В промежутках между воплощениями дух обитает в своем собственном царстве, где может всецело соответствовать требованиям духовной жизни. Освобожденный от физической телесности, он развивается во всех направлениях, используя для этого плоды опыта своих прежних жизней. Таким образом, его взор всегда обращен к поприщу земных задач, и он постоянно работает над тем, чтобы в той мере, в какой Земля является полем его деятельности, следовать за ней на пути необходимого ей развития. Он работает над собой, чтобы при каждом новом воплощении быть в состоянии исполнять свое служение в земной жизни сообразно актуальному состоянию Земли. — Это, конечно, лишь общая картина последовательных человеческих жизней, и реальность никогда не будет соответствовать этому образу полностью, но лишь в большей или меньшей степени. Обстоятельства могут сложиться так, что последующая жизнь человека окажется гораздо менее совершенной, чем предыдущая, однако в целом подобные отклонения в пределах определенных границ уравновешиваются в ходе последующих жизней.
Духовное становление в стране духов происходит благодаря тому, что человек вживается в различные ее области. Его собственная жизнь сливается с этими областями в соответствующей последовательности, и он временно перенимает их свойства. Они насыщают своим существом его существо, чтобы затем оно, усиленное их влиянием, могло действовать в земном мире.
В первой области страны духов человек окружен духовными первообразами земных вещей, тогда как во время земной жизни он знакомился лишь с тенями этих первообразов, которые постигал в своих мыслях. То, что на земле лишь мыслится, в этой области является переживаемым опытом: человек пребывает среди мыслей, но эти мысли являются реальными сущностями. То, что в течение земной жизни он воспринимал органами чувств, теперь воздействует на него как мыслеформа, и мысль предстает не как тень, скрывающаяся за вещью, но как полная жизни реальность, которая эту вещь порождает. Человек как бы находится в мастерской мысли, где формируются и создаются земные вещи, ибо в стране духа все являет собой полную жизни деятельность и движение. Здесь мир мыслей пребывает в действии как мир живых существ, творчески и созидательно, и можно увидеть, как образуется то, что было пережито в земном существовании. Как в физическом теле человек переживал как реальность то, что воспринимал чувственно, так теперь, будучи духом, он ощущает как реальность духовные образующие силы.
Среди прочих здесь присутствует и мыслесущество собственной физической телесности человека, от которой он чувствует себя отстраненным и ощущает как принадлежащую себе лишь духовную сущность. И когда, словно в воспоминании, мы воспринимаем оставленное тело уже не как нечто физическое, а как мыслесущество, нам становится очевидна его принадлежность внешнему миру. Мы учимся рассматривать это тело как нечто, принадлежащее внешнему миру, как частицу этого мира, и, следовательно, уже не отделяем свою телесность от остального внешнего мира как нечто более близкое собственной самости. Мы ощущаем всеединство внешнего мира, в которое включены и наши собственные телесные воплощения, сливающиеся теперь с остальным окружением в единое целое. Итак, человек смотрит здесь на первообразы физическо-материальной действительности как на целостность, к которой сам некогда принадлежал, и потому, наблюдая, постепенно познает это родство, свое единство с окружающим миром и учится говорить ему: «То, что простирается здесь вокруг тебя, было самим тобой».
И это — одна из основных идей древнеиндийской мудрости Веданты. «Мудрец» уже в течение земной жизни усваивает то, что другие переживают лишь после смерти, а именно — постигает мысль о том, что он сам находится в родстве со всем сущим, мысль: «Се еси ты». В земной жизни подобное является идеалом, которому может быть посвящена вся жизнь мысли, а в стране духов это — непосредственный факт, становящийся для нас благодаря духовному опыту все более очевидным. Здесь человек все более и более осознает, что по своей истинной сути он принадлежит к миру духов. Он воспринимает себя как дух среди духов, как частицу изначального духа, чье Слово он в себе ощущает: «Аз есмь изначальный Дух». (Мудрость Веданты говорит: «Аз есмь Брахман», т.е. как частица я принадлежу к тому Первосуществу, из которого происходят все существа). — Итак, то, что в земной жизни постигается как тенеподобная мысль и к чему устремлена всякая мудрость, в стране духов переживается непосредственно, да и сама способность мыслить в течение земной жизни возможна лишь потому, что в духовном существовании это является фактом.
Таким образом, во время своего духовного существования человек видит те обстоятельства и факты, в которые был погружен в земной жизни, как бы со стороны, с более высокой точки зрения. В самой нижней области страны духов он живет так по отношению к земным условиям, непосредственно связанным с физически-телесной реальностью. — Рождаясь на Земле, человек приходит в определенную семью, народ, становится жителем той или иной страны, и эти условия накладывают отпечаток на его земное существование. В силу обстоятельств, сложившихся в физическом мире, он находит того или иного друга, выбирает профессию, и все эти факторы, определявшие характер его земного бытия, предстают перед ним теперь, в первой области страны духов, как живая мыслесущность. В некотором роде он переживает все это заново, но теперь — с позиции духовной активности. Любовь к семье, которую человек испытывал, или дружба, которую он дарил, оживают в нем изнутри, и его способности в соответствующем направлении усиливаются. Укрепляется то, что действует в духе человека как сила семейной и дружеской любви, и впоследствии он возвращается в земное существование уже более совершенным в этом отношении. — Именно такие, в некотором смысле, повседневные условия земной жизни созревают, подобно плодам, в этой самой нижней области страны духов. И та часть человеческого существа, интересы которой всецело поглощены такими повседневными отношениями, будет чувствовать себя связанной с этой областью на протяжении самой долгой части духовной жизни между двумя воплощениями. — Людей, с которыми человек жил в физическом мире, он вновь встречает в мире духовном. Подобно тому как от души отпадает все присущее ей вследствие связи с физическим телом, так и узы, соединявшие душу с душой в физической жизни, освобождается от того, что значимо и действенно лишь в физическом мире. Однако все, чем одна душа была для другой души в течение физической жизни, находит продолжение и за пределами смерти, в духовном мире. Естественно, слова, созданные для описания физических условий, способны лишь приблизительно передать то, что происходит в духовном мире, но, учитывая это, можно с уверенность утверждать, что души, связанные в физической жизни, вновь находят друг друга, чтобы соответствующим образом продолжить свою совместную жизнь в духовном мире.
В следующей, второй области всеобщая жизнь земного мира — как мыслесущество — струится, составляя как бы текучую стихию страны духов. Пока человек наблюдает мир в физическом воплощении, жизнь представляется привязанной к отдельным живым существам. В стране духов она освобождена от этого и, подобно крови жизни, струится повсюду, присутствуя во всем как живое единство. В течение земной жизни людям доступен лишь его отблеск, который выражается во всех формах благоговения, которое человек испытывает по отношению к цельности, единству и гармонии мира. Этот же отблеск лежит в основе нашей религиозной жизни. Человек осознает, что всеобъемлющий смысл существования заключен не в преходящем и обособленном, и рассматривает это преходящее как «подобие» и отображение вечного, гармонического единства. На это единство люди взирают с благоговением, ему поклоняются, в честь него совершают обряды религиозного культа. — В стране духов предстает уже не отблеск, но истинный облик — как живое мыслесущество. Здесь человек может действительно слиться с тем единством, которое почитал на Земле. В этой области проявляются плоды религиозной жизни и всего, что с ней связано. Теперь на основе духовного опыта человек учится понимать, что его индивидуальная судьба не должна быть отделена от сообщества, к которому он принадлежит. Здесь развивается способность осознавать себя частью единого целого. Религиозные чувства, все, что уже во время земной жизни стремилось к чистой, благородной морали, будет черпать силу из этой области на протяжении значительной части духовного бытия между инкарнациями, и человек воплотится вновь с возросшими в этом отношении способностями.
Если в первой области человек находится в окружении душ, с которыми был связан в минувшей земной жизни самыми тесными узами, какие только возможны в физическом мире, то во второй области он вступает в сообщество тех, с кем ощущал единство в более широком смысле: через общий культ, общее религиозное исповедание и т.д. Следует подчеркнуть, что духовный опыт, приобретенный в предыдущих областях, сохраняется и в дальнейшем, и у человека, когда он вступает в жизнь второй и последующих областей, не обрываются связи, сложившиеся в семье, дружбе и т.д. — Кроме того, области страны духов не расположены, подобно отдельным участкам, одна рядом другой, но взаимопроникают. Человек переживает себя в новой области не потому, что каким-то внешним способом «вошел» в нее, но вследствие обретения в самом себе внутренних способностей к восприятию того, в пределах чего он пребывал и раньше, но не был способен это ощутить.
Третья область страны духов содержит первообразы мира душ, и все, что живет в этом мире, присутствует здесь как живое мыслесущество. В ней можно найти первообразы разного рода вожделений, хотений, эмоций и т.д., но здесь, в мире духов, к душевному уже не пристает ничто от своекорыстия. Подобно тому, как во второй области вся жизнь образует единство, так в этой, третьей, единое целое составляют все вожделения, хотение, всякое удовольствие и неудовольствие. Устремления, хотения других людей ничем не отличается от моих устремлений и хотений. Ощущения и эмоции всех существ представляют собой единый общий мир, который заключает в себе и окружает собой все остальное, подобно тому как наша физическая воздушная оболочка окружает Землю. Эта область — как бы атмосфера страны духов. Здесь приносит плоды все то, что человек осуществил в течение земной жизни, служа обществу и бескорыстно отдавая себя ближним, ибо таким служением и самопожертвованием он жил в отблеске третьей области страны духов. Великие благодетели рода человеческого, самоотверженные натуры, те, кто совершает великие деяния на поприще служения обществу, именно в этой области обрели способность осуществлять подобное, после того как в предыдущих воплощениях заслужили право на особую связь с ней.
Очевидно, что три вышеописанные области страны духов определенным образом соотносятся с мирами, стоящими ниже них, — физическим и душевным, — ибо содержат в себе первообразы, живые мыслесущества, которые в этих мирах обретают материальное или душевное существование. И только четвертая область уже представляет собой «чистую страну духов», хотя даже она не является таковой в полном смысле слова. Эта область отличается от трех нижних областей тем, что в них встречаются первообразы физических и душевных обстоятельств, которые человек обнаруживает в физическом и душевном мирах еще до того, как сам начнет там действовать. Обстоятельства повседневной жизни связаны с вещами и существами, которые человек встречает в мире. Преходящие вещи этого мира направляют его взор к своей вечной первооснове, и даже те его собратья по творению, которым человек несвоекорыстно посвящает себя, не обязаны ему своим присутствием здесь. Но благодаря человеку в мир явились творения искусств и наук, техники, государственности и т.д., — словом, все то, что он воплощает в мире как оригинальные творения своего духа. Без человеческого содействия в мире не возникло бы физических отображений всего этого. Первообразы таких чисто человеческих творений и находятся в четвертой области страны духов. — То, что в течение земной жизни человек получает как результаты научной работы, развивает как художественные идеи и формы, как технические замыслы, — все это приносит плоды в четвертой области. Поэтому художники, ученые, великие изобретатели во время пребывания в стране духов черпают здесь импульсы и развивают свой гений, чтобы при новом воплощении иметь возможность в еще большей мере содействовать дальнейшему развитию человеческой культуры. — Не следует думать, что эта четвертая область страны духов имеет значение лишь для особо выдающихся личностей. Она очень важна для всех людей. Все, что занимает человека в физической жизни за пределами повседневного хотения и воления, имеет свой первоисточник в этой области. Если бы человек не проходил через нее в период между смертью и новым рождением, он в следующей жизни не имел бы интересов, выходящих за пределы узкого круга личного жизненного пространства и ведущих к общечеловеческому.
Выше было сказано, что также и эту область нельзя назвать «чистой страной духов» в полном смысле слова, потому что на духовное существование человека продолжают влиять те условия культурного развития, которые сложились на Земле к моменту, когда он ее покинул. В стране духов он может вкушать лишь плоды того, чего был способен достичь сообразно личным талантам и уровню развития народа, государства и т.д., в которых родился.
В еще более высоких областях человек освобождается от всех земных оков и возносится в «чистую страну духов», где погружается в переживание тех замыслов и целей, которые его дух поставил себе земной жизнью. Все то, что уже реализовано в мире, является лишь воплощением более или менее слабого подобия высших целей и замыслов. Каждый кристалл, каждое дерево или животное, а также то, что реализовано в сфере человеческого творчества, все это — только копии того, что замыслил дух, и в течение воплощения человек может соприкоснуться лишь с этими несовершенными копиями совершенных замыслов и целей. Но вместе с тем и сам человек в течение какого-то из своих воплощений может быть лишь подобием того, что помыслено в отношении него в царстве духа. Поэтому то, что на самом деле человек представляет собой как дух в стране духов, становится явным только тогда, когда он в промежутке между двумя воплощениями поднимается в ее пятую область. То, чем он предстает здесь, это действительно он сам — то, что обретает внешнее существование в многообразных воплощениях. В этой области истинная самость человека может свободно изживать себя во всех направлениях. Она и есть то единое, что всякий раз заново появляется в каждом воплощении. Эта самость приносит с собой способности, сформировавшиеся в нижних областях страны духов, и тем самым переносит плоды прежних жизней в последующие. Она является носителем результатов предыдущих воплощений.
Итак, живя в пятой области страны духов, самость пребывает в царстве замыслов и целей. Подобно тому, как архитектор учится на выявленных в его работе недостатках и вносит в свой новый план лишь то, что смог преобразовать из несовершенного в совершенное, так и самость человека в пятой области, прежде чем оплодотворить результатами своих прошлых жизней те замыслы духовной страны, с которыми она теперь живет, сначала удаляет из этих результатов все, что связано с несовершенствами нижних миров. — Очевидно, что сила, которую можно почерпнуть из этой области, будет зависеть от того, сколько самость человека приобрела за время воплощения таких результатов, которые пригодны для принятия в этот мир намерений. Самость, которая в течение земной жизни стремилась осуществлять замыслы духа через активную мыслительную жизнь или мудрую деятельную любовь, будет иметь больше отношения к этой области, чем та, которая была всецело поглощена повседневными обстоятельствами, жила исключительно в преходящем и не посеяла семян, чьи плоды могли бы содействовать замыслам вечного миропорядка. Лишь то немногое, что выходило за пределы повседневных интересов, может раскрыться как плод в этих верхних областях страны духов. Но не следует думать, что здесь имеется в виду главным образом то, что приносит «земную славу» или нечто подобное. Напротив, важно понять, что и в самых узких сферах жизни даже самое несущественное событие имеет свое значение для вечного мирового развития.
Необходимо привыкнуть к мысли, что в этой области человек неизбежно судит иначе, нежели он может делать это в физической жизни. Например, если кто-либо приобрел лишь скудное количество того, что родственно этой пятой области, в нем возникает стремление запечатлеть в себе для следующей физической жизни импульс, который заставит эту жизнь протекать так, что в судьбе (карме) проявится следствие, соответствующее обнаруженной недостаточности. То, что в последующей земной жизни человеку — с точки зрения этой жизни — предстанет как тяжелая судьба, на которую он, возможно, станет горько сетовать, — в этой области страны духов он воспринимает как нечто совершенно необходимое для себя.
Поскольку в пятой области человек живет в своей подлинной самости, здесь он, освободившись от всего, что происходит из низших миров и облекает его во время земной жизни, являет собой то, чем всегда был и всегда будет на протяжении своих воплощений. Он живет в сфере господства замыслов, которые предусмотрены для всех этих воплощений и которые он встраивает в собственную самость. Оглядываясь на свое прошлое, он чувствует, что все, что он пережил тогда, включается в замыслы, которые ему предстоит осуществить в будущем. Вспыхивает своего рода воспоминание о прежних жизнях и пророческое предвидение будущих. Таким образом, то, что в этой книге было названо духовной самостью, живет в этой области — в той мере, в какой эта самость развита — в соответствующей ей реальности. Она развивается и готовится к тому, чтобы в новом воплощении сделать возможным осуществление духовных замыслов в реалиях земной жизни.
Если духовная самость в течение ряда пребываний в стране духов развивается настолько, что может совершенно свободно перемещаться по этой стране, тогда она все больше и больше начинает искать здесь свою истинную родину. Жизнь в духе становится для духовной самости столь же привычной, как для земного человека — жизнь в физической действительности. С этого времени воззрения мира духов становятся для духовной самости определяющими, и она более или менее осознанно усваивает их для последующих земных жизней. Самость может ощутить себя звеном божественного миропорядка. Ограничения и законы земной жизни не затрагивают ее глубинную внутреннюю сущность. Силы для всего, что она осуществляет, приходят к ней из духовного мира. Но духовный мир представляет собой единство, и те, кто пребывают в нем, знают, каким образом вечное творчески работало над прошлым, и могут, исходя из вечного, предопределять направление будущего (Сноска 1). Взгляд на прошлое расширяется, становясь совершенным. Человек, достигший этой ступени, сам определяет цели, которые ему надлежит осуществить в следующем воплощении. Из страны духов он влияет на свое будущее так, чтобы оно протекало в русле истинного и духовного. На этом этапе жизни между воплощениями рядом с человеком пребывают те возвышенные существа, взорам которых божественная мудрость предстает без покрова, — ибо он теперь поднялся на ту ступень, где способен ее постичь.
В шестой области страны духов человек, как бы ни действовал, всегда будет осуществлять то, что наиболее соответствует истинной сущности мира. Здесь он не способен стремиться к тому, что выгодно лично ему, но лишь к тому, что должно происходить в соответствии с правильным ходом мирового развития.
Седьмая область страны духов приводит к границе «трех миров». Человек встречается здесь с «ядрами жизни», которые переносятся из высших миров в три уже описанных, чтобы выполнить свои задачи. Находясь на границе трех миров, человек познает себя в собственном «ядре жизни», что означает для него разрешение загадок этих миров, жизнь которых он теперь полностью обозревает. В физической жизни способности души, благодаря которым она теперь переживает описанные состояния в духовном мире, при обычных жизненных условиях остаются неосознанными. В ее бессознательных глубинах они работают над телесными органами, обеспечивающими человеку сознание физического мира, что и делает их невоспринимаемыми для этого мира. Также и глаз не видит себя, поскольку в нем действуют силы, делающие видимым все остальное. Если судить о том, в какой степени человеческая жизнь между рождением и смертью может быть результатом предшествующих земных воплощений, необходимо учитывать, что, возникающая внутри самой этой жизни точка зрения, которую человек неизбежно принимает изначально, не дает возможности для суждения. При таком взгляде земная жизнь может, например, казаться исполненной страданий, несовершенной и т.д., тогда как с позиции, лежащей за пределами этой земной жизни, именно в таком виде — со всеми ее страданиями и несовершенством — она и должна сложиться как результат предшествующих воплощений. Следуя путем познания, как это описано в одной из следующих глав, душа отрешается от условий телесной жизни, благодаря чему она может в образах воспринимать переживания, через которые проходит между смертью и новым рождением. Подобное восприятие позволяет в общих чертах описать явления страны духов в том виде, как это изложено здесь. Однако приведенное описание можно увидеть в правильном свете лишь в том случае, если помнить, что весь строй души в физическом теле отличается от того, что доступно чисто духовному восприятию.
Сноска 1: Когда здесь говорится, что человек, исходя из вечного, может «предопределять направление будущего», это указывает на особый род его душевного строя в соответствующее время между смертью и новым рождением. Удар судьбы, обрушивающийся на человека в земной жизни, может представляться для сложившейся в этой жизни душевной конституции чем-то совершенно противоречащим его воле. Но в жизни между смертью и рождением в душе человека действует некая сила, подобная воле, задающая ему направление, которое поведет к переживанию этого удара судьбы. Между смертью и новым рождением душа как бы видит в себе некое оставшееся от прежних земных жизней несовершенство, проистекающее от скверного поступка или недостойной мысли, и в ней возникает нечто вроде волевого импульса, направленного на исправление, отчего ее существо проникается стремлением в следующей земной жизни ввергнуть себя в несчастье, чтобы, претерпевая его, компенсировать замеченное несовершенство. После рождения в физическом теле душа, когда ее постигает удар судьбы, не подозревает, что в чисто духовной жизни до рождения она сама задала себе направление, ведущее к этому удару судьбы. Таким образом, то, что с точки зрения земной жизни представляется совершенно не зависящими от воли, было поволено душой в сверхчувственном. «Исходя из вечного, человек предопределяет себе будущее».
Свидетельство о публикации №225033101051