Миниюбки

     «Дела давно минувших дней». Точнее, не дела, а слова. Ещё точнее, мои воспоминания о словах.

                К  ВОПРОСУ  О  МИНИЮБКАХ

     Представьте себе двух весьма немолодых, много переживших людей. Оба т.н. «старые большевики», то есть члены РСДРП(б) ещё ленинского розлива, что в шестидесятые годы весьма уважалось и только в семидесятые начало приедаться: слишком много было шумливого почёта вокруг этой крайне малочисленной, чудом уцелевшей, но вымиравшей не спеша трибы. Ничего не надо слишком. Но дело не в этом.

     Один партиец был моим отцом, другой приходился тестем. Они, бывало, не то чтобы родственно, но по-товарищески дискутировали. Партия, вестимо, «не место для дискуссий» (как у нас говорилось даже о парламенте), но на кухнях «за рюмкой чаю» чего только не обсуждалось. Тем более, в те уже сравнительно безопасные времена.

     Однажды возник спор о миниюбках. Конец шестидесятых, мини резко вошли в жизнь, не заметить этого было невозможно. Как грамотный идеолог, тесть был уверен, что мини и колготки — это оружие идеологической диверсии, целенаправленно созданное мировым империализмом для разложения советской молодёжи. А мой папа так не считал. Он отдавал должное красоте женских ножек, и если бы не стройные конечности (в числе, конечно, и других  душевных, телесных и умственных достоинств) моей матери, то и меня, полагаю, на свете не было бы. Как грамотный марксист, отец обосновывал моду, диффундирующую к нам с запада, политэкономически. В ходе неуклонного относительного и абсолютного обнищания рабочего класса при капитализме (как учил Маркс), пролетарии догадались экономить  на метраже ткани для одеяний своих girls & women; так почему бы в знак классовой солидарности и нам не перенять эту моду.

     К прискорбию (без иронии), вскоре смерть отняла у нас этих людей. Поэтому могу только воображать, какую полемику вызвали бы вошедшие вскоре у нас в обычай женские брючки, скульптурно обрисовавшие, так сказать, корму наших обожаемых girls. Другое дело — позже пошедшие в ход декоративные прорехи на jeans. Тут марксистско-ленинская аргументация прямо-таки напрашивается.

     Но вот настали сладчайшие православные времена. Расплодились местные газетки. Вскоре они выродились в рекламные листки, но первоначально были местом самовыражений и ареной идейных ристалищ. И как же тут обойти проблему юбок? Идеологов такая тематика сильно возбуждает в любые времена. Один из свежих клириков (они размножились синхронно с газетами) гневно выдвинул 9 (девять) аргументов против коротких юбок. Уж не припомню их все, но первым шёл 10-й пункт Моисеева декалога, направленный против чувства зависти: «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни  раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.  XX, 17).  Короткая юбка, видимо, возбуждает зависть к мужу дамы, надевшей эту юбку. Или к владельцу рабыни. Так? Мне трудно приравнять женщину к волу и ослу, но такова уж формулировка, не нами провозглашённая.

     Вышеупомянутый служитель Церкви, кажется, протоиерей уже, вообще-то окончил сельскохозяйственный институт. Лишь с изменением конъюнктуры на рынке труда оперативно получил дополнительную подготовку и рукоположение. Тем выше его авторитет! Его устами говорили и вера, и наука. Пусть хотя бы и С/Х наука, как она  называлась.

     Знаменательно, что идеологи любых направлений в обсуждаемых вопросах (и в других тоже) твёрдо стоят на фундаменте наличных в данный момент понятий, нравов, обычаев, моды. Так, даму или барышню, упакованную с протоиерейской точки зрения вполне приемлемо, средневековый блюститель церковных приличий счёл бы сущей блудницей: открыты лодыжки и даже икры! Ещё и в греховно-соблазнительных колготках или чулках. Интересно. Догматика всё та же, а мнения и точки зрения мутируют радикально. Что же именно их так мотает из стороны в сторону?  Живая жизнь, конечно. Или: догматика поворачивает на 180 градусов, соответственно и аргументация, а мнения и вкусы те же.

     Поэтому, IMHO, не следовало бы   н и к а к и е  мнения, вкусы и обычаи обосновывать догматически. Подсмеиваться будут. Так же точно, как ныне над упёртыми буквально до «не могу» марксистами.


Рецензии