О поступлении в МГУ имени Ломоносова
Осенью 1963 года Егор Суханов поступил заочно в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Получив приглашение на вступительные экзамены в МГУ, съездил туда, почувствовал вновь накал вступительных страстей теперь уже в главном вузе страны. Сначала намеревался поступать на факультет журналистики, но его напугал экзамен по иностранному языку, который был профильным, а с иностранным языком у Егора всегда были проблемы. Хотя все другие компоненты, необходимые для поступления на журфак у него были. В частности, еще в армии иногда печатался в окружной газете, и даже что-то, помнит, это было в грузинской газете «Заря Востока». Затем в Селидово был внештатным корреспондентом районной газеты «Заря», где было опубликовано значительное количество статей и множество заметок.
В Московском университете профилирующим экзаменом при поступлении на «журфак» был иностранный язык, который надо было сдать как минимум на четыре балла. На год раньше коллега Егора Евгений Старченко, работавший горным мастером, как и Егор, как раз ездил поступать в МГУ на факультет журналистики. Вернулся, как говориться, не «солоно хлебавши». Говорил, что получил тройку по немецкому языку, поэтому остальные экзамены не стал и сдавать.
Обдумав опыт Старченко, Егор решил поступать на экономический факультет. Там среди вступительных экзаменов не было иностранного языка. Правда, как и на факультете журналистики, был русский язык и литература устно и письменно. Письменного экзамена Егор не боялся, так как отлично писал все изложения и сочинения в школе и в техникуме. Побаивался в основном устного экзамена по этой дисциплине. Не боялся и истории. Так что вступительных экзаменов было не много, даже не было математики. Поэтому основным профилирующим экзаменом было сочинение, по которому судили, способен ли будущий специалист экономики к творчеству или не способен. Он оказался способен, потому что за сочинение «Горький – буревестник русской революции» получил фактически отличную оценку, правда, один балл был снижен за одну или две синтаксические ошибки. Его даже похвалил преподаватель, который вел консультацию по устному экзамену за творчество, проявленное в сочинении. Тем самым первый барьер был пройден успешно.
Сдав два других экзамена на «хорошо» был принят в университет. Дело в том, что в те годы учитывались не только оценки вступительных экзаменов, но прибавлялись к ним баллы по этим же дисциплинам в аттестате или в дипломе (у Егора все три оценки в дипломе были отличными) плюс приплюсовывался средний балл аттестата или диплома. В результате у него баллов при таком подсчете оказалось на два больше проходного балла. К тому же, тогда в первую очередь принимались лица, отслужившие в рядах Советской Армии. Так что в любом случае он был бы принят. Таким образом, первый же его «визит» в МГУ оказался удачным, и он понял, что МГУ – это его судьба. Так, собственно, и случилось.
Хождение по Москве во время вступительных экзаменов показало, что в СССР, как и было при И.В. Сталине, снова возник культ личности, но теперь уже Н.С. Хрущева. Об этом свидетельствовали его многочисленные портреты, развешанные по всей Москве. Он цитировался во всех газетах, журналах, научных изданиях, наряду с К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным.
Теперь, когда приходится встречаться со студентами и отвечать на вопрос, как он стал экономистом, всегда повторяет, что экономистом сделали его шахтеры. И это так действительно и было. Шахтеров всегда больше волновала не технология добычи угля, не техника безопасности и даже не организация труда, сколько величина их заработной платы. А сам Егор вначале шахтной карьеры сам почти не разбирался в экономике, потому что в техникуме практически не было экономических дисциплин, то он понимал, что ему надо самостоятельно начать изучение экономических дисциплин, а еще лучше поступить в вуз на экономическое отделение. Как не как, но горному мастеру, как руководителю шахтной смены, сразу же пришлось начислять рабочим заработную плату, назначать и подсчитывать им премии, и конечно, все претензии их были к нему. И чтобы грамотно «отбиваться» от шахтеров и объяснять им, почему у каждого у них неодинаковая зарплата, Егору пришлось хотя бы бегло изучить сначала отраслевую экономику, а затем первый том «Капитала» К. Маркса. И когда начинал что-то понимать в экономике, только тогда начал пользоваться авторитетом среди шахтеров. Кто из молодых специалистов этого не понимал, тот вынужден был уходить с руководства шахтерами. Так что получается, экономистом Егора «сделали» действительно шахтеры.
После зачисления в университет их разделили на группы и провели первую установочную сессию. Группы заочников-экономистов были примерно по тридцать человек. Уже на первой установочной сессии на Егора «положила глаз» Люда, а если точнее, то жгучая испанка, вывезенная из Испании в 1939 г. Случайно во время одной из лекций, они встретились взглядами и поняли какое-то влечение друг к другу. Для Егора было очень интересным – увидеть девушку, похожую то ли на цыганку, то ли на испанку. Что ее привлекло в Егоре, ему не известно. Но переглядываясь на лекции, в перерыве они с ней уже познакомились. Затем к ним присоединилась Наташа, такая пухленькая, невысокого роста, очень красивая выпускница одной из Московских средних школ. Она говорила, что является дочерью известной профессорши химии в МГУ. Для них с Людой это было полной неожиданностью: дочь профессора, и так просто и естественно ведет себя с ними (см. рассказ Он и она).
Свидетельство о публикации №225033101583
У нас в 1964 году была проведена городская олимпиада по математике
среди школьников 10-х классов от деканата МГУ. В то время было 11-ти классное образование.
Нужно было решить сложную задачу по математике. Победители направлялись без экзаменов доучиваться в 11-м классе интерната при МГУ с оплачиваемой стипендией. Затем они уже подготовленные и сдавшие успешно выпускные экзамены автоматически зачислялись в студенты МГУ. Так было задумано.
Мне тоже пришлось участвовать в олимпиаде. Задачку из городских школьников решили всего двое. Я и ученик из другого класса нашей школы. В ответе задачки я забыл поставить «плюс – минус», хотя задачку решил.
По прошествии времени ни сколько не жалею, что так получилось…
С уважением.
Анатолий Разумнов 31.03.2025 20:33 Заявить о нарушении
Анатолий Нестеров-Пантыльский 01.04.2025 09:19 Заявить о нарушении