Капля солнца в холодной воде
Из второй книги "Удивительные - рядом!"
БОльшаячасть гостей Петербурга спешит посетить, а бОльшая часть петербуржцев, посещает не по одному разу, что, конечно же, правильно, - Эрмитаж, Русский музей, музеи-заповедники Петергоф, Царское Село, Павловск, болееотдаленную Гатчину – все то, что принято считать «визитной карточкой» города. При том, что, если верить Википедии, в культурной столице России свыше двухсот музеев и их филиалов, а по другим источникам, более трехсот, и почти все они (за редким исключением) – берусь утверждать - достойны внимания. В том числе, и недавно открывшиеся.
Как-то так получилось, что открытие в октябре 2018-го года в Большом Гостином Дворе, на Перинной линии, «Музея янтаря Александра Крылова» оказалось вне зоны моего внимания. О чём особо жалею: не услышал янтарную скрипку – единственную в мире. Но и «молчаливой», по-моему, нельзя не восхититься…
Янтарная комната – как предтеча
Музей – авторский; в экспозиции «овеществлённо» представлен широкий спектр интересов, поисков и находок петербургского художника (в широком смысле слова) Александра Крылова.
- Александр Михайлович стоит у истоков новых направлений в янтарном искусстве, - говорит исполнительный директор музея Ульяна Шведчикова. – Доказательством тому – янтарные скульптуры, монументальные иконы. Ничего подобного нигде больше не увидите. Но особо хотелось бы отметить…
Умолчу о том, что «особо отметить» хотелось Ульяне Дмитриевне, поскольку, как мне кажется, эта «особость» касается всех до единого экспонатов. И шкатулки, и вазы, и настольные украшения, зеркала, пасхальные яйца, скульптурные портреты Леонардо да Винчи, Ван Гога, Дали, Чайковского, Петра Первого, панно «Александр Пушкин» и «Лев Толстой», настольный чернильный прибор в виде Московского Кремля. И, конечно же, крупноформатные иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери, Святого Николая Угодника, Царственных Страстотерпцев – семьи последнего российского императора; и невеликий по размерам макет Янтарной комнаты в Екатерининском дворце (в масштабе 1:20 к натуральной величине). Именно с мастерской Александра Журавлёва, Александра Крылова и Альберта Ванина и началось воссоздание этой жемчужины Царского Села, летней резиденции русских венценосцев. После открытия в 2003 году Янтарной комнаты Александр Крылов на десятилетие становится её хранителем. В общей сложности он посвятил ее созданию почти четверть века.
- Это был достаточно интересный этап моей творческой жизни, - убеждён Александр Михайлович. - Янтарная комната создавалась с «полного нуля». Сохранились только её черно-белые фотографии, цветная акварель художника Грехнева с изображением одного из элементов янтарного декора, цветной слайд 1930-х годов и несколько десятков мелких кусочков облицовки, которые осыпались ещё до начала Великой Отечественной войны и хранились в запасниках музея. Сотрудники НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела с помощью математических формул с точностью до миллиметра смогли определить высоту всех плоскостей и размеры рам, произвести массу других расчётов, без которых работа была бы невыполнима. Подобных изысканий в процессе воссоздания Янтарной комнаты было немало. Так что, нынешняя Янтарная комната не только плод петербургской школы художественной обработки янтаря, но и грандиозный научный проект.
Наравне с Фаберже
Как получилось, что «солнечный камень» стал судьбоносным для Александра Крылова, а работа с ним – делом его жизни? («Всем правит случай. Знать бы ещё, кто правит случаем», - писал Станислав Ежи Лец.) Архитектор по образованию (Крылов участвовал в проектировании Петербургского СКК), в свободное от основной работы время увлекался резьбой – по ракушкам, по камню, по янтарю. Благодаря таланту и мастерству, приобрёл известность в кругах людей, знающих в этом деле толк. Сорок лет назад, когда в Калининграде создавался музей янтаря, Крылову предложили сотрудничество.
- В антикварном мире практически нет старых предметов из янтаря. Надо было изготавливать «повторы», чтобы показать, что и как делали в ХVII–ХVIII веках, - рассказывает он.
Александр Крылов вёл различные реставрационные работы как в России (Эрмитаж, музеи-заповедники «Царское Село», «Петергоф»), так и в Западной Европе (Художественный музей г. Касселя, Национальный музей в Белграде) и т.д.
Александр Михайлович занимается изготовлением изделий из янтаря. Они демонстрируются в музеях и на выставках, реализуются на престижных аукционах мирового уровня. Янтарные шахматы в 2004 году на аукционе Sotheby's были проданы наравне с антикварными изделиями фирмы «Фаберже». Так что нет ничего удивительного в том, что однажды Крылов подумал: а не пора ли создать постоянную экспозицию - музей?
На вопрос автора этих строк, почему музей «именной», Александр Михайлович ответил:
- Сейчас в нашем городе много магазинов, магазинчиков, лавок, торгующих янтарём, которые называются музеями. В Музее янтаря Александра Крылова, во-первых, все работы – авторские, созданные в единственном экземпляре, во-вторых, они не продаются. Почему не продаются? Потому что – музейные экспонаты.
Возможности безграничны
- Александр Михайлович, с какой целью вы создавали музей?
- С просветительской. Я хочу показать, что можно сделать из янтаря. В художественном отношении янтарь – уникальный минерал. Это единственный камень, который может работать с тканью, с кожей, с жемчугом, с металлом. Благодаря своей полупрозрачности, мягкому цвету,он подтягивает и «соседа». Может облагородить всё, что рядом. Он может работать как в миниатюре, так и монументально. Это крайне редкое сочетание. Другой подобный материал трудно назвать. Люди должны знать, что янтарь это не только «бусики», и не только Янтарная комната, о которой слышали во всем цивилизованном мире, но не так много людей видели. Из янтаря можно сделать очень много разнообразных и красивых предметов. Я специально работаю в разных стилях. Чтобы показать: возможности янтаря безграничны. Сейчас никто не занимается развитием янтарного искусства, поиском новых форм и направлений. Почему? Наверное, прежде всего, потому что занятие это очень трудоёмкое. Это путь поисков и ошибок, неудач и удивительных открытий. Первопроходцам всегда трудно. В разы легче, да и значительно прибыльнее изготавливать бусы и прочие сувениры.
Я представитель петербургской школы обработки янтаря, и мне хочется, чтобы она имела продолжение.
Девятое чудо света
- Государство наше в янтаре не ограничено - 90% мирового янтаря у нас, в России, - продолжает Александр Михайлович.- Его можно – как из трубы качать. Под Калининградом в посёлке Янтарный ведутся единственные в мире промышленные разработки. Комбинат сейчас добывает то ли 400, то ли 500 тонн в год. Это очень много. Промышленный янтарь – наиболее качественный. К сожалению, этот удивительный минерал используется не так хорошо, как бы хотелось.
Я предлагал в Калининграде (Калининград – вотчина янтарная!) создать Янтарные палаты. Если рассматривать проект с точки зрения частного бизнеса, то реализация его дороговата, а если с точки зрения государства, то рентабельность будет – как у Янтарной комнаты. Я говорил с губернатором региона, когда он ещё был временно исполняющим обязанности, он проявил интерес, но дальше этого дело не пошло.
- Если не получается в Калининграде, почему бы не создать Янтарные палаты в Петербурге?
- Можно и в Петербурге. Было бы хорошо, если бы губернатор, которого мы выберем, заинтересовался этой темой. В самом деле, можно было бы создать достойное произведение искусства.
- Навскидку скажете, где они могли бы быть? Наверняка, в каких-то исторических зданиях.
- Совсем не обязательно. Это может быть и историческое, и вновь построенное здание. Проект, который я предлагал Калининграду, предполагалось разместить в одном из фортов. (Калининградский музей янтаря находится в крепостной башне.) Под Петербургом, в Кронштадте тоже есть форты. Янтарную комнату называют «восьмым чудом света». Если бы государство пошло навстречу, мы в Петербурге создали бы девятое.
Кремлевский мечтатель
Александр Крылов фонтанирует идеями, которые даже на первый взгляд не кажутся несбыточными:
- Кремлевскую Грановитую палату знают все. А почему там не быть Янтарному залу? Президент присягает на Конституции, лежащей на какой-то деревянной трибуне. Почему бы ей не быть из янтаря? Я сделал проект кресла президента (он представлен в экспозиции), в декоре которого отражены десять основных событий истории российской и портреты великих наших сограждан. Во всяком случае, если бы там, наверху, заинтересовались моими идеями, появились бы красивые и необычные элементы в оформлении церемонии вступления президента во власть, вручения послам верительных грамот, проведения других государственных актов. Ведь янтарь – это, действительно, «бренд» России.
…Кстати, в молельной комнате в резиденции президента России в Московском Кремле находятся семь икон, выполненных в технике флорентийской мозаики из янтаря и цветных камней реставраторами Янтарной комнаты.
И еще. В Музее янтаря Александра Крылова проходят музыкальные вечера с «участием» единственной в мире «играющей» янтарной скрипки. Когда ближайший? Сотрудники музея советуют «следить за обновлениями информации на официальном сайте».
2019 г.
досье
Крылов Александр Михайлович
родился в 1953 году в Ленинграде.
окончил Ленинградский инженерно-строительный институт
Заслуженный художник Российской Федерации
Художник-реставратор высшей категории
Заслуженный ювелир России
Член Всемирного Совета по янтарю
Среди его наград – медаль «За вклад в наследие России», Орден Карла Фаберже с лаврами, орден Почета, медаль Российской Академии художеств «Достойному».
Автор выражает признательность за предоставленную возможность встретиться с Александром Крыловым руководителю пресс-центра «Интерфакс-Северо-Запад» Татьяне Валович.
Свидетельство о публикации №225033101782